Вопрос 2. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета.
Как уже отмечалось, бухгалтерский учет отражает хозяйственную деятельность предприятий. Данное понятие включает в себя ряд обьектов, составляющих предмет бухгалтерского учета. К ним относятся: средства предприятия, источники их формирования и процессы, происходящие в предприятии (снабжение, производство, реализация).
Таким образом, предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений, за которой бухгалтерский учет ведет постоянное сплошное и строго документальное наблюдение. Для изучения своего предмета бухгалтерский учет использует особые способы, позволяющие ему наиболее всесторонне и правильно отражать хозяйственную деятельность. Совокупность специальных приемов и способов представляет собой метод бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета складывается из целого ряда элементов. К ним относятся: баланс, счета бухгалтерского учета, документация, отчетность, двойная запись, инвентаризация.
Прием документации состоит в том, что каждая хозяйственная операция первоначально оформляется бухгалтерским документом, обладающим определенной формой и содержанием, что обеспечивает юридическую обоснованность данных бухгалтерского учета.
Ведение счетов текущего учета является средством постоянного наблюдения за текущей хозяйственной деятельностью предприятий и организаций.
Бухгалтерский баланс является способом периодического наблюдения и обобщения данных текущего учета. С помощью этого элемента в бухгалтерском учете отражается финансовое состояние предприятия на определенный отчетный период.
Инвентаризация представляет собой способ периодической проверки фактического состояния средств предприятия, с помощью которого обеспечивается реальность сведений о наличии этих средств, представленных в отчетности организации.
Основной уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете». Данный Федеральный закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета на всех предприятиях, независимо от форм собственности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет обязаны вести все предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, находящиеся на территории страны.
В процессе ведения бухгалтерского учета решаются следующие основные задачи:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении.
2. Обеспечение необходимой информацией для контроля за соблюдением законодательства при осуществелении организацией хозяйственных операций.
3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» предусматривает ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Исходя из данного определения, можно сказать, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, есть особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности организации за определенный период.
Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России.
Важнейшими из правовых актов, регулирующих отношения, связанные с бухгалтерской отчетностью, в нашей стране являются уже известные вам: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».
Порядок же заполнения форм годовой и промежуточной (периодической) отчетностей устанавливается в инструкциях Министерства финансов Российской Федерации.
Указанные положения определяют состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков (для банков правовое регулирование осуществляется специальными указаниями Банка России).
Бухгалтерская отчетность организации должна отражать состав ее имущества и источники его формирования на отчетную дату, а также финансовые результаты за отчетный период. Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года.
Что касается внутренней бухгалтерской отчетности, разрабатываемой организацией для целей внутреннего управления, то ее содержание, состав, сроки и адреса представления регулируются в учетной политике организации на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98), при этом Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что содержание данных этого вида бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированную в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными соответствующим приказом Минфина России. Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами, по законодательству места их государственной регистрации. Федеральные Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых они осуществляют функции координации и регулирования деятельности. Правила составления такой отчетности устанавливаются Минфином России.
Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации. К числу требований достоверности относятся:
- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, отражения хозяйственных операций и оценка имущества и обязательств исходя из порядка, установленного законодательством;
- полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности за отчетный год и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Важным условием достоверности годового отчета организации является обеспечение сравнимости отчетных данных с показателями за соотвеоствующий период прошлого года с учетом изменения методологии.
В бухгалтерской отчетности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.
Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, а содержащаяся в ней информация – полезной для пользователей, т.е. уместной и достоверной.
На достоверность (надежность) информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие факторы:
- правдивость представляемых данных. Для обеспечения достоверности требуется, чтобы информация отражала именно те явления, для описания которых она предназначена;
- преобладание содержания над формой. Иногда операции и события, представленные в бухгалтерских отчетах, допускают различное толкование. Их можно рассматривать с точки зрения как юридической формы (т.к. в основном все хозяйственные операции договорные), так и экономической стороны существа явления. Организациям в своих отчетах следует выделять экономическое содержание операций и событий, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку данного явления;
- нейтральность. Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Сама структура бухгалтерских отчетов не должна влиять на выбор решения или предопределять какой-либо результат;
- осмотрительность. При оценке информации в бухгалтерской отчетности необходимо учитывать факторы неопределенности: хотя отчеты основываются на событиях, имевших место в прошлом, смысл многих из этих событий раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего. Поэтому составителям отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность;
- возможность проверки. Данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проверены в том случае, если аудиторы согласятся с тем, что они соответствуют основным операциям или событиям;
- сопоставимость. Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» исчерпывающим образом установил составные части бухгалтерской отчетности.
В настоящее время годовая бухгалтерская отчетность включает следующие составляющие:
- бухгалтерский баланс (ф. №1);
- отчет о прибылях и убытках (ф. №2);
- пояснения к ним, включающие: отчет о движении капитала (ф. №3), отчет о движении денежных средств (ф. №4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);
- пояснительная записка;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федералными законами подлежит обязательному аудиту.