Тема 2.8. Учет товарных потерь и результатов инвентаризации

Инвентаризация - это методический прием бухгалтерского учета, заключающийся в установлении фактического наличия, состояния и оценки имущества и финансовых обязательств организации.

Инвентаризация направлена на реализацию контрольной функции бухгалтерского учета и проводится в целях обеспечения соответствия учетных и фактических данных. Выявление расхождений между ними служит основанием для внесения корректировок в учет, установления их причин, определения степени материальной ответственности и т.д.

Правила и порядок проведения инвентаризации, а также особенности документального оформления ее результатов регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Основные задачи инвентаризации товаров и тары:

• определение фактического наличия товаров и тары;

• сопоставление фактического наличия товаров и тары с данными бухгалтерского учета;

• выявление результатов инвентаризации товаров и тары.

Она проводится в целях обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности собственности организации.

При инвентаризации выявляются также изменения в товарных запасах, которые не поддаются количественной и стоимостной оценке и не подлежат документальному оформлению в ходе обычной деятельности (например, естественная убыль, выбытие товаров в результате хищений), товары, частично потерявшие свои первоначальные качества, малоходовые, залежалые и испорченные товары и осуществляется проверка соблюдения правил и условий хранения товаров.

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации, в котором устанавливает время и сроки ее проведения, перечень ценностей, подлежащих инвентаризации, и состав инвентаризационной комиссии (ф. № ИНВ-22).

Инвентаризацию проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации товаров и тары создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

В состав инвентаризационной комиссии обычно включаются представители администрации, работники бухгалтерской службы и материально ответственные лица. В состав комиссии могут входить и другие специалисты организации (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Инвентаризационная комиссия осуществляет профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, проводит инструктажи членов рабочих комиссий, организует проведение инвентаризаций, снимает фактические остатки товаров и тары и составляет инвентаризационную опись (ф .№ ИНВ-3)

В бухгалтерии торговой организации при получении описей от инвентаризационной комиссии их проверяют на предмет правильности составления, цен на товары и тару, таксировки и подсчета итогов. На последней странице описи делается отметка о проверке цен, таксировке и правильности подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эти проверки.

Для выявления окончательных результатов инвентаризации в бухгалтерии сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товаров и тары по описи.

По товарам и таре, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (ф. № ИНВ-19) в двух экземплярах, один из них хранится в бухгалтерии, другой передается материально ответственному лицу. Суммы излишков и недостач товаров и тары в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Пример.

1. Выписать приказ на проведение инвентаризации товаров (унифицированная форма № ИНВ-22).

2. Составить:

- инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (унифицированная форма № ИНВ-3);

- сличительную ведомость результатов инвентаризации товаров (унифицированная форма № ИНВ-19);

- расчет потерь товаров при хранении вследствие естественной убыли.

3. Составить бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации товаров. Ставка НДС–18 %.

4. Списать недостачу товаров в пределах норм естественной убыли по назначению, недостачу товаров сверх установленных норм отнести на заведующего складом Андреева В.С. и кладовщика Морозова Н.А.

Материал для выполнения задания

На основании приказа № 5 от 31 марта 2013 г. на складе распределительного холодильника проведена инвентаризация товаров. Комиссия в составе: товароведа Макеева И.Л. (председатель), заведующего складом Андреева В.С., кладовщика Морозова Н.А., бухгалтера Власовой З.И. произвела снятие остатков 31 марта 2013 г. в 17ч.00 мин. Инвентаризация закончена 31 марта 2013 г. в 20 ч.50 мин.

Таблица 80

Наличие товаров на складе холодильника

Наименование товара Цена за 1 кг, руб. Количество, кг
по учетным данным Фактически
Масло сливочное (высший сорт)
Масло сливочное (1 сорт)
Сыр (жирность 45 %) партия № 824 партия № 825    
Сыр (жирность 40 %) партия № 824 партия № 825    

Предыдущая инвентаризация товаров проводилась по состоянию на 1 декабря прошлого года.

Таблица 81

Нормы естественной убыли парафинированных сыров за месяц, %

Наименование товара При сроке хранения
первого месяца последующих месяцев
Сыр (жирность 45 %) 0,09 0,07
Сыр (жирность менее 45 %) 0,20 0,13

Партия № 825 поступила 3 декабря в количестве: сыр (жирность 45%) - 6200 кг, сыр (жирность 40 %) - 4200 кг.

Таблица 82

Реализация партии № 825 сыра, кг

Дата Жирность сыра, %
18.12
30.12
15.01
25.02
30.03

Таблица 83

Расчет потерь товаров при хранении вследствие естественной убыли

Сыр (жирность 45%) Партия № 825
Дата реализации Масса реализованного товара, кг. Срок хранения реализованного товара, сутки Норма естественной убыли, % Масса естественной убыли, кг
18.12. 0,09*15/30 = 0,045 (450*0,045)/100 = 0,20
30.12. 0,09*27/30 = 0,081 (600*0,081)/100 = 0,49
15.01. 0,07*43/30= 0,100 (1000*0,1)/100 = 1,00
25.02. 0,07*84/30 = 0,196 (1200*0,196)/100 = 2,35
30.03. 0,07*117/30 = 0,273 (800*0,273)/100 = 2,17
Итого:     6,2
Сыр (жирность 40%) Партия № 825
18.12. 0,20*15/30 =0,1 (400*0,1)/100 = 0,4
30.12. 0,20*27/30 =0,18 (600*0,18)/100 = 1,08
15.01. 0,13*43/30 = 0,0907 (600*0,0907)/100 = 0,54

Окончание таблицы 83

Дата реализации Масса реализованного товара, кг. Срок хранения реализованного товара, сутки Норма естественной убыли, % Масса естественной убыли, кг
Сыр (жирность 40%) Партия № 825
25.02. 0,13*84/30 = 0,0464 (500*0,0464)/100 = 0,23
30.03. 0,13*117/30 = 0,0333 (1700*0,0333)/100 = 0,57
Итого:     2,80
Всего:     9,0

Таблица 84

Бухгалтерские записи по результатам инвентаризации товаров

№ п/п Наименование хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
1. Отражены излишки масла сливочного 1 сорта, выявленные в ходе инвентаризации 41/2 «Товары» 91/1 «Прочие доходы»
2. Отражены излишки масла топленого 1 сорта, выявленные в ходе инвентаризации 41/2 «Товары» 91/1 «Прочие доходы»
3. Отражена недостача масла сливочного (высшего сорта), выявленная в ходе инвентаризации 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 41/2 «Товары»
Начислен НДС на стоимость недостающего товара 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 68/2 «НДС»
Отражено взыскание с виновных лиц недостачи товаров 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Удержана из з/п виновных лиц сумма недостачи товаров 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
4. Отражение недостач в пределах и сверх норм естественной убыли по сыру (жирность 45%) партии № 825
Отражена недостача сыра (жирность 45%) партии № 825, выявленная при проведении инвентаризации 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 41/2 «Товары»
Отражено списание недостачи товаров в пределах норм естественной убыли в расходы на продажу 44 «Расходы на продажу» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 533,2
Отражено взыскание с виновных лиц недостачи товаров сверх норм естественной убыли 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 498,8
Начислен НДС на стоимость недостающего товара сверх норм естественной убыли 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 68/2 «НДС» 89.8
Удержана из з/п виновных лиц сумма недостачи товаров 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 588.6
5. Отражение недостач в пределах и сверх норм естественной убыли по сыру (жирность 40%) партии № 825
Отражена недостача сыра (жирность 40%) партии № 825, выявленная при проведении инвентаризации 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 41/2 «Товары»
Отражено списание недостачи товаров в пределах норм естественной убыли в расходы на продажу 44 «Расходы на продажу» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Отражено взыскание с виновных лиц недостачи товаров сверх норм естественной убыли 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Начислен НДС на стоимость недостающего товара сверх норм естественной убыли 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 68/2 «НДС» 89.3
6. Удержана из з/п виновных лиц сумма недостачи товаров 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 585,3

Самостоятельная работа по теме 2.8.

Задание.

1. Выписать приказ на проведение инвентаризации товаров (унифицированная форма № ИНВ-22).

2. Составить:

- инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (унифицированная форма № ИНВ-3);

- сличительную ведомость результатов инвентаризации товаров (унифицированная форма № ИНВ-19);

- расчет потерь товаров при хранении вследствие естественной убыли.

3. Составить бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации товаров. Ставка НДС – 18 %.

4. В результате инвентаризации было установлена недостача в сумме (определить сумму), в том числе в пределах норм естественной убыли (определить сумму).

5.По решению инвентаризационной комиссии: списать недостачу товаров в пределах норм естественной убыли по назначению, недостачу товаров сверх установленных норм отнести на заведующего складом Васильева В.А.

Материал для выполнения задания

На основании приказа № 10 от 30 июня 201_ г. на складе распределительного холодильника проведена инвентаризация товаров. Комиссия в составе: товароведа Сидорова Н.И. (председатель), заведующего складом Васильева В.А., кладовщика Яковлева П.И.., бухгалтера Кузнецова М.И. произвела снятие остатков 30 июня 201_ г. в 17 ч. 00 мин. Инвентаризация закончена 30 июня 201_ г. в 22ч .00 мин.

Таблица 85

Наличие товаров на складе холодильника

Наименование товара Цена за 1 кг, руб. Количество, кг
по учетным данным Фактически
Масло топленое (1сорт) ?
Сыр (жирность 45%) ?
Сыр (жирность 40 %) ?
Колбаса копченая ?
         

Предыдущая инвентаризация товаров проводилась по состоянию на 31 марта отчетного года

Таблица 86

Нормы естественной убыли парафинированных сыров за месяц, %

Наименование товара При сроке хранения
первого месяца последующих месяцев
Сыр (жирность 45 %) 0,09 0,07
Сыр (жирность менее 45 %) 0,20 0,13

Таблица 87

Нормы естественной убыли колбасы копченой за месяц, %

Наименование товара При сроке хранения
первого месяца последующих месяцев
Колбаса копченая 0,08 0,06

Таблица 88

Результаты инвентаризации на 31 марта отчетного года

Наименование товара Цена за 1 кг, руб Кол-во, кг
Масло топленое (1 сорт)
Сыр (жирность 45 %)
Сыр (жирность 40 %)
Колбаса копченая

Таблица 89

Поставка и реализация сыра по документам за межинвентаризационный период

Дата Поступление сыра % Реализация сыра %
18.04  
30.04   -    
15.05    
25.05      
29.06    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.

3. О бухгалтерском учете Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (ред. Пр. Минфина от 30.12.99 № 107н)

5. О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Федеральный закон от 18.06.1993 № 5215-1.

6. О договорах международной купли-продажи товаров. Конвенция ООН от 11.04.1980.

7. Положение по бухгалтерскому учету Учет материально-производственных запасов, ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 09.06.2001 № 44н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 10.01.2000 №2н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации», ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 06.05.99 № 32н (с изменениями от 30.12.1999 и 30.03.2001).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 06.05.99 № 33н (с изменениями от 30.12.1999 и 30.03.2001).

11. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению».

12. Приказ Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н «О внесении дополнений и изменений в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению»

13. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5.

14. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания от 20.04.95 г.

15. О защите прав потребителей Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 (в редакции от 17.12.1999).

16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н.

17. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. N 119н.

18. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. N 49.

19. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций и результатов инвентаризации. Утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. N 88.

20. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций. Утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. N 132.

21. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету товарно-материальных ценностей в местах хранения. Утв. постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 г. N 66.

Основная литература

1. Патров В.В. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании.- СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2008,-224с.

2. Патров В.В., Пятов М.Л.. Бухгалтерский учет товарных операций.- М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999,-240с.

3. Патров В.В., Пятов М.Л., Липатова В.А.. Розничная торговля.- М.: МЦФЭР, 2003.-304с.

4. Бухгалтерский учет в торговле: Учеб.пособие / Под ред. М.И. Баканова.- М.: Финансы и статистика,2003.-576с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Н.В. Документальное оформление товарных операций, 2-е., перераб. и доп.-М.:Бератор-Пресс, 2003.-128с.

2. Гуккаев В.Б. Розничная торговля. Правила, учет и налогообложение-М.:Бератор,2004.-152с.

3. Костюкова И.Н. Бухгалтерский учет товарных операций: задачи и тесты: Учеб. пособие /Под ред. М.И. Кутера.-М.: Финансы и статистика,2003.-272 с.

4. Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в оптовой торговле- М.: «Книга сервис»,2002,-256 с.

5. Бухгалтерский учет материалов и товаров: практ. Пособие/Ю.А. Бабаев и др.; под ред. Ю.А.Бабаева-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-312 с.

6. Варламов С., Марчук М. Бухгалтерский учет в торговле.- СПб.: Питер,2013.-128 с. Ил.- (Серия «Бухгалтеру и аудитору»)

7. Тепляков А.Б. Все основные хозяйственные операции с товарами-М.:ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.- 384 с.- (Библиотека журнала «Российский бухгалтер»)

8. Соснаускене, О.И., Вислова А.В. Бухгалтерский учет в торговле.: практ.пособие.-5 изд., перераб.- М.: Издательство «Омега-Л», 2012.- 335с.: табл.- (Профессиональный бухгалтер)

Наши рекомендации