Учет фондов и резервов: учет резервов по сомнительным долгам
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный договором срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. С 2011 года организации, у которых имеются сомнительные долги, теперь обязаны создавать резервы. Резерв сомнительных долгов создается в течение отчетного года. С этой целью проводится инвентаризация дебиторской задолженности. В ходе инвентаризации расчётов с дебиторами производится взаимная сверка данных с конкретными организациями, организациями и отдельными лицами. Сверка расчетов осуществляется с помощью писем или выезда работника бухгалтерии в организацию, числящуюся дебитором. В последнем случае по результатам взаимной сверки расчетов составляется акт. По результатам всех проверок расчетов определяется величина каждого сомнительного долга и предоставляется на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которая устанавливает финансовое состояние должника и оценивает вероятность погашения долга полностью или частично. Решение комиссии оформляется протоколом м заключением о величине создаваемого резерва сомнительных долгов. Учет ведется на пассивном счете :№ «резервы по сомнительным долгам».
СН - сумма созданных резервов на начало месяца
По кредиту:
Образование резервов в течение отчетного года – Д 91.2 К 63
По дебету:
Списание неиспользованного резерва в конуе года, следующего за годом его создания – Д 63 К 91.1
СК – сумма созданных резервов на конец периода
Создан резерв – Д 91.2 К 63
Списание дебиторской задолженности, которую нельзя востребовать – Д 63 К 62, 76
В течение 5 лет безнадежные долги учитываются на забалансовом счете 007 « списанная в убыток задолженность»
Зачисление на расчетный счет ранее списанных безнадежных долгов – Д 51 К 91.1
По окончании отчетного года сумма резервов, созданная в предшествующем отчетном году и не использованная в отчетном периоде, присоединяется к прибыли отчетного года – Д 63 К 91.1
Для целей начисления налога на прибыль резерв по сомнительным долгам создается в другом порядке. Сомнительным долгом признается задолженность перед налогоплательщиком, возникшая только в связи с реализацией товаров, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам и суммы отчислений в эти резервы включать в состав внереализационных расходов в течение отчетного периода.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется сл образом: по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней – в сумму резерва включается полная сумма выявленной задолженности; со сроком 45-90 дней – в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной задолженности; до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного периода. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ
Согласно НКРФ налоги и сборы делятся: федеральные, региональные, местные.
Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственном ведение или оперативном управлении денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Признаки налога: отчуждение принадлежащей налогоплательщику собственности; принудительный характер его установления; индивидуально-безвозмездный платеж; безвозвратность его взыскания.
Сбор – обязательный взнос, взымаемый с организаций и физ лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юр значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Федеральные налоги: НДС; акцизы; НДФЛ; НДПИ; гос пошлина; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
Региональные налоги: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соот с НКРФ. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физ лиц.
Начисление земельного налога – Д 20, 26 (;44) К 68
Для детализации учета налогов и сборов к счету 68 открываются субсчета:
68.1 – расчеты по НДС
68.2 – расчеты по налогу на прибыль
68.3 – расчеты по НДФЛ
НДС, акцизы относятся на счетахпродаж – Д 90, 91 К 68
Налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, налог на воду, сборы загрязняющих веществ в окружающую среду – Д 08,20,23,25,26,29 97 44 К68
Начисление налога на рекламу, на содержание жилищного фонда – Д 91 К 68
Налог на имущество – Д 91 К 68
Налог на прибыль – Д 99 К 68
НДФЛ – Д 70 К 68
Штрафные санкции – Д 73 К 68
Перечисление в бюджет налогов и сборов – Д 68 К 51
Перерасчет с бюджетом – Д 51 К 68