Налоговый учет результатов инвентаризации

Отражение в учете излишков и недостач, обнаруженных при инвентаризации, будет зависеть от причины их возникновения.

Например, недостачаможет образоваться вследствие:

- Кражи

- Неправильного оприходования материальных ценностей

- Неправильного отпуска материальных ценностей.

Излишекможет образоваться вследствие:

- Неправильного оприходования материальных ценностей от поставщика

- Неправильного отпуска материальных ценностей или обмана продавцом покупателя.

Обнаружив излишки товарно-материальных ценностей, предприятие может поступить следующим образом.

Если излишки образовались в результате неправильного оприходования товарно-материальных ценностей от поставщика, то предприятие-покупатель может сообщить об этом поставщику. Если излишек возвращается поставщику, такая операция не отражается в налоговом учете. Как вариант, покупатель может оплатить поставщику стоимость обнаруженных в излишках материальных ценностей. Такую операцию можно считать обычной операцией купли-продажи, при которой у покупателя на сумму оплаты возникнут валовые расходы, а на сумму НДС в стоимости товара - налоговый кредит. Еще одним из вариантов может быть следующий: покупатель не возвращает материальные ценности, которые излишне поступили, и не оплачивает их. В этом случае такие материальные ценности будут расцениваться как безвозмездно полученные (согласно п. 1.23 Закона о прибыли). Следовательно, их стоимость необходимо будет включить в валовые доходы в соответствии с пп. 4.1.6 Закона о прибыли. Рассмотрим ситуации, когда вследствие инвентаризации образовались излишки ввиду неправильной отгрузки поставщиком материальных ценностей покупателю (по документам отражена отгрузка на большую сумму, чем было отгружено фактически).

Для разрешения данной ситуации предприятие может просто-напросто допоставить материальные ценности, вовремя не отгруженные покупателю. В этом случае не будет ни валовых расходов, ни валовых доходов. Если же рассматривать случай, когда предприятие-продавец возвращает покупателю деньги за недопоставленные материальные ценности, то тогда у продавца уменьшаются валовые доходы и корректируются налоговые обязательства по НДС в сторону их уменьшения. Может сложиться и ситуация, когда ни одна из сторон не принимает никакого решения: не происходит ни допоставка материальных ценностей, ни возврат денег. В данном случае, как и в предыдущем, такие материальные ценности будут считаться безвозмездно полученными - их стоимость необходимо включить в валовые доходы согласно пп. 4.1.6 Закона о прибыли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Состояние и эффективность использования имущества одно из главных условий успешной деятельности организации.

Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы. Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут являться различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Проведение инвентаризации объектов основных средств, материалов, товаров, денежных средств – усиливает контроль над правильным их использованием, документальным оформлением и своевременным отражением в учетных регистрах обеспечивает сохранность, снижает и предотвращает случаи хищения.

Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т.п.

Организация проведения инвентаризации таким образом, чтобы ее функция по обеспечению достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом "О бухгалтерском учете", была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также знания нормативно-законодательного регулирования.

Организация инвентаризации и контроль над состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины соответственно, улучшению финансово-хозяйственного состояния предприятия.

Проведение инвентаризаций имущества и финансовых обязательств предприятия – часть общего процесса управления производством и реализацией продукции, работ или услуг. При проведении инвентаризации и проверяется фактическое наличие имущества и реальность обязательств, числящихся в учёте. Для бухгалтерской службы проведение инвентаризаций существенно и с точки зрения организации её практической деятельности. Это обусловлено обязательностью участия бухгалтеров в подготовке материалов для инвентаризаций, участия в работе инвентаризационных комиссий (практическое участие в проведении проверок), а также тем, что инвентаризационные разницы регулируются посредством внесения соответствующих записей в регистры бухгалтерского учёта. Кроме того, проведение инвентаризаций позволяет чаще уточнять состояние бухгалтерского учёта и правильность внесения учётных записей в регистры.

Таким образом, можно сделать вывод, что инвентаризация имущества и обязательств имеет огромное значение для обеспечения сохранности собственности предприятия. Инвентаризация является способом уточнения показателей и последующего контроля над сохранностью имущества. Бухгалтерская отчетность считается недействительной, если не проинвентаризованы все статьи бухгалтерского баланса и результаты инвентаризации не включены в бухгалтерскую отчетность.

Инвентаризация является индикатором качественной работы всех звеньев предприятия. Плохие результаты показывают все недостатки работы отделов, управления организации или неспособности отдельных сотрудников. Это говорит о том, что такая деятельность может привести к плачевным результатам. И наоборот, инвентаризация, показавшая точность результатов с данными бухгалтерии, говорит о слаженной работе коллектива, что должно привести организацию к успеху.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.Закон ДНР «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ» №14-IHC от 27.02.2015.[1]

2. Положения (стандарты) бухгалтерского учета / №№ 1-12, 14-17, 19-21 и 25 Все о бухгалтерском учете. – 2002. – № 84.

3. Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете

4. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций.

5. Инструкция об использовании плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций.

6. Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов.

7. В.В.Бородина Инвентаризация в бухгалтерском учете: Учебно-практическое пособие, 2005.[2]

8. Ф.Н.Филина Инвентаризация: бухгалтерский учет и налогообложение- ГроссМедиа Ферлаг: РОСБУХ, 2009 г. [3]

9.Грабова Н.М. Теория бухгалтерского учета: Учебник/под ред. Кужельного Н.В. 6-е изд .– К.-А.С.К., 2008.

10. Ткаченко Н.М. Бухгалтерский финансовый учет, налогообложение и отчетность: Учебник. – 3 – е изд. дополненное и переработанное. – К.: Алерта, 2011.

11. Швец В.Г Теория бухгалтерского учета: Учебник.– К.: Знания, 2009.

12. http://www.auditbt.ru [4]

13. http://www.visnuk.com.ua

14. http://intranet.tdmu.edu.ua

15. http://nsportal.ru[5]

16. http://uchebnikionline.com[6]

17. http://dtkt.com.ua.[7]

18. http://buhgalterskiy_slovar.academic.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации