Значение экономического анализа в развитии внешнеэкономической деятельности организаций

Основная цель экономического анализа внешнеэкономической деятельности — получение наиболее информативных параметров, дающих объективную картину о состоянии валютных и экспортно-импортных операций организации, ее прибылей и убытков от внешней торговли, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Изучение способов и приемов анализа внешнеэкономической деятельности позволит осуществить оценку состояния и эффективности внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций, проанализировать экспорт и импорт в вертикальном и горизонтальном аспектах, выявить факторы, влияющие на развитие внешней и валютной политики хозяйствующего субъекта.

Анализ внешнеэкономической деятельности используется:

• для выявления объема импорта и определения доли импортированной продукции в общем объеме потребления на внутреннем рынке; оценки динамики импорта товаров (работ, услуг);

• выявления объема экспорта, его доли в общем объеме производства продукции в стране, а также оценки динамики этих показателей;

• выявления основных участников рынка, наиболее активно ведущих импортно-экспортные операции;

• выявления основных регионов-импортеров/экспортеров продукции;

• выявления основных таможенных пунктов, через которые ведется импорт/экспорт того или иного товара;

• выявления типов продукции, которая наиболее активно импортируется/экспортируется;

• оценки влияния сезонного фактора на объем импорта/экспорта;

• оценки реакции рынка импорта/экспорта на различные изменения, происходящие в области политики, законодательства, цен на товары и ресурсы, выход на рынок новых игроков, а также на прочие события.

Анализ внешнеторговых операций по данным финансовой отчетности организации включает:

• анализ динамики и структуры контрактных обязательств;

• анализ оборачиваемости средств в экспортных (импортных) операциях;

• анализ влияния обязательств на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость организации.

Метод экономического анализа внешнеэкономической деятельности — совокупность приемов, подходов, способов изучения внешнеторговых процессов в их динамике и статике.

Характерные особенности методов экономического анализа внешнеэкономической деятельности:

• использование системы показателей по валютным и экспортно-импортным операциям;

• изучение причин изменения этих показателей;

• выявление и измерение взаимосвязи между внешнеторговыми операциями.

Система показателей внешнеэкономической деятельности формируется в ходе планирования, учета и анализа, разработки систем и подсистем экономической информации.

В диагностике внешнеэкономической деятельности существуют несколько объектов анализа: производство и реализация экспортной продукции; себестоимость экспортной продукции; использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов при осуществлении экспорта и импорта; поступление импортных активов, налогообложение экспортно-импортных операций и определение финансовых результатов.

Взаимосвязь между показателями определяется объективными условиями внешнеторгового оборота.

Отчетность по внешнеэкономической деятельности состоит преимущественно из количественных, абсолютных показателей. Поэтому анализ тех или иных показателей, экономических явлений, хозяйственных процессов, ситуаций начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях.

Для анализа абсолютных показателей используется, как правило, метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития.

Существует несколько видов показателей для сопоставления: показатели внешнеэкономической деятельности отчетного и предшествующих периодов времени, нормативные показатели; эталонные показатели, показатели мирового уровня, показатели предприятий-конкурентов.

Сравнение с плановыми показателями применяется в бизнес-планировании внешнеэкономической деятельности, где необходимое условие использования метода — сопоставимость показателей по содержанию и структуре (по кругу оценки и сопоставления показателей, ценам, структуре выпуска экспортной продукции и ее реализации, структуре закупки импорта).

Сравнение фактических показателей внешнеэкономической деятельности отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет отражает изменение во времени, динамику экспорта, импорта, состояния расчетов в иностранной валюте, валютной и таможенной политики. При использовании этого метода необходимо обеспечить сопоставление данных по ценам (пересчет в цены базисного периода с помощью индексов), по социальным, природным и иным факторам.

Сравнение фактических показателей с нормативными дает оценку внутренних резервов производства экспортной продукции, позволяет вскрыть резервы сокращения затрат на ее выпуск, рационально использовать современные методы калькулирования себестоимости экспортируемой продукции. Сопоставление фактических показателей на внешнеэкономическом рынке выявляет конкурентоспособность организации и осуществляется по показателям сопоставимых предприятий.

Анализ абсолютных показателей проводится горизонтальным, вертикальным или трендовым методами.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга, и на их основе строится сравнительный аналитический баланс. Все показатели такого баланса можно разбить на три группы: 1) показатели структуры; 2) показатели динамики; 3) показатели структурной динамики.

Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов цепным методом по отношению к периоду, принимаемому за базу, и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики внешнеэкономической деятельности, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.

Трендовый анализ носит перспективный прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения показателя внешнеэкономической деятельности в прошлом определить величину показателя на перспективу. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель объема экспорта или импорта, прибыли или рентабельности по внешнеторговым операциям, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная, — временной интервал (годы, месяцы и т. д.). Уравнение регрессии дает возможность построить линию, отражающую теоретическую динамику анализируемого показателя рентабельности. Подставив в полученное уравнение регрессии порядковый номер планируемого года, рассчитывают прогнозное значение показателя внешнеэкономической деятельности.

Требования к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности организаций, участвующих в процессе международного обмена товарами и услугами, существенно выше тех, которые предъявляются к организациям, не выходящим на внешний рынок. При проведении анализа необходимо учитывать ряд особенностей:

• большую продолжительность осуществления операций по экспорту и импорту товара во времени вследствие значительной удаленности друг от друга участников внешнеэкономической сделки (покупателя и продавца товара);

• необходимость пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, обусловленную тем, что один из участников внешнеэкономической сделки (покупатель или продавец товара) непременно находится за границей;

• осуществление расчетов между покупателем и продавцом товара в иностранной валюте в подавляющем большинстве случаев;

• сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки (каждый из них в части, обусловленной конкретным базисным условием поставки);

• наличие большого числа мест возникновения затрат, что ведет к необходимости привлекать различные организации, оказывающие услуги или выполняющие работы по продвижению экспортного или импортного товара.

Для получения ясной оценки сил субъекта исследования и ситуации на внешнем рынке можно использовать SWOT-анализ, являющийся инструментом быстрой оценки стратегического положения субъекта. SWOT-анализ подчеркивает, что стратегия экспортно-импортных операций должна как можно лучше сочетать внутренние возможности (сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (отраженную в возможностях и угрозах):

• сильные стороны (Strengths) — преимущества (экспортера, импортера);

• слабости (Weaknesses) — недостатки при осуществлении экспорта и импорта товаров;

• возможности (Opportunities) — факторы внешнеэкономической среды, использование которых создаст преимущества на рынке;

• угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение на рынке, снизить конкурентоспособность участника внешнеэкономической деятельности и, соответственно, объем экспорта и импорта коммерческой организации.

SWOT-анализ — одна из важнейших диагностических процедур внешнеэкономической деятельности, используемых консультационными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как бизнес-технологию валютных операций, технологию оценки состояния экспорта и импорта, незадействованных ресурсов и угроз внешнеэкономической деятельности.

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию по внешнеэкономической деятельности, принимать взвешенные решения, касающиеся развития экспорта и импорта. SWOT-анализ — промежуточное звено между формулированием цели и постановкой задач. Целью является обеспечение устойчивости и повышение эффективности развития внешнеэкономической деятельности.

Можно отметить, что в последнее время сложилась ситуация, когда развитие внешнеэкономической деятельности стало существенно опережать развитие системы управления.

Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью позволяет: оценить текущее положение на внешнем рынке; осмыслить поставленные цели и оценить задачи развития экспорта и импорта; оценить стратегический интерес иностранных контрагентов; предпринять упреждающие и профилактические действия по осуществлению валютных операций; повысить готовность противостоять как поддающимся контролю, так и неподконтрольным проблемам; оценить эффективность реализации стратегии, обеспечивая информацию по проблеме соответствия стратегии условиям внешней среды и помогая понять природу изменений экспорта и импорта для принятия управленческих решений.

Наши рекомендации