Вопрос 1. Понятие о хозяйственном учете. Предмет и метод бухгалтерского учета

Введение

С развитием элементов рыночного механизма способы совершения преступлений становятся более изощренными. Совершаемые преступления отличают маскировка под видом заключения гражданско-правовых сделок; быстрое реагирование на специфику и конъюнктуру рынка; широкое использование в преступной деятельности различных банковских документов; различные приемы и способы сокрытия преступлений под видом неудавшейся коммерческой деятельности.

Для эффективной борьбы с преступлениями юрист должен обладать не только юридическими знаниями, но и иметь достаточный уровень специальной экономической полготовки. В этой связи особую значимость в подготовке высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов приобретает изучение дисциплины «Судебная бухгалтерия». Следы преступной деятельности находят свое отражение в бухгалтерских документах, которые анализируются при расследовании преступлений.

Целью настоящей лекции является ознакомление с предметом и методом судебной бухгалтерии, сущностью, правилами заполнения и приемами исследования бухгалтерских документов.

Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России.

Важнейшими из правовых актов, регулирующих отношения, связанные с бухгалтерской отчетностью, в нашей стране являются уже известные вам: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

Порядок же заполнения форм годовой и промежуточной (периодической) отчетностей устанавливается в инструкциях Министерства финансов Российской Федерации.

Указанные положения определяют состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков (для банков правовое регулирование осуществляется специальными указаниями Банка России).

Бухгалтерская отчетность организации должна отражать состав ее имущества и источники его формирования на отчетную дату, а также финансовые результаты за отчетный период. Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года.

Что касается внутренней бухгалтерской отчетности, разрабатываемой организацией для целей внутреннего управления, то ее содержание, состав, сроки и адреса представления регулируются в учетной политике организации на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98), при этом Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что содержание данных этого вида бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированную в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными соответствующим приказом Минфина России. Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами, по законодательству места их государственной регистрации. Федеральные Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых они осуществляют функции координации и регулирования деятельности. Правила составления такой отчетности устанавливаются Минфином России.

Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации. К числу требований достоверности относятся:

- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, отражения хозяйственных операций и оценка имущества и обязательств исходя из порядка, установленного законодательством;

- полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности за отчетный год и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Важным условием достоверности годового отчета организации является обеспечение сравнимости отчетных данных с показателями за соответствующий период прошлого года с учетом изменения методологии.

В бухгалтерской отчетности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, а содержащаяся в ней информация – полезной для пользователей, т.е. уместной и достоверной.

На достоверность (надежность) информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие факторы:

- правдивость представляемых данных. Для обеспечения достоверности требуется, чтобы информация отражала именно те явления, для описания которых она предназначена;

- преобладание содержания над формой. Иногда операции и события, представленные в бухгалтерских отчетах, допускают различное толкование. Их можно рассматривать с точки зрения как юридической формы (т.к. в основном все хозяйственные операции договорные), так и экономической стороны существа явления. Организациям в своих отчетах следует выделять экономическое содержание операций и событий, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку данного явления;

- нейтральность. Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Сама структура бухгалтерских отчетов не должна влиять на выбор решения или предопределять какой-либо результат;

- осмотрительность. При оценке информации в бухгалтерской отчетности необходимо учитывать факторы неопределенности: хотя отчеты основываются на событиях, имевших место в прошлом, смысл многих из этих событий раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего. Поэтому составителям отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность;

- возможность проверки. Данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проверены в том случае, если аудиторы согласятся с тем, что они соответствуют основным операциям или событиям;

- сопоставимость. Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» исчерпывающим образом установил составные части бухгалтерской отчетности.

В настоящее время годовая бухгалтерская отчетность включает следующие составляющие:

- бухгалтерский баланс (ф. №1);

- отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

- пояснения к ним, включающие: отчет о движении капитала (ф. №3), отчет о движении денежных средств (ф. №4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Заключение

Таким образом, судебная бухгалтерия представляет собой комплексную прикладную дисциплину, находящуюся на стыке экономической и юридической отраслей знаний. В научной литературе не существует единой точки зрения на сущность предмета судебной бухгалтерии, однако, большинство авторов сходятся во мнении, что предметом судебной бухгалтерии являются закономерности преступной деятельности, нашедшие отражение в соответствующих экономических (учетных) документах.

Методы судебной бухгалтерии постоянно совершенствуются, так как изменяется и наполняется новым содержанием ее предмет. Связующим звеном в этом процессе является объект изучения и исследования – хозяйственная деятельность, отраженная в системе экономической информации. Основное назначение метода судебной бухгалтерии состоит в выявлении учетных экономических и документальных несоответствий как конкретных форм проявления деструктивных отклонений в хозяйственной деятельности.

К специальным методам судебной бухгалтерии относятся: бухгалтерский анализ, экономический анализ, документальный анализ, содержащие в себе специальные приемы исследования.

Тема 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА

Введение

§ 1. Понятие о хозяйственном учете. Существующие виды учета.

§ 2. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета.

§ 3. Бухгалтерский баланс и его структура.

§ 4. Понятие о счетах бухгалтерского учета, их строение и содержание. Счета активные и пассивные.

§ 5. Сущность приема двойной записи. Понятие о корреспонденции счетов.

§ 6.Понятие о счетах синтетического и аналитического учета. Их взаимосвязь.

§ 7.Способы исправления ошибочных записей в документах бухгалтерского учета и учетных регистрах.

§ 8. Основные этапы учетной работы.

Заключение

Введение

Хозяйственная деятельность человека предполагает контроль и учет операций. В этой связи огромная роль принадлежит бухгалтерскому учету. Объектами бухгалтерского учета являются имущество предприятия, его движение посредством хозяйственных операций, результаты хозяйственной деятельности.

За динамикой объектов хозяйственной деятельности осуществляется сплошное, непрерывное наблюдение. Отсюда – огромное значение приобретает знание основ ведения бухгалтерского учета, заполнение форм бухгалтерской отчетности и соблюдение правил ведения учетной работы.

Целью настоящей лекции является – ознакомление с сущностью и правилами ведения бухгалтерского учета, основными формами бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерским балансом, а также счетами бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Исходя из данного определения, можно сказать, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, есть особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности организации за определенный период.

Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России.

Важнейшими из правовых актов, регулирующих отношения, связанные с бухгалтерской отчетностью, в нашей стране являются уже известные вам: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

Порядок же заполнения форм годовой и промежуточной (периодической) отчетностей устанавливается в инструкциях Министерства финансов Российской Федерации.

Указанные положения определяют состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков (для банков правовое регулирование осуществляется специальными указаниями Банка России).

Бухгалтерская отчетность организации должна отражать состав ее имущества и источники его формирования на отчетную дату, а также финансовые результаты за отчетный период. Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года.

Что касается внутренней бухгалтерской отчетности, разрабатываемой организацией для целей внутреннего управления, то ее содержание, состав, сроки и адреса представления регулируются в учетной политике организации на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98), при этом Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что содержание данных этого вида бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированную в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными соответствующим приказом Минфина России. Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами, по законодательству места их государственной регистрации. Федеральные Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых они осуществляют функции координации и регулирования деятельности. Правила составления такой отчетности устанавливаются Минфином России.

Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации. К числу требований достоверности относятся:

- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, отражения хозяйственных операций и оценка имущества и обязательств исходя из порядка, установленного законодательством;

- полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности за отчетный год и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Важным условием достоверности годового отчета организации является обеспечение сравнимости отчетных данных с показателями за соотвеоствующий период прошлого года с учетом изменения методологии.

В бухгалтерской отчетности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчет, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, а содержащаяся в ней информация – полезной для пользователей, т.е. уместной и достоверной.

На достоверность (надежность) информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие факторы:

- правдивость представляемых данных. Для обеспечения достоверности требуется, чтобы информация отражала именно те явления, для описания которых она предназначена;

- преобладание содержания над формой. Иногда операции и события, представленные в бухгалтерских отчетах, допускают различное толкование. Их можно рассматривать с точки зрения как юридической формы (т.к. в основном все хозяйственные операции договорные), так и экономической стороны существа явления. Организациям в своих отчетах следует выделять экономическое содержание операций и событий, даже если юридическая форма отличается от экономического содержания и предполагает иную оценку данного явления;

- нейтральность. Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Сама структура бухгалтерских отчетов не должна влиять на выбор решения или предопределять какой-либо результат;

- осмотрительность. При оценке информации в бухгалтерской отчетности необходимо учитывать факторы неопределенности: хотя отчеты основываются на событиях, имевших место в прошлом, смысл многих из этих событий раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего. Поэтому составителям отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность;

- возможность проверки. Данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проверены в том случае, если аудиторы согласятся с тем, что они соответствуют основным операциям или событиям;

- сопоставимость. Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» исчерпывающим образом установил составные части бухгалтерской отчетности.

В настоящее время годовая бухгалтерская отчетность включает следующие составляющие:

- бухгалтерский баланс (ф. №1);

- отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

- пояснения к ним, включающие: отчет о движении капитала (ф. №3), отчет о движении денежных средств (ф. №4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федералными законами подлежит обязательному аудиту.

Заключение

Хозяйственный учет – это наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных процессов.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и строго документального учета всех хозяйственных операций. В данном определении отражены основные этапы учетного процесса (сбор информации об учетности обьекта, регистрация информации, обработка учетной информации), а также отличия бухгалтерского учета от других видов учета – статистического и оперативно-технического

Таким образом, предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений, за которой бухгалтерский учет ведет постоянное сплошное и строго документальное наблюдение.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированную в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными соответствующим приказом Минфина России.

В настоящее время годовая бухгалтерская отчетность включает следующие составляющие:

- бухгалтерский баланс (ф. №1);

- отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

- пояснения к ним, включающие: отчет о движении капитала (ф. №3), отчет о движении денежных средств (ф. №4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Как уже отмечалось, баланс отражает имущественное состояние предприятия на определенную дату.

Бухгалтерский счет, как элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой способ отражения всех текущих изменений, происходящих со средствами предприятия, источниками их образованиями и процессами.

Счета бухгалтерского учета тесно связаны с балансом. Эта взаимосвязь выражается в следующем:

счета бухгалтерского учета открываются на основании статей бухгалтерского баланса, и, наоборот, бухгалтерский баланс составляется на основе данных, содержащихся в бухгалтерских счетах.

Синтетические счета дают обобщенные показатели о хозяйственных средствах, источниках и процессах, т.е. синтезируют детальные сведения. Эти счета ведутся только в денежном выражении. К синтетическим счетам относятся все счета, которые открываются на основе статей бухгалтерского баланса.

Аналитические счета служат для детализации сведений, содержащихся в синтетических счетах. Аналитические счета открываются на основе и в развитие определенного синтетического счета. В аналитических счетах применяются также и натуральные измерители (килограммы, тонны, метры и т.д.). Аналитические счета, отражающие движение материальных ценностей

Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете применяется три способа:

1. корректурный;

2. способ красного сторно;

3. способ дополнительной проводки (контировка).

Тема 3. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§1. Документальное оформление основных хозяйственных операций в промышленных предприятиях.

§2. Оформление хозяйственных операций учетными документами в предприятиях оптовой торговли.

§3. Документальное оформление хозяйственных операций в предприятиях розничной торговли.

§4. Особенности учета хозяйственных операций в предприятиях общественного питания.

Заключение

Вопрос 1: Документальное оформление основных хозяйственных операций в промышленных предприятиях.

Главнейшие хозяйственные операции в любой отрасли подразделяются на следующие виды:

А) Операции, связанные с измерением и фиксацией затрат труда и начислением заработной платы.

Б) Операции, связанные с приобретением и расходованием товарно-материальных ценностей.

В) Операции, связанные с производством, выпуском продукции и реализацией готовых изделий.

Г) Операции с денежными средствами.

Рассмотрим важнейшие из них:

Документальное оформление хозяйственных операций, связанных с измерением и фиксацией затрат труда и начислению заработной платы.

На каждом предприятии, согласно штатному расписанию, работает определенный состав и количество работников. Учет численности работников, рабочего и отработанного времени ведется на основании первичных документов. На каждого работника заполняется личная карточка по форме № Т-2. Сведения о количестве отработанных дней и часов, о выработке и другие данные берутся из табелей нарядов, рапортов, ведомостей выработки, расчетно-платежных ведомостей и специальных карточек работников, систематизируемых определенным образом. Например, для учета рабочего времени используется табель (форма № Т-12 или Т-13), который ведется непосредственно в подразделениях предприятия. С его помощью получают сведения об отработанном времени и не отработанных по разным причинам днях и часах, обеспечивается текущее наблюдение за выходами на работу, за соблюдением правил прихода и ухода, состоянием трудовой дисциплины. Неявки или опоздания на работу по уважительным причинам оформляются следующими документами: листками временной нетрудоспособности, справками о выполнении государственных и общественных обязанностей и др. Эти документы сдаются табельщикам и после отметки в табеле передаются в бухгалтерию для расчетов с работниками.

Сверхурочные работы, разрешенные в установлении порядке, фиксируются в списках мастерами и контролируются табельщиками. Время простоев устанавливается по листкам о простое, которые подписывает администрация цеха.

Внутрисменные простои по причинам учитываются на основе фотографии рабочих мест и других показателей о простоях. Затраты рабочего времени группируются по следующим признакам: отработанное время, неотработанное оплаченное время и неотработанное неоплачиваемое время. Сгруппированные за месяц на основании табелей показатели характеризуют трудовые ресурсы по предприятию в целом. К числу важнейших показателей, отражающих затраты труда, относятся нормы труда, характеризующие выработку продукции. Под нормой труда понимаются нормы: выработки, времени, обслуживании, численности, устанавливаемые для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Нормой выработки измеряют установленный объем работы, подлежащий выполнению в единицу рабочего времени.

Система учета выработки зависит от организации производства и нормирования труда, технологического процесса, применения рациональных способов съема этой информации, от системы оплаты труда и способа приемки работ.

В массовых производствах труд рабочих организуют в бригадах, выполняющих определенный цикл работ. Приемка продукции ведется, как правило, по конечной операции (изделию, узлу, технологически обособленному процессу). Но встречается также пооперационная система учета выработки (учета выполнения нормы выработки, нормы времени или нормы обслуживания). В серийных производствах выработка и заработок регистрируются, в основном, в сменном рапорте-наряде.

Немало предприятий с серийным характером производства вместо сменных рапортов или в сочетании с ними применяют систему маршрутных карт (листов), открываемых на каждую партию деталей или узел деталей. Они выписываются производственной службой и сопровождают соответствующую партию деталей до окончания их изготовления.

В единичных и мелкосерийных производствах нередко используют разовые документы – наряды, фиксирующие выполнение бригадой определенной работы. Некоторые предприятия данного типа, вместо нарядов применяют ежемесячные накопительные документы в виде лицевых счетов выработки, что сокращает поток документов.

Основными формами оплаты труда являются: повременная и сдельная. Каждая из них имеет свои разновидности: простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

При повременной оплате труда заработок начисляется за определенное количество проработанного времени независимо от объема выполненных работ. Он складывается из оплаты по тарифным ставкам для рабочих и должностным окладом для служащих, доплат за условия труда и профессиональное мастерство. При сдельной оплате труда размер заработка зависит от количества изготовленной продукции (выполненной работы или оказанной услуги) в соответствии с установленными сдельными расценками. Кроме сдельной повременной оплаты применяется аккордная форма оплаты труда, основанная на определении совокупного заработка за выполнение определенных стадий работ или изготовление определенной продукции

Все первичные документы по выработке продукции, выполнению работ и оказанию услуг, в которых фиксируются затраты труда и рабочего времени, сдаются в бухгалтерию, где на их основе зачисляется заработная плата. Документы, обобщающие данные о причитающейся и подлежащей выплате заработной плате, называются расчетной (расчетно-платежной) и платежной ведомостями. Расчетно-платежная ведомость состоит как бы из 4-х разделов.

В I разделе указывается Ф.И.О. рабочих, их табельные номера.

Во II разделе: начисление з/платы (т.е. все виды начислений).

В III разделе все виды удержаний (налоги, кредиты, страховки).

В IV разделе: причитающаяся к выплатам з/плата.

Практика работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что в документах по фиксации затрат труда и начислению заработной платы очень часто совершаются подлоги в целях хищения денежных средств. Наиболее распространены среди таких подлогов:

1) приписки в нарядах на выполненные работы или оказанные услуги;

2) составление полностью подложных документов на фактически непроизведенные работы;

3) включение в расчетно-платежные ведомости вымышленных лиц;

4) приписки в платежных ведомостях;

5) хищение депонентских сумм и т.д.

Для выявления данных злоупотреблений необходимо применят все методы исследования учетных документов, а также методы документального и фактического контроля.

Операции, связанные с приобретением и расходованием товарно-материальных ценностей.

Важную роль в обеспечении организации материального учета, а также в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей играет правильное и своевременное оформление их движения первичными документами бухгалтерского учета. Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет служба снабжения. С этой целью в отделах снабжения ведут ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, где отмечают выполнение условий договора о поставке материалов по ассортименту, их количеству, цене, срокам отгрузки. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета. Поступающие на предприятие материальные ценности оформляются первичными документами в следующем порядке. Поставщик, одновременно с отгрузкой продукции. Высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой – через банк), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и затем передают в бухгалтерию. Кроме того, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведут журнал учета поступающих грузов. В нем записывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или об отказе от акцепта. Проверенные платежные требования из службы снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов. В бухгалтерии экспедитору выписывается доверенность на получение груза. Доверенность является бланком строгой отчетности. Его выдача фиксируется в специальном журнале. В соответствии с данными документами экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материальные ценности по количеству мест и массе. При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он при приемке груза от транспортной организации может потребовать проверку груза и комиссионной его приемки. В состав комиссии должны входить: экспедитор, представитель транспортной организации, представитель незаинтересованной организации. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику. Для получения материальных ценностей со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, приемку материала производит комиссия, оформляя акт приемки материалов, который служит основанием для предъявления претензий поставщику. В состав комиссии приглашают представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт составляется также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки). Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств, оформляют накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один экземпляр является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. В лимитно-заборной карте указывается: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единица измерения и лимит месячного расхода материалов.

Один экземпляр лимитно-заборной карты передают цеху-получателю, другой – складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со склада производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим оформляют выпиской отдельного требования-накладной. При замене в лимитно-заборной карте материала делают запись: «Замена, см. требование №__» и уменьшают остаток лимита.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то отпуск оформляется требованием-накладной. Требования выписывают цехи-получатели в 2-х экземплярах. Один из них с распиской кладовщика остается в цехе, второй с распиской получателя – у кладовщика.

Отпуск материалов сторонним организациям или своим хозяйствам, расположенным за пределами предприятия, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону. Их выписывает служба снабжения в 2-х экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов. Первичный экземпляр накладной остается на складе и является основанием для учета материалов, второй передается получателю материалов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

В установленные дня документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию предприятия по реестру приемки-сдачи документов, составленному в 2-х экземплярах. Первый из них сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, второй остается на складе.

Учет материалов на складе осуществляет зав. складом, являющийся материально ответственным лицом. С кладовщиком заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Такой учет, называемый сортовым учетом, осуществляется только в натуральном выражении. Карточки открывают в бухгалтерии и заносят в них следующие данные: номер склада, наименования материалов, их марку, сорт, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материа<

Наши рекомендации