Расчетные отношения предприятий
Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации продукции.
Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одни предприятия выступают поставщиками товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другие – их покупателями, потребителями, а значит и плательщиками. Для своевременного поступления денежных средств нужна четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями.
Выполнение производственного задания влечет за собой расчеты с персоналом предприятия (рабочими и служащими, с подотчетными лицами), расчеты с бюджетом по отчислениям на государственное социальное страхование, расчеты по пенсионному обеспечению и социальной защите населения, медицинскому страхованию, расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, выполненные работы или оказанные услуги и другие виды расчетов. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Денежные средства могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться на расчетных либо специальных счетах в банке, а также в виде ценных бумаг.
Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков. Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков.
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном или нескольких банках.
Кроме расчетных счетов в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения. В соответствии со ст. 30 Закона о банках клиенты вправе открывать в банках необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте.
К расчетным операциям по специальным счетам в банке относятся расчеты аккредитивами и расчеты чеками из лимитированных чековых книжек.
Расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Наличные деньги, полученные из учреждений банков предприятиями, расходуются строго по целевому назначению, а именно: на выплату заработной платы, на командировочные расходы, на хозяйственные и другие нужды.
Порядок хранения, получения и расходования наличных денег определен Правилами ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утв. постановлением ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18.
Безналичные расчеты регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П.
11.2. Порядок открытия и оформления расчетного счета
Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-право-вой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков или кредитных организаций на соответствующих счетах на договорных условиях.
Понятие кредитной организации и банка определено Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
· привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
· размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
При заключении договора банковского счета клиенту открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами (ст. 846 ГК РФ).
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание, либо допускается законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.
Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации (п. 1.2. гл. 1 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»[17] (далее – Инструкция № 28-И).
Для открытия расчетного счета юридическому лицу – резиденту в банк представляются:
· свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Регистрация юридических и физических лиц, а также ведение реестров осуществляются органами Федеральной налоговой службы.
Перечень документов, которые необходимо представить, для государственной регистрации создаваемого юридического лица приведен в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[18]:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р11001;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»[19]. Порядок заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001) приведен в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации, утв. приказом ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@[20];
· учредительные документы юридического лица.
Юридические лица, действующие на основе типового устава, утверждаемого Правительством РФ; действующие на основе типовых положений об организациях и учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством РФ, и разрабатываемых на их основе уставов; действующие на основе типового положения и устава, представляют указанные документы;
· лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
· карточка.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется на бланке формы № 0401026 по ОКУД, установленной Приложением 1 к Инструкции № 28-И[17]. Карточка заполняется с применением пишущей или электронно-вычислительной машины шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Применение факсимильной подписи для заполнения полей карточки не допускается.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия, которому открывается счет.
Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру или лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета письменным распоряжением (приказом).
Правом первой или второй подписи могут обладать одновременно несколько работников предприятия. При этом сотрудник предприятия не может быть наделен одновременно правом первой и второй подписи.
Если в штате предприятия нет должности главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего его функции), карточка подписывается только руководителем. В этом случае в Карточке в поле «Вторая подпись» указывается, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует.
Подлинность собственноручных подписей лиц, наделенных правом первой или второй подписи, может быть удостоверена нотариально. Карточка может быть оформ-
лена без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии сотрудника кредитной организации в соответствии с порядком, установленным Инструкцией № 28-И.
Образец оттиска печати юридического лица, проставляемого в карточке, должен соответствовать печати, которую имеет предприятие.
Порядок заполнения карточки с образцами подписей и оттиска печати установлен Приложением 2 к Инструкции № 28-И[17];
· документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
· свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Постановка на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) осуществляется налоговым органом по местонахождению юридического лица без подачи налогоплательщиком заявления либо иных документов. Она осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государст-
венный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации. ИНН присваивается налоговым органом по местонахождению организации при ее создании, в том числе при создании нового юридического лица в результате реорганизации. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц утвержден приказом МНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178[21]. Формы документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утверждены приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@[22].
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации – форма № 1-1-Учет (утв. приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@) выдается (направляется по почте с уведомлением о вручении) заявителю одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (ст. 86 ч. I НК РФ).
Отсутствие договора банковского счета в виде единого документа, подписанного сторонами, не означает отсутствия договорных отношений. Подача клиентом заявления об открытии счета является офертой (предложением заключить договор), а разрешительная надпись руководителя банка – акцептом (согласием заключить договор).
Гражданским кодексом РФ (ст. 845 – 860) определены условия заключения банковского счета; право распоряжения денежными средствами, находящимися на счете; виды и сроки операций по счету и др.
При открытии банковского счета возникают две группы отношений.
Во-первых, банк обязуется принимать и зачислять на счет денежные средства (как от самого клиента, так и от третьих лиц), которые перечисляются его клиенту, а также выдавать по требованию последнего необходимые ему суммы в порядке, установленном законодательством и договором (ст. 845 ГК РФ).
Средства, помещенные на банковский счет клиента, следует рассматривать как вклады до востребования. Указанные отношения охватываются конструкцией договора займа, в котором клиент является займодавцем, а банк – заемщиком. Банк может использовать находящиеся на счете средства по своему усмотрению, в том числе как кредитные ресурсы. Поэтому за остаток на счете банк выплачивает клиенту проценты (ст. 852 ГК РФ).
Во-вторых, банк выполняет поручения клиента о производстве платежей и о получении денег, следуемых клиенту. В этих отношениях банк следует признать комиссионером или поверенным клиента, в зависимости от используемой в каждом конкретном случае формы безналичных расчетов. Следовательно, договор банковского счета является договором смешанного типа, сочетающим элементы займа и агентского договора.
Основанием для закрытия банковского счета является прекращение договора банковского счета. До истечения семи дней после получения письменного заявления клиента о прекращении договора банковского счета остаток денежных средств по счету выдается клиенту либо по его указанию перечисляется платежным поручением банка. Денежные средства, поступившие клиенту после прекращения договора банковского счета, возвращаются отправителю.
Безналичная форма расчетов
При многообразии форм собственности и деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений безналичные расчеты регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации[23]. Положение о расчетах исходит из принципа свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах, а также невмешательства банка в договорные отношения предприятий.
Безналичные расчеты осуществляются банками с банковских счетов предприятий, а также могут осуществляться через банки, в которых не открыты счета предприятий, осуществляющих платежи, либо в пользу которых произведен платеж. Чаще всего это имеет место при выставлении счетов на инкассо, когда в банке плательщика отсутствует счет получателя соответствующих денежных средств.
Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).
Средства со счета могут быть списаны только по соответствующему распоряжению клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Порядок оформления расчетных документов
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
· распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
· распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов.
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.
Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
· наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
· номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
· вид платежа;
· наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
· наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский иден-тификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
· наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
· назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;
· сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
· очередность платежа;
· вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
· подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа» в расчетных документах на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, взыскание недоимок по налогам и пеней, а также сумм налоговых санкций за нарушение налогового законодательства на основании решений судебных органов заполняются с учетом требований, установленных Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Банком России.
Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.
Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре одной подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати, без проставления оттиска печати либо с оттиском печати, если она имеется и заявлена в указанной карточке.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
· платежные поручения;
· аккредитивы;
· чеки;
· платежные требования;
· инкассовые поручения.
Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК РФ, применяется только при осуществлении безналичных расчетов.