Концепция бухгалтерской отчетности.

Состав и содержание бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:
• бухгалтерского баланса (ф. 1);
• отчета о прибылях и убытках (ф. 2);
• отчета об изменениях капитала (ф. З);
• отчета о движении денежных средств (ф.4);
• приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);
• пояснительной записки;
• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

В бухгалтерской отчетности после ее утверждение возможно изменение данных, в которых были обнаружены искажения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, недопустим.
Организации по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
Отчетный год для всех организаций — с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:
участникам или собственникам их имущества;
территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;
другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности.

Государственные и муниципальные унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30-ти дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90-ти дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60-ти дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в вышеуказанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. При наличии технических возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе отчетной информации.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.
Датой представления бухгалтерской отчетности для одногородней организации считается день фактической передачи ее по принадлежности, а дляиногородней — дата ее почтового отправления. Когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день. Организации публикуют бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества (если таковые имеются), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Бухгалтерский баланс.

Обобщение данных бухгалтерского учета производится с помощью бухгалтерской отчетности, основными формами кото­рой являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убыт­ках.

Бухгалтерский баланс — сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине имущества и обяза­тельств организации в едином денежном измерителе на конкрет­ный момент времени.

Баланс является отчетным документом и составляется на последний календарный день отчетного периода. Представляет он собой двустороннюю таблицу. Левая сторона баланса называ­ется активом, а правая — пассивом. Активы — это то, чем пред­приятие владеет; пассивы — это то, что предприятие должно. Пассивы показывают, сколько денег было получено организаци­ей, активы — как она использовала полученные средства, во что она их вложила.

В активе баланса показываются имущество и обязательства организации (отвечают на вопрос: "что это?''), которые включа­ют в себя: основные средства, нематериальные активы, капиталь­ные вложения, финансовые вложения, запасы, денежные сред­ства, дебиторскую задолженность и др.

В пассиве баланса показываются источники имущества и обязательств организации (отвечают на вопрос: "чье это?"), которые включают в себя: собственные имущество и обязатель­ства организации (уставный капитал, нераспределенную при­быль, фонды и резервы специального назначения) и заемные имущество и обязательства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, другие заемные средства, кредиторскую задол­женность).

Имущество и обязательства и источники имущества и обяза­тельств.сгруппированы в балансе в разделах и статьях. Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Это вытекает из принципа построения баланса: в активе и пассиве отражаются одни и те же имущество и обязательства организации, но рас­смотренные с двух сторон (по составу — в активе, по источни­кам — в пассиве).

Отчет о прибылях и убытках.

Основное назначение отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. Отчет состоит из четырех граф: наименование показателя, код, за отчетный период и за аналогичный период предшествующего года.

В отчете отсутствуют показатели налогового характера, которые по своей сути не могут быть предметом этой формы. При этом расширен состав таких показателей, как:

• валовая прибыль;

• прибыль (убыток) от продаж;

• прибыль (убыток) до налогообложения;

• прибыль (убыток) от обычной деятельности;

• чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).

Отчет о прибылях и убытках состоит из четырех разделов:

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности (показатели 1, 2, 3, 4, 5, 6).

II. Операционные доходы и расходы (показаетли 7, 8, 9, 10, 11).

III. Внереализационные доходы и расходы (показатели 12, 13,14,15,16).

IV. Чрезвычайные доходы и расходы (показатели 17, 18,19).

Он содержит следующие показатели:

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка).

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).

3. Валовая прибыль.

4. Коммерческие расходы.

5. Управленческие расходы.

6. Прибыль (убыток) от продаж.

7. Проценты к получению.

8. Проценты к уплате.

9. Доходы от участия в других организациях.

10. Прочие операционные доходы.

11. Прочие операционные расходы.

12. Внереализационные доходы.

13. Внереализационные расходы.

14. Прибыль (убыток) до налогообложения.

15. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

16. Прибыль (убыток) от обычной деятельности.

17. Чрезвычайные доходы.

18. Чрезвычайные расходы.

19. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).

Содержание отчета рассматривается по отдельным показателям последовательно.

№51. Система законодательно-нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 15 ПБУ.

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. Речь идет в первую очередь о разработке отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированиюсебестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности.


52. Организация оплаты труда.

Под оплатой труда (заработной платой) принято понимать вознаграждение, установленное работнику за выполнение трудовых обязанностей.
Оплата труда каждого работника определяется работодателем в зависимости от количества и качества выполняемой работы и максимальным пределом не ограничивается.
Дифференциация размеров оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности, содержания и результатов труда работника.

При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если работодатель сочтет такую систему наиболее целесообразной.
Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия, учреждения, организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

Под основной заработной платой принято понимать:
• выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате;
• доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и в праздничные дни и др.;
• оплата простоев не по вине работника;
• премии, премиальные надбавки и др.

К дополнительным выплатам за неотработанное время, предусмотренным законодательством о труде и коллективными договорами, относятся:
• оплата времени отпусков;
• оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей;
• оплата перерывов в работе кормящих матерей;
• оплата выходного пособия при увольнении и др.

Организация оплаты труда на предприятии определяется тремя взаимозависимыми элементами:
• тарифной системой;
• нормированием труда;
• формами оплаты труда.

Тарифная система позволяет качественно оценить труд, нормирование - учесть количество затраченного труда, а формы - определить порядок расчета заработной платы.

Тарифная система служит основой организации заработной платы рабочих и служащих и строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих и формы оплаты труда.

Нормирование труда предусматривает установление меры затрат труда на изготовление единицы изделия (шт., м, т), за единицу времени (час, смену, месяц) или выполнение заданного объема работы в определенных организационно-технических условиях.

Нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания, численности и другие нормы) устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Норма выработки устанавливает количество натуральных единиц продукции (шт., м, т), которое должно быть изготовлено и получено в нормальных условиях работы за единицу времени (час, смену, месяц).

Норма времени предусматривает время, необходимое для выполнения работы в определенных организационно-технических условиях (мин., ч).


53. Порядок начисления средств на оплату труда.

Существует 2 основные формы:

· Сдельная- за кол-во выаущенной продукции

· Повременная: устанавливается за проработанное время

Существует прямая сдельная и сдельнопремиальная (за перевыпрлнения плана и улучшения качества продукции)

Потолок заработной платыне устанавливается, а низкий уровень ограничен МРОТ (4600р)

Расходы на заработную плату относятся на издержки производства. ЗП начисляется на 70 счет,счет пассивный

Д20-К70 - зп на производство

Д26-К70 – ЗА на управленческий персонал

Из ЗП удерживается НДФЛ = 13% Проводка Д70-К68

Начисления ЗП несет от работодателя отчисления 30%-страховые взносы.

В пенсионный – 22%, в фонд соц страхования – 2,9%. В фонд ОМС-5,1%.

Страховые взносы относят в дебит того же счета, и ЗП, то есть:

Д20 К69 – производство,

Д26К69- управл.персонал


54. Расчет и учет удержаний из заработной платы.
Существует 2 основные формы:

· Сдельная- за кол-во выаущенной продукции

· Повременная: устанавливается за проработанное время

Существует прямая сдельная и сдельнопремиальная (за перевыпрлнения плана и улучшения качества продукции)

Потолок заработной платыне устанавливается, а низкий уровень ограничен МРОТ (4600р)

Расходы на заработную плату относятся на издержки производства. ЗП начисляется на 70 счет,счет пассивный

Д20-К70 - зп на производство

Д26-К70 – ЗА на управленческий персонал

Из ЗП удерживается НДФЛ = 13% Проводка Д70-К68

Начисления ЗП несет от работодателя отчисления 30%-страховые взносы.

В пенсионный – 22%, в фонд соц страхования – 2,9%. В фонд ОМС-5,1%.

Страховые взносы относят в дебит того же счета, и ЗП, то есть:

Д20 К69 – производство,

Д26К69- управл.персонал

№55. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Дебиторская задолженность (ДЗ)- задолженность другой организации, работников и физ.лиц данной орг-ции. Кредиторская (КЗ) - задолженность данной орг-ции другим орг-циям, работникам и физ.лицам, к-рые называются кредиторами.

ДЗ и КЗ по сфере возникновения подразделяются: 1. З-ть, обусловленную процессами основной деятельности орг-ции (задолженность покупателей и задолженность перед поставщиками; учитывается на счетах:62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

2. З-ть по другим операциям. К ДЗ относятся: а)авансы, выдаваемые физ.лицами (Сч.71); б) суммы по предъявленным претензиям и судебным искам (Сч.76,субсчет 76-2); в) З-ть раб-ков орг-ции по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (Сч.73); г) З-ть учредителей по вкладам в уставный капитал (Сч.75, субсчет 75-1); д) З-ть по прочим операциям (Сч.76). К КЗ относится: а) З-ть по различным платежам в бюджет (Сч.68); б) З-ть по платежам в фонд соц.страхования, пенсионный фонд, фонд мед.страхования (Сч.69); в) З-ть страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования (Сч.76, субсчет 76-1); г) обязательства по выплате дивидендов (Сч.75, субсчет 75-2); д) З-ть по операциям некоммерческого характера (Сч.76).

ДЗ отражается в активе баланса обособленно в зависимости от сроков ее погашения (в теч.12 месяцев или более чем 12 мес.), КЗ фиксируется в пассиве баланса.

Расчеты между орг-циями осуществляются преимущественно в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций. Формы расчетов: 1.платежные поручения (ПП); 2.по аккредитиву (АК.); 3.чек; 4.инкасо. ПП– владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Они используются для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, в целях оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги поставщикам и подрядчикам. ПП действительно в теч.10 дней со дня выписки. ПП считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя. АК.-банк (банк-эмитент) по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение банку обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя. Ак.форма применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. Деньги начисляются после предъявлении поставщиком своему банку товарно-транспортых накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров. Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Расчеты по инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

При отсутствии свободных денеж. средств возможно использовать товарообменные операции и взаимный зачет (взаимные задолженности).

Контроль за состоянием расчетов с Д и К осуществляется с помощью инвентаризации расчетов. Она заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бух учета. Инвентар.комиссиейстанав-ся правильность: 1.расчетов с банками, финанс., налогов.органами, внебюджетными фондами, др.орг; 2.числящейся в бух учете суммы З-ти по недостачам и хищениям; 3.сумм ДЗ и КЗ, по к-рым истекли сроки исковой давности (3 года). ДЗ (срок исковой давности истек), др.долги, не реальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании приказа рук-ля орг-ции. Списание ДЗ (до истечения искового срока) на основании док-тов, подтверждающих нереальность взыскания З-ти, приказа рук-ля отражается по Д-ту сч.91, субсчета 91-2 и по К-ту сч.62, сч.76. Списание КЗ на основании приказа рук-ля по Д-ту сч.60, сч.76 и К-ту сч.91, субсчет 91-1.

Наши рекомендации