Хозяйственный учет, этапы развития, виды и характеристика.

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Бухгалтерский учет» для студентов всех форм обучения, специальности «Менеджмент организации»

Хозяйственный учет, этапы развития, виды и характеристика.

Середина 15 века – определение хоз.учета как науки. Высказал эту идею Бенедетто Котрульи (1456). Самая древняя школа – итальянская. Лука Пачоли – исследователь бух.учета, написал первую книгу по бух.учету «Трактат о счетах и записях» (1494). Первый описал основной метод данной науки – двойную запись.

На сегодняшний день экономика характеризуется глобализацией, тоже самое происходит и с бух.учетом.

1997 – концепция развития бух.учета в условиях рыночной экономики

1998 – программа реформирования системы бух.учета России в соответствии с международными стандартами.

В 1997 году был создан институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов в России.

Основные виды хоз.учета:

1) оперативно-технический – составная часть управленческого учета; формирует информацию, необходимую для принятия оперативных управленческих решений, характеризуется тем, что не нуждается в спец.приемах и методах и не требует обязательной регистрации информации, основное требование – оперативность и своевременность информации;

2) бухгалтерский – упорядоченная система сплошного, непрерывного процесса наблюдения, сбора, регистрации, группировки и обобщения информации об имуществе предприятия и источниках его формирования, а также о результатах деятельности предприятия, выраженные в денежном выражении с обязательным документальным оформлением;

3) статистический – формирует информацию о массивах явления с целью установления тенденций, закономерностей развития.

3 вида учетных измерителей: натуральные, трудовые (количество часов), денежные измерители.

2. Сущность, цели, функции, требования и допущения бухгалтерского учета.

Функции: 1) учетная (регистрации информации) – выполняют не только бухгалтерия, но и сотрудники других отделов (кадры и т.д.); 2) контрольная функция; 3) аналитическая функция.

Задачи бух.учета: 1) формирование полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятия с целью принятия управленческих и финансовых решений; 2) предоставление этой информации внутренним и внешним пользователям в установленной форме в установленные сроки; 3) предотвращение отрицательных явлений и результатов деятельности, а также выявление и мобилизации неиспользованных резервов, повышения эффективности работы предприятия.

Требования к бух.учету: 1) достоверность 2) полнота 3) оперативность информации 4) обратная связь 5) приоритет содержания перед формой 6) экономичность и рациональность ведения учета.

Допущения в бух.учете:

- в осмотрительности (готовность к признанию расходов и потерь, экономич.выгод)

- последовательности применения учетной политики от одного учетного периода к другому

Отчетный период – основной считается 1 год. Учетная политика – документ, разработанный бухгалтером, подтверждается руководителем.

- имущественной обособленности (имущество личное должно быть отдельно от имущества предприятия; имущество одного предприятия должно быть обособленно от имущества другого)

- временной определенности фактов хоз.деятельности (отнесение доходов и расходов тому отчетному периоду, в котором они получены).

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

В РФ существует 4-х уровневая система нормативного регулирования бух.учета.

1 уровень. Законодательный уровень: закон о бух.учете №402 – ФЗ от 6 декабря 2011 года, положение по введению бух.учета и бух.отчетности в РФ № 34п от 29 июля 1998 года.

2 уровень. Нормативный уровень: российский стандарт бух.учета, положения по бух.учету (ПБУ) (например, ПБУ №1/2008 «учетная политика организации», всего 24 положения)

3 уровень. Методический уровень: план счетов бух.учета и инструкция по его применению.

4 уровень. Организационный уровень: документы самого предприятия (учетная политика).

Таблица 5

Таблица 6

Учет арендованных основных средств и лизинговых операций.

Учет финансовых вложений.

Нормативная база. ПБУ 19/02 – учет финансовых вложений, ПБУ 9/99 – доходы организации, ПБУ 10/99 – расходы организации.

Финансовые вложения – инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставление другим организациям займы.

Ценная бумага – денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему данный документ.

В зависимости от связи с уставным капиталом финансовые вложения подразделяются на: 1) финансовые вложения с целью образования уставного капитала (акции, вклады в уставные капиталы (доли), инвестиционные сертификаты); 2) долевые финансовые вложения (облигации, закладные депозитные и сберегательные сертификаты, векселя). По формам собственности: государственные и негосударственные. По срокам погашения: государственные (>года) и краткосрочные.

Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат инвестора.

Учет вкладов в уставные капиталы других организаций. Вклады в уставной капитал другой организации учитывается на счете 58.1. Вклады бывают денежные и имущественные. Отражение денежных вкладов в учете: Д 58.1 К 50,51,52. Имущественные вклады отражаются: Д 58 К 10, 43, 01, 04.

Переданное имущественное оценивание по согласованной стоимости. Одновременно со списанием стоимости основных средств и нма списывается и сумма начисленной амортизации Д 02,05 К 10, 43,01,04.

Разница между оценкой вкладов отраженной по счету 58 и стоимостью переданного имущества отражаются Д 58 К 91.1 – на сумму дохода, Д 91.2 К 58 – на сумму прочих расходов.

Начисление доходов по вкладам в уставной капитал другой организации отражается на счетах: Д 76.3 К 91 – дебиторская задолженность, Д 01, 04, 50, 51, 52 К 58 – по возвращению участников вклада в уставной капитал ( при ликвидации, выходы, участника из состава) в виде денежных средств или другое имущество оформляется.

Учет финансовых вложений в ценные бумаги. Приобретенные акции отражаются: Д 58.1 К – покупка, Д К 58.1 – продажа.

По предоставленным правам акции классифицируются: простые (могут участвовать в управление, но не гарантированы дивиденды), привилегированные (всегда гарантировано получение дивидендов). По принадлежности: именные и акции на определителя.

Долговые ценные бумаги – обязательства, размещаемые эмитентами (кто выпускает) на фондовом рынке для заимствования денежных средств (счет 58.1).

Сберегательные и депозитные сертификаты учитываются на 55 счете.

Приобретенные долговых ценных бумаг, а также размещение отражается по аналогии с акциями. Начисление доходов и получение по долговым ценным бумагам отражается по аналогии с акциями.

Учет резерва под обесцениванием вложений в ценные бумаги. Данный резерв создается по каждому виду ценных бумаг на разницу между учетной и рыночной стоимостью при условии, что рыночная меньше учетной. Создание резерва отражается по Д 91 К 59.

Если в течение следующего года рыночная стоимость ценных бумаг, под которые был создан резерв, повысилась, то на сумму повышения производится следующая запись: Д 59 К 91.1. Аналогичная запись делается и при списании с баланса ценных бумаг, под которые был создан резерв.

Аналитический учет по счету 59 ведется по каждой ценной бумаге. Учет финансовых вложений в займы ведется на 58.3. Договор займа может быть возмездным или безвозмездным (без уплаты %).

Операции по предоставлению займов, по начислению и получению %, а также по возврату предоставленных займов отражаются на бух.счетах по аналогии с акциями и облигациями.

Раскрытие информации о финансовых вложениях в бух.отчетности. Сведения о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях на начало и конец отчетных периодов по их основных видам содержатся в приложениях к бух.балансу.

В отчете о движении денежных средств содержатся данные о дивидендах и процентах, полученных или уплаченных в рамках осуществления финансовых вложений.

В отчете о прибылях и убытках содержится информация в % полученных и уплаченных , входящих в в состав прочих доходов и расходов организации.

Открытие аккредита Д55.1 К51,52, 66

Учет расчетов с бюджетом.

Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
Счет 19 имеет следующие субсчета:
19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств";
19-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам";
19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам".
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.
По основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов:
68 "Расчеты по налогам и сборам" - при производственном использовании;
учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29, 91, 86) - при использовании на непроизводственные нужды;
91 "Прочие доходы и расходы" - при продаже этого имущества.
Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.), а по основным средствам и нематериальным активам - учитывают вместе с затратами по их приобретению.
При продаже продукции или другого имущества исчисленная сумма налога отражается по дебету счетов 9012021087 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" (при продаже "по отгрузке"), или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (при продаже "по оплате"). При использовании счета 76 сумма НДС как задолженность перед бюджетом будет начислена после оплаты продукции покупателем (дебет счета 76, кредит счета 68). Погашение задолженности перед бюджетом по НДС отражается по дебету счета 68 и кредиту счетов учета денежных средств.
Учет акцизов осуществляется в основном аналогично учету НДС с использованием счетов 19 и 68.
Учет налога на прибыль. При начислении налога на прибыль дебетуют счет 99 "Прибыли и убытки" и кредитуют счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Причитающиеся налоговые санкции оформляют такой же бухгалтерской записью. Перечисленные суммы налоговых платежей списывают с расчетного счета или других подобных счетов в дебет счета 68.
Учет налога на доходы физических лиц.
Учет налога на имущество. Учет расчетов организаций с бюджетом по налогу на имущество организаций ведется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", на субсчет "Расчеты по налогу на имущество".
Начисленная сумма налога отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
Учет налога с продаж. Начисление налога с продаж оформляют следующей бухгалтерской записью; Дебет счета 90 "Продажи"
Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам",
субсчет "Расчеты по налогу с продаж"

Перечисление налога с продаж в бюджет отражают по дебету счета 68 с кредита счетов учета денежных средств.
Учет транспортного налога. Данный налог вводится с 1 января 2003 г. Он заменил налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог, а также налог на имущество физических лиц в части транспортных средств.
Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства на основе ставок, установленных Налоговым кодексом РФ.
Платежи по транспортному налогу включаются плательщиком в состав себестоимости продукции (работ, услуг). Начисление налога отражают по дебету счетов 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и др. и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".

Учет расходов на продажу.

К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции, оплачиваемые поставщиком.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, это расходы:

· на затаривание и упаковку;

· по доставке продукции, погрузке в транспортные средства;

· комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

· по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

· на рекламу;

· на представительские расходы;

· другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, это расходы:

· на перевозку товаров;

· на оплату труда;

· на аренду;

· на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

· по хранению и подработке товаров;

· на рекламу;

· на представительские расходы;

· другие аналогичные по назначению расходы.

Учет расходов на продажу ведется на счете 44 "Расходы на продажу". По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных расходов с кредита материальных, расчетных и денежных счетов.

Д44 К10 - учтена стоимость израсходованных на упаковку материалов
Д 44 К23 - учтены расходы вспомогательного производства по доставке продукции
Учтенные на счете 44 суммы расходов списываются полностью или частично в дебет счета 90 «продажи». При частичном списании подлежит распределению:

o Расходы на упаковку и транспортировку(между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно, исходя из их веса, произведенной себестоимости или других соответствующих показателей) – в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность.

o Расходы на транспортировку( между проданным товаром и остатком на конец каждого месяца) – в организация осущ-х торговую и иную посредническую деятельность.

Д 90 «продажи» 2-ой « субсчет себестоимость продаж» К 44 «расходы на продажу»(формируется полная себестоимость продукции) списаны частично или полностью коммерческие расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг.

Списание проводится ежемесячно.

Д 45 «товары отгруженные» К 44 «расходы на продажу»

Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по видам и статьям расходов.

Учет уставного капитала.

учет уставного капитала ведется на 80 счете. Сальдо показывает размер уставного капитала зафиксированного в учредительных документах предприятия.

После государственной регистрации предприятия, созданный на средства учредителей уставный капитал отражается Д75.1 К80.

Фактически поступившие вклады отражаются по Д 08,10,41,20,23 К75.1.

Оценка поступившего имущества в виде вкладов в уставный капитал осуществляется по согласованию стоимости, ориентированной на реальные рыночные цены и подтвержденные профессиональными оценщиками.

Курсовые валютные разницы, возникшие при влиянии вкладов в уставный капитал в иностранной валюте отражаются по Д 75.1 К83 – положительные или Д 83 К75.1.

Увеличение или уменьшение уставного капитала происходит очень редко, осуществляется по решению учредителей после внесения соответствующих изменений в устав и другие учредительные документы. Увеличение может произойти за счет части добавочного капитала Д 83 К 80, части нераспределенной прибыли Д 84 К 80, за счет выпуска дополнительных акций Д 75.1 К 80. Уменьшение уставного капитала происходит при выходе учредителей из общества Д 80 К 75. Аналитический учет уставного капитала ведется по каждому учредителю по стадиям формирования капитала и по видам акций.

Выпуск собственных акций осуществляется с целью: последующей перепродажи, аннулирования, распределения среди работников организации.

Оценка осуществляется по сумме фактических затрат. Выкупленные акции не дают право голоса и по ним не начисляются и не выплачиваются дивиденды, на балансе предприятия они могут находится до одного года.

Перепродажа отражается Д50,51,52 К81. Аннулирование – Д80 К81, распространение Д81 К75. Разницы стоимости проданных и аннулированных акций отражается по дебету 81 счета и кредита 91.1 – положительные, Д91.2 К81 – отрицательные.

Учет резервного капитала.

Создается на счет нераспределенной прибыли организации в обязательном порядке, данный капитал создают акционеры общества и совместные предприятия, другие создают резервный капитал в соответствие с учредительными документами. Размер РК определяется уставом организации. В акционерном обществе не менее 15% от суммы УК, в совместных организациях не менее 25%.

РК используется для покрытия убытков, погашения облигаций, выкупа акций общества при отсутствии других средств.

РК, созданный, в соответствие с учредительными документами, может быть использован на выплату дивидендов по привилегированным акциям. Учет ведется на 82 счете. По кредиту отражается формирование, а по дебету использование. Сальдо – сумма неиспользованного капитала.

Формирование РК оформляется Д84 К 82. В зависимости от направления использования РК:

- на покрытие убытков Д82 К84

- на погашение облигаций Д82 К66,57

- на покрытие различных доходов Д82 К91,90

- на выплату дивидендов Д82 К75.2

Аналитический учет РК ведется по источникам формирования и направления использования.

Учет добавочного капитала.

ДК показывает общую собственность всех участников и не подразделяется на доли внесенные конкретным участником.

ДК состоит из следующих источников: 1)прирост стоимости имущества в результате переоценки (основные средства, нма); 2)эмиссионный доход, возникающий при реализации акций по цене превышающей номинальную стоимость или возникшую за счет дополнительной эмиссии акций; 3)курсовые разницы, которые образуются при внесении вклада в иностранной валюте.

Синтетический учет ДК ведется на пассивной 83 счете, к которому открывается 3 субсчета: прирост стоимости имущества при переоценке, эмиссионный доход, курсовые разницы.

Увеличение стоимости имущества при переоценке Д04,01 К83.1. Уменьшение стоимости имущества при переоценке Д83.1 К01,04. Индексируется и амортизация: в 1-ом случае, Д83 К02, во 2-ом, Д02 К83.

83.2 – получение эмиссионного дохода приводит к увеличению ДК Д50,51,52 К83.2

83.3 – положительные курсовые разницы Д75.1 К83.3, отрицательные - Д83.3 К75.1.

Средства ДК могут быть направлены на увеличение уставного капитала.

Аналитический учет ДК ведется по источникам формирования и направлениям использования.

46. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Ведется на активно-пассивном счете 84. Формирование нераспределенной прибыли отражаются заключительными оборотами декабря Д99 К84. Непокрытый убыток – обратная запись.

Распределение прибыли осуществляется на основании решения общего собрания акционеров по следующим направлениям: создание РК Д84 К82, выплата дивидендов Д84 К75.2, покрытие убытков прошлых лет Д84.1 (отчетный год) К84.2 (прошлых лет).

Непокрытый убыток отчетного года может быть погашен за счет: РК Д82 К84, целевым взносом учредителей Д75.1 К84, уставного капитала Д80 К84. Использование УК возможно только в пределах суммы чистых активов.

Учет оценочных резервов.

В бухгалтерском учете переоценка таких видов имущества как материальные ценности, финансовые вложения и сомнительная дебиторская задолженность*, образовавшаяся за проданную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), осуществляется посредством создания оценочных резервов на дату составления бухгалтерской отчетности.

Оценочные резервы уточняют оценку в бухгалтерской отчетности указанных объектов имущества организации за счет уменьшения доходов (и соответственно также их уточнения), в случае если учетная стоимость активов оказывается выше их реальной стоимости, сложившейся на дату составления бухгалтерской отчетности.

Необходимость создания оценочных резервов является следствием принципа консерватизма (осторожности, осмотрительности), согласно которому необходимо обеспечивать в бухгалтерском учете большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 7 ПБУ 1/98).

Концепция, основанная на применении оценочных резервов по указанным выше объектам бухгалтерского учета , является одним из способов реализации широко известного бухгалтерского правила наименьшей оценки, согласно которому имущество отражается в балансе по наименьшей из двух возможных оценок:

а) по цене приобретения (принятия объекта к бухгалтерскому учету), если она меньше предполагаемой цены реализации;

б) по рыночной стоимости, в случае если продажная стоимость имущества меньше его учетной цены.

Согласно действующему плану счетов оценочные резервы отражаются на следующих счетах:

счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей";

счет 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги";

счет 63 "Резервы по сомнительным долгам".

Из названий данных счетов учета оценочных резервов видно, какие виды имущества уточняет каждый из них. Оценочные резервы являются пассивными (контрактивными) регулирующими счетами. Формирование оценочных резервов показывается по кредиту счета, а его уменьшение (использование) - по дебету.

В бухгалтерском балансе материальные ценности, финансовые вложения и сомнительная дебиторская задолженность должны быть представлены за вычетом образованных оценочных резервов.

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Бухгалтерский учет» для студентов всех форм обучения, специальности «Менеджмент организации»

Хозяйственный учет, этапы развития, виды и характеристика.

Середина 15 века – определение хоз.учета как науки. Высказал эту идею Бенедетто Котрульи (1456). Самая древняя школа – итальянская. Лука Пачоли – исследователь бух.учета, написал первую книгу по бух.учету «Трактат о счетах и записях» (1494). Первый описал основной метод данной науки – двойную запись.

На сегодняшний день экономика характеризуется глобализацией, тоже самое происходит и с бух.учетом.

1997 – концепция развития бух.учета в условиях рыночной экономики

1998 – программа реформирования системы бух.учета России в соответствии с международными стандартами.

В 1997 году был создан институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов в России.

Основные виды хоз.учета:

1) оперативно-технический – составная часть управленческого учета; формирует информацию, необходимую для принятия оперативных управленческих решений, характеризуется тем, что не нуждается в спец.приемах и методах и не требует обязательной регистрации информации, основное требование – оперативность и своевременность информации;

2) бухгалтерский – упорядоченная система сплошного, непрерывного процесса наблюдения, сбора, регистрации, группировки и обобщения информации об имуществе предприятия и источниках его формирования, а также о результатах деятельности предприятия, выраженные в денежном выражении с обязательным документальным оформлением;

3) статистический – формирует информацию о массивах явления с целью установления тенденций, закономерностей развития.

3 вида учетных измерителей: натуральные, трудовые (количество часов), денежные измерители.

2. Сущность, цели, функции, требования и допущения бухгалтерского учета.

Функции: 1) учетная (регистрации информации) – выполняют не только бухгалтерия, но и сотрудники других отделов (кадры и т.д.); 2) контрольная функция; 3) аналитическая функция.

Задачи бух.учета: 1) формирование полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятия с целью принятия управленческих и финансовых решений; 2) предоставление этой информации внутренним и внешним пользователям в установленной форме в установленные сроки; 3) предотвращение отрицательных явлений и результатов деятельности, а также выявление и мобилизации неиспользованных резервов, повышения эффективности работы предприятия.

Требования к бух.учету: 1) достоверность 2) полнота 3) оперативность информации 4) обратная связь 5) приоритет содержания перед формой 6) экономичность и рациональность ведения учета.

Допущения в бух.учете:

- в осмотрительности (готовность к признанию расходов и потерь, экономич.выгод)

- последовательности применения учетной политики от одного учетного периода к другому

Отчетный период – основной считается 1 год. Учетная политика – документ, разработанный бухгалтером, подтверждается руководителем.

- имущественной обособленности (имущество личное должно быть отдельно от имущества предприятия; имущество одного предприятия должно быть обособленно от имущества другого)

- временной определенности фактов хоз.деятельности (отнесение доходов и расходов тому отчетному периоду, в котором они получены).

Наши рекомендации