Характеристика принципиальных возможностей модели, адаптированной для достижения цели исследования
В последние годы в Калининградской области наблюдается неуклонное увеличение темпов роста производства. По данному показателю регион занимает первое место в Северо-западном федеральном округе [46]. Это говорит о возрастающем предложении на рынке Калининградского региона. Вместе с тем отмечается постоянное снижение уровня денежных доходов населения. Так как денежными доходами обусловлен спрос потребителей, то очевидно, что платежеспособный спрос населения имеет тенденцию к постоянному снижению.
Особенно сильно падение спроса отражается на реализации дорогостоящих товаров длительного пользования. Связано это с тем, что для потребителей с ограниченным уровнем дохода такие товары становятся недоступными: покупатели вынужденно отказываются от приобретения дорогостоящих товаров, чтобы не сокращать потребление товаров первой необходимости. С другой стороны, спрос потребителей с неограниченными доходами на товар второй очереди (дорогостоящие товары длительного пользования) насыщаем.
В сложившейся ситуации предприятия-производители и продавцы должны разрабатывать и применять механизмы реализации дорогостоящих товаров длительного пользования, ориентированные на стимулирование спроса субъектов традиционного для них сегмента и привлечение потребителей из менее обеспеченных слоев населения. В первой главе было доказано, что основным инструментом такого механизма является потребительский кредит, гарантированно приводящий к увеличению объемов реализации дорогостоящих товаров.
Партнеры по кредитной сделке (продавец и покупатель) вступают в определенное взаимодействие или в определенные отношения. Итогом таких отношений и становится сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя – удовлетворение потребностей. Следовательно, чтобы реализация дорогостоящего товара в кредит состоялась, условия должны быть такими, чтобы продавец (производитель) мог достичь своей цели, а покупатель – своей. То есть в процессе сделки каждая сторона обязательно должна дать другой нечто ценное, и тогда в процессе этого обмена обе стороны останутся в максимальном выигрыше. Таким образом, достигается равновесие между продавцом и покупателем. Этого равновесия можно достичь, применяя эффективный механизм реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит.
Однако, судя по анализу статистических данных, проведенному в первой главе, какого-либо отлаженного эффективного механизма реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит производители и продавцы нашего региона не имеют, поэтому его и предлагается разработать в данной главе.
Выше было доказано, что для разработки эффективного механизма в области реализации дорогостоящих потребительских товаров длительного пользования в кредит в современных условиях рациональнее всего было бы обеспечить путем использования экономико-математического моделирования.
В основу механизма реализации должны быть положены как интересы производителей и продавцов, так и интересы и финансовые возможности потребителей, вследствие того, что реализация товара – процесс двусторонний: то, что является процессом продажи для продавца, служит процессом приобретения для покупателя. Следовательно, механизм реализациидорогостоящих товаров длительного пользования должен быть направлен на создание у покупателей мотивации и финансовой возможности приобретения изделий, полностью отвечающих их потребительским предпочтениям, и способствовать достижению целей продавца. То есть механизм реализации должен оптимизировать и уравновешивать запросы каждой из сторон.
Из данных предположений вытекает, что используемая модель должна предусматривать построение функциональных зависимостей между уровнями доходов и потребления индивида (домохозяйства) с учетом предпочтений и различий во вкусах приобретателей с одной стороны и не противоречить возможностям производителя или торговца с другой в условиях межвременного выбора покупателя.
Соблюдение всех вышеперечисленных условий достижимо только путем определения оптимального варианта приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, устраивающего одновременно интересы всех участников кредитной сделки. Следовательно, данная модель должна быть оптимизационной (оптимальной). Оптимальная или оптимизационная модель – это экономико-математическая модель, которая охватывает некоторое число вариантов производства, распределения или потребления и предназначена для выбора таких значений переменных, характеризующих эти варианты, чтобы был найден лучший из них. Экономико-математическая модель представляет собой систему уравнений, которая кроме ограничений (условий), включает также критерий оптимальности. С помощью такого критерия можно найти наилучшее решение.
В качестве критерия оптимальности в процессе моделирования предлагается использовать закон рыночного равновесия, выведенный Дж. Хиксом. Так как приобретение дорогостоящего потребительского товара в кредит происходит не единомоментно, а занимает определенный период времени (товар переходит в пользование покупателя в момент внесения первоначального взноса, а право собственности на него – после полного погашения задолженности по кредиту), модель должна предусматривать наличие двух периодов: периода накопления первоначального взноса и периода выплаты задолженности по кредитной сделке. Следовательно, в данном отношении она должна быть аналогична модели межвременного выбора И. Фишера. Однако, условия приобретения дорогостоящего потребительского товара длительного пользования в кредит существенно отличаются от двухпериодной модели, поэтому ограничения модели И. Фишера должны быть адаптированы под условия продажи товара, являющегося объектом данного исследования. Из вышеперечисленного вытекает, что уравнения, которыми задаются бюджетное ограничение, ограничение по ликвидности и потребительские предпочтения потребителей будут в данной модели существенно отличаться от функционалов и ограничений, используемых ранее.
В данной лекции предлагается разработка маркетинговой стратегии продажи дорогостоящих потребительских товаров длительного пользования в кредит. Потребительское кредитование в последние годы растет огромными темпами. По сравнению с 2002 годом объемы кредитных продаж возросли в несколько десятков раз. Однако, все программные продукты в области кредитования исходят из суммы покупки, выбранной потребителем. При этом велик риск неплатежей, так как потребитель может переоценить свои финансовые возможности. Поэтому, при оценке кредитуемого продавцу важна его платежеспособность. В разрабатываемой модели платежеспособность потребителя должна быть гарантирована уравнением бюджетного ограничения.
При заключении кредитной сделки финансовые возможности и предпочтения покупателя должны совпасть с запросами производителей и продавцов. Если условия продажи потребительского товара в кредит не будут удовлетворять требованиям одной из сторон, реализация не произойдет. Совпадение интересов покупателя с возможностями производителя и продавца в разрабатываемой модели должно обеспечиваться наличием ограничения по ликвидности.
Оптимум потребителя заключается в совершении покупки дорогостоящего потребительского товара в кредит таким образом, чтобы максимизировать обеспечиваемый уровень полезности в рамках имеющегося бюджетного ограничения и удовлетворить запросы производителей и продавцов. Вариант, достигающий этой цели, указывает на наиболее предпочитаемое потребителем соотношение величин первоначального взноса и подлежащей погашению суммы задолженности по кредиту при данных доходах и ценах, обеспечивающих развитие предприятия-продавца.
Таким образом, модель должна быть ориентирована на стимулирование и повышение спроса на дорогостоящие потребительские товары длительного пользования у возможно менее обеспеченных слоев населения, не способных купить желаемое сразу, и приводить к увеличению объемов реализации предприятий-производителей и продавцов.
Бюджетное ограничение применительно к механизму реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в ситуации межвременного выбора
В основу исследования положена модель межвременного выбора И. Фишера, а также модель оптимизации спроса на новые квартиры, разработанная профессором Р. Левиной. Суть их в следующем: при принятии решения о том, сколько потребить сегодня, а, сколько отложить на завтра, потребители имеют дело с межвременным бюджетным ограничением. Межвременное ограничение – это ограничение по отношению к расходам и поступлениям более чем за один период. Трактуется оно следующим образом: общее потребление за два периода равно доходу за эти периоды. В обычных случаях, когда процентная ставка больше нуля, будущее потребление и доход дисконтируются. Однако, без учета процентной ставки и действия инфляции в общем, виде оно может быть выражено равенством
С1 + С2 = Y1 + Y2 . (1.17)
Трансформировав данные модели, можно использовать их для разработки механизма реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит. Связано это с тем, что экономическая стратегия семьи (домохозяйства) при покупке дорогостоящих потребительских товаров в кредит также связана с двумя межвременными промежутками: первый – время накопления первоначального кредитного взноса, необходимого для приобретения товара в кредит; второй – время погашения задолженности по кредиту. В этих периодах потребление семьи уменьшается на величину выплат за приобретаемый товар. Делая выбор между настоящим и перспективой, семья оценивает свое потребление товаров и услуг и свои финансовые возможности для накопления первоначального взноса в первом периоде и выплаты кредита во втором.
Такая ситуация, содержащая два межвременных промежутка, характеризуется тем, что денежные средства, сэкономленные в виде первоначального взноса за товарв первом периоде, используются для улучшения благосостояния семьи во втором периоде. Например, семья направляет свои сбережения на выплату первоначального взноса за приобретаемый товар. Улучшение благосостояния применительно к данной модели выражается в том, что во втором периоде семья имеет новую вещь, еще не оплатив ее полную стоимость. Следовательно, за основу в исследовании берется модель, основанная на межвременном выборе, то есть аналогичная в данном отношении моделям И.Фишера и Р.Левиной.
Модифицировав модель И. Фишера, и воспользовавшись изысканиями Р. Левиной, можно разработать механизм реализации, основанный на модели рыночного равновесия при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит. Принципиальное отличие данной модели от модели И. Фишера и Р. Левиной состоит в том, что вышеназванные ученые исследовали взаимосвязь между всеми доходами и всем потреблением за два межвременных интервала. Такая позиция вытекает из значительной длительности периодов. В основе исследований Фишера лежали молодость и зрелость индивида (период накопления пенсионного фонда) и его старость (расходование накопленных средств), Р. Левиной – период накопления первоначального взноса на квартиру и погашение оставшейся суммы (также достаточно большой срок, который может достигать 25-30 лет).
В данной диссертационной работе речь идет о предоставлении покупателям потребительского кредита, который, как уже отмечалось выше, относится к краткосрочным: от двух месяцев до двух лет. Следовательно, в процессе исследования нет возможности абстрагироваться от условия, что покупатель не в состоянии направлять все свои доходы на приобретение выбранного дорогостоящего товара. Связано это с тем, что у любого домохозяйства имеется ряд первоочередных платежей и текущих расходов, без которых невозможно его существование. Основными из них являются: расходы на питание, одежду, обувь; оплата жилищно-коммунальных услуг; расходы на лечение; оплата обучения детей и прочие выплаты. Лишь оставшаяся после погашения всех этих расходов сумма может быть направлена на приобретение дорогостоящего товара в кредит: на накопление первоначального взноса и внесение очередных выплат для погашения задолженности. Поэтому рассмотрению в данном случае должна подлежать не вся совокупность доходов и затрат потребителей, а лишь та часть доходов, представляющая свободную денежную сумму, которая может быть направлена на приобретение дорогостоящего товара длительного пользования в кредит.
Для того чтобы выразить в виде уравнения свободную денежную сумму, по аналогии с И. Фишером и Р. Левиной, в данной работе предлагается обозначить через Y1 доход семьи в первый период, Y2 – во второй. Однако, С1 и С2 в данной модели будут показывать величину обязательных платежей в первый и во второй периоды соответственно. Тогда сбережения (свободные средства) потребителя за первый период можно выразить в виде разницы между доходами и обязательными платежами за этот период. Аналогично с исследованиями, проведенными в работе «Моделирование спроса дорогостоящих товаров длительного пользования в условиях инфляции», в данной модели принимается за условие, что эти накопления представляют собой средства, используемые для внесения первоначального взноса за приобретаемый товар:
Р1 . = Y1 – C1, (1.18)
где Р1 – средства, направляемые на внесение первоначального взноса; Y1 – доходы первого периода; С1 – обязательные платежи первого периода.
Так как реализациядорогостоящихпотребительских товаров длительного пользованияв кредит предусматривает два периода, то во втором периоде, в случае если потребление является нормальным, покупатель не делает накоплений, а все оставшиеся после удовлетворения необходимых потребностей средства направляет на погашение предоставляемого кредита:
Р2 = Y2 – С2 , (1.19)
где Р2 – средства, направляемые на погашение предоставляемого кредита; Y2 – доходы второго периода; С2 – обязательные платежи второго периода.
Модифицировав данную модель применительно к реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит, можно построить линию бюджетного ограничения. В данной модели исследуется стоимость приобретения товара в кредит (Р), которая равна
Р = Р1 + Р2 , (1.20)
Подставив в левую часть уравнения значения Р1 и Р2 из (1.18) и (1.19), получим
Р = (Y1 – С1) + (Y2 – С2) (1.21)
или
Р = (Y1 + Y2) – (С1 + С2). (1.22)
Выражение (2.22) представляет собой основное уравнение межвременного бюджетного ограничения применительно к механизму реализации товара в кредит. Трактуется оно однозначно: потребитель может израсходовать на приобретение товара в кредит только ту сумму, которая остается от его совокупного дохода после удовлетворения совокупных первоочередных потребностей (обязательных платежей).
В модели И. Фишера рассматриваются два периода человеческой жизни: молодость и старость потребителя в связи с его уровнем благосостояния и совокупным потреблением. В данной модели два периода межвременного ограничения рассматриваются не в связи с уровнем благосостояния потребителя, а через стоимость приобретаемого в кредит товара. Первый период представляет собой промежуток времени, необходимый для накопления покупателем первоначального взноса, вносимого при покупке дорогостоящего товара длительного пользования в кредит. Второй период – период погашения оставшейся стоимости товара и платежей за пользование кредитом.
Поэтому, если в модели И. Фишера рассмотрению подлежат совокупные доходы и совокупные расходы потребителя, которые согласно уравнению бюджетного ограничения должны быть равны друг другу, то в данной модели речь идет о первоначальном взносе и задолженности по кредиту, составляющих в сумме стоимость приобретения дорогостоящего товара длительного пользования в кредит.
В модели И. Фишера графически процесс поиска потребителем оптимального варианта накопления и потребления средств в условиях межвременного выбора рассматривается в двумерной системе координат. Одна ось этой системы (С1) отражает расходы и потребление индивида в первом периоде, вторая (С2) – во втором. В рамках этой системы строится бюджетная линия, состоящая из совокупности точек, координаты которых показывают расходы в первом и втором периодах, в совокупности равные всем доходам потребителя.
Выше было доказано, что на приобретение дорогостоящего товара длительного пользования потребитель направляет лишь часть своих доходов, оставшуюся после погашения первоочередных платежей. Поэтомупроводить графически поиск оптимума потребителя применительно к реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит в границах тех же координатных осей некорректно и неудобно, так как координаты любых точек в этой системе показывают совокупные расходы в первом и втором периодах, но не стоимость приобретаемой в кредит вещи. В рамках же данного исследования требуется, чтобы бюджетная линия (линия цен) отражала именно стоимость приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, состоящую из первоначального взноса и кредитных выплат.
Поэтому, для достижения цели исследования предлагается, в отличие от моделей И. Фишера и Р.С. Левиной, строить бюджетную линию и осуществлять поиск оптимума потребителя в системе координат Р1 (величина свободных денежных средств в первом периоде) и Р2 (величина свободных денежных средств во втором периоде). Оси этой системы характеризуют конкретные абсолютные величины: ось абсцисс – величину денежных средств, которая направляется на внесение первоначального взноса, ось ординат – те сбережения, которые покупатель использует для погашения задолженности по кредиту. Таким образом, бюджетная линия будет представлять собой совокупность точек, иллюстрирующих все доступные для покупателя варианты приобретения дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит, при той величине денежных средств, которую он может направить на их покупку.
Как видно из уравнения (1.22), получена линейная зависимость, то есть графически линия бюджетного ограничения применительно к концепции реализации дорогостоящего товара в кредит представляет собой прямую, состоящую из совокупности точек с координатами (Р1; Р2). Чтобы ее построить достаточно двух точек. В качестве таких точек следует взять пересечение данной линии с осями координат: А (Р; 0) и В (0; Р).
Эти точки показывают «полярные» ситуации, которые могут возникнуть при покупке дорогостоящего товара. Точка А иллюстрирует ситуацию, когда потребитель не делает никаких сбережений на второй период, а, наоборот, заимствует средства под все свободные денежные средства будущего периода и вкладывает их в приобретение понравившегося товара. Точка В показывает, что потребитель не планирует ничего покупать в первый период, а все доходы переводит в сбережения, чтобы воспользоваться ими для приобретения нужного товара во втором периоде (рис.1.6).
Заштрихованная область показывает другие варианты приобретения, которые может выбрать потребитель. Если точки в данной системе координат лежат ниже линии бюджетного ограничения, это говорит о том, что потребитель решил использовать на приобретение товара в кредит лишь часть своих свободных денежных средств. Точки, лежащие выше линии бюджетного ограничения показывают недоступные для потребителя варианты приобретения в кредит, так как предполагают покупку товара по цене, превышающей его финансовые возможности. Поэтому, если он стремиться к максимальному потреблению, то будет выбирать точки, лежащие на прямой АВ.
Координаты любой точки D линии бюджетного ограничения АВ по оси Р1 покажут величину свободных денежных средств, которую потребитель может направить на внесение первоначального взноса за приобретаемую в кредит покупку в первом периоде, а по оси Р2 – финансовые возможности кредитуемого покупателя в отношении погашения задолженность по кредиту во втором периоде.
Р2
В
D
P1
A
Рис. 1.6. Линия бюджетного ограничения применительно к стратегии продажи мебели в кредит
Изменения дохода и потребления вызывают сдвиг линии бюджетного ограничения при приобретении дорогостоящего товара в кредит. Как правило, рост дохода увеличивает размер средств, которые потребитель может направить на приобретение в кредит. Причем вне зависимости от того, в какой период произошло увеличение доходов. Связано это с тем, что потребитель может перераспределять приращения дохода между обоими периодами: по своему усмотрению, он может и делать сбережения, и прибегать к заимствованию средств. Повышение дохода в любом из периодов влечет за собой увеличение суммы средств на покупку дорогостоящего товара в кредит и делает возможным для потребителя приобретение новых наборов, которые раньше были ему недоступны. Поэтому рост доходов смещает бюджетную линию дальше от начала координат. Однако новая, более высокая линия бюджетного ограничения параллельна прежней линии. Аналогично уменьшение доходов хотя бы в одном из периодов приведет к параллельному смещению бюджетной линии ближе к началу координат.
Влияние изменения в уровне потребления индивида на линию бюджетного ограничения применительно к механизму реализации дорогостоящего товара длительного пользования в кредит носит обратный характер. Увеличение потребления в любом из периодов приводит к уменьшению размера свободных средств, направляемых индивидом на его приобретение. Это влечет за собой смещение бюджетной линии ближе к началу координат. Снижение уровня потребления, напротив, приводит к росту средств, расходуемых на покупку товара в кредит. Графически это отображается перемещением бюджетной линии вправо. И в том, и в другом случаях, новые линии параллельны исходной прямой.
Итак, в процессе трансформации модели межвременного выбора И. Фишера и модели Р. Левиной в данном разделе было выведено основное уравнение линии межвременного бюджетного ограничения применительно к механизму реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит.