Проведение инвентаризации в условиях аудиторской проверки

Инвентаризация - это проверка фактического наличия имущества предприятия. К имуществу предприятия, как правило, относятся: основные средства; нематериальные активы; прочие запасы; денежные средства; финансовые обязательства, отраженные в бухгалтерском учете некоммерческой организации (кредиторская задолженность, займы, кредиты банков, резервы); имущество, не принадлежащее некоммерческой организации, но числящееся в бухгалтерском учете (например, находящиеся на ответственном хранении одежда, обувь, продукты питания и т.д., предназначенные для раздачи малоимущим, арендованные основные средства).

Целью аудита является получение доказательств по вопросам:

- подтверждения фактического наличия имущества и реальности финансовых обязательств;

- действительности результатов инвентаризации;

- полноты и своевременности отражения результатов проведения инвентаризации.

Законодательство (основное)

1. Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

2. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

3. Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация): одобр. Советом по аудит. деятельности при Минфине РФ, протокол № 41 от 22.12.2005.

Задание 1.

1. Каким законодательством регулируется проведение инвентаризации в коммерческих организациях? Какие документы, регулирующие аудит, могут применяться при аудите процесса инвентаризации?

2. Какие объекты бухгалтерского учета подлежат инвентаризации?

3. Ответьте на вопросы теста (письменно).

№ п/п Вопрос теста Варианты ответа
1. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций. 1) Верно; 2) Не верно.
2. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации 1) не служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. 2) служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
3. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации отчеты о движении материальных ценностей. 1) Верно; 2) Не верно.
4. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. 1) не менее чем в двух экземплярах; не менее чем в трех экземплярах; 2) не менее чем в четырех экземплярах.
5. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем 1) обязательного наблюдения. 2) обязательного подсчета, взвешивания, обмера. 3) обязательного инспектирования, наблюдения.
6. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей 1) должно определяться на основании обязательной проверки в натуре всех указанных ценностей. 2) может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
7. Определение веса (или объема) навалочных материалов 1) не допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. 2) допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
8. Проверка фактического наличия имущества производится 1) при обязательном участии материально ответственных лиц. 2) при обязательном участии материально ответственных лиц или лица, им назначенного.
9. На каждой странице инвентаризационной описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. 1) верно; 2) не верно.
10. Исправление ошибок в инвентаризационной описи 1) должны быть оговорены и подписаны только материально ответственным лицом. 2) должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
11. В инвентаризационных описях 1) не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. 2) допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
12. Описи подписывают(-ет) 1) все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица 2) только материально ответственное лицо.
13. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, 1) не составляются отдельные описи. 2) составляются отдельные описи.
14. По окончании инвентаризации 1) могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. 2) не могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации.
15. В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей 1) не могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. 2) могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
16. Товарно-материальные ценности 1) заносятся в описи сразу по всем наименованиям, без указания вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). 2) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
17. Внесение в инвентаризационные описи данных об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. 1) допускается. 2) Не допускается
18. Во время проведения инвентаризации отпуск инвентаризируемых товарно-материальных ценностей 1) невозможен в любых случаях. 2) возможен только при длительном проведении инвентаризации и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации, в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
19. Может ли быть результатом инвентаризации выявление следующих ситуаций: - определены испорченные и просроченные ценности, подлежащие списанию; - определены ценности, срок хранения которых подходит к концу или которые потеряли товарный вид, но не являются окончательно испорченными (чтобы принять меры по их использованию или продаже, в том числе с уценкой или со скидкой). 1) да. 2) нет. 3) первый может быть, а второй – нет. 4) второй может быть, а первый – нет.
20. Необходимо ли при подведении итогов инвентаризации товаров и других материальных ценностей проверить их на обесценение? 1) Нет. 2) Да.




4. Решите задачи.

4.1. В организации по результатам ноябрьской инвентаризации 2011 года на складе выявлена недостача непродовольственных товаров. На основании данных инвентаризации в организации был составлен акт на сумму 10000 рублей. Рыночная стоимость данных товаров составляет 15000 рублей. Договор о материальной ответственности с кладовщиком указанного склада заключен был. Без анализа причин недостачи по приказу руководителя данной организации указанная недостача была списана на убытки предприятия. В бухгалтерском учете организации были сделаны следующие записи:

Содержание хозяйственной операции Сумма Дебет Кредит
Списана сумма недостачи на возможные виновные лица 73-2
Определена сумма недостачи 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 73-2
Списана сумма недостачи на убытки предприятия 91-2

Оцените ситуацию. Определите возможные рекомендации аудитора по исправлению ошибок, если аудиторская проверка проводится в феврале 2012 года и бухгалтерская отчетность еще не утверждена.

4.2. С позиции аудитора-консультанта определите, как отразить в учете организации зачет недостачи материалов излишками по пересортице, выявленными при инвентаризации?

Ситуация: в результате инвентаризации строительных материалов на складе организации выявлена недостача силикатного кирпича производителя А, стоимость которого по данным бухгалтерского и налогового учета составляет 13 000 руб. Одновременно выявлен излишек силикатного кирпича в таком же количестве производителя Б, стоимость которого равна 10 000 руб. На основании заключения инвентаризационной комиссии и письменного объяснения работника приказом руководителя произведен зачет недостачи излишком. Оставшуюся сумму недостачи материально ответственное лицо (заведующий складом) возмещает в добровольном порядке. На основании заявления работника сумма недостачи удерживается из его заработной платы. Стоимость имущества по данным бухгалтерского учета соответствует уровню рыночных цен.

Аудит кредитов и займов

Наши рекомендации