Схема 3. Процедура учетного процесса
Объектами бухгалтерского учета являются:
· имущество организации ¾ нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства;
· права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);
· обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);
· собственные источники формирования имущества организации — уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, прибыль;
· хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах организации. Хозяйственные операции могут совершаться:
- между объектами учета внутри организации;
- между организацией и сторонними организациями и физическими лицами.
Основными задачами бухгалтерского учета являются :
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
· обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Основные нормативные документы:
1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96г. № 129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1.Принят Государственной Думой 21.10.94г.
1.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации состоит из четырех уровней.
Первый (законодательный) уровень представлен Федеральными законами, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются федеральные законы “О бухгалтерском учете”, “Об акционерных обществах” и другие. Федеральным законом “О бухгалтерском учете” общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета Центральному банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.
Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету: “Учетная политика предприятия” ПБУ 1/98, “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94, “Учет активов и обязательств , стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000, “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99; “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01; “Учет основных средств” ПБУ 6/01; “События после отчетной даты” ПБУ 7/98; “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98; “Доходы организации” ПБУ 9/99; “Расходы организации” ПБУ 10/99; “Информация об аффилированных лицах” ПБУ 11/2000; “Информация по сегментам” ПБУ 12/2000; “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000; “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000 ; “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” и др.
Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и т.п. методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации и другие.
Четвертый уровень составляют организационно–распорядительные документы, формирующие учетную политику организации, которые разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по заказу организации. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций непосредственно для данной организации.
1.3. Принципы и правила ведения бухгалтерского учета
В соответствии с законом “О бухгалтерском учете” в Российской Федерации применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах. Элементами данной системы являются следующие:
· документирование и инвентаризация (способы первичного наблюдения);
· оценка и калькулирование (способы стоимостного измерения);
· счета бухгалтерского учета и двойная запись (способы текущей группировки);
· баланс и отчетность (способы итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).
Совокупность указанных элементов составляют метод бухгалтерского учета. Содержание элементов бухгалтерского учета рассмотрим ниже.
При выборе способов ведения бухгалтерского учета в организации (формировании учетной политики организации) руководствуются следующими основными допущениями и требованиями (принципами).
При формировании учетной политики предполагается ряд допущений:
1) имущественной обособленности организации, т.е. имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников;
2) непрерывности деятельности организации, т.е. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности;
3) последовательности применения учетной политики, т.е. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
4) временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:
1) полноты, т.е. учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
2) своевременности, т.е учетная политика должна обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
3) осмотрительности, т.е. учетная политика должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
4) приоритета содержания перед формой, т.е. учетная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
5) непротиворечивости, т.е. учетная политика должна обеспечивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
6) рациональности, т.е. учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Порядок формирования учетной политики организации приведен в разделе 1.4.