Развитие форм бухгалтерского учета и их характеристика.

Форма бухгалтерского учета представляет собой перечень и структуру учетных регистров синтетического и аналитического учета, справочных таблиц и последовательность их заполнения. Законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что коммерческая организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная, автоматизированная и другие) при условии соблюдения нормативных актов о бухгалтерском учете.

Мемориально-ордерная форма учета впервые появилась в 1926 году. Она характеризуется использованием книг для ведения синтетического и карточек для аналитического учета.

Порядок записей следующий:

- на основании первичных документов бухгалтерия составляет проводку, которая записывается в регистр под названием мемориальный ордер. Если много однородных операций, то их группируют в накопительных ведомостях, а мемориальный ордер с проводкой составляют один по итогам ведомости;

- все мемориальные ордера записывают в хронологическом порядке в регистрационном журнале, который служит для определения общей суммы оборота всех операций за отчетный период;

- после записи в регистрационном журнале мемориальные ордера используют для отражения операций на счетах Главной книги. Форма счетов Главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом.

Аналитический учет ведется в книгах или на карточках.

В конце месяца на основании записей в аналитических счетах составляют оборотные ведомости, в которых аналитические счета группируют по каждому синтетическому счету. На основании оборотной ведомости по синтетическим счетам составляется бухгалтерский баланс.

Журнально-ордерная форма учета была впервые применена в 1939 году и до настоящего времени широко распространена во многих средних и крупных коммерческих организациях Беларуси. Эта форма учета основана на принципе накапливания данных первичных документов для получения необходимых показателей синтетического и аналитического учета.

При журнально-ордерной форме учет ведется в журналах-ордерах по кредитовому признаку, т.е. отражаются суммы по кредиту счетов. Месячные итоги по журналу заменяют собой бухгалтерскую проводку. Итоговые данные журналов-ордеров подлежат записи в Главной книге, в которой каждому счету отводится одна страница, причем записи делаются только по дебету каждого счета с указанием корреспондирующего счета по кредиту.

По некоторым счетам с целью усиления контроля банковских и кассовых операций наряду с журнальными записями кредитовых оборотов одновременно ведут ведомости дебетовых оборотов. Все ведомости ведутся по дебетовому признаку и дают дебетовый оборот по счету.

Записи в журналах-ордерах и ведомостях осуществляются в хронологическом порядке по датам первичных документов.

Упрощенная форма бухгалтерского учета была разработана в 1991 году для применения в малых коммерческих организациях. Основным регистром в упрощенной форме бухгалтерского учета является книга учета хозяйственных операций (форма № К-1

В книге записываются сначала остатки по счетам на начало месяца, по каждой операции составляется проводка и разносится по дебету и кредиту счетов, т.е. сочетается хронологическая и систематическая запись. В конце месяца подсчитываются обороты и конечные сальдо и на их основе составляются оборотные ведомости и бухгалтерский баланс.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета представляет собой непрерывный процесс сбора, регистрации и обработки учетной информации с помощью компьютеров с целью получения необходимых показателей для управления производством. Данные первичных документов о совершенных хозяйственных операциях вводятся в память машины (с помощью специальных программ – «1С: Бухгалтерия», «Галактика», «Анжелика», «БЭСТ», «ИнфоБухгалтер» и других), производится группировка и обработка первичных данных, обобщение информации в соответствии с программным обеспечением и получение выходной результативной информации в электронной форме или на бумажных носителях в виде машинограмм.

3 Учетная политика, ее содержание, порядок оформления и утверждения, типовой план счетов бухгалтерского учета, особенности отраслевых планов счетов.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и утвержденной приказом руководителя организации.

Учетная политика представляет совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в соответствии с особенностями ее хозяйствования. Она формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и является обязательной для применения всеми структурными подразделениями организации.

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета организация осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Те правила (методы и способы), которые закреплены в законодательстве как единственно возможные и (или) обязательные для всех организаций, включать в учетную политику не нужно. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация должна самостоятельно разработать соответствующий способ и закрепить его в учетной политике.

В учетной политике отражается методологический и организационный аспекты ведения бухгалтерского учета в организации.

Учетная политика организации включает:

- описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета;

- график документооборота.

Процесс разработки учетной политики состоит из следующих этапов:

- определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

- выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, влияющих на способы ведения бухгалтерского учета;

- выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

- идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

- отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в из взаимосвязи (стоимостной критерий отнесения предметов к основным средствам, способ и метод начисления амортизации их стоимости, учитывается ли при этом ликвидационная стоимость, метод оценки расходованных материалов, метод оценки незавершенного производства, распределения косвенных расходов по видам продукции, работ, услуг, метод учета реализации продукции, работ, услуг, товаров и другие;

- оформление и утверждение приказом руководителя организации избранной учетной политики.

Изменения в учетной политике могут быть в случаях, оговоренных законодательно (реорганизация, изменения законодательства РБ, изменения условий деятельности организации) и должны вводиться, как правило, с начала отчетного года.

Рабочий план счетов коммерческие организации разрабатывают на основе Типового плана счетов, утвержденного постановлением Министерства финансов РБ № 50 от 29.06.2011г.

Типовой план содержит 99 синтетических балансовых счетов, имеющих двухзначный шифр, субсчета первого порядка к некоторым синтетическим счетам и забалансовые счета, имещие трехзначный шифр.

Балансовые счета сгруппированы в восемь разделов, в основу чего положена их классификация по различным признакам. В соответствии с кругооборотом капитала, то есть по экономическому содержанию и назначению сгруппированы счета первых шести разделов типового плана счетов. Они предназначены для учета имущества организации (активные счета) и обязательств (активно – пассивные счета). Счета седьмого раздела предназначены для учета собственного капитала организации (пассивные счета). Восьмой раздел включает номинальные счета для учета доходов и расходов организации, определения финансового результата ее деятельности.

Забалансовые счета предназначены для учета имущества, временно находящегося в организации, но ей не принадлежащего, а также списанной с балансовых счетов дебиторской задолженности в целях контроля на предмет ее взыскания, обеспечений платежей и обязательств полученных и выданных, имущества, переданного в аренду.

В Инструкции к Типовому плану счетов содержится типовая корреспонденция каждого синтетического счета.

Типовой план счетов обязателен к применению всеми организациями независимо от организационно – правовых форм и форм собственности.

Он предусматривает возможность ведения финансового и управленческого учета.

Организации на основании типового плана счетов самостоятельно разрабатывают рабочий план счетов исходя из специфики своей деятельности и утверждают его в своей учетной политике. При необходимости организации могут вводить в свой рабочий план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов типового плана счетов, что должно быть согласовано с Минфином РБ. Кроме того, организации могут уточнять содержание субсчетов, объединять или дополнительно вводить субсчета в целях конкретизации информации для обеспечения оперативности и эффективности управления своей хозяйственно – финансовой деятельностью, составлять корреспонденцию счетов по тем хозяйственным операциям, корреспонденция счетов по которым не предусмотрена в Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета.

В РБ действуют отдельные типовые планы счетов для банковской и бюджетной сфер деятельности.

Наши рекомендации