Нормативное регулирование импортных операций
Основные принципы регулирования импорта товаров, работ, услуг, интеллектуальной собственности определяет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (в редакции от 02.02.2006 г.).
Под импортом товара, согласно п. 10 ст. 2 Закона, понимают ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.
В соответствии с действующим законодательством иностранные товары могут поставляться на отечественный рынок следующими способами:
• импорт по прямому внешнеторговому контракту, заключенному российским покупателем с иностранным продавцом;
• импорт по договору поручения, комиссии, агентирования, заключенному российским покупателем с российским посредником;
• импорт по договору консигнации, заключенному российским посредником с иностранным продавцом, и др.
Принципиальные различия между этими способами обусловлены порядком перехода к импортеру права собственности на ввезенные товары, финансирования расходов по их приобретению, ведения расчетов с зарубежными поставщиками и другими факторами.
Государственное регулирование импорта осуществляется посредством:
1) установления в соответствии с законодательством РФ ввозных таможенных пошлин;
2) нетарифного регулирования:
• количественного ограничения импорта товаров;
• лицензирования в сфере внешней торговли товарами;
• предоставления исключительного права на импорт отдельных видов товаров;
• антидемпинговых и компенсационных мер;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.
По общему правилу импорт товаров осуществляется без количественных ограничений (п. 1 ст. 21 Закона № 164-ФЗ). Исключения из этого правила также установлены Законом. Причем названный Закон существенно сужает полномочия Правительства РФ по ограничению импорта товаров.
Ограничения на импорт устанавливаются только в отношении сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде и только в случаях, установленных подп. 2 п. 2 ст. 21 Закона № 164-ФЗ, т. е. при необходимости ограничения производства аналогичного российского товара и снятия с рынка излишка такого товара Законом введена предотгрузочная инспекция (ст. 28).
Расходы на осуществление предотгрузочной инспекции возлагаются на импортера товара. Для минимизации затрат импортера одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции Правительство РФ снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.
Предотгрузочная инспекция осуществляется при соблюдении следующих принципов:
1) гласность и открытость;
2) применение процедур и критериев, используемых в ходе предотгрузочной инспекции, объективно и на равной основе ко всем импортерам товара;
3) проверка качества и количества товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
4) обеспечение импортеров товара информацией о требованиях, предъявляемых в Российской Федерации в отношении предотгрузочной инспекции;
5) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в ходе предотгрузочной инспекции.
Предотгрузочная инспекция осуществляется на основании заявления импортера товара, и по ее результатам импортеру выдается сертификат о прохождении предотгрузочной инспекции или принимается решение о мотивированном отказе в выдаче такого сертификата. Срок осуществления предотгрузочной инспекции, как правило, не должен превышать 3 рабочих дня.
Импорт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, осуществляется только при наличии сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции.
Таможенным кодексом РФ импорт определен как ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, т. е. фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
Товары, запрещенные в соответствии с законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с ее таможенной территории. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ). Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если другой срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством РФ.
Импортные товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. При таможенном контроле по импортным товарам определяется страна их происхождения.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (ст. 31 ТК РФ) или подвергнуты достаточной переработке (ст. 32 ТК РФ). При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на морском дне;
2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подп. 6;
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта.
Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.
Не отвечают критериям достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;
4) смешивание товаров, произведенных в разных странах, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Учет импортных материально-производственных запасов ведется в порядке, установленном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями); Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
Бухгалтерский учет импорта основных средств ведется в соответствии Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (в редакции от 27.11.2006 г.) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (в редакции от 27.11.2006 г.).
5.2. Документальное оформление импорта товаров (работ, услуг)
Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара или сертификат.
В качестве декларации о происхождении товаров могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.
Сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране его происхождения и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.
Если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемому товару, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товара либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товара, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством РФ) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну их происхождения, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством РФ. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с таможенной декларацией. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товаров по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством РФ.
Таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров, в иных случаях только при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.
Представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:
если ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством РФ;
если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 000 рублей;
если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами.
В составе импорта российскими организациями может быть осуществлен ввоз материально-производственных запасов, основных средств, оборудования, интеллектуальной собственности, услуг.