Методика ЭА и осн. этапы его проведения.
Под методикой понимается совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения анадит. работы. Методика ЭА – сов-ть аналит. правил исслед-ния эк-ки пр-тия. Различают общии методики (исп-ся для изучения раз-х объектов в разл-х отраслях) и частные методики (учитывают отрас. специфики пр-тий). При выполнении анализа выделяются след-е этапы: 1. Уточнение объектов, цели, задач анализа, составление плана аналит. работы. 2. Разработка сис-мы синтет. и аналит. показателей, с помощью к-х харак-ся объект анализа. 3. Сбор и подготовка к анализу необходимой инф-ции (проверка ее точности, приводится в сопоставимому виду). 4. Сравнение факт-х рез-тов с показ-ми плана исслед-го периода, факт-ми данными прошлых периодов, с достижениями ведущих пр-тий, средними по отрасли. 5. Изучение факторов и определяется их влияние на рез-ты деят-ти пр-тия. 6. Выявление неиспол-х и перспективные резервы повышения эффект-ти произ-ва. 7. Оценка рез-тов деят-ти с учетом действия раз-х факторов и выявленных неисп-х резервов, разраб-ся мероприятия по их исп-нию. В кач-ве важнейшего элемента методики выступают технические приемы и способы анализа (инструментарий анализа). Среди них м. выделить традиционные логические способы (сравнение, графический, балансовый, средних и отностиельных величин, группировок, опыт, экспертных оценок и т.д.) и спосбы для изучения влияния факторов на рез-ты деят-ти и подсчета резервов в анализе (цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный м-д, корреляционный, линейного программирования и т.д.).
61. Анализ объемов пр-ва и продаж продукции. Факторы влияющие на величину выручки Объем пр-ва и продаж определяют финансовые рез-ты работы пр-ия, т е прибыли или убытки. Данный анализ необходим при разработке хоз-ой стратегии, планирования объма пр-ва и выборе товарного ассортимента. При этом необ-мо изучать спрос и предложение. Производить необ-мо то что пользуется спросом. Показатели объема пр-ва и продаж связаны. При неограниченном спросе важнейшим фактором влияющим на объем продаж, яв-ся объем пр-ва.. На объем пр-ва в первую очередь влияют произ-е рес-сы. Объем продаж опред-ет финансовый рез-т и финансовую устойчивость, т к выручка это осн-й источник поступления фин-х рез-в на пр-ие. Задачи а-за объема пр-ва и продаж прод-ии1оценка динамики объема прод-ии, ее ст-ры и качества2 оценка напряженности и реальности бизнес-плана3 выявление факторов, т е причин изменения объема пр-ва и продаж4 а-з ритмичности5 а-з ассортимента6 выяв-ие рез-ва увеличив-х объем пр-ва и продажИст. инф.1 Форма П1 годовая – статистическая отчетность, сведения о пр-ве прод-ии2 П1 мес-я – о про-ве и отгрузке прод-ии3 Ф №2 годовая и квартальная отчетность о приб-х и убытках (строка 010 выручка от продаж)4 заключаемые договоры на поставку прод-ии, сведения оперативного учета о пр-ве и отгрузке прод-ии
Показатели объема пр-ва и реализации прод. Для а-за объема пр-ва и реал-ии прод-ии исп-ся натуральные, условно натуральные (пара обуви) и стоимостные показатели (товарная, валовая и реал. прод.).Товар. продукция –это полностью законченная в пр-ве и предназначенная для реал. на сторону прод.Она вкл:- ст-ть готовых изделий- полуфабрикаты собственного пр-ва отпущенные на сторону- ст-ть инструмента моделей штампов реализ-х на сторону- ст-ть работ промышленного характера выполненных для др орг-ий- ст-ть переработки сырья и материалов заказчикаВаловая прод.– ст-ть изделий, работ, услуг, вып. на пред-тии за опред-ый промежуток времени (обычно за год) – это товарная продукция с учетом остатков незавершенного пр-ва.ВП = ТП+НПкг – НПнг, ТП – товарная прод, НП –незаверш-е пр-воРеализ. прод-я – выручка от продажОпред-ся 2 сп-ми. 1)По отгрузкеРП=ГПнг+ТП-ГПкгРП-реализ-я продГП – остатки гот. прод. на складе 2) по оплате РП=ГПнг+ТОнг+ТП-ТОкг-ГПкг, ТО- товары отгруженные
Анализ стр. и динамики объемов пр-ва и продаж. В процессе анализа:1) анализир-ся степень выполнения плана по объему пр-ва и по продажам% выпол-я плана = Объем факт / Объем план х 100%2) анализ динамики объемов пр-ва и продаж (по всей совокупности прод-ции и по отдел. видам прод-ции) – это расчет темпов роста и темпов прироста, для их расчета берутся как натур., так и стоимостные показ-ли.А) индивид. индекс физ. объема.I = q1 / q0Б) общий (агрегатный) индекс физич. объемаJi = ∑q1p0 / ∑q0p0 = ТП (РП) в отчет. году в базис. ценах / ТП (РП) в бизис. периоде,В) среднегодовые темпы ростаŤ = ,V1 – в базисном году, V0 - в последнем году в анализ. периоде, n - число лет в анализ. периоде.Г) среднегодовые темпы приростаŤ =
Темпы роста бывают цепные и базисные.
3) Анализ стр-ры объемов пр-ва и продаж. А) из общего объема пр-ва и продаж выделяют ту часть, к-рая производилась по заключенным договорам и контрактам. Необх-мо выяснить, как выполнялись договора на поставку прод-ции, какие договора продлить, от каких отккзаться. Б) какая часть прод-ции производилась по гос. заказу (контракту). Эта позиция опр-ет загрузку пред-я на год и более длительные периоды (в завис-ти от производ. цикла изготовления прод-ции), опр-ет загрузку пред-я, а т.ж. м. спланировать приобретение матер. рес-сов. Гос. закакз гарантирует сбыт прод-ии, ее своевремен. оплату.
В) опр-ся доля отдельных видов прод-ции в общем объеме пр-ва и продаж. Необх-мо сопоставить стр-ру пр-ва со стр-рой продаж, наск-ко они близки, необх-мо это для корректировки стр-ры пр-ва. Г) из общего объема пр-ва и продаж выделяют ту часть, к-рая идет на экспорт, в т.ч. дальнее и ближнее Зарубежье.Наличие экспорта свид-ет об опр-х конкурентных преимущ-вах прод-ции дан. пред-я. Экспорту прод-ции способ-ет малая емкость внутр. рынка, высокий ур-нь внутр. конкуренции, конъюнктура цен, получ-е иностр. валюты в усл-ях инфляции, завоевание новых рынков и др. ф-ры. Из этого перечня выд-ют ф-ры, характерные для конкрет. пред-я. Д) из общего объема продаж (выручки) выделяют ден. ср-ва, векселя, взаимозачеты и товарообменные операции по бартеру.
4) Анализ исп-я производ. мощности. Фактич. объмы пр-ва сравниваю с максимально-возможными.
К-т исп-я производ. мощности = Vфакт. / Vмакс. х 100Рассчит. на основе натур. показ-лей.Производ. мощность – максимально-возможный выпуск прод-ции в натур. ед-цах за опред. пер. времени (час, сутки).Резерв мощности = 1 - К-т исп-я производ. мощности
Значение анализа выпол. плана по ассортименту и анализа ритмич. выпуска прод. Номенклатура –принятый в учете и планировании перечень видов групп продукции в номенклатурном выражении. Устанавливается орг-ми гос-ой статистики. Это общерос-ий классификатор продукцииАссортимент –состав выпускаемой продукции по маркам, сортам, размерам, мощности, производительности, внеш-му виду и т.д.Ассортим-т выпускаемой продукции пр-ия формир-ся на основании заключенных договоров. Ассортимент бывает детальным (развернутым), групповой используется для статист-ой отчетности. При оценке выполнения плана по номенклатуре сопостав-ся плановый и фактический выпуск продукции по осн-м видам продукции. При формировании ассортимента и структуры выпускаемой прод-ии пр-ие д учитывать с одной стороны спрос на данные виды прод-ии, а с другой – наиболее эф-ое использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и др рес-в, имеющ-ся в его распоряжении. Сис-ма формирования ассор-та вкл-т след-ие осн-е моменты: определение текущих и перспективных потребностей покупателей, оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой прод-ии, изучение жизненного цикла изделий на рынках и принятие мер по внедрению новых совершен-х видов прод-ии, оценка эконом-й эф-ти и степени риска новых видов изделий.
Анализ выполнения плана по ассортименту (сопостав-ся план с фактом осущ-ся по методу наименьшего или среднего процента) Изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в выполнении плана по ассортименту не зачитываются.
Ритмичность выпуска прод-ии - предпологает точное соблюдение часовых, сменных, декадных, месячных план-графиков пр-ва. Ритмичность пр-ва рассчитывается за час, смену, сутки, декаду, месяц. Данный период зависит от возможности составления плана графика на этот период. Там где однотипная продукция и короткий произ-ый цикл ритмичность м. рассчитываться за час, сутки, смену. Там где большая номенклатура изделий и длительный произ-ый цикл ритмичность расчит-ся за декаду, месяц. Не ритмич-ть работы пр-ия ухудшает все эк-ие показатели:- сниж-ет качество продукции- увел-ет объем незаверш-го пр-ва и сверх плановые остатки г/п на складах- не выполняются поставки по договорам - не своевременно поступает выручка- перерасходуется фонд з/п
Все это приводит к увел-ю с/с, сниж-ю прибыли и ухудшению финансового состояния. Для оценки выполнения плана по ритмичности исп-ся прямые и косвенные пок-ли. К прямым пок-м относятся:- коэф-т ритмичности- к-т вариации- число аритмичности- удельный вес пр-ва продукции за каждую декаду в месячном выпуске (аналогично месячный выпуск квартальному, квартальный годовому).
Косвенные пок-ли аритмичности: - наличие доплат за сверхурочные работы- оплата простоев- уплата штрафов за недопоставку и не своеврем-ю отгрузку прод-ии- наличие сверх нормативных остатков незаверш-го пр-ва и г/п.
Коэф-т ритмичности –отношение суммы фактического (но не выше планового) выпуска прод-ии к сумме планового выпуска по каждому периоду. Критм = (∑(Вплi - Внi)/∑Вплi), ∑Вплi –плановый выпуск прод-ии i периода, Внi –недовыполнение плана по выпуску прод-ии в i- периоде
Для оценке показателя ритмичности т ж рассчитывается показ-ль ритмичности – эта сумма + или – отклонений в выпуске прод-ии от плана за каждый день, декаду. Чем менее ритмично работает пр-ие, тем выше пок-ль аритмичности. В ходе анализа необ-мо расм-ть причины не ритмичной работы пр-ия. К наиб-ее распространенным относятся – не своевременное обеспечение ресурсами, не пропорциональная загрузка оборудования, отсутствие рабочих, низкий уровень произ-ой и технической дисциплины.
Факторы влияющие на показатели На товарную прод-ю- произ-ые мощности (хар-ся техническими параметрами)- обеспеченность ресурсами (материальными, трудовыми)- орг-ия пр-ва и труда- нерациональное использование материальный и трудовых ресурсов- брак в пр-веНа объем реализованной прод-ии (вел-ну выручки)1) Действующие в сфере пр-ва:- объем пр-ва, ритмичность выпуска, кач-во прод-ии, ритмичность отгрузки, ассортимент2) Действующая в сфере обращения: Цены на прод-ю, Спрос (доходы населения), выбранный способ расчетов, сбытовая сеть3)Внеш-ие факторы не зависящие от пр-ия: косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина), ограничения доступа на рынке, конкуренцияВ отдельных отраслях народного хозяйства есть специфические показатели объема пр-ва и продаж. В строительстве – товарно строительная прод-ия, это объем выполненных товарно - строительных работ. На транспорте – грузооборот. В торговле – товарооборот.