Парядок сертификации систем менеджмента качества

1. Подача заявки

Заявка на сертификацию СМК, СУОТ, СУОС оформляется по установленной ТКП 5.1.05 форме.

В течение пяти дней органом по сертификации принимается решение по заявке и с организацией заключается договор на проведение работ по сертификации системы.

После заключения договора организация представляет следующие перечень документы, необходимые для дальнейшей работы по сертификации:

- исходная информация по сертифицируемой системе (СМК, СУОТ, СУОС);

- руководство по сертифицируемой системе управления;

- документы сертифицируемой системы управления.

2. Сертификационный аудит на первом этапе

Сертификационный аудит на первом этапе проводится на основании разработанного и согласованного с организацией плана и включает:

-сбор и анализ представленной организацией информации;

-анализ и экспертиза документов на систему управления;

- предварительное совещание, на котором обсуждаются вопросы относительно порядка проведения аудита;

- получение свидетельств аудита и - подготовку заключения по результатам аудита;

- заключительное совещание, на котором доводятся Результаты анализа документов и проблемные области, выявленные при аудите, а также выводы о готовности организации ко второму этапу аудита.

Результаты аудита на первом этапе оформляются отчетом и представляются организации – заявителю не позднее 14 дней после заключительного совещания.

3. Сертификационный аудит на втором этапе

Сертификационный аудит на втором этапе проводится на основании разработанного и согласованного с организацией плана непосредственно в организации – заявителе.

Аудит в организации включает:

- предварительное совещание, на котором обсуждаются вопросы относительно порядка проведения сертификационного аудита;

- сбор и верификацию информации;

- получение свидетельств аудита и подготовку выводов;

- подготовку заключения по результатам аудита;

- заключительное совещание, на котором доводятся выявленные при аудите несоответствия, аспекты для улучшения, предварительное заключение о соответствии (несоответствии) системы управления требованиям ТНПА, сроки и способы информации о планах и результатах устранения несоответствий.

4. Оформление результатов

По результатам сертификационного аудита оформляется отчет по аудиту.

При положительном решении орган по сертификации обеспечивает оформление сертификата соответствия на систему управления и выдачу его организации.

Срок действия сертификата – 3 года.

5. Инспекционный контроль

В течение всего срока действия сертификата соответствия орган по сертификации осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль системы управления.

По результатам инспекционного контроля оформляется акт, в котором делается заключение о подтверждении или отмене действия выданного сертификата.

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ. ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ, ТЕРМИНЫ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

услуга (работа): Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя,

а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

По функциональному назначению услуги подразделяются на материальные и социально-культурные.

Исполнитель услуг: Организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги отребителю.

Потребитель услуг: Физическое или юридическое лицо, имеющее намерение использовать либо использующее услуги.

Возможности исполнителя услуг: Способность исполнителя оказывать услуги, определяемая ресурсами.

Оказание услуг: Деятельность исполнителя услуг, необходимая для обеспечения выполнения услуг.

Процесс оказания услуг: Совокупность действий, выполняемых исполнителем услуг при оказании услуг потребителю, в том числе при непосредственном контакте с потребителем услуг.

Результат услуг: Результат деятельности исполнителя услуг, занимающегося удовлетворением соответствующей потребности потребителя услуг.

Безопасность услуг: Показатель качества результата и процесса оказания услуг, характеризующий степень риска (опасности), связанного с причинением вреда для жизни, здоровья, наследственности человека, имущества, и охраны окружающей среды.

Категория (разряд) исполнителя услуг: Классификационная группировка, характеризуемая

определенным комплексом требований.

Классификация исполнителя услуг на категорию: Процедура оценки соответствия исполнителя услуг установленным требованиям, связанная с отнесением исполнителя услуг к определенной категории на основании оценки этого исполнителя и оказываемых им услуг с удостоверением ре-ТКП 5.1.04/ОР

Критерии классификации исполнителя услуг: Комплекс требований и условия отнесения исполнителя услуг к той или иной категории (разряду).

Заявитель на сертификацию услуг; заявитель: Юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом), индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, обратившиеся с заявкой на проведение работ по сертификации услуг.

Сертификация услуг: подтверждение соответствия услуг, осуществляемое аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя (в том числе подтверждение соответствия заявленной категории, если классификация установлена в ТНПА).

Идентификация услуг: Процедура, обеспечивающая в сфере оказания услуг однозначное распознавание определенной услуги среди подобных по отличительным признакам.

Несоответствие услуг: Несоответствие услуг ТНПА, устанавливающему требования к качеству и безопасности услуг, условиям договора или иным требованиям, предъявляемым к услугам.

Существенное несоответствие: Неустранимое несоответствие либо несоответствие, которое не может быть устранено без несоразмерных расходов либо несоразмерных затрат времени или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные несоответствия.

Общие положения

Сертификацию услуг проводят аккредитованные органы по сертификации оказания услуг (выполнения работ) в соответствии с их областью аккредитации.

Работы по сертификации услуг осуществляются прошедшими сертификацию экспертами-аудиторами органов по сертификации, включенными в реестр Национальной системы подтверждения соответствия республики Беларусь

При сертификации услуг предусматривается возможность подтверждения соответствия определенного вида услуг в части соответствия установленным в ТНПА категориям (разрядам).

Процедуры отнесения объекта оказания услуг к определенной категории (разряду и т.п.) устанавливаются в ТНПА, определяющих процедуру сертификации конкретного вида услуг.

В рамках Системы проводится обязательная и добровольная сертификация услуг.

Обязательная сертификация услуг проводится в отношении услуг, включенных в Перечень

продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь на соответствие требованиям, установленным в ТНПА и подлежащих подтверждению соответствия при обязательной сертификации.

Добровольная сертификация услуг проводится в отношении услуг, не включенных в Пере-чень. При добровольной сертификации услуг заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие требованиям которых осуществляется добровольная сертификация услуг, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации услуг. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА на эти услуги.

Схемы подтверждения соответствия, применяемые при сертификации услуг. Схему сертификации выбирает заявитель, исходя из условий применения схем.

В случае обращения в орган по сертификации заявителя - исполнителя услуг, в организаци-

оннуюструктуру которого входят несколько объектов оказания услуг (филиалы, участки, пункты и др.), расположенных вне места нахождения исполнителя услуг, оценка мастерства и (или) квалификации персонала, оказывающего услуги, оценка стабильности процесса оказания услуг проводятся для каждого объекта оказания услуг.

При этом юридическому лицу могут выдаваться сертификаты соответствия для каждого объекта оказания услуг, либо эти объекты включаются в сертификат соответствия, выданный юридическому лицу.

В случае, если соответствие заявленных на сертификацию услуг требованиям ТНПА на ус-луги не может быть подтверждено только работами, проводимыми данным органом по сертификации,орган по сертификации:

привлекает к работам по сертификации экспертов-аудиторов других органов по сертификации или технических экспертов, компетентных в оцениваемой области деятельности;

принимает решение с учетом работ, проведенных привлекаемыми специалистами, и несет ответственность за полноту проведенных работ.

При этом с привлекаемыми специалистами органом по сертификации должны быть заключены соглашения о сотрудничестве, определяющие вопросы компетентности и конфиденциальности.

Привлечение конкретного специалиста должно быть согласовано с заявителем.

Оплата работ по сертификации услуг осуществляется заявителем на основе договора на

проведение работ по сертификации услуг с органом по сертификации.

Заявитель оплачивает все расходы по проведению сертификации независимо от результатов

сертификации. Заявитель вправе использовать результаты сертификации в рекламе своих услуг.

Процедура проведения сертификации представляет собой набор действий, совокупность и

последовательность которых определена схемой сертификации.

В общем случае такими действиями являются:

подача заявителем заявки на проведение работ по сертификации оказания услуг с прилагаемыми документами, идентификация услуг;

анализ органом по сертификации документов, представленных заявителем;

осуществление органом по сертификации оценки мастерства и (или) квалификации персонала, оказывающего услуги;

осуществление органом по сертификации оценки стабильности процесса оказания услуг;

выборочная проверка результата услуг;

оформление органом по сертификации результатов оценки;

выдача заявителю сертификата соответствия;

заключение соглашения по сертификации между органом по сертификации и заявителем;

осуществление органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированными

услугами.

Подача заявки с прилагаемыми документами, идентификация услуг

Орган по сертификации проводит сертификацию услуг на основании заявки, поступающей

непосредственно от заявителя.

Одновременно с заявкой заявитель представляет материалы (документы) с исходной ин-формацией о безопасности и качестве услуг, о возможностях исполнителя услуг.

Орган по сертификации регистрирует заявку и принимает ее к рассмотрению.

В течение не более 10 рабочих дней с дня подачи заявки орган по сертификации проводит

анализ заявки и прилагаемых документов, в том числе проверку:ТКП 5.1.04/ОР

правильности заполнения заявки;

достаточности представленных документов.

Одновременно при анализе заявки орган по сертификации проводит идентификацию услуг, предусматривающую проверку соответствия заявленных услуг информации, приведенной в заявке и

прилагаемых документах (материалах).

Анализ документов, представленных заявителем При анализе документов, представленных заявителем, при необходимости, орган по сертификации может запросить у заявителя дополнительные сведения, необходимые для проведения оценки:

– информацию о деятельности заявителя в области сертифицируемых услуг;

– перечень используемых ТНПА;

– акты последних проверок органами государственного надзора за соблюдением требований техническихрегламентов и стандартов . При положительных результатах анализа заявки, идентификации услуг, а также анализа

ТНПА орган по сертификации направляет заявителю решение по проведению сертификации.Решение по проведению сертификации должно содержать все основные условия сертификации, в том числе:

– схему сертификации;

– ТНПА, на соответствие требованиям которых проводится сертификация;

– ТНПА, на соответствие требованиям которых проводится отнесение объекта оказания услуг к соответствующей категории;

– условия оплаты работ.

Форма решения по проведению сертификации должна быть установлена в организационно-

методических документах органа по сертификации.

Одновременно с решением по проведению сертификации заявителю направляется проект договора на проведение работ по сертификации услуг.

Работы по сертификации проводятся комиссией органа по сертификации, формируемой изэкспертов-аудиторов органа по сертификации, специалистов органа по сертификации, а также, при необходимости, экспертов-аудиторов других органов по сертификации или технических экспертов.

Непредставление заявителем в орган по сертификации оформленного договора и/или не-

выполнение его условий рассматривается как отказ от проведения сертификации услуг. Решением органа по сертификации заявка может быть аннулирована в одностороннем порядке.

Оценка мастерства и (или) квалификации персонала, оказывающего услуги

Оценка стабильности процесса оказания услуг

Оценка стабильности процесса оказания услуг в общем случае предусматривает проверку:

Выборочная проверка результата услуг

Проверка результата социально-культурных услуг

Выявленные несоответствия оформляются протоколами несоответствий, в которых орга-

ном по сертификации устанавливаются сроки устранения выявленных несоответствий. Протокол несоответствий в общем случае должен содержать сведения о наименовании проверяемойорганиза-ТКП 5.1.04/ОР8

Орган по сертификации в течение 5 дней после завершения всех процедур, предусмотрен-

ных схемой сертификации, проводит анализ результатов проверки и принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.

По результатам анализа составляется акт. Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем органа по сертификации и хранится в органе по сертификации. Один экземпляр акта направляется владельцу сертификата соответствия.

Выдача сертификата соответствия

При положительных результатах анализа орган по сертификации в течение пяти дней оформляет и выдает заявителю сертификат соответствия, а при отрицательных результатах – письменно информирует заявителя об отказе в выдаче сертификата соответствия с указанием причин.

Сертификат соответствия и приложения к нему оформляются в соответствии с сисполь-зованием защищенных бланков установленного образца, подписываются руководителем органа по сертификации, подпись заверяется печатью органа по сертификации. В приложениях к сертификату соответствия может указываться информация об исполнителе услуг и оказываемых услугах (перечень моделей, виды приборов, конкретных видов услуг, перечень исполнителей услуг и т.п.), не поместившаяся на бланке сертификата соответствия.

Срок действия сертификата соответствия – 5 лет.

Одновременно с оформлением и регистрацией сертификата соответствия оформляется и регистрируется соглашение по сертификации между органом по сертификации и заявителем.

Знак соответствия может наноситься исполнителем услуг на сопроводительную документацию.

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами осуществляет орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, для подтверждения соответствия оказываемыхуслугтребованиям ТНПА, соответствия категориям (разрядам). Одновременно может проводиться отнесение исполнителя услуг к другим категориям (разрядам), если это предусмотрено ТНПА. Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.Объем, содержание инспекционного контроля устанавливаются в зависимости от схемы сертификации, степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества и оказания, наличия системы менеджмента качества, результатов предыдущего контроля и т. п.

20. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ - деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством Республики Беларусь и другими нормативными документами, в том числе межгосударственными и национальными документами других стран, введенными в действие на территории Республики Беларусь в установленном порядке

Основные цели, задачи, принципы экологической сер-тификации полностью согласуются с общими положениями Национальной системы подтверждения соответствия. В качестве частных задач следует выделить:

- предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве, использовании и ликвидации (утилизации, переработке) всех видов продукции;-

обеспечение экологической безопасности оборудова-ния, технологических процессов, производств и продукции;

- внедрение экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;

- предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции и технологий.

При проведении экологической сертификации обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. Это правило не распространяется на случаи, когда продукция или производство представляет опасность для жизни и здоровья людей, их имущества и окружающей среды.

Объектами экологической сертификации являются:

- производства, в том числе системы управления качеством окружающей среды;

- продукция, в том числе способная оказывать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье населения, биологические ресурсы;

- другие объекты сертификации, включенные государственным, специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Участниками экологической сертификации продукции и производств являются:

- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

- Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь;

- Центральный орган по экологической сертификации продукции и производств;

- аккредитованные органы по экологической сертифи-кации продукции;

- аккредитованные органы по экологической сертифи-кации производств, в том числе систем управления качеством окружающей среды;

-аккредитованные испытательные лаборатории, в том числе отделы аналитического контроля системы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

- держатели экологических сертификатов и знаков экологически чистой продукции;

-заявители.

Общее руководство подсистемой экологической сертификации в Республике Беларусь, организацию и координацию работ по реализации целей и задач экологической сертификации осуществляет Центральный орган экологической сертификации продукции и производств, действующий под руководством Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и государственного специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В организационную структуру подсистемы экологической сертификации входят:

- Центральный орган по экологической сертификации продукции и производств;

- органы по экологической сертификации продукции;

- органы по экологической сертификации производств, в том числе систем управления качеством окружающей среды предприятий, опытно-экспериментальных объектов, организаций.

Центральный орган по экологической сертификации продукции и производств создается совместным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь.

Основными функциями органа по экологической сер-тификации продукции являются:

- разработка и ведение организационно-методических документов органа, определяющих правила и процедуры экологической сертификации продукции;

- определение перечня показателей, подтверждаемых при экологической сертификации, и представление его на утверждение в Центральный орган по экологической сертификации;

- организация и проведение экологической сертификации продукции;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- регистрация экологических сертификатов, выданных органом, и представление информации в Центральный орган по экологической сертификации;

- проведение работ по признанию экологических сертификатов;

- осуществление взаимодействия с Центральным органом по экологической сертификации, органами государственного надзора за стандартами и средствами измерений, органами по экологической сертификации производств и органами по аккредитации испытательных лабораторий, аккредитованными испытательными лабораториями.

Основными условиями проведения работ по экологи-ческой сертификации являются:

- наличие утвержденных в установленном порядке природоохранных требований, на соответствие которым проводится сертификация;

- наличие аккредитованных в соответствии с нормативными документами подсистемы экологической сертификации органов по сертификации, лабораторий (центров), органов по аттестации и специалистов, аттестованных в уста-новленном порядке.

Добровольная экологическая сертификация осуществляется по инициативе юридических и физических лиц на основе договора между заявителем и органом по сертификации продукции и производств. Она проводится на соответствие требованиям природоохранного законодательства, а также требованиям, представленным заявителем и согласованным с Центральным органом по экологической серти-фикации,

Проведение работ по экологической сертификации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, документами Национальной системы сертификации, Положением по экологической сертификации и включает аналогичные этапы, рассмотренные нами выше при сертификации продукции и систем менеджмента качества.

Наши рекомендации