Особенности учета с учредителями
Все виды расчетов с учредителями (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, чип, кооператива и др.) по вкладам в уставный капитал организации по выплате доходов и т.п. учитывают на счете 75 «Расчеты и учредителями».
К счету 75 могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал
2 «Расчеты по выплате доходов» и др.
При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал дебетуют счет 75-1 и кредитуют счет 80 «Уставный капитал».
Фактически внесенные вклады учредителей отражают по дебету соответствующих материальных, денежных и других счетов (10, 15, 51, 50 и др.) и кредиту счета 75-1.
Основные средства и нематериальные активы при внесении их в качестве вкладов в уставный капитал организации предварительно отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При этом на стоимость внесенных активов составляют бухгалтерские записи:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Дебет счета 04 «Нематериальные активы»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность организации в счет вкладов в уставный капитал, осуществляется по договорной стоимости, а имущества предоставленного в пользование организации, — в оценке, определенной исходя из арендной платы
Начисление доходов от участия в организации отражают по по кредиту счета 75-2 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль непокрытый убыток)».
Начисление доходов от участия в организации работникам организации отражают по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебету счета 84.
При начислении дивидендов с юридических и физических лиц удерживают налог на доход. Начисленные суммы налога отражают по дебету счетов 75 или 70 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Выплаченные участникам организации суммы доходов списывают с кредита счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» или 52 «валютные счета» в дебет счетов 75 или 70. При выплате доходов продукцией (работами, услугами) организации их списывают с кредита счета 90 «Продажи» в дебет счетов 75 или 70.
Основные проводки по счету 75 «Расчеты с учредителями»:
49. Формы бухгалтерского учета. Учетные регистры, их назначение и построение.
Таким образом уч.регистры предназначены для систематизации и накопления информации,содержащейся в отработанных первичных документах.Для отраженияинформации на счетах б.у. и бух.отчетности.Они необходимы для создания информационной базы управления деятельностью организации.Классифицируются по след.признакам:
-по способу составления.(ручная/автоматическая)
-по характеру записей(хронологические/систематические/комбинированные(хрон+сист))
-по объему содержанияхоз.органиции(синтетического-по синтетическим счетам,шахматная формаДебетуемые счета располагаются в строках, кредитуемые в столбцах. Каждая хоз.операция записывается по дебету одного счета и по кредиту другого. Сумма хоз.операций записывается в пересечении Д и К и учитывается дважды по Д одного и по К другого. Разновидностью шахматной формы явл-ся журнал-ордер, кот. позволяет записать в один прием сумму по Д и К счетов. Но в отличие от шахматной формы в журнале-ордере сумма кредитового оборота по конкретному синтетическому счету накапливается в одном журнале-ордере, а сумма дебетового оборота в ведомости к этому журналу-ордеру.
/аналитического/комплексные)
-по форме строения(односторонние-это карточки для учета расчетов мат.ценностей,в кот.показатели расположены в одной строке и объединены в отдельные графы дебетовых и кредитовых записей/
2-сторонние- регистры в виде книг,где счет открывается на двух развернутых страницах.на левой стороне Д,на правой К.Они исп-ся в синтетическом и аналитическом учете,при мемориально-ордерной форме учета.
/многографные-исп-ся для учета операций,сумму которых необходимо учитывать по отдельным элемента ,подразделения участков и складов/количественно-суммовые /количественные/контокоректные/ шахматные.
Форма бухгалтерского учета — это определенная система построения и сочетания учетных регистров, последовательности и способов записей в них.
Мемориально-ордерная форма учета предполагает раздельное ведение хронологических и систематических записей;учетный процесс осуществляется след.образом:мемориальные ордера, составляемые на основании первичных документов и оформленные бух.проводки регистрируются в спец.журнале.Это хронологический учет.И на их основе ведется главная книга.Это уже систематическийучет. В конце месяца составляют оборотную ведомость по счетам синтетического и аналитического учета и производят взаимосверку.
Журанально-ордерная.При использовании этой формы данные первичных документов систематически накапливаются в журналах-ордерах и вспомогательных ведомостях.Ж-ордера составленные по кредитовому принципу открываются на отчетный период на отдельный синтетический счет или группу счетов.Записи в ж-ордерапроизводят на основании первичных документов в хронологическом порядке,либо со вспомогательных ведомостей.
Упрощенная форма учета.При ней используемой только на малых предприятиях применяется книга учета хоз.операций,в кот.каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера,суммы и содержания сразу отражается на счетах бух.учета.
Форма б.у. с применением программных документов.Автоматизация системы б.у. ведется за счет внедрения отдельных программных комплексов,полностью автоматизирующих отдельные участки учета, что позволяет очень сильно облегчить труд бухгалтера и избавить его от рутины.Внедрение автоматизации позволяет более оперативно вести б.у.,выводить оперативную информацию за определенный период времени;быстрый поиск и выведение необходимой экономической нормы.Специализированные бух.программы отечественных фирм стали появляться с 1994 года .первыми были 1С-бухгалтерия,финансы без проблем,турбобухгалтер.
50. Организация учета движения нематериальных активов
К нематериальным активам относят долгосрочные неосязаемые активы, которые не имеют материальную форму, но приносят доход предприятию. Их ценность - в долгосрочных правах или преимуществах, которые они дают владельцу. Примеры нематериальных активов: патенты, авторские права, лицензии, торговые марки, права на пользование материальными ресурсами, программные продукты и др.
В БУ - нематериальные активы учитываются по стоимости их приобретения, которая определяется:
1. По цене договоренности сторон, например, когда учредитель осуществляет вклад в уставной капитал.
2. По фактической стоимости приобретения, когда нематериальные активы приобретаются у других лиц за плату.
3. По цене, установленной экспертной оценкой, когда нематериальные активы поступают безвозмездно.
Первичный учет нематериальных активов осуществляется на основании:
– свидетельств на право пользования,
– актов приемки работ по разработке программного обеспечения,
– протоколов о внесении нематериальных активов,
– протоколов о собрании учредителей,
– патентов и др.
Аналитический учет нематериальных активов ведется по их видам в карточках формы ОС6 и в ведомости №17, где отражается наименование объекта, первоначальная стоимость, технико-экономическая характеристика, срок полезного действия объекта (тк на него начисляется износ) и др.
Синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счете 04 “Нематериальные активы”, счет активный, Сд показывает наличие нематериальных активов.
По Д04 - поступление нематериальных активов в корреспонденции с:
– К08 “Капитальные вложения” при приобретении за плату,
– К87 “Добавочный капитал” при безвозмездном поступлении или субсидиях государства.
По К04 - выбытие нематериальных активов:
– Д48 “Реализация прочих активов” при списании, реализации или безвозмездной передаче нематериальных активов. Одновременно отражается износ Д05 “Амортизация нематериальных активов” К48.
Д48 К68 “Расчеты с бюджетом” - начисление НДС.
Нематериальные активы
52. Синтетический и аналитический учет. Их взаимосвязь.
Hа синтетических бухгалтерских счетах, учет ведется в обобщенном виде. Hапример, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражает задолженность всем поставщикам, с которыми предприятие ведет расчеты. Hа счете «Материалы» отражается общая стоимость материала находящегося на всех складах. Обобщенные данные необходимы для контроля за общим движением средств и их источников. Кроме того, обобщенное сальдо нужно для составления бухгалтерского баланса. Счета, на которых ведется обобщенный учет средств и их источников, называются синтетическими, а учет на них синтетическим. (Слово «синтез» означает «обобщение, объединение»). Синтетический учет ведется только в денежном измерителе.
Для контроля за выполнением плановых показателей, за сохранностью имущества, состоянием расчетов, данных синтетического учета недостаточно. Например, из данных синтетического учета невозможно узнать, сколько материалов поставил конкретный поставщик, кому из поставщиков перечислены денежные средства. Также невозможно определить, кто несет материальную ответственность за определенные материально-производственные запасы, принадлежащие организации. Более детальную и конкретную информацию об имуществе организации, а также источниках его образования можно получить из данных аналитических счетов.
Аналитические счета представляют собой составные части тех синтетических счетов, куда они входят. Они открываются к счетам синтетического учета по мере необходимости.
Другими словами, синтетические счета необходимы для обобщения однородных объектов бухгалтерского учета, а аналитические – для отражения более детализированной и подробной информации. Сумма сальдо, дебетовых и кредитовых оборотов, по аналитическим счетам должны быть равны сальдо и соответствующим оборотам того синтетического счета, к которому они открыты. В этом состоит взаимосвязь синтетических и аналитических счетов. Количество и уровни, открываемых аналитических счетов определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно, исходя из потребностей финансово-хозяйственной деятельности и потребностей управления.
53. Учет потерь от брака и от порчи ценностей
Наряду с производственными затратами в процессе производства могут возникать и непроизводственные расходы, увеличивающие себестоимость продукции, работ, услуг. К ним относят потери от брака, от простоев.
Учет потерь производства позволяет определить их размер, выявить причины, виновников и суммы, подлежащие возмещению.
Брак - продукция, которая в силу имеющихся дефектов не может быть использована по ее прямому назначению.
Различают брак:
а) исправимый — дефекты устранимы, изделия могут быть использованы по назначению, и исправление их экономически целесообразно;
б) неисправимый — дефекты неисправимы.
В зависимости от места обнаружения различают брак:
• внутренний — выявленный на предприятии;• внешний — выявленный потребителями.
Неисправимый брак оформляется актом о браке, который составляется работником отдела технического контроля (ОТК), мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака.
При наличии производственного брака на счете 28 «Брак в производстве» выявляются окончательные потери от брака. Такие потери определяются путем сопоставления себестоимости
забракованной продукции и расходов по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и возмещениями, удержанными с виновников брака. Окончательные потери от брака, определенные по счету 28 «Брак в производстве», списываются:
Д-т 20 «Основное производство»
К-т 28 «Брак в производстве».
Прочие удержания из заработной платы отражаются бухгалтерскими записями:
Удержано с виновников брака — Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т 28 «Брак в производстве».
Учет потерь от порчи и недостач материальных ценностей в производстве
В бухгалтерском учете недостачу имущества и его порчу в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства или обращения .
ДТ 20, 23, 25, 26, 44 КТ 94 – отражена сумма недостачи в пределах норм естественной убыли.
О суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей используют счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». На этом счете учитывают недостачи и потери от порчи материальных и иных ценностей, выявленные в процессе их заготовления, хранения и продажи, подлежащие отнесению на счета учета затрат на производство, расходов на продажу и на виновных лиц. Потери ценностей, возникающие в результате стихийных бедствий, относят на счет 99 «Прибыли и убытки».
В дебет счета 94 с кредита счетов недостающих или полностью испорченных ценностей списывается их фактическая себестоимость (по товарно-материальным ценностям) или остаточная стоимость (по основным средствам и нематериальным активам). По частично испорченным материальным ценностям в дебет счета 94 списывают сумму определившихся потерь.
При выявлении недостач или порчи при приемке материальных Ценностей от поставщиков сумму недостачи в пределах предусмотренных в договоре величин покупатель относит при оприходовании ценностей в дебет счета 94 с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Учет использования прибыли
Прибыль организации, полученная в отчетном периоде, используется на уплату в бюджет налога на прибыль, а также прочих налогов и сборов, производимых за счет остающейся в распоряжении организации прибыли.
Акционерные общества в соответствии с законодательством, а другие — в соответствии с учредительными документами образуют резервный капитал за счет прибыли, остающейся в их распоряжении. Кроме того, если учредительными документами предусмотрено образование фондов, то остающаяся в распоряжении организации прибыль распределяется в фонды потребления и накопления по установленным учредителями нормативам.
Порядок использования прибыли организации таков.
(+) Прибыль отчетного периода (балансовая прибыль)
(-) Налог на прибыль по установленной ставке
(-) Арендная плата (за вычетом амортизационных отчислений) арендных предприятий
(-) Прочие налоги и сборы:
сбор за право торговли
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей и др.
штрафные санкции, взыскиваемые налоговыми органами, ГКАП России, Госстандартом России и другими организациями
другие налоги и сборы
(=) Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(=) Нераспределенная прибыль отчетного года
прибыль от обычных видов деятельности Д90 К99; Д91 К99
убыток от обычных видов деятельности Д99 К90; Д99 К91
начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли+ налоговых санкций: Д 99 К 68 или убыток Д68 К99
оприходованы материалы, оставшиеся после списания непригодного к восстановлению имущества предприятия Д10 К99
отражена сумма полученного предприятием страхового возмещения: Д 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» К 91
акт инвентаризации; счета подрядчиков за выполненные работы по ликвидации последствий стихийных бедствий; выписки из расчетного счета об оплате расходов по ликвидации последствий стихийных бедствий; др
Д 91-2 «Прочие расходы» К 10,43,41,60,70,69,51
Налог на прибыль Д 99 К 68
На сумму чистой прибыли, направленной на формирование РК Д84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К 82
чистая прибыль направлена на погашение убытков прошлых лет Д84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» субсчет «Нераспределенная прибыль» К 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» субсчет «Непокрытый убыток».
57. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (63)
Финансовые результаты деятельностипредприятия характеризуются суммой полученной прибыли. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
58. Документация как прием бухгалтерского учета
Документация — это первичная регистрация хоз. опер.с помощью док-тов в момент и в местах их совершения.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хоз. операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Примерами первичных документов являются:
- чек
- накладная
- банковская выписка
- авансовый отчет
- ведомость на выдачу зарплаты
- ПКО и РКО
- акт выполненных работ и т.д.
Договор не является первичным документом: он может быть не выполнен, выполнен в другие сроки и за другую цену.
59. Учет амортизации основных средств. Способы начисления амортизации
Начисление амортизации ОС отражается на счете 02 "Амортизация основных средств". На этом счете учитывается амортизация:
- - собственных основных средств;
- - ОС, сданных в аренду.
Способы амортизация ОС (отражаются в учетной политике):
- Линейный-годовую сумму амортизац-ых отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости объекта,срока полезной эксплуатации и нормы аморт-ции.Пример.покупаем объект за 50 000.срок пол.исп-ия=3 года;50 000/3=16 666-столько теряем за год.
- уменьшаемого остатка;Погодовую сумму ам-ции определяют исходя из остаточной стоимости объекта начального подотчетного периода.
по сумме чисел лет срока полезного использования;состоит в том, что на каждый год амортизации амортизация определяется умножением первоначальной стоимости объекта на коэффициент. Величина коэффициента определяется для каждого года эксплуатации как отношение числа лет остающихся до конца срока службы объекта к сумме чисел лет полезного использования. Например для 5 годичного срока использования ОС сумма годичных чисел равна 5+4+3+2+1=15, а коэффициент амортизации износа для третьего года равен 3/15=0.2.
пример.те же условия.3 года это 1+2+3=6
(50 000/3-число лет остающихся до срока службы)/6=25 000
(50 000/2)/6=16 666
(50 000/1)/6=8 333
- пропорционально объему продукции (работ).(120 000-цена/150 000-штуки )*100%=80%.
субсчета:
02.1 - амортизация собственных ОС;
02.2 - амортизация собственных ОС, сданных в аренду;
02.3 - амортизация арендованных ОС;
02.4 - амортизация объектов доходных вложений.
Начисление - ежемесячно исходя из норм амортизационных отчислений.
В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа в размере 1/12 годовой суммы. Не амортизируют жилой фонд, объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесное и дорожное хозяйство, продуктивный скот и др.).
На вновь поступившие основные средства начисление износа производят с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Начисление износа отражают в учете по кредиту пассивного счета 02 "Амортизация ОС" и дебету счетов 20, 23, 25, 2б, 44, 99. Аналитический учет по счету 02 ведут по видам ОС и отдельным инвентарным объектам. По результатам расчетов составляется ведомость начисления износа основных средств.
Начисление амортизации производится ежемесячно и отражается бухгалтерскими проводками:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начисление амортизации ОС | 20, 23, 25, 26, 29 | ||
Начисление амортизации ОС в торговле | |||
Начисление амортизации ОС сданных в аренду | 91.2 | ||
Начисление амортизации по объекту доходных вложений | 20,26 |
64. Учетная политика предприятия. Стандарт ПБУ 1/2008
Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией, для осуществления первичного наблюдения, стоимостного изменения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.Способоведения:способ группировки и оценка фактов хоз.деятельности.
Формируется глав.бухом.Утверждается:
1. рабочий план счетов.
2. Формы первичных документов(накладные,чеки).Регистры.
3. Порядок проведения инвентаризации.
4. Методы оценки активов и обязательств.
5. Правила документооборотов.
6. Порядок контроля за хоз.операциями.
7. Другие решения ,необходимые для данной регистрации.
Разрабатывается на основании Положения по ведению бухгалтерского учета ≪Учетная политика организации≫ (ПБУ 1/2008) . если по конкретному вопросу в нормативно-правовых актах не установлены способы ведения бухучета, то организация может их разработать исходя из стандартов МСФО; пересмотрен порядок изменения учетной политики.
Учетная политика организации применяется с 01 января года, следующего за годом ее утверждения.Причему.п.принимается всеми филиалами и представительствами.Организация должна раскрывать принятые при у.п. способы ведения б.у.
Согласно ПБУ 1/2008 изменение учетной политики может производиться в случаях:
• изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
• разработки организацией новых способов (лучших или менее трудомких);
• существенного изменения условий деятельности.
Изменение учетной политики должно быть обосновано, оно вводится приказом или распоряжением руководителя организации.
Такое изменение должно быть приурочено к началу следующего финансового года.
Последствия изменения учетной-политики, существенно повлиявшие на финансовое положение организации, оцениваются в стоимостном выражении, и на них корректируются данные бухгалтерской отчетности соответствующего периода. При этом никакие учетные записи не производятся. Все изменения в учетной политике обязательно раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Часть организаций должна раскрывать у.п. в соответствии с действующим законодательством (например, открытые акционерные общества), другая часть —согласно учредительным документам; отдельные организации это делают самостоятельно для привлечения инвесторов и партнеров.
65. Учет резервов. Источники их образования
Р.К.-создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с законодательством.Для:покрытияубытков;погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.Р.К. не может быть использован для иных целей.
Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд(-формируется путем ежегодных отчислений.этитежегодные отчисления предусматриваются уставом организации,но не могут быть менее 5% чистой прибыли до достижения размера,установленного уставом общества) не менее5% уставного капитала.
Отчисления в резервный капитал АО-15%,совместных предприятий-25% уставного капитала производятся за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли.Причем сумма отчислений не должнат превышать 50% налогооблагаемой прибыли организации.
Р.К. остальных организаций создается за счет прибыли,оставшейся в распоряжении организации.Вся инфа лежит на пассивном счету 82 «Р.К.».
Отчисление в Р.К. отражаются по К82 и по Д84 «нераспределенная прибыль».
Использование Р.К. по Д82 и К84. При этом суммы,направляемые на понрытие убытка за отчетный год списываются в дебет 82 с кредита 84.
Суммы на погашение:Д82К84;Д66 «расчеты по краткосрочным займам и кредитам»,67 «расчеты по долгосрочным кр.и займам»К51.
Цели создания:
· Покрытие убытков на хоз цели(кредитуют 84).
· Выплата доходов по облигациям и дивидендов по акции в случае отсутствии прибыли(кредитуют 70 и 75 «расч.с учредителями»).
· Увеличение уставного капитала (кредитуют 80).
· Покрытие различных непредвиденных расходов(кред-ют счета расходов).
· Резервы под снижение ст-ти мат ценностей(14)
· Резерв для снижения ст-ти сырья, материалов,топлива Д91.2 К14
· Резервированная сумма восстановлена Д14 К91
· Резервы по сомнительным долгам (63)
· Создание резерва Д91.2 К63
· Списанная сумма дебиторской задолженности учитывается на забалансовом счете 007(списанная в задолженность неплатежеспособныхдебетиров)
· Списание дебиторской задолженности Д63 К62,76
· Резервы под обесценивание в ценные бумаги(59)
· Формирование резерва Д91.2 К59
· Восстановлена сумма резерва Д59 К91.2
· Резервы предстоящих расходов(96)
· Резервирование Д20,23,25,26,29,44,97 К96
· Фактические расходы Д96 К70,69,23(стоимость ремонта ОС)
67. Операционно-результативные счета
Операционно-результативные счета служат для определения финансовых результатов. К ним относятся 90 и 91 счёт. Счет 90 — «Продажи». Этот счет имеет субсчета:90/1 — «Выручка» 90/2 — «Себестоимость продаж», 90/3 — «НДС», 90/9 — «Прибыль или убыток».
На сч.90 отражаются бух.проводки по доходам и расходам, где расходы это себестоимость по обычным видам деятельности. Обычный вид деятельности — это основной вид деятельности, зафиксированных в уставе организации.
Дт | П. Сч. 90 | Кт | |
1) Расходы фактическая производственная себестоимость (Vp*с/с) 2) Начисленный НДС, подлежащий перечислению в бюджет. | - 1) Доходы, т.е. объём реализованной продукции по ЦЕНЕ + НДС (Vp*Цену+ НДС) | ||
Счет не имеет остатков. Закрывается ежемесячно. Счет пассивный. Финансовый результат определяют на разности ОКт — ОДт = Прибыль или если ОДт>ОКт =>ОДт — ОКт = Убытки. Результат списывается на 99 счёт: Д90К99 —прибыль.
Счет 91 — «Прочие доходы и расходы». Отражается прибыль от прочейдеятельность.
Дт | Сч.91-1 | Кт | |
Доход от прочих операций | |||
ОД | ОК | ||
Дт | Сч.91-2 | Кт | |
Расход от прочих операций | |||
ОД | ОК | ||
Сальдо «Прочих» | |||
Дт | Сч.91-3 | Кт | |
Расходы | Доходы | ||
ОД | ОК |
Ок-Од=(>0) Прибыль Д91/3К99
Убыток Д99К91/3
Пример 4.10. Ведение учета реализации продукции на счете 90 «Продажи».
В течение месяца отражены затраты, связанные с реализацией готовой продукции (табл. 4.8).
Задание. Определить финансовый результат от реализации продукции.
Таблица 4.8
Содержание операции | Сумма, р. | Дебет | Кредит |
1 . Списана на склад готовая продукция | 162000 | 43 | 20 |
2. Вся готовая продукция реализована, получена выручка | 186000 | 51 | 90 |
3. Списана реализованная продукция по производственной себестоимости | 162000 | 90 | 43 |
4. Оплачена из кассы доставка продукции покупателю | 2000 | 90 | 50 |
5. Списан финансовый результат от реализации продукции | ? | ? | ? |
Для определения финансового результата от реализации необходимо собрать и закрыть счет 90.
Чтобы определить финансовый результат от реализации по счету 90, следует подсчитать сумму операций по дебету и кредиту, а затем выровнять обороты по максимальной сумме. И если дополнительная сумма для выравнивания оборотов находится в дебете счета 90, то это сумма прибыли, которая списывается на счет 99 «Прибыли и убытки» следующей проводкой:
ДЕБЕТ 90 «Продажи» КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки».
Если дополнительная сумма будет стоять в кредите счета 90, то это убыток, который списывается следующим образом:
ДЕБЕТ 99 «Прибыли и убытки» КРЕДИТ 90 «Продажи».
Счет 90 «Продажи»
Дебет | Кредит |
3) 162000 4) 2000 5) 22000 | 2) 186000 |
Од = 186000 | Ок = 186000 |
От реализации готовой продукции получена прибыль в сумме 22000 р., которая списывается на счет 99 следующей проводкой: ДЕБЕТ 90 «Продажи» КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки».
Пример 4.11. Ведение учета реализации основных средств на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
В течение месяца отражены операции, связанные с реализацией основных средств (табл. 4.9).
Задание. Определить финансовый результат от реализации основных средств.
Таблица 4.9
Содержание операции | Сумма, р. | Дебет | Кредит |
1 . Получена выручка от реализации основных средств | 75000 | 51 | 91 |
2. Списаны проданные основные средства по остаточной стоимости | 58000 | 91 | 01 |
3. Начислена заработная плата за демонтаж основных средств | 3000 | 91 | 70 |
4. Начислен социальный налог на эту заработную плату | 1068 | 91 | 69 |
5. Акцептован и оплачен счет за доставку основных средств покупателю | 1200 1200 | 91 60 | 60 51 |
6. Списан финансовый результат от реализации основных средств | ? | ? | ? |
Для определения финансового результата от реализации основных средств необходимо собрать и закрыть счет 91.
Счет 91 «Прочие доходы и расходы»
Дебет | Кредит |
2) 58000 3) 3000 4) 1068 5) 1200 6) 11732 | 1) 75000 |
Од = 75000 | Ок = 75000 |
От реализации основных средств получена прибыль в сумме 11732 р., которая списывается на счет 99 следующей проводкой:
ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки».
70. Концепция финансового учета, ее основные принципы
Содержание, цели и концепции финансового учета. Институты регулирования национальной учетной политики.
Финансовый учет охватывает информацию, которая, помимо использования ее внутри предприятия руководством, учредителями, участниками и собственниками имущества организации, передается также и внешними пользователям - инвесторам, кредиторам, территориальным органам статистики по месту регистрации предприятия, банкам, налоговым органам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, финансовый учет строится на следующих основополагающих принципах:
Ведение учета должно осуществляться на базе Международных и Российских стандартах учета и отчетности.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность призвана решать такие задачи: представлять информацию, объективную и доступную для понимания существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам; представлять информацию, помогающую существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам судить о суммах, времени и риске, связанных с ожидаемыми доходами; представлять информацию о хозяйственных ресурсах предприятия, его обязательствах, составе имущества и источниках его формирования, а также их изменениях.
Финансовый учет и составление финансовой отчетности осуществляются в денежном выражении.
Основным способом представления пользователям вне предприятия информации, собранной и обработанной в системном бухгалтерском учете, является внешняя отчетность общего назначения.
Бухгалтерская (финансовая) информация должна удовлетворять следующим требованиям: формироваться в системном (бухгалтерском) учете, быть достоверной, объективной, значимой, что позволяет использовать ее для влияния на результат принимаемого решения, должна иметь прогнозную ценность, основываться на обратной связи, быть своевременной, понятной для лиц, которые принимают или подготавливают соответствующие управленческие или иные решения. Системность бухгалтерского учета, предполагающая ведение синтетических и аналитических счетов, позволяет проверить и подтвердить правильность формирования бухгалтерской информации.
Бухгалтерская информация, приводимая в финансовых отчетах, должна удовлетворять таким требованиям, как сравнимость приводимых данных; быть постоянной, т.е. ее использование в определенной степени может влиять на показатели и результаты деятельности, приводимые в финансовой отчетности.
Приводимая в бухгалтерской отчетности учетная информация должна быть консервативной, т.е. при оценке активов, имущества обычно выбирают наименьшую оценку из возможных. Это означает, что если рыночная стоимость предмета выше себестоимости, то ценности показываются в отчетности по наименьшей оценке, т.е. по себестоимости. Наоборот, если рыночная стоимость предмета ниже себестоимости, то эти ценности отражаются по рыночным ценам. Данная особенность обеспечивает осторожность в оценке активов, имущества, так и в определении величины прибыли. Бухгалтерская информация, приводимая в финансовых отчетах, должна быть полной и содержать максимум того, что необходимо пользователю информации.
Одним из основных принципов концепции организации финансового учета и составления финансовой отчетности является применение метода двойной записи, позволяющей каждую хозяйственную операцию, хозяйственный факт, исходя из экономического содержания и двойственного характера, отражать дважды в оди