Предмет и объекты бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые могут объединяться в две группы:
объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.
К первой группе относятся имущество организации, состоящее из различных видов средств и обязательств, а ко второй - хозяйственные процессы и их результаты.
Для эффективного использования активов необходимо знать, какие его виды имеются в организации и как они размещены, а также источники образования этого имущества и их целевое назначение. Поэтому необходима классификация имущества в двух разрезах:
1) по составу и размещению;
2) по источникам образования и назначению.
По составу и размещению имущество можно подразделить на следующие основные группы: внеоборотные активы, оборотные активы и отвлеченные активы.
Внеоборотные активы подразделяются на основные средства и нематериальные активы. В группу основных средств входят: здания, сооружения, производственные машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др. В процессе использования основные средства постепенно изнашиваются и их стоимость включается в себестоимость продукции (работ, услуг) частями путем начисления амортизации.
Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на патентобладателя на патенты, изобретения, промышленные образцы, а также иные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их пользования.
К внеоборотным активам можно условно отнести вложения во внеоборотные активы - средства, находящиеся в пока что неоконченном строительстве, вложенные в приобретение, реконструкцию внеоборотных активов, модернизацию и техническое перевооружение.
Причем часть внеоборотных активов может быть отвлечена или передана во временное пользование другим организациям, например по договорам аренды. В эту группу можно отнести отложенные налоговые активы, образовавшиеся в результате возникновения разницы по данным бухгалтерского и налогового учета.
Оборотные активы подразделяются на следующие группы: материально-производственные запасы, денежные средства, финансовые активы и средства в расчетах.
Значительную часть оборотных активов составляют материально-производственные запасы: материалы, готовая продукция, незавершенное производство и товары.
Материалы необходимы для производственной деятельности в основном в качестве сырья, топлива и различных вспомогательных материалов.
Незавершенное производство - это ресурсы предприятия, которые находятся непосредственно в процессе производства, но еще не превращены в готовую продукцию. Например, это затраты на сырье, материалы, оплату труда и т.д. на производство продукции, которая еще не прошла все стадии обработки (автомобиль на конвейере в машиностроительной промышленности и т.п.).
Готовая продукция - продукция, произведенная в организации, прошедшая все стадии обработки, соответствующая стандартам и предназначенная для продажи.
Товары отгруженные - это готовая продукция, которая отправлена в виде груза покупателю, но право собственности, на которую еще принадлежит организации-поставщику.
Другие товары - различные виды товаров, приобретенные для дельнейшей продажи и перепродажи без дополнительной обработки.
Денежные средства - наличные деньги, хранящиеся в кассе и на различных счетах в банках.
Финансовые активы - это вклады организации в уставные капиталы других организаций, в различные ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), а также займы, представленные другим организациям.
Все перечисленные выше активы составляют ресурсы организации, но для полной их характеристики необходимо знать источники образования этих ресурсов. Это могут быть собственные и привлеченные источники.
Собственные источники или собственный капитал - это капитал организации, зарегистрированный в уставе, сформированный за счет взносов учредителей при создании организации (уставный капитал), добавочный капитал, создаваемые резервы (резервный капитал, различные резервы), целевое финансирование (средства других юридических лиц, средства различных бюджетов, которые предназначаются для выполнения конкретного вида работ и возврату не подлежат), целевые фонды, прибыль, полученная в результате финансово-хозяйственной деятельности организации.
Привлеченный капитал - это различные кредиты банков (краткосрочные, долгосрочные), других организаций (краткосрочные, долгосрочные займы) и кредиторская задолженность (долги предприятия по различным операциям с поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом, по расчетам с персоналом по оплате труда и прочими кредиторами). Организация может задолжать другой организации при получении от него различных материалов и товаров (поставщикам), услуг и выполненных ими работ (подрядчикам) и т.д., государству - по различным налогам и обязательным отчислениям, (пенсионному фонду и другим внебюджетным фондам), а также своим работникам (по оплате труда). Вся перечисленная задолженность входит в группу кредиторской задолженности.
Объектом бухгалтерского учета, является также хозяйственная операция - фактическое совершенное действие по изменению объектов учета или один отдельный факт хозяйственной деятельности. Причем, любая хозяйственная операция должна быть оформлена документально.
Из массы хозяйственных операций складываются процессы, которые можно разделить на:
1) процесс заготовления - заготовление сырья, материалов, т.е. обеспечение организации основными и оборотными средствами;
2) процесс производства - хозяйственные операции по расходованию сырья и материалов, трудовых ресурсов (начисление оплаты труда), основных средств (начисление амортизации) и оприходованию готовой продукции;
3) процесс продажи - совокупность операций по отгрузке продукции покупателям и заказчикам, расчетам за отгруженную продукцию, поступлению денег на счета организации и определению финансового результата от реализации.
При этом все хозяйственные процессы в деятельности отдельной организации могут происходить одновременно и главная задача бухгалтерского учета - своевременное и достоверное их отражение в учете. Решение указанных задач бухгалтерский учет осуществляет с помощью соответствующих способов и приемов, составляющих в совокупности метод бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета - это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании данных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
С 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются в работу, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998 гг. по согласованию с Минфином России.
Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой организации. Форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».
Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
Счета бухгалтерского учета - способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.
Денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.
Калькуляция - группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату. Состоит из двух частей - актива и пассива.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность выступают способом итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный период.
Тема 3.2. Требования к ведению бухгалтерского учета