Тема 1. Учет движения материалов на складе
1. Сортовой учет материалов на складах
2. Документальное оформление и учет поступления материалов на склад
3. Документальное оформление и учет отпуска материальных ценностей со склада
4. Организация аналитического учета материалов на складах и в бухгалтерии
Существуют различные источники поступления материалов на склады предприятия:
-приобретение материалов у поставщиков;
-оприходование материалов, изготовленных в производственных подразделениях для собственных нужд;
-внутреннее перемещение;
-поступление материалов от ликвидации основных средств;
-принятие на учет излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации ;
-поступление в качестве взноса учредителей в уставный фонд ;
-поступление по бартерным сделкам.
Основным источником поступления материалов на предприятие является приобретение у поставщиков. При отгрузке материалов поставщик выписывает на имя покупателя расчетный документ - платежное требование или счет-фактуру.
Первичные документы поставщика поступают прежде всего в финансовый отдел или в финансовую группу бухгалтерии. Здесь они проверяются, регистрируются в журнале регистрации документов поставщика и передаются в ОМТС, где ведется журнал учета поступающих грузов, с помощью которого контролируют выполнение договоров поставки. ОМТС акцептует платежное требование или отказывается от акцепта, после чего документы передаются на склад для приемки и оприходования материалов.
Если количественные и качественные расхождения с документами поставщика не обнаружены, материалы приходуются с составлением приходного ордера (форма М-3, М-4).
При несоответствии поступивших материалов их ассортименту, качеству и количеству, указанным в документах, составляется акт о приемке материалов (форма М-7).
В зависимости от направления использования материальных ценностей различают:
- отпуск и использование материалов в цехах основного производства на изготовление продукции;
- отпуск материалов для нужд административного и общехозяйственного характера;
- отпуск на нужды вспомогательных цехов, обслуживающих производств и хозяйств;
- отпуск материалов на сторону и переработку;
- внутреннее перемещение материалов.
Отпускаемые материалы должны обязательно взвешиваться, измеряться. Работники складов должны иметь утвержденные главным бухгалтером списки и образцы подписей лиц, имеющих право затребовать материалы. Для контроля за отпуском и использованием материалов используются нормы расхода материалов и предварительно установленные лимиты. Для расчета лимитов исходят из объема производственной программы цехов и норм расхода материалов на единицу изделия. Лимит устанавливает ОМТС на основе расчетов планово-производственного отдела.
Первичные расходные документы делятся на накопительные, заводимые на один вид материальных ценностей на определенный период, и разовые, которые оформляются каждый раз, когда совершается очередная операция.
К накопительным документам относятся лимитно-заборные карты (форма М-8 и М-9), которые предназначены, во-первых, для последовательного оформления отпуска материалов, потребляемых при производстве продукции в данном цехе систематически, а во-вторых, для текущего контроля за лимитами отпуска материалов на производственные нужды.
Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца передается цеху (участку) - потребителю материалов, второй – складу.
Материал, потребность в котором у цехов возникает нерегулярно, отпускается по требованиям (форма М-10, М-11). Их основными реквизитами является количество затребованного и фактически отпущенного материала (которое должно совпадать). Всякий сверхлимитный отпуск на производство и замену материалов следует оформлять выпиской специального требования.
Реализация излишних материалов на сторону осуществляется ОМТС на основании договоров, нарядов и других документов в соответствии с приказами, подписанными руководителями предприятия и главным бухгалтером. При этом оформляется накладная на отпуск материалов на сторону (форма М-15).
Вопросы для самоконтроля
1.Каковы источники поступления материалов на склады предприятия?
2. Какими первичными документами оформляется поступление материалов:
- от поставщиков;
- из собственных цехов;
- от ликвидации основных средств;
- выявленные при инвентаризации излишки;
- в качестве вклада в уставный фонд?
3. Как оформляется приемка материалов на склад?
4. В каких случаях и кем составляется акт на приемку материалов?
5. Как устанавливается и для чего применяется лимит расхода материалов?
6. Какими первичными документами оформляется отпуск материалов со склада:
- в производство на изготовление продукции;
- при реализации на сторону;
- на нужды вспомогательных цехов?
7. В чем преимущество использования лимитно-заборных карт?
Задания
1.Документальное оформление движения материалов.
Необходимые бланки: приходный ордер ф. № М-4; акт о приёме материалов ф. № М-7; лимитно – заборная карта ф. № М-8; накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов ф. № М-11; реестр приёма-сдачи документов ф. № М-13.
1.1. Составить приходный ордер № 156 от 3 декабря 20__ г. На поступление от завода «Стальконструкция» стали листовой ( марка 48,1 сорт, размер 500 × 900 мм) в количестве 1,6 т на общую сумму 5 600 000 руб. Документы поставщика на отгруженную сталь: платёжное требование-поручение № 101 от 02.12.20__ г. и железнодорожная накладная №151720 от 02.12.20__ г.
1.2. Составить акт о приёме материалов № 6, используя следующие данные: 7 декабря 20__г. на склад № 2 принимается краска медная 1 сорта (сертификат № 01012), поступившая от лакокрасочного завода (г.Москва, ул. Народная, 127) по счёту № 100 от 03.12.20--г. в количестве 500 кг на сумму 1 955 000 руб. ( по отпускным ценам). Груз прибыл со станции Москва - товарная по товарно-транспортной накладной № 037221 от 04.12.20___ г. в вагоне № 9.
Со станции отправителя груз отправлен 04.12.20__ г. согласно договору № 51 от 17 августа 20___ г. Приёмка груза осуществлялась в течение часа начиная с 11 часов 30 минут.
При приёмке краски путём взвешивания была установлена её недостача, о чём телеграммой № 11 от 05.12.20___ г. был извещён поставщик. Телеграммой № 27 от 06.12. 20___ г. поставщик дал согласие на приёмку груза без его представителя.
Комиссией в составе: зам. нач. ОМТС Сидоренко Е.С., инженера ОТК Земцова П.Н. и представителя незаинтересованной организации Сажина Б.А., действующей на основании приказа № 71 от 07.12.20___ г. установлено, что недостача краски медной произошла по вине Лакокрасочного завода ввиду недолива в бочки. Условия хранения груза на складе получателя соответствуют действующим нормам, состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции удовлетворительное, упаковка не нарушена.
Расходы по доставке краски медной машиностроительный завод оплачивает в сумме 35 000 руб. согласно договору и товарно-транспортной накладной № 037221.
1.3. Составить лимитно-заборную карту № 51 за декабрь 20___ г. на отпуск со склада № 1 в цех № 1 (начальник цеха Козлов В.В.) стали листовой (марка 4Б; 1 сорт; размер 500 × 900 мм) для производства машин (код аналит. учёта 101). Лимит отпуска - 2 т. Отпущено через Норкина Г.П.: 01.12.20___ г. – 200 кг; 06.12.20___ г. – 700 кг; 12.12.20___ г. – 300 кг; 18.12.20___ г. – 400 кг. Лимит установлен начальником ПФО.
1.4. Составить накладную-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов № 15 от 14.12.20___ г. со склада № 2 в цех № 2 (начальник цеха Соколов П.О.) для цеховых нужд лака масляного (код аналит. учёта 103) в количестве 1 литр через кладовщика Жукова Д.В. Отпуск разрешил начальник ПФО.
1.5. Составить реестр приёма-сдачи документов № 12 по расходу за декабрь 20__ г. по складу № 1, используя следующие данные таблицы 3.1.
Таблица 3.1 - Выписка из лимитно – заборных карт за декабрь 20__ г.
№ карты | Наименование материала | Номенклатурный номер | Фактически отпущено | Цех потребитель | |
кг | тыс. руб | ||||
Сталь листовая, 4Б | 2 000 | 7 000 | 20/1 | ||
Сталь листовая, 4Б | 1 500 | 5 250 | 20/2 | ||
Сталь полосовая, 4В | 1 000 | 5 100 | 20/1 | ||
Сталь полосовая, 4В | 1 200 | 6 120 | 20/2 | ||
Листы медные, 10 | 1 сорт | 3 360 | 25/1 | ||
Листы медные, 10 | 1 сорт | 25/2 | |||
Листы медные, 10 | 1 сорт | 1 680 |
2.Необходимые бланки: карточки складского учёта материалов
( ф. № М-12) – 4 экз., ведомость учёта остатков материалов на складе
( ф.№ М-14).
1. Открыть карточки складского учёта материалов по тем ценностям, движение которых оформлено первичными документами.
2. Сделать разноску в карточки документов, составленных по задаче 1.
3. Рассчитать новый остаток материалов по каждому номенклатурному номеру и заполнить ведомость учёта остатков материалов на складе по состоянию на 01.12.20___ г.
Таблица 3.2 - Остатки материалов на 01.12.20__ г. на
машиностроительном заводе
Номен-клат. номер | Место хранения | Наименование ценностей | Ед измерен. | Цена тыс. руб | Нор-ма запа-са | Остаток на 1.12.. | ||||||
стеллаж | ячейка | Колич. | Сумма по уч. ценам | Сумма по факт. с/ст-ти | ||||||||
Склад № 1. Группа 1. Основные материалы | ||||||||||||
Сталь листовая Сталь круглая Сталь полосовая Сталь тонкая Листы медные | т т т шт | 38 500 43 000 71 400 75 000 42 000 | 41 200 45 000 73 200 58 100 47 000 | |||||||||
Склад № 2. Группа 3. Вспомогательные материалы | ||||||||||||
Краска медная Лак масляный Рубероид | кг л м. кв | 3,91 3,70 4,65 | 2 340 2 775 | 2 390 2 810 | ||||||||