Риски предприятия, их классификация и методы оценки

Возрастающая сложность и вероятностная структура современной экономической среды, конкуренция, быстро меняющаяся конъюнктура рынка, несовпадение интересов его участников порождают риск, который стал неизбежной частью предпринимательской деятельности в сегодняшних условиях. Выражается он в вероятностях снижения возможных доходов, потери прибыли или возникновения убытков вследствие тех или иных причин, включая неправильные действия или отсутствие действий.

Многочисленные факторы рисков можно объединить, по мнению В.А. Теплицкого [60], в пять основных групп:

- политические и социальные факторы;

- финансово-экономические факторы;

- организационно-технические факторы;

- природные факторы;

- факторы, присущие каждой конкретной отрасли и входящему в нее предприятию.

К первой группе факторов можно отнести те из них, которые вызваны политической нестабильностью в России, политической нестабильностью и вооруженными конфликтами в прилегающих странах, нестабильностью налогового и хозяйственного законодательства, попытками необоснованного усиления регулирующих функций государства, забастовками, криминогенностью общества.

Наиболее значимыми рисками, возникающими под воздействием финансово-экономических факторов, являются: инфляционные ожидания, колебания курсов валют, колебания цен, риски неплатежей, конкурентные риски.

К группе организационно-технических факторов можно отнести: организационную форму предприятий-смежников и покупателей продукции; квалификацию управленческого персонала предприятий; недостаточное знание юридической базы совершения сделок и финансовых схем проведения лизинговых операций; вероятность непроизводительных простоев оборудования по различным причинам организационного, правового, природного характера; несоблюдение технологических нормативов по хранению сырья и в процессе производства продукции; возможность срыва сроков строительства и поставок оборудования; вероятность аварий и гибели средств производства и оборудования; вероятность травматизма работников предприятий.

Природные факторы, как и факторы, присущие отрасли могут быть разнообразными и меняться во времени.

Риски – это объективное явление в деятельности любого предприятия. Виды их весьма разнообразны. Учет рисков и их минимизация необходимы при разработке концепций развития любого предприятия, так как они являются естественной составляющей бизнеса. Необходимо уметь заранее предугадать типы рисков, выявить источники и определить момент их возникновения, а затем разработать меры по сокращению рисков и минимизации возможных потерь.

Следовательно, для учета, анализа и управления рисками необходима их классификация по определенным признакам. Значение научно-обоснованной классификации заключается в том, что она позволяет определить место конкретного риска в общей системе рисков, дает возможность систематизировать все риски по определенным критериям, позволяет найти оптимальный метод анализа, оценки и управления для каждого риска. В научной литературе приводиться много классификаций рисков, но единая, общепринятая, отсутствует. Наиболее подробная классификация рисков дана в труде В.А. Боровковой [10]. Она подразделяет риск:

- по типам человеческой деятельности: хозяйственный, политический, спортивный, научный, медицинский;

- по источнику возникновения: связанный с деятельностью человека (антропогенный и техногенный), обусловленный природными факторами, смешанный;

- по природе возникновения: идентифицируемый, неидентифицируемый, частично идентифицируемый;

- по причине возникновения: неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации;

- по среде возникновения: внешний и внутренний;

- по степени предсказуемости: ожидаемый (предсказуемый, прогнозируемый) и неожидаемый (непредсказуемый, непрогнозируемый);

- по уровню управленческий, экономических или производственных программ: народнохозяйственный и локальный;

- по степени влияние на жизнедеятельность субъекта: существенный и несущественный;

- по степени управляемости: управляемый (открытый), условно-нерегулируемый; неуправляемый (закрытый);

- по степени разрешаемости: разрешаемый, трудноразрешаемый, неразрешаемый;

- по возможности страхования: страхуемый и нестрахуемый;

- по степени добровольности принятия риска на себя: добровольный и недобровольный;

- по степени продуманности и обоснованности: обоснованный и необоснованный;

- по времени возникновения: ретроспективный, текущий, перспективный;

- по характеру проявления во времени: временный (разовый), кратковременный (периодический), постоянный;

- по территориальному признаку: международный, региональный, национальный, местный;

- по уровню (величине): низкий, умеренный, полный;

- по уровню потерь: допустимый, критический, катастрофический;

- в зависимости от методов расчета: комплексный и частный;

- в зависимости от объема требуемых на компенсацию ущерба средств: дешевые, средней стоимости, дорогостоящие;

- в зависимости от возможного результата рискового события: чистые (означают получение нулевого или отрицательного результата – риски стихийных бедствий, политические, экологические) и спекулятивные (означают получение как отрицательного, так и положительного результатов – производственные, коммерческие, финансовые);

- по видам потерь: риски материальных , финансовых, трудовых потерь и потерь времени;

- по основным факторам: экономические, политические, технико-технологические, экологические, социальные, юридико-правовые, информационные, нравственные.

К числу основных рисков, классифицируемых, по мнению И.А. Бланка [5] в зависимости от вида деятельности, с которой они связаны, относятся следующие.

1.Риск случайной гибели имущества – связан с возможной порчей материальных активов предприятия от стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, несоблюдения надлежащих условий хранения.

2. Коммерческий риск – определяется недобросовестностью коммерческих партнеров предприятия, а также с их неплатежеспособностью.

3. Экономический риск – определяется нарушением хода экономической деятельности и невыполнением основных запланированных экономических показателей. Этот риск генерируется как ситуацией на потребительском рынке, так и просчетами менеджеров предприятия.

4. Ценовой риск – один из наиболее опасных в деятельности предприятия, так как он оказывает существенное влияние на возможности потери доходов и прибыли.

5. Валютный риск – присущ торговым операциям в сфере внешнеэкономической деятельности предприятия. Он проявляется в недополучении прибыли в результате непосредственного воздействия изменения обменного курса иностранной валюты, используемой во внешнеэкономических операциях предприятия, на ожидаемые денежные потоки от этих операций.

6. Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки на финансовом рынке. Он проявляется в финансовых потерях от снижения поступления денежных средств в процессе использования финансовых активов и в ряде других случаев.

7. Инфляционный риск – характеризует возможность обесценения реальной стоимости капитала предприятия (в форме денежных активов), а также формируемой в денежной форме отдельных его финансовых фондов. На современном этапе этот вид риска носит постоянный характер и сопровождает практически все финансовые операции предприятия.

8. Инвестиционный риск – характеризует возможность возникновения финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия.

9. Налоговый риск – имеет ряд проявлений: вероятность введения новых налоговых платежей; возможность увеличения уровня ставок действующих платежей; изменение условий и сроков уплаты платежей и предоставления налогового кредита; вероятность отмены действующих налоговых льгот. Являясь непредсказуемым для предприятия, он оказывает существенное отрицательное воздействие на результаты хозяйственной деятельности.

10. Риск неплатежеспособности – генерируется деятельностью самого предприятия (низкий уровень ликвидности оборотных активов, несостыкованность сроков поступления и расходования денежных средств). Этот вид хозяйственного риска может вызвать возбуждение дела о банкротстве, поэтому относится к наиболее опасным.

11. Риск потери финансовой устойчивости – связан с несовершенной структурой капитала предприятия, то есть с чрезмерной долей использования заемных средств. Его опасность в том, чт, формируя условия неплатежеспособности предприятия в предстоящем периоде, он одновременно перекрывает доступ к кредитным ресурсам для выхода из этого состояния.

Л.А. Брагин выделяет следующие виды рисков [6].

В зависимости от функций управления: риски стратегического планирования, организационные риски, исполнительные риски, риски контроля.

В зависимости от зон проявления случайности в рыночном пространстве: ликвидности, страхования управленческих решений, управления товарным портфелем, выбора сегмента рынка, конкурентного позиционирования на рынке.

В зависимости от уровня оценки риска выделяют: риск на уровне отдельно взятой фирмы; риск на уровне развития отрасли; риск на общегосударственном уровне.

По степени воздействия на ход развития компании:

- риски, мало влияющие на изменение профиля и стратегической линии поведения предприятия на рынке;

- риски, оказывающие значительное влияние на ускорение или замедление планируемых фирмой процессов;

- риски, резко изменяющие профиль фирмы или стиль ее поведения на рынке.

Уместно также отметить, что в зависимости от интенсивности риски могут оказывать разное воздействие на результаты работы компании. Вялотекущие риски не затрагивают коренных интересов фирмы, но могут быть использованы ею, или их реальное присутствие ощущается, но они не вызовут существенной внутренней организационной перестройки. Эластично воздействующий риск заставляет фирму оценить его существование и сделать конкретные уточнения в своих планах, программах и даже организационных структурах. Риски, носящие стрессовый характер, как правило, предваряют серьезные изменения стратегической линии поведения фирмы либо ее крах или банкротство.

Риски имеют приспособительный характер, и в случае целенаправленного действия руководства компании возможность их проявления уменьшается. Поэтому, для того, чтобы компания могла осуществлять успешную деятельность на рынке в условия риска и конкурентного соперничества, характерных для рыночной экономики, она должна обладать необходимым набором форм и методов поведения, которые определяются необходимостью реагирования как на внешние, так и на внутренние факторы рыночного пространства.

Существует множество методов для оценки рисков, связанных с деятельностью предприятия. Удобнее всего объединить их в две группы: объективные (основанные на обработке статистической информации) и субъективные (основанные на личном опыте, оценке экспертов и других специалистов).

Объективные методы применяются, если имеется представительная статистическая выборка по рискам в определенной деятельности. Чтобы количественно определить величину риска, необходимо знать все возможные последствия какого-либо действия и вероятность самих последствий. Применительно к экономическим задачам это сводится к исчислению значений вероятностей наступления событий и выбору из возможных событий самого предпочтительного, исходя из обычной величины математического ожидания, определяемого как произведение абсолютной величины события (например, дохода) и вероятности его наступления.

Величина риска определяется двумя критериями:

1. средним математическим ожиданием;

2. колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который ожидается в среднем, и является средневзвешенным значением из всех возможных результатов, исходя из вероятности наступления каждого результата:

xср = p1x1 + p2x2 + … + pnxn = ∑pixi , (1.34)

где xср – среднее ожидаемое значение; pi – вероятность наступления i-го результата; xi – абсолютное значение i-го результата; n – число вариантов исхода события.

Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для этого на практике обычно применяют два критерия: дисперсию и среднее квадратичное отклонение.

Дисперсия – средняя величина от квадратов отклонения действительных результатов от средних ожидаемых. Она определяется по формуле:

D2 = ∑(xi –xср)2*pi, (1.35)

где D2 – дисперсия; xn – ожидаемое значение для каждого случая наблюдения; xср – среднее ожидаемое значение; n – число случаев.

Среднее квадратичное отклонение

D = √∑(xi –xср)2*pi (1.36)

Субъективные методы – более разнообразны по сравнению с объективными. Они основаны на различных предположениях, суждениях, личном опыте, интуиции оценивающих. Преимуществом субъективных методов является возможность их применения для неповторяющихся событий в условиях отсутствия достаточного количества статистических данных. Но у этого подхода есть существенный недостаток. Связан он с получением разных значений вероятности одного и того же события из-за дифференцированной информированности оценивающих, а также с возможностью ее восприятия и интерпретации разными экспертами. Так или иначе, суть субъективных методов во многом сводится к следующему:

- выявляются все возможные причины (источники) появления риска;

- причины ранжируются по степени значимости и для каждой из них устанавливается определенный балл или коэффициент весомости;

- обобщенная оценка риска

P = ∑ di * Zi, 1.37

где Р – возможные потери от риска; di – коэффициент весомости i-ой причины; Zi – абсолютное значение причины в баллах.

После этого определяется, находятся ли ожидаемые результаты выше средней нормы прибыли и ссудного процента или нет.

При реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит предприятие также несет определенные риски. Необходимо признать, что вероятность наступления рисков и возможная величина ущерба постоянно меняются. Это происходит потому, что экономические субъекты оперируют в экономически, политически, социально динамичном окружении, где условия постоянно меняются. Тем не менее, степень влияния рисков должна быть оценена и учтена при заключении кредитной сделки.

1.3.2 Оценка влияния рисков при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит

Теория и практика предпринимательской деятельности показывает, что наиболее значимыми рисками при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит являются такие как: экономический риск (риск неполучения запланированной прибыли и невозвращения денег), инфляционный риск и процентный риск. Эти риски никогда не равняются нулю, поэтому предприниматель должен определить их объем в зависимости от позиционирования фирмы на рынке и факторов неопределенности развития рыночных процессов, и учесть при заключении кредитной сделки.

Предприятие, реализующее дорогостоящие товары длительного пользования в кредит, как и любой кредитор, должно опираться на основные экономические постулаты о взаимосвязи времени и денег:

- деньги вкладываются в производство с целью получения прибыли. Это закон экономической жизни.

- дополнительная прибыль от вложения денежных средств должна быть достаточно высокой, чтобы оправдать время ожидания ее получения.

Ранее отмечалось, что величина предоставляемого кредита представляет собой оставшуюся после внесения первоначального взноса стоимость товара и сумму платежа за пользование кредитом. С точки зрения продавца плата за пользование кредитом должна служить гарантом получения прибыли от кредитной сделки. Следовательно, увеличивая коэффициент n платы за пользование кредитом, продавец может избежать вышеперечисленных рисков.

Поэтому, чтобы погасить влияние вышеперечисленных рисков, коэффициент платы за пользование кредитом должен состоять из трех частей: первая (n1) –коэффициент наращивания кредитной суммы, обеспечивающий получение прибыли и учитывающие возможность невозвращения денег; вторая (n2) - коэффициент наращивания кредитной суммы с учетом действия процентной ставки; n3 – коэффициент действия инфляции, которые необходимо учесть для погашения влияния соответствующих рисков. В этом случае величину коэффициента задолженности по кредиту можно выразить равенством:

n = n1+ n2 + n3. (1.38)

Для нахождения значения первой составляющей, определенный интерес представляет методика, изложенная В.А. Боровковой [10] в своем труде «Управление рисками в торговле», целью которой является нахождение коэффициента, на который умножается покупная цена каждого товара, в результате чего получается продажная цена. Эту методику в адаптированном виде можно использовать и для поиска первой составляющей n1, так как предприятие-изготовитель, реализующее свою продукцию конечному потребителю, выступает одновременно и предприятием торговли. Поэтому первая составляющая n1 должна учитывать, что продажная цена каждого изделия должна содержать часть торговых издержек, часть прибыли, НДС и налог с продаж:

Цр = С + С*ТН + (Цр – С)*НДС*d1 + Цр*ПН*d2, (1.39)

где Цр – цена реализации (продажная цена); С – себестоимость, ТН – торговая надбавка; НДС – ставка налога на добавленную стоимость; d1 – коэффициент, отражающий долю добавленной стоимости в валовом доходе предприятия; ПН – ставка налога с продаж; d2 - коэффициент, отражающий долю стоимости товаров, реализуемых за наличный расчет.

Преобразовав эту формулу, найдем цену реализации Цр

Цр = [(1 + ТН – НДС* d1) / (1 - НДС* d1 - ПН*d2) ] * С. (1.40)

Таким образом, величина надбавки, на которую надо умножить себестоимость товара, продаваемого в кредит для определения цены реализации равна величине:

ТН0 = (1 + ТН – НДС* d1) / (1 - НДС* d1 - ПН*d2).

Определение данной величины позволяет оперативно маневрировать размерами торговых надбавок. Однако, основной опасностью для предприятий, реализующих товары в кредит, является также риск несвоевременного возвращения суммы задолженности по кредиту, ее возвращения в неполном объеме или полного невозвращения.

Вероятность невозвращения задолженности применительно к реализации товара в кредит можно обозначит через Рн. при опасности неполного возвращения задолженности вероятность невозвращения ее доли α выступает в качестве функции этой доли Р(α). Соответственно Р(1) есть вероятность невозвращения задолженности по кредиту, а Р(0) – вероятность ее полного возвращения. Вероятность запоздалого возвращения обозначается как Р(t). При очень больших сроках запаздывания Р(t) стремится к Рн, то есть имеет своим пределом вероятность невозвращения.

Итак, предприятие в процессе реализации товара в кредит ориентируется на определенную ставку торговой надбавки ТН0, которая представляет собой цену товара при фактическом отсутствии риска невозвращения задолженности. Однако реальные условия неопределенности и риска побуждают предприятие-продавца повышать торговую надбавку до значения ТН, зависящего от уровня риска, определенного вероятностью потери прибыли или прямого убытка. При этом предприятие исходит из того, что повышение торговой надбавки до значения ТН обеспечит компенсацию ожидаемых потерь. Если вероятность невозвращения равна Рн, то вероятность возвращения задолженности составит (1 - Рн). Тогда цену реализации можно выразить соотношением:

Цр = (1 - Рн)*(1 + ТН)*С. (1.41)

При отсутствии риска стоимость товара возвращается к предприятию с надбавкой ТН0:

Цр = (1 + ТН0)*С.

Тогда

(1 - Рн)*(1+ТН) = 1 + ТН0.

Это и есть условие компенсации потерь, из которого можно найти величину ТН ставки торговой надбавки, которую должно установить предприятие, чтобы возместить вероятные потери:

ТН = ((1 + ТН0) / (1 - Рн)) – 1 = (ТН0 + Рн) / (1 - Рн). (1.42)

Зависимость (1.42) представляет собой формулу ценообразования предприятия в условиях риска невозвращения задолженности по кредиту, то есть n1. Эту формулу можно представить и в таком виде:

n1 = ТН0*(1+ Рн/ТН0) / (1 - Рн). (1.43)

Из данных расчетов можно сделать вывод, что наличие риска неполучения прибыли и невозвращения задолженности приводит к необходимости повышения торговой надбавки. При существенном ее увеличении торговое предприятие рискует потерять покупателей, однако, компенсируя риск потери покупателей с низким доходом, предприятие снижает риск собственных потерь.

Теория и практика предпринимательства свидетельствует, что до значения Рн = 0,3 предприятие способно компенсировать риск, повышая цену не более, чем на 40% в сравнении с безрисковой надбавкой [10, стр. 215-217]. Такой риск считается допустимым, угроза потерь не слишком велика, а увеличение цены реализации товара находится в допустимых пределах.

При значениях вероятности от 0,3 до 0,6 значительно увеличивается не только сам риск (он становится недопустимым), но и сумма, которую платит покупатель. Если вероятность невозвращения превышает 0,6, то сам риск становится критическим, а торговая надбавка достигает нереальных значений.

Поэтому, предприятию-продавцу целесообразно заниматься реализацией товара при условии невозвращения задолженности по кредиту от 0 до 0,3. это связано с тем, что вероятность невозвращения задолженности по кредиту тесно связана с вероятность не продать данный товар. Эту вероятность можно определить экспертным или статистическим способом, создав базу данных, в которой учитываются все данные о коммерческих сделках. Если экспертным или статистическим путем была установлена вероятность невозвращения более 0,3, то данный товар не следует реализовывать в кредит.

При выполнении любых финансовых расчетов, занимающих какой-либо временной период, обязательно учитывают влияние процентной ставки. Это является следствием используемого в экономической теории допущения о том, что сегодняшние блага люди оценивают выше будущих благ. Особую известность в связи с данным допущением имеют работы представителя австрийской школы Е. Бем-Баверка, выдвинувшего теорию предпочтения благ настоящих благам будущим. Речь идет об особенности экономического поведения субъектов рыночного хозяйства, получившей название временного предпочтения. Временное предпочтение – это склонность индивидов при прочих равных условиях оценивать текущее потребление или доход выше, чем потребление или доход в будущем.

Предполагается, что предпочтение благ настоящих благам будущим представляет собой такую же фундаментальную черту человеческого поведения, как и стремление максимизировать свое потребление. Откладывая распоряжение благами «на потом», мы рискуем, так как срок нашей жизни ограничен, и чем дальше во времени отстоит использование средств или получение дохода, тем сильнее неопределенность наступления этого момента. Для того, чтобы побудить владельца денежных средств отказаться от сегодняшнего потребления и перевести свои деньги в сбережения, необходимо вознаградить его за такой отказ, то есть те хозяйственные субъекты, которые получают сегодня возможность использовать заемные средства, должны заплатить за это владельцу. Другими словами, цена отказа от сегодняшнего (текущего) потребления благ – это процент.

Под процентными деньгами (или, кратко, процентами) понимают абсолютную величину дохода от предоставления денег в долг в любой форме: будь то выдача ссуды или продажа товаров в кредит, или помещение денег на депозит в банке и так далее. При заключении финансового или кредитного соглашения стороны (кредитор и заемщик) договариваются о размере процентной ставки. Процентная ставка - относительная величина дохода за фиксированный отрезок времени, то есть процентная ставка представляет собой отношение дохода (процентных денег) к сумме долга.

В первой главе показано, как учитывал в своей модели процентную ставку И. Фишер. В данной модификации модели также необходимо учесть это влияние. В современных условиях почти все предприятия для развития своего производства прибегают к банковским кредитам. В дальнейшем они не только погашают долг, но и выплачивают банковский процент своему кредитору. Следовательно, реализация дорогостоящего товара длительного пользования в кредит должна давать предприятию-продавцу такую прибыль, которая компенсирует кредитору одолженные средства и продолжительность отрезка времени ожидания, то есть плюс процентные деньги.

Добиться соблюдения этого условия предприятие-продавец может только одним способом: увеличить коэффициент n таким образом, чтобы он не только содержал плату за пользование кредитом, обеспечивающую прибыль продавца (n1), но и компенсировал бы возврат банковского процента n2

n = n1+ n2

Реализация дорогостоящего товара длительного пользования предусматривает не однократную выплату долга покупателем в конечный момент, а многократные выплаты через равные промежутки в течение определенного периода времени. В таком случае взаимоотношения между кредитором и дебитором определяются потоком платежей. Коэффициент наращивания сумма выражается в виде суммы геометрической прогресс с показателем (1+r) может быть записана в виде:

n2= ((1+r)m – 1)/ r (1.44)

Следует доказать это утверждение. Для удобства расчетов принимается три условия. Первое: пополнение депозита происходит ежемесячно. Это вполне естественно, так как основным источником дохода большинства потребителей является ежемесячная заработная плата. Второе: сумма пополнения является постоянной, равной такой величине b, что b*m = ∑b = Рт (1– k). Третье: в отличие от общепринятой практики, для данной модели удобнее использовать размер не годовой, а ежемесячной процентной ставки

r = R/12,

где r – плата за пользование кредитом в течение одного месяца; R – годовая ставка процента; 12 – число месяцев в году.

Связано это с тем, что потребительский кредит является краткосрочным, поэтому оперировать с интервалом в один месяц в этом случае удобнее при всех расчетах.

Если обозначить величину ежемесячного погашение задолженности через b, то погашенная задолженности к концу первого месяца при внесении денежного взноса можно представить в виде:

Р11 = bm* (1+r) - b , (1.45)

где b – величина ежемесячного погашения долга: r – процентная ставка за месяц; m – период погашения кредита (мес.)

К концу второго месяца при внесении покупателем взноса величина денежных средств составит

Р12 = (bm *(1+r) - b) * (1+r)) - b

или

Р12 = bm*(1+r)2 - b*(1+r) - b.

Тогда формула определения величины погашенного кредита на конец m-го месяца будет выглядеть следующим образом:

Р1m = b (m- m)*[(1+r)m + (1+r)m -1 + (1+r)m - 2 + … + (1+r) + 1].

Выражение в квадратных скобках представляет собой геометрическую прогрессию с первым членом равным единице и со знаменателем q = 1+r. Таким образом, согласно формуле суммы m первых членов геометрической прогрессии, данное выражение можно обозначить как коэффициент наращения n2 и представить в виде

n2= ((1+r)m – 1)/ r (1.46)

где n2 – коэффициент наращивания процентной ставки, который необходимо учесть для погашения влияния соответствующего риска.

Процентная ставка влияет на стоимость приобретаемого в кредит товара длительного пользования в сторону увеличения, так как побуждает производителей и продавцов для компенсации потерь увеличивать плату за пользование кредитом. Графически влияние процентной ставки будет проявляться в смещении кривой безразличия: угол ее наклона относительно оси Р1 будет увеличиваться.

Очевидным риском, возникающим при реализации товара в кредит, является действие инфляции. Эта проблема актуальна для любой экономической системы, поскольку инфляция неизбежна, пусть и в небольших масштабах, даже для экономически благополучных стран. Она выражается в росте цен, обгоняющем рост доходов основной массы населения. Кульминационный момент хода воспроизводства – реализация потребительских товаров, - дающий импульс к новому циклу, встречает в период инфляции неодолимую преграду: деньги обесценены, но их категорически не хватает. Вместо импульса к возобновлению и расширению торговых закупок, от торговых закупок – к возобновлению и расширению производства, по этой же цепочке от потребительского рынка идет эстафета нехватки денег, замедления товарооборота, вялых закупок товаров у товаропроизводителей, приостановки и снижения выпуска товаров.

Отрицательно влияет инфляция и на потребительское кредитование: в годы нестабильности реализация товаров в кредит резко сокращается. Связано это с тем, что за время погашения потребителем задолженности по кредиту инфляция «съедает» прибыль предприятия-торговца, а при неверной оценке риска возникает ситуация реализации в кредит в убыток предприятию.

Чтобы исключить или ослабить влияние данного риска, предприятие-продавец дорогостоящего товара длительного пользования в кредит вынуждено увеличивать плату за пользование кредитом. Увеличение должно быть осуществлено таким образом, чтобы коэффициент включал в себя не только прибыль от кредитной сделки и компенсацию банковского процента, но и покрывал бы отрицательное действие инфляции (n3).

n3 = e, (1.47)

где е – коэффициент действия инфляции (индекс цен), который необходимо учесть для погашения влияния соответствующего риска.

Графически влияние индекса инфляции будет проявляться в смещении кривой безразличия: угол ее наклона относительно оси Р1 будет увеличиваться.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основными видами рисков при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит являются: риск неполучения прибыли, процентный риск и инфляционный риск. Следовательно, коэффициент платы за пользование кредитом должен состоять из трех частей:

n = n1+ n2 + n3.

Приведенные выше расчеты показывают, что все переменные правой части равенства (1.38) больше нуля, поэтому величина коэффициента платы за пользование кредитом n тоже всегда будет больше нуля. Это говорит о том, что предоставление беспроцентного кредита в современных экономических условиях не представляется возможным, а торговцы, представляющие такую услугу покупателям, вводят их в заблуждение, компенсируя потери завышенными торговыми наценками.

1.3.3 Кривые безразличия в условиях межвременного выбора потребителя при реализации дорогостоящих товаров в кредит

Во втором и третьем параграфах рассмотрены экономические составляющие, влияющие на выбор потребителя. Между тем, индивид выбирает необходимые ему блага, придерживаясь также и своего субъективного порядка предпочтений. Интерпретировать действия потребителя можно с помощью доктрины Парето – Хикса. Она подразумевает, что индивид не может количественно измерить свою полезность, однако может точно присвоить первый, второй, третий и прочие ранги имеющимся альтернативам. При этом для потребителя, чтобы принять верное экономическое решение, не обязательно измерять насколько именно.

И И. Фишер, и Р. Левина в своих моделях использовали аппарат кривых безразличия для выяснения предпочтений потребителя. Кривые безразличия, в их изысканиях, показывают такое сочетание вариантов потребления в двух периодах, которое имеет для потребителя одинаковую полезность, и обеспечивает ему один и тот же уровень удовлетворения потребности. Полезность ранжируется каждым покупателем индивидуально, в зависимости от его состоятельности, а также личного порядка предпочтений.

В модели, описывающей механизм реализациидорогостоящих товаров длительного пользованияв кредит, предпочтения потребителя в отношении приобретения товара в два межвременных промежутка также можно выразить кривыми Эджуорта (кривыми безразличия). В этом случае кривая безразличия будет представлять собой множество точек, каждая из которых иллюстрирует такие варианты сочетания величин первоначального взноса и суммы задолженности по кредиту, что потребителю безразлично какой из них выбрать, так как все они приводят к одному результату - возможности приобрести понравившийся товар длительного пользования.

В действительности максимальный уровень удовлетворения потребности в том или ином дорогостоящем товаре достигается тогда, когда потребитель приобретает выбранную им вещь и может использовать ее по своему усмотрению. Приобрести же ее он может в том случае, когда его потребительские предпочтения и финансовые возможности совпадают с условиями, выдвигаемыми продавцом, то есть с возможностями своего контрагента по сделке. Следовательно, применительно к реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, кривая безразличия будет иллюстрировать возможности продавца.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ПРОДАЖИ ДОРОГОСТОЯЩЕГО ТОВАРА В КРЕДИТ (на примере мягкой мебели фирмы «Максик»)

Мебель - дорогостоящий товар, так как для ее приобретения большинству потребителей необходим определенный период накопления денежных средств. Такой вывод можно сделать на основании статистических данных по Калининградской области [20,23,47]. Согласно им располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на члена семьи) в 2007 году – 11413,1 рублей (табл.1.5); по тем же источникам потребительские расходы на приобретение товаров по ведению хозяйства, мебели – 4,9%; средняя численность домашнего хозяйства (семьи) – 3-4 человека. Следовательно, каждая среднестатистическая семья может направить на приобретение мебели до 2282,6 рублей в месяц. Между тем, если еще пару лет назад средняя «…стоимость кухни в Калининградской области составляла 500-1000 евро (17500-30000 рублей), то сегодня «плечо»700-3000 евро (24500-105000)» [39 стр. 16]. Из приведенных данных видно, что на приобретение мебели требуется накопление (для большего числа покупателей) этой ценовой суммы в течение длительного времени, существенно превышающего периоды поступления денежных доходов к покупателям, что полностью соответствует определению дорогостоящего товара, выведенному Р. Левиной [33,34].

Мебель также является товаром длительного пользования, так как средний срок службы ее согласно нормативным документам составляет от 10 до 20 лет. Эти промежутки времени многократно превышают периоды, связанные с накоплением ценовых сумм, необходимых для выплаты за приобретаемый товар (максимум до двух лет), что также соответствует определению, выведенному Р. Левиной для товаров длительного пользования [33,34].

Следует отметить, что мебель относится к товарам предварительного выбора, который потребитель сравнивает по степени удобства, качеству, цене и дизайну. Выбор потребителем мебели составляет от 2 до 4 недель. Такое развернутое решение о покупке возникает вследствие того, что предстоящая покупка связана со значительной долей риска и неопределенности. Возникающие риски могут быть различной природы, но, исследуя мотивы выбора покупателя, приобретающего мебель, в первую очередь следует иметь в виду финансовые риски (так как приобретается дорогостоящий товар) и социальные (связаны с уверенностью покупателя, что товар повлияет на имидж, в плане восприятия его окружающими).

Изделия мебельного производства нельзя отнести к товарам первой необходимости. Данный вывод вытекает из того, что потребитель может удовлетворя<

Наши рекомендации