Сущность заработной платы и задачи ее учета.

СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАДАЧИ ЕЕ УЧЕТА.

Зарплата – выраженная в денежной форме оплата труда работника организации в общественном продукте, поступающая в их личное потребление. Зарплата каждого работника зависит как от его личного трудового вклада, так и от качества труда.
Организациям АПК предоставлено право самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда. Размер минимальной зарплаты регламентируется Правительством РБ. Зарплата является базой для определения размеров отчислений в Фонд социальной защиты населения, Белгосстрах, а также базой для удержаний и вычетов в соответствии с действующим законодательством.
БУ расчетов по оплате труда должен обеспечивать:
1)достоверное и своевременное документальное оформление фактических затрат труда работников организации
2)достоверное отражение объемов выполняемых работ и использования рабочего времени
3)контроль за правильностью применения норм и расценок, обеспечивающих правильное начисление зарплат
4)контроль за своевременным начислением зарплат, премий, вознаграждений, надбавок, доплат, пособий, удержаний из зарплат, выплаты зарплат
5)соблюдение порядка распределения начисленной зарплаты по счетам БУ, которое должно обеспечивать правильный расчет затрат по объектам калькуляции себестоимости продукции
6)составление отчетности пот труду и предоставление ее в органы статистики.

ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА. ТАРИТФНАЯ СИСТЕМА.

В организациях АПК как правило используется две формы оплаты труда:
1)сдельная; 2)повременная.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на 3 системы:
1)прямую,2)сдельно-премиальную, 3)сдельно-прогрессивную, 4)аккордную.

В РБ разработана единая тарифная система. Она включает в себя следующие элементы:
1)единые тарифные ставки (ЕТС),2)тарифную ставку 1 разряда,,3)единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий, 4)квалификационные справочники должностей служащих.

Тарифная система - это совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от его сложности. Тарифные сетки по оплате труда - это инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности (квалификации).

3.СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

Фонд заработной платы состоит из четырех групп выплат:

1) прямая заработная плата за отработанное время или проделанную работу;

2) выплаты за неотработанное время;

3) единовременные поощрительные выплаты;

4) выплаты на питание, жилье и топливо.

Суммы, начисленные из ФЗП работников, используются для расчета средней и среднемесячной заработной платы работников организации, на основе которых определяется размер денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, средний заработок, сохраняемый за время трудового и социальных отпусков, выходного пособия, для оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, определения размера выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством.

СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

Фонд заработной платы-общая сумма денежных средств, начисленных работникам предприятий и организаций в качестве оплаты труда. В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятиями :суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время;компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;стимулирующие доплаты и надбавки;премии, единовременные поощрительные выплаты;оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер. Заработную плату подразделяют на основную и дополнительную.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ,КЛАССИФИКАЦИЯ И ЗАДАЧИ ВЛОЖЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ.

Счет 08 "Вложения в долгосрочные активы" предназначен для отражения информации о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов, в том числе о затратах по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются как запасы).

По дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.

Сформированная первоначальная стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов отражается по дебету счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные активы", 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 08 "Вложения в долгосрочные активы".

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ НЕДВИЖИМОСТИ И ПРЕДМЕТОВ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА).

Счет 08 "Вложения в долгосрочные активы" предназначен для отражения информации о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов, в том числе о затратах по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются как запасы).По дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов. Сформированная первоначальная стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов отражается по дебету счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные активы", 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 08 "Вложения в долгосрочные активы".При выбытии вложений, учитываемых на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы", их стоимость отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 08 "Вложения в долгосрочные активы". Сальдо по счету 08 "Вложения в долгосрочные активы" отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции по приобретению или созданию основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов, по формированию основного стада. Аналитический учет по счету 08 "Вложения в долгосрочные активы" ведется: по затратам, связанным с приобретением и созданием основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов, - по каждому приобретаемому или создаваемому объекту основных средств, инвестиционной недвижимости, нематериальных активов; по затратам, связанным с приобретением предметов финансовой аренды (лизинга), - по каждому приобретаемому предмету финансовой аренды (лизинга);по затратам, связанным с формированием основного стада, - по видам животных.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ,ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Источники поступления основных средств:

1. капитальные вложения;

2. получение от других предприятий безвозмездно;

3. в качестве вклада в уставный фонд;

4. в обмен на другое имущество;

5. в других случаях установленных законодательством.

Выбытие основных средств, происходит в следующих случаях:

- продажа

- безвозмездная передача

- физический износ

- частичная или полная ликвидация

- аварии или стихийные бедствия

- другие случаи установленные законодательством.

Для учета движения основных средств, применяется следующая документация

- Акт (накладная) приемки-передачи основных средств Ф №ОС-1 – он предназначен для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для исключения из состава основных средств, для их передачи другим предприятиям, а также для оформления, внутреннего перемещения основных средств.

- Акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов Ф №ОС-3 – он используется для оформления приемки и сдачи основных средств из ремонта.

- Акт о ликвидации основных средств Ф №ОС-4 – он применяется для оформления объектов основных средств при полной или частичной ликвидации.

- Акт о ликвидации транспортных средств Ф №ОС-4а – применятся для оформления списания автотранспортных средств с баланса при их ликвидации.

- Акт об установке, пуске и демонтаже строительных машин Ф №ОС-5.

- Инвентарная карточка учета основных средств Ф №ОС-6 – применяется для учета всех видов основных средств. заводят карточку в бухгалтерии на каждый объект.

- Опись инвентарных карточек по учету основных средств Ф №ОС-10 – применяется для регистрации открытых инвентарных карточек с целью контроля за их сохранностью.

- Карточка учета движения основных средств Ф №ОС-12 – используется для учета движения основных средств по классификационным группам. На основании данных карточек составляется отчетность по основным средствам.

-Инвентарный список основных средств Ф №ОС-13 ведется по местам хранения, эксплуатации основных средств и в разрезе материально- ответственных лиц.

УЧЕТ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Приобретение основных средств путем заключения договоров лизинга имеет ряд преимуществ как для лизингополучателя, так и для лизингодателя по сравнению с иными формами финансирования. Данные преимущества проявляются в следующем:

лизинговые платежи, уплачиваемые лизингополучателем, включаются у него в себестоимость, то есть средства на их уплату формируются до образования облагаемой налогом прибыли;

лизинг не увеличивает долг в балансе лизингополучателя и не затрагивает соотношения собственных и заемных средств, то есть возможности лизингополучателя по получению дополнительных займов не снижаются;

учет амортизации лизингового имущества может осуществлять либо лизингодатель, либо лизингополучатель в зависимости от того, на кого условиями договора возложено ведение балансового учета. Амортизационные отчисления по объекту лизинга производятся в течение действия договора лизинга и включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг);

срок лизинга, как правило, соответствует периоду амортизации предмета лизинга, но срок лизингового контракта бывает и меньше. Чем больше срок лизинга и соответственно ниже остаточная стоимость имущества, тем свободнее условия эксплуатации имущества и дальнейшего его использования.

На сумму начисленной амортизации в случае, если объект лизинга находится на балансе лизингодателя Дт 20 Осн.пр-во Кт 02 Аморт-я ОС.

- если объект лизинга находится на балансе лизингодателя Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 76,

- если объект лизинга находится на балансе лизингополучателя Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 02.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАДАЧИ УЧЕТА.

Реализация – важнейший показатель работы организации АПК. Произведенная сельскохозяйственными организациями готовая продукция растениеводства и животноводства используется по различным направлениям. Одним из таких направлений является ее переработка на собственных промышленных производствах и в подсобных цехах, которые играют важную роль в повышении эффективности использования продукции основных отраслей. Готовая продукция, выпущенная собственными с/х производствами ,реализуется покупателям.

Отражена фактическая | 43-3 | 20-3

|себестоимость выпущенной

|продукции

|Списана фактическая | 90-3 | 43-3

|себестоимость реализованной

|продукции

Отражена выручка от реализации | 62 | 90-3

|продукции

Поступила выручка от покупателя| 51 | 62

|Начислен НДС | 90-3 | 68-1

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ(УСЛУГ).

В организациях АПК к готовой продукции относят полученные от собственного производства зерно, картофель, овощи, фрукты, молоко, яйцо, мед, шерсть и др. Такое разнообразие видов продукции приводит к необходимости использования многочисленных форм первичных документов. Характерной особенностью сельскохозяйственного производства является то, что готовая продукции поступает в течение года неравномерно, в сжатые сроки, зачастую при неблагоприятных погодных условиях. Это требует от работников сельскохозяйственного производства организовать уборку и учет поступления готовой продукции таким образом, чтобы максимально полно оприходовать полученный урожай, не допустить его потерь и хищений.

Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учётным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции [17, с.5]. Следовательно, любая операция по учёту готовой продукции должна быть оформлена соответствующим первичным документом. Реализация продукции оформляется договором купли-продажи .При отпуске товаров, оплата которых осуществляется в безналичном порядке, продавец выписывает счет-фактуру в трех экземплярах, один из которых передается покупателю, два экземпляра остаются у продавца. В качестве приложения к договору и с целью согласования цен выписывается протокол согласования отпускных цен .Выписанные счета-фактуры регистрируются ежедневно в реестре выписанных счетов-фактур. Отпуск товаров, оплата которых осуществлялась в безналичном порядке, производится после поступления денег на счет продавца, если иное не установлено договором купли-продажи, покупателю либо лицу, предъявившему оформленную в установленном порядке доверенность покупателя на получение товаров.По соглашению сторон оплата товара в безналичном порядке может осуществляться в согласованные сторонами сроки после передачи товара покупателю.

Расход готовой продукции оформляется различными первичными документами в зависимости от направления ее использования. При отправке из хозяйства продукции заготовительным или перерабатывающим организациям выписываются специализированные товарно-транспортные накладные ТТН-1 (растениеводство), ТТН-1 (молоко), ТТН-1 (скот). При реализации предприятиями АПК продукции прочим покупателям по договорным ценам выписываются:1)типовые товарно-транспортные накладные (ТТН-1) с заполнением всех необходимых реквизитов (Приложение З) – предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств; 2)типовые товарные накладные (ТН-2) (Приложение И) – для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).

Бланки накладных ТТН-1 и ТН-2 являются бланками строгой отчетности, приобретение и уничтожение которых осуществляются в порядке, установленном законодательством. Заполнение реквизитов накладных ТТН-1 и ТН-2 производится последовательно. Обязательному заполнению подлежат реквизиты, содержащие сведения об участниках совершаемой хозяйственной операции (грузоотправителе, грузополучателе, заказчике автомобильной перевозки (плательщике)); ее содержании и оценке в натуральных, количественных и денежных показателях; сведения о лицах, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с указанием их должностей, фамилий, инициалов и личных подписей.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ,РАБОТ(УСЛУГ).

В зависимости от характера условий осуществления и направления деятельности организации доходы организации подразделяются на:

- доходы по текущей деятельности, - доходы по инвестиционной деятельности, - доходы по финансовой деятельности, - иные доходы и расходы .

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с текущей деятельностью организации, а также для определения финансового результата по ним, предназначен счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». На счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» отражается выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по: - готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства сельскохозяйственных, перерабатывающих и других организаций; - работам и услугам промышленного характера; - работам и услугам непромышленного характера; - покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

- строительным, монтажным, проектно-изыскательским, научно-исследовательским и т.п. работам; - товарам; - услугам по перевозке грузов и пассажиров; - услугам по транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

- услугам связи; - представлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации); - представлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации).

УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ,РАБОТ(УСЛУГ) В СЧЕТ ОПЛАТЫ ТРУДА,ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ,ЧЕРЕЗ ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ.

В сельскохозяйственных организациях широкое распространение получила выдача заработной платы продукцией, или натуральная оплата труда. В целях усиления материальной заинтересованности работников в проведении уборочных работ Минсельхозпрод рекомендует расширить практику натуральной оплаты труда. При условии выполнения плана продажи зерна государству, обеспечения потребности животноводства в зернофураже сельскохозяйственным организациям разрешено использовать для выдачи натуральной оплаты до 10% валового сбора зерна. В качестве натуральной оплаты в сельскохозяйственных организациях может выдаваться продукция растениеводства, животноводства, промышленных производств, а также молодняк животных. Данные виды продукции не запрещены к выдаче и не включены в Перечень товаров, которыми не может производиться натуральная оплата труда нанимателями, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2000 № 603. Начислена заработная плата работникам сельскохозяйственной организации Дт 20,23,25,26 Кт 70; Списана плановая себестоимость отпущенных в счет оплаты труда: - готовой продукции Дт 90-2 Кт 43; - семян, кормов Дт 90-2 Кт 10; - молодняка животных Дт 90-2 Кт 11; Уменьшена задолженность по заработной плате перед работниками на стоимость реализованной работникам продукции собственного производства Дт 70 Кт 90-1; Исчислены НДС и иные платежи от выручки, предусмотренные налоговым законодательством Дт 90-3,90-5 Кт 68; Списана калькуляционная разница по отпущенным

в счет оплаты труда: - готовой продукции Дт 90-2 Кт 20; - животным Дт 90-2 Кт 11; Отражен финансовый результат от реализации продукции собственного производства: - прибыль Дт 90-7 Кт 99; - убыток Дт 99 Кт 90-7. На сумму фактической себестоимости отгруженных в магазин товаров составляется запись: Д-т 43, субсчет «Фирменный магазин», - К-т 43, субсчет «Склад готовой продукции». При отпуске продукции со склада предприятия в магазин необходимо использовать счет 45 «Товары отгруженные». В данном случае на стоимость отгруженной продукции по фактической производственной себестоимости делается бухгалтерская запись: Д-т 45 «Товары отгруженные» - К-т 43 «Готовая продукция».

УЧЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ.

Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются суммы убытков (потерь, расходов), а по кредиту - суммы прибыли (доходов) организации. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов за отчетный период по счету 99 "Прибыли и убытки" определяется конечный финансовый результат отчетного периода (чистая прибыль или чистый убыток). Прибыль (убыток) от текущей деятельности отражается по дебету (кредиту) счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-11 "Прибыль (убыток) от текущей деятельности") и кредиту (дебету) счета 99 "Прибыли и убытки". Сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период отражается по дебету (кредиту) счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91-5 "Сальдо прочих доходов и расходов") и кредиту (дебету) счета 99 "Прибыли и убытки".Начисление налогов на прибыль и доходы и других налогов и сборов, исчисляемых из прибыли (дохода) организации в соответствии с законодательством, отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". По окончании отчетного года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. При этом заключительной записью последнего месяца отчетного года сумма чистой прибыли (чистого убытка) отчетного года отражается по дебету (кредиту) счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту (дебету) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Аналитический учет по счету 99 "Прибыли и убытки" ведется таким образом, чтобы обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

УЧЕТ НЕРАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРИБЫЛИ (НЕПОКРЫТОГО УБЫТКА).

Счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.Сумма чистой прибыли отчетного года отражается заключительной записью последнего месяца отчетного года по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Сумма чистого убытка отчетного года отражается заключительной записью последнего месяца отчетного года по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счета 99 "Прибыли и убытки".Направление части чистой прибыли отчетного года на выплату доходов собственнику имущества (учредителям, участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счетов 75 "Расчеты с учредителями", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Аналогичная запись делается при выплате доходов собственнику имущества (учредителям, участникам) организации в течение года.Уменьшение величины уставного фонда до величины чистых активов организации отражается по дебету счета 80 "Уставный капитал" и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".Покрытие убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, за счет их вкладов в общее имущество простого товарищества отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Аналитический учет по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" ведется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по направлениям использования средств.

УЧЕТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА.

Счет 80 "Уставный капитал" предназначен для обобщения информации о наличии и движении уставного фонда организации.Счет 80 "Уставный капитал" применяется также для обобщения информации о наличии и движении вкладов участников договора о совместной деятельности в общее имущество простого товарищества. Уставный фонд организации в сумме вкладов собственника имущества (учредителей, участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 80 "Уставный капитал". Внесение вкладов собственником имущества (учредителями, участниками) отражается по дебету счетов 07 "Оборудование к установке и строительные материалы", 08 "Вложения в долгосрочные активы", 10 "Материалы", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и других счетов и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями".Аналитический учет по счету 80 "Уставный капитал" ведется по каждому учредителю (участнику) организации и видам акций, а по договорам о совместной деятельности - по каждому договору и каждому участнику договора.

ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ.

По видам отчетность делится на оперативную, статистическую, бухгалтерскую и налоговую. Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри субъекта хозяйствования в момент совершения хозяйственной операции или сразу же после ее завершения. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности субъекта хозяйствования. Бухгалтерская отчетность служит источником информации для внешних и внутренних пользователей. Все организации представляют бухгалтерскую отчетность учредителям или собственникам имущества, вышестоящим органам управления. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 календарных дней по окончании года, а квартальный отчет – не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ.

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

1. Бухгалтерский баланс Форма 1: статьи актива и пассива баланса заполняются по данным остатков на счетах, отраженных в Главной книге. В разделе 1 Внеоборотные активы по статьям: Основные средства, Нематериальные активы, Доходные вложения в материальные ценности, показывается: первоначальная стоимость; амортизация; остаточная стоимость (включается в сумму итога первого раздела). Сальдо по счетам связанным с расчетами – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другим – в балансе показывается развернуто: дебетовое сальдо – в активе баланса, а кредитовое – в пассиве. Данные статьи пассива баланса «Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров» при подсчете итога раздела 3 баланса вычитаются. Дебиторская задолженность, по которой в конце года созданы резервы по сомнительным долгам, уменьшается на сумму этих резервов без корреспонденции счетов. В пассиве убыток отчетного года показывается со знаком «-».Данные, приводимые в балансе, выражаются в национальной валюте Республики Беларусь. Сумма итогов актива и пассива в денежном выражении называется валютой баланса.

В отчете о прибылях и убытках Форма 2 приводятся данные о выручке от реализации, себестоимости реализованной продукции, прибыли (убытки) от реализации, от операционных и внереализационных операций, о налогах, а также о чистой прибыли.

В отчете об изменении капитала Форма 3 приводятся данные о движении уставного фонда, резервного и добавочного фонда чистой прибыли.

В отчете о движении денежных средств Форма 4 приводятся данные о поступлении и расходовании денежных средств по источникам поступления и направлениям расходования. Отчет № 5 приложение к бухгалтерскому балансу состоит из разделов:

1. Основные средства и нематериальные активы.2. Незавершенные вложения во внеоборотные активы.3. Доходные вложения в активы. 4. Финансовые вложения.5. Дебиторская задолженность.6. Кредиторская задолженность.7. Полученные кредиты и займы.

СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЗАДАЧИ ЕЕ УЧЕТА.

Зарплата – выраженная в денежной форме оплата труда работника организации в общественном продукте, поступающая в их личное потребление. Зарплата каждого работника зависит как от его личного трудового вклада, так и от качества труда.
Организациям АПК предоставлено право самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда. Размер минимальной зарплаты регламентируется Правительством РБ. Зарплата является базой для определения размеров отчислений в Фонд социальной защиты населения, Белгосстрах, а также базой для удержаний и вычетов в соответствии с действующим законодательством.
БУ расчетов по оплате труда должен обеспечивать:
1)достоверное и своевременное документальное оформление фактических затрат труда работников организации
2)достоверное отражение объемов выполняемых работ и использования рабочего времени
3)контроль за правильностью применения норм и расценок, обеспечивающих правильное начисление зарплат
4)контроль за своевременным начислением зарплат, премий, вознаграждений, надбавок, доплат, пособий, удержаний из зарплат, выплаты зарплат
5)соблюдение порядка распределения начисленной зарплаты по счетам БУ, которое должно обеспечивать правильный расчет затрат по объектам калькуляции себестоимости продукции
6)составление отчетности пот труду и предоставление ее в органы статистики.

Наши рекомендации