Учет средств целевого финансирования

К средствам целевого финансирования относятся: платежи ро­дителей на содержание детей в детских садах, находящихся на ба­лансе предприятия; вступительные и паевые взносы членов коллек­тива производственных кооперативов; приватизационные фонды приватизируемых муниципальных и государственных предприятий; сборы с квартиросъемщиков и арендаторов по коммунальному об­служиванию; бюджетные средства и другие целевые поступления. Учет этих средств ведется на счете 86 «Целевое финансирование».

Средства целевого назначения, полученные в качестве источни­ка финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кре­диту счета 86 в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с раз­ными дебиторами и кредиторами».

Средства целевого назначения у некоммерческих организаций, зачисленные на кредит счета 86, списываются затем на покрытие соответствующих расходов по некоммерческой деятельности по де­бету счета 86 в кредит счета 20 «Основное производство», субсчет «Некоммерческие расходы», счета 23, 25, 26 (субсчета «Некоммер­ческие расходы»).

При использовании числящихся на кредите счета 86 средств це­левого финансирования, полученных на нужды инвестиций, эти средства списываются по дебету счета 86 «Целевое финансирова­ние» в кредит счета 83 «Добавочный капитал».

При получении коммерческой организацией на кредит счета 86 бюджетных средств на финансирование расходов (операционные рас­ходы и др.) эти бюджетные средства списываются по дебету счета 86 в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов». Затем эти суммы списы­ваются с дебета счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» как полученные прочие доходы, которые со счета 91 будут зачислены на финансовые результаты по счету 99 «Прибыли и убытки».

Безвозмездно полученные ценности списываются с дебета сче­та 98 в кредит счета 91:

Бухгалтерский учет

—по безвозмездно полученным основным средствам — по мере
начисления амортизации;

—по иным безвозмездно полученным материальным ценностям —по мере списания их на счета по учету затрат на производство или
расходов на продажу.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Что представляет собой уставный капитал и как он формируется?

2. Что представляет собой резервный капитал и как он формируется?

3. Что представляет собой добавочный капитал и как он формируется?

4. На какие цели используются уставный, резервный и добавочный
капитал организации?

5. Как отражается на счетах бухгалтерского учета выкуп собствен­ных акций у акционеров?

6. Для каких целей и за счет каких средств создаются резервы орга­низации и как они отражаются на счетах бухгалтерского учета?

7. Какова сущность доходов будущих периодов и как они отражают­ся на счетах бухгалтерского учета?

8. Какова сущность средств целевого финансирования и как они от­ражаются на счетах бухгалтерского учета?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Уставный капитал — это:

а) совокупность вкладов участников полного товарищества или то­варищества на вере (коммандитного), внесенных в товарищество для
осуществления его хозяйственной деятельности;

б) совокупность выделенных организации государственным или му­ниципальным органом основных и оборотных средств;

в) совокупность в денежном выражении вкладов (долей) учредителей
(участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения
деятельности в размерах, определенных учредительными документами;

г) совокупность паевых взносов членов производственного или по­требительского кооператива для совместного ведения предпринима­тельской или иной деятельности.

2. Складочный капитал — это:

а) совокупность вкладов участников полного товарищества или то­варищества на вере (коммандитного), внесенных в товарищество для осуществления его хозяйственной деятельности;

Глава XIV. Учет капитала и резервов

б) совокупность выделенных организации государственным или му­ниципальным органом основных и оборотных средств;

в) совокупность в денежном выражении вкладов (долей) учредителей
(участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения
деятельности в размерах, определенных учредительными документами;

г) совокупность паевых взносов членов производственного или по­требительского кооператива для совместного ведения предпринима­тельской или иной деятельности.

3. Уставный фонд — это:

а) совокупность вкладов участников полного товарищества или то­варищества на вере (коммандитного), внесенных в товарищество для
осуществления его хозяйственной деятельности;

б) совокупность выделенных организации государственным или му­ниципальным органом основных и оборотных средств;

в) совокупность в денежном выражении вкладов (долей) учредите­
лей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспече­ния деятельности в размерах, определенных учредительными документами;

г) совокупность паевых взносов членов производственного или по­требительского кооператива для совместного ведения предпринима­тельской или иной деятельности.

4. Паевый фонд — это:

а) совокупность вкладов участников полного товарищества или то­варищества на вере (коммандитного), внесенных в товарищество для
осуществления его хозяйственной деятельности;

б) совокупность выделенных организации государственным или му­ниципальным органом основных и оборотных средств;

в) совокупность в денежном выражении вкладов (долей) учредите­
лей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспе­чения деятельности в размерах, определенных учредительными доку­ментами;

г) совокупность паевых взносов членов производственного или по­требительского кооператива для совместного ведения предпринима­тельской или иной деятельности.

5. Уставный капитал создается:

а) в акционерных обществах открытого и закрытого типа;

б) в обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью;

в) ответы, приведенные в пунктах «а» и «б», верны;

г) ответы, приведенные в пунктах «а» и «б», неверны.

6. При создании хозяйственного товарищества сумма складочного
капитала в размере, зафиксированном в учредительных документах, отражается по кредиту счета:

Бухгалтерский учет

а) 75 «Расчеты с учредителями»;

б) 80 «Уставный капитал»;

в) 50 «Касса»;

г) 51 «Расчетные счета».

7. Фактическое поступление вкладов участников хозяйственного
товарищества в бухгалтерском учете отражается по кредиту счета:

а) 01 «Основные средства»;

б) 51 «Расчетные счета»;

в) 75 «Расчеты с учредителями»;

г) 80 «Уставный капитал».

8. Внесение участниками хозяйственного товарищества вклада в ви­де основных средств в бухгалтерском учете отражается по кредиту счета:

а) 01 «Основные средства»;

б) 51 «Расчетные счета»;

в) 75 «Расчеты с учредителями»;

г) 80 «Уставный капитал».

9. Уменьшение уставного (складочного) капитала хозяйственного
товарищества при выбытии одного из учредителей в бухгалтерском уче­те отражается по кредиту счета:

а) 01 «Основные средства»;

б) 51 «Расчетные счета»;

в) 75 «Расчеты с учредителями»;

г) 80 «Уставный капитал».

10. Возврат учредительного взноса участнику (учредителю) хозяйст­венного товарищества в денежной форме в бухгалтерском учете отража­ется по дебету счета:

а) 50 «Касса»;

б) 51 «Расчетные счета»;

в) 75 «Расчеты с учредителями»;

г) 80 «Уставный капитал».

11. Акционерное общество является состоявшимся, если по истече­нии года с момента регистрации имеется равенство сумм, учтенных:

а) на субсчете «Подписной капитал», суммам, учтенным на субсчете
«Оплаченный капитал»;

б) на субсчете «Объявленный капитал», суммам, учтенным на суб­счете «Оплаченный капитал»;

в) на субсчете «Объявленный капитал», суммам, учтенным на суб­счете «Изъятый капитал»;

г) на субсчете «Оплаченный капитал», суммам, учтенным на субсче­те «Изъятый капитал».

Глава XIV. Учет капитала и резервов

12. Предоставление акционером акционерного общества зданий,
сооружений, оборудования на правах пользования (аренды) в бухгал­терском учете отражается по дебету счета:

а) 01 «Основные средства»;

б) 03 «Доходные вложения во внеоборотные активы»;

в) 75 «Расчеты с учредителями»;

г) 001 «Арендованные основные средства».

13. Увеличение размера уставного капитала путем размещения до­полнительных акций в бухгалтерском учете отражается по дебету счета:

а) 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в ус­тавный капитал»;

б) 80 «Уставный капитал», субсчет «Объявленный капитал»;

в) 80 «Уставный капитал», субсчет «Подписной капитал»;

г) 80 «Уставный капитал», субсчет «Оплаченный капитал».

14. Увеличение размера уставного капитала за счет доходов (диви­дендов) акционеров на основе решения общего собрания акционеров в
бухгалтерском учете отражается по дебету счета:

а) 80 «Уставный капитал»;

б) 81 «Собственные акции (доли)»;

в) 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

г) 99 «Прибыли и убытки».

15. Размер резервного капитала в акционерном обществе:

а) должен быть не более 5 %;

б) должен быть не менее 5 %;

в) должен быть не более 15 %;

г) не ограничивается.

16. Отчисления в резервный фонд за счет распределяемой прибыли
в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета:

а) 80 «Уставный капитал»;

б) 82 «Резервный капитал»;

в) 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

г) 99 «Прибыли и убытки».

17. Добавочный капитал организации формируется за счет:

а) прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки;

б) суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью
акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала ак­ционерного общества (при учреждении общества, при последующем
увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превы­шающей номинальную стоимость;

в) ответы, приведенные в пунктах «а» и «б», верны;

Бухгалтерский учет

г) ответы, приведенные в пунктах «а» и «б», неверны.

18. Организация в соответствии с учетной политикой имеет право
создавать резервы:

а) под увеличение стоимости уставного, резервного и добавочного
капитала;

б) под снижение стоимости уставного, резервного и добавочного
капитала;

в) под увеличение стоимости материальных ценностей, вложений в
ценные бумаги, по сомнительным долгам, предстоящим расходам;

г) под снижение стоимости материальных ценностей, обесценение вло­жений в ценные бумаги, по сомнительным долгам, предстоящим расходам.

19. Безвозмездно поступившие активы в бухгалтерском учете отра­жаются по кредиту счета:

а) 01 «Основные средства»;

б) 10 «Материалы»;

в) 08 «Вложение во внеоборотные активы»;

г) 98 «Доходы будущих периодов».

20. Платежи родителей на содержание детей в детских садах, нахо­дящихся на балансе организации, в бухгалтерском учете отражаются по
кредиту счета:

а) 50 «Касса»;

б) 51 «Расчетные счета»;

в) 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

г) 86 «Целевое финансирование».

Глава 15

Бухгалтерская отчетность

Учет средств целевого финансирования - student2.ru Учет средств целевого финансирования - student2.ru ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ:

определение сущности бухгалтерской отчетности и ее роли в управлении экономикой организации; раскрытие состава и содержания бухгалтерской отчетности; характеристика и порядок составления сводной бухгалтер­ской отчетности;

формирование и характеристика показателей пояснительной записки и их использование внутренними и внешними поль­зователями информации.

Отчетность и ее виды

Отчетность представляет собой систему показателей, отражаю­щих результаты хозяйственной деятельности организации за отчет­ный период. Она включает таблицы, которые составляют по дан­ным бухгалтерского, статистического и оперативного учета.

Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных предприятий, но и объединений, министерств и ведомств. Показатели отчетности способствуют обобщению дан­ных в целом по народному хозяйству. Вместе с тем их используют сами предприятия для контроля за выполнением производственных и финансовых планов, для выявления недостатков и их устранения.

Показатели отчетности также используются для анализа хозяй­ственной деятельности на отдельных участках производства, опре­деления его положительных и отрицательных сторон, причин от-

Бухгалтерский учет

клонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятий. Правильно и своевременно составленная отчетность способствует поискам путей снижения се­бестоимости продукции, укреплению финансового состояния пред­приятия, своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности.

Отчетность предприятий классифицируется по различным при­знакам.

По видам она делится на оперативную, статистическую, бухгал­терскую и налоговую.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри предприятия. Она составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, де­каду и т.д. В ней содержатся сведения о выполнении плана поставок материалов, о производстве важнейших видов продукции, соблюде­нии договоров, финансовом положении предприятия и т.д.

Статистическая отчетность составляется по данным стати­стического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведе­ния по отдельным показателям хозяйственной деятельности пред­приятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении. С По­мощью статистической отчетности контролируется реализайЭйя плана по объему и качеству продукции, использование оборудова­ния и рабочего времени, выполнение норм выработки, динамика производительности труда и т.д.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Она составляется по данным бухгалтерского учета.

Налоговая отчетность представляет собой систему данных о на­логовых обязательствах налогоплательщика. Ее составляют по дан­ным налогового учета, и она состоит из расчетов, налоговых декла­раций и т.п.

Формирование отчетности организации является завершающим этапом учетных работ. В ходе ее выполнения подготавливается ин­формация, необходимая как внутренним, так и внешним пользова­телям (рис. 15.1). Следовательно, отчетность организации, исходя из адресности ее пользователей, подразделяется на внутрихозяйст­венную и внешнюю.

Глава XV Бухгалтерская отчетность

Учет средств целевого финансирования - student2.ru

Рис. 15.1. Пользователи бухгалтерской отчетности

Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции собственно предприятия (организа­ции). Она используется для разработки и оценки текущих и пер­спективных планов развития предприятия и принятия на этой осно­ве оперативных и стратегических управленческих решений.

Внешняя отчетность предназначена для удовлетворения интере­сов: инвесторов (сведения о доходности и риске инвестиций, цен­ности и перспективности акций предприятия и его способности вы­плачивать дивиденды); кредиторов (способность возвратить займы и выплачивать проценты); поставщиков (платежеспособность пред­приятия); клиентов (жизнеспособность предприятия); правительст­венных учреждений (эффективность деятельности предприятия, на­логовые поступления и др.); общественных организаций (тенден­ции развития экономики предприятия) и т.д.

По периодичности составления отчетности предприятия подраз­деляется на промежуточную и годовую.

Промежуточная (текущая) отчетность может быть посменной, ежедневной, недельной, декадной, месячной, квартальной и полугодо­вой. Она содержит ограниченное количество форм и показателей, сроки ее представления более сжатые. Анализ текущей отчетности позволяет определять и быстро исправлять недостатки в работе, предотвращать их появление в дальнейшем.

Годовая отчетность характеризует хозяйственную деятельность и финансовые результаты предприятия за отчетный год.

По степени обобщения отчетных данных различают первичную и сводную (консолидированную) отчетность.

Бухгалтерский учет

Первичная отчетность характеризует хозяйственно-финансовую деятельность конкретного предприятия.

Сводную (консолидированную) отчетность составляют выше­стоящие или материнские организации на основании первичной бухгалтерской отчетности подведомственных предприятий. Она со­держит обобщенные показатели деятельности вышестоящей орга­низации; большинство ее показателей определяется суммированием соответствующих отчетных форм подведомственных предприятий. Отдельные показатели определяются расчетным путем.

По объему представляемой информации отчетность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности пред­приятия в целом, и специализированной, раскрывающей отдельные стороны этой деятельности (отчетность о материально-техническом снабжении, о выпуске и реализации продукции и др.).

15.2. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

Бухгалтерскую отчетность составляют юридические лица незави­симо от форм их собственности, включая предприятия с иностранны­ми инвестициями. Организации, имеющие дочерние предприятия, кроме собственной бухгалтерской отчетности, составляют сводную (консолидированную) отчетность. Организации, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, в том числе выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельности этих струк­турных подразделений в свою бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность предприятия складывается из конкрет­ных отчетных форм, характеризующих его имущественное и финан­совое положение и основные итоги финансовой деятельности за оп­ределенный период. Очень важно, чтобы показатели бухгалтерской отчетности давали объективную характеристику состояния дел и ре­зультатов работы. Для этого необходимо, чтобы представляемая бух­галтерская отчетность отвечала определенным требованиям.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной и полной. При ее формировании необходимо обеспечить нейтральность ин­формации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интере­сов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности за счет других. Информация не является нейтральной, если посредством тенденциозного отбора или формы представления она искажает оценки пользователей.

Глава XV. Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность организации должна включать пока­затели деятельности всех филиалов, представительств и иных под­разделений (включая выделенные на отдельные балансы).

При переходе от одного отчетного периода к другому организа­ция должна сохранять содержание и форму составляемой ею бухгал­терской отчетности. Изменения допускаются в исключительных случаях, например при переходе к другому виду деятельности. Су­щественное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бух­галтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием причин.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и преды­дущий. Если данные за предшествующий период несопоставимы со сведениями отчетного периода, то эти данные подлежат корректи­ровке. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убыт­ках с указанием ее причины.

Статьи бухгалтерской отчетности, которые подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются или не при­водятся.

В бухгалтерской отчетности допускается обособленное отраже­ние показателей об отдельных активах, обязательствах, доходах, рас­ходах и хозяйственных операциях. Это возможно, когда, во-первых, отражаемая информация весьма существенна и, во-вторых, без нее невозможно оценить финансовое положение предприятия. В случае же несущественности этих показателей они могут приводиться в бух­галтерской отчетности общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой счита­ется последний календарный день отчетного периода. Так, отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включи­тельно. Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 де­кабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, — период по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке и в ва­люте Российской Федерации.

Бухгалтерский учет

Каждая часть бухгалтерской отчетности должна содержать сле­дующие данные:

—указание отчетной даты или отчетного периода;

—наименование предприятия с указанием его организацион­но-правовой формы и идентификационного номера (ИНН);

—форма представления числовых показателей бухгалтерской
отчетности (единицы измерения);

—адрес.

Бухгалтерскую отчетность обязательно подписывают руководи­тель и главный бухгалтер предприятия. На предприятиях, где бухгал­терский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером со стороны, она подписывается руководителем предприятия и руково­дителем специализированной организации (центральной бухгалте­рии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет по договору.

15.3. Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Всоответствии с Законом о бухгалтерском учете, положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67-н ор­ганизации и предприятия в обязательном порядке представляют промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит:

—из бухгалтерского баланса — форма № 1;

—отчета о прибылях и убытках — форма № 2;

—пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и
убытках:

а) отчета об изменениях капитала — форма № 3;

б) отчета о движении денежных средств — форма № 4;

в) приложения к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

—пояснительной записки;

—аудиторского заключения, подтверждающего достоверность
бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с
федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Некоммерческие организации в состав бухгалтерской отчетно­сти дополнительно включают отчет о целевом использовании полу­ченных средств (форма № 6).

Глава XV. Бухгалтерская отчетность

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

—бухгалтерский баланс — форма № 1;

—отчет о прибылях и убытках — форма № 2.

При этом необходимо иметь в виду, что организация может по своей инициативе включать в промежуточную отчетность и другие формы, входящие в состав годовой отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, которые в соответствии с действующим законодательством не применяют упрощенную систе­му налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представ­лять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструк­ции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финан­сов РФ. Федеральными законами право регулировать бухгалтерский учет предоставлено также другим органам, утверждающим (в преде­лах своей компетенции) формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполне­ния, но при условии, что их содержание не противоречит норматив­ным актам Министерства финансов РФ.

В международной практике применяют два вида бухгалтерской отчетности: статическую и динамическую.

Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс. Его еще называют отчетом о финансовом положении предприятия. Он характеризует имущественное и финансово-экономическое со­стояние предприятия на определенный момент времени.

Под динамической отчетностью понимают отчет о прибылях и убытках. Он отражает результат проведения совокупности хозяйст­венных операций за определенный период.

В российской учетной политике преимущество отдается стати­ческой отчетности, основной формой которой является бухгалтер­ский баланс.

В бухгалтерском балансе отражается имущество предприятия, его капитал и обязательства в денежном выражении на определен­ною дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе от­ражается имущество предприятия (хозяйственные средства по их видам), а в пассиве — капитал и обязательства (источники форми­рования хозяйственных средств).

В отличие от российской учетной традиции, выделяющей баланс как основную форму бухгалтерской отчетности, в экономически раз­витых странах некоторый приоритет отдается динамической отчет­ности, включающей главным образом отчет о прибылях и убытках.

Бухгалтерский учет

Именно эта форма приводится первой в годовом отчете фирмы. Дело в том, что для западных предпринимателей важнейшим показателем деятельности фирмы является прибыль, поэтому ее и стремятся про­демонстрировать внешним пользователям в первую очередь.

Динамическая бухгалтерская отчетность состоит из двух частей. Первая часть отражает приток (увеличение) активов и относится к категории доходов. Вторая отражает отток (уменьшение) активов, которые были использованы для получения доходов. Эта часть от­носится к категории расходов. Прибыль — это та сумма, на которую доходы превышают расходы.

Динамическая бухгалтерская отчетность составляется на основе следующих принципов.

Принцип учетного периода. Сущность этого принципа заключа­ется в том, что руководству предприятия и его учредителям, а также различным контролирующим и заинтересованным органам необхо­дима периодическая информация о состоянии дел. Показатель при­были, полученной за учетный период, является основополагающим критерием для оценки работы организации.

Принцип консерватизма. Для предприятия, которое предполо­жительно будет существовать неопределенно долго в будущем, не существует достаточной определенности и в том, какая информация относится к прошлым или будущим отчетным периодам. Кроме то­го, нераспределенной является оценка прибыльности предприятия. Поэтому факт получения прибыли должен признаваться с извест­ной долей осторожности. В отношении же факта получения убыт­ков такая осторожность может не соблюдаться. Таким образом, со­гласно принципу консерватизма:

—доход признается только тогда, когда в этом есть обоснован­ная уверенность;

—расход признается сразу же, как только возникает обоснован­ная возможность.

Этот принцип основан на том, что последствия, связанные с убытком и банкротством, значительно более серьезны, чем послед­ствия получения прибыли. Следовательно, оценивать и отражать прибыли и убытки необходимо по разным правилам.

Принцип начислений.Он заключается в том, что при определе­нии величины прибыли объем реализованной продукции должен сопоставляться с ее себестоимостью, независимо от того, когда про­изошла оплата. Данный принцип предполагает хорошую кредитор-

Глава XV. Бухгалтерская отчетность

скую репутацию покупателя, которая дает обоснованную уверенность в получении платежа. Однако, поскольку практический опыт свиде­тельствует о том, что не все клиенты оплачивают свои счета, при опре­делении величины прибыли за учетный период сумму продаж целесо­образно уменьшить на величину возможных непоступлений.

Принцип увязки доходовс расходами. Всоответствии с этим принципом для определения прибыли методом начислений необхо­димо, чтобы из всех произведенных затрат были выделены только те, которые относятся к деятельности текущего периода и не отно­сятся к доходам будущих периодов. Таким образом, целесообразно все затраты классифицировать либо как расходы, либо как активы и подразумевать под расходами затраты текущего, а под активами — затраты будущих периодов.

Принцип последовательности.Сущность этого принципа заклю­чается в том, что выбранная учетная политика предприятия должна последовательно применяться из года в год, если не появятся доста­точно веские причины для ее изменения, так как эти изменения за­трудняют анализ финансовой отчетности предприятия в разные пе­риоды.

Принцип взаимосвязи бухгалтерского учета и налоговых расчетов.Он заключается в том, что налоговое законодательство предъявляет дополнительные требования к ведению бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости корректировок прибыли (для целей на­логообложения) по величине и по времени ее получения.

Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложен­ных в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что отечественная учетная прак­тика во многом приблизилась к международным стандартам. Свиде­тельством этому могут быть последние положения бухгалтерского учета: «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), «Бухгалтерская отчетность» (ПБУ 4/99) и др.

Наши рекомендации