Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции.
В текущем учете оценка товаров отгруженных, выполненных работ и услуг осуществляется по учетным ценам (плановой себестоимости, розничным или оптовым ценам). При этом применяется два варианта расчета.
При первом варианте рассчитывается процент соотношения фактической себестоимости остатка и поступившей из производства продукции к их стоимости по учетным ценам. Затем из фактической себестоимости остатка продукции на начало месяца и поступившей из производства продукции вычитают фактическую себестоимость на конец месяца. Эта разность и даст фактическую себестоимость отгруженной продукции.
ПРИМЕР:
Рассчитать фактическую себестоимость отгруженной продукции исходя из следующих данных
Показатели | По учетным ценам | По фактической себестоимости |
1.Остаток готовой продукции на начало месяца 2.Поступило из производства 3. Итого: стр. 1+2 4.%соотношения=1210000:1500000*100=81% 5.Отгружено за мес.(расчетным путем) 6.Остаток готовой продукции на конец мес. | 200 000 1 300 000 1 500 000 - 1 400 000 100 000 | 150 000 1 060 000 1 210 000 - 1 129 000 (1 210 000-81000) 810 000 (100 000 плановая себестоимость*81%) |
Используя второй метод, производят корректировку отгруженной продукции по учетным ценам на сумму отклонений фактической себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам. Отклонения определяются следующим образом: к сумме отклонений на остаток готовой продукции на складе на начало мес. Прибавляется сумма отклонений по поступившей на склад продукции. Найденная сумма делится на стоимость остатка продукции по учетным ценам на начало месяца + стоимость поступившей за месяц продукции по этим же ценам. Это соотношение выражается в проценте, по которому определяется сумма отклонений, приходящаяся на счет 45 и на остаток готовой продукции на конец месяца на складе
ПРИМЕР:
Показатели | По учетным ценам | По фактической себестоимости | Отклонения Перерасход (+) Экономия (-) гр.3-2 |
1.Остаток готовой продукции на начало месяца 2.Поступило из про-ва 3.Итого (стр.1+2) 4.Процент отклонений 5.Отгружено 6.Остаток готовой продукции на конец месяца | 200 000 1 300 000 1 500 000 1 400 000 100 000 | 150 000 1 060 000 1 210 000 1 134 000 (1 400 000-266 666) 76 000 (1 210 000-1 134 000) | -50 000 -240 000 -290 000 -290 000:1 500 000*100= -19% -266 000 (14 000 000* -19%) -24 000 (76 000-100 000), Или 290 000-(-266 000) |
В данном примере на сумму отгруженной продукции в течение месяца по учетным ценам делается проводка
Д-т 45 «Товары отгруженные»
К-т 43 «Готовая продукция» - 1 400 000 руб.
Так как отклонение фактической себестоимости готовой продукции от плановой представляет собой экономию в сумме 266 000 руб., то на данный результат делается запись красным сторно:
Д –т 45 «Товары отгруженные»
К-т 43 «Готовая продукция» 266 000 руб.
В случае, если фактическая себестоимость выше плановой, то на сумму отклонений (перерасхода) делается дополнительная запись
Д -т 45 «Товары отгруженные»
К-т 43 «Готовая продукция»
При использовании ЭВМ остатки готовой продукции на складе, неоплаченную часть отгруженной продукции и реализованную продукцию целесообразно оценивать по средневзвешенной себестоимости каждого вида изделий, работ, услуг, фактически сложившейся в отчетном месяце с учетом их остатка на начало месяца, что дает наиболее точные результаты.
случае, если фактическая с.с. запись красным сторно
00 руб.,а по учетным ценам ается в %, по которому определяется сумма откл
ЛЕКЦИЯ 2.21
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
- Учет коммерческих расходов.
- Учет реализации продукции (работ, услуг).
- Учет налогов и отчислений из выручки.
- Учет коммерческих расходов.
Расходы, связанные с реализацией продукции, называются коммерческими. В их состав входят расходы:
- по организации сбыта (маркетинговые операции); на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат, услуги своих вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковки и др.);
- по доставке продукции на станцию отправления;
- погрузка в транспортные средства, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
- по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
- рекламные;
- представительские и др. расходы.
Не относятся к расходам на реализацию затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые в соответствии с договорами покупателями сверх стоимости товара. Данные расходы включаются в расчетно-платежные документы отдельными позициями и взыскиваются с покупателей.
Расходы, связанные с реализацией продукции, учитываются на активном счете 44 «Расходы на реализацию». По Д-ту учитываются суммы произведенных расходов, связанных с реализацией продукции, товаров, работ, услуг. По К-ту – списание полностью или частично данных расходов на реализованную продукцию.
Расходы на реализацию ежемесячно в доле, относящейся к реализованной продукции, списываются на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» проводкой
Д-т 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»
К-т 44 «Расходы на реализацию»
НАПРИМЕР:
-плановая себестоимость отгруженной продукции – 800 000 руб.
-реализовано продукции по плановой себестоимости – 650 000 руб.
-расходы на реализацию – 40 000 руб.
Расходы на реализацию будут распределены следующим образом:
-отношение расходов на реализацию в сумме отгруженной продукции
40 000 : 800 000 *100 = 5%
-сумма списания расходов на реализацию в отчетном месяце составит
650 000 * 5%:100 = 32 505 руб.
На данную сумму составляется проводка
Д-т 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»
К-т 44 «Расходы на реализацию»
Сальдо на сч. 44 на конец месяца в данном примере составит 7 500 руб., т.е.
40 000 -3 2 500 и соответствует сумме расходов, связанных с реализацией продукции отгруженной, но не оплаченной покупателями.
Аналитический учет ведется по сч.44 по видам и статьям расходов.
- Учет реализации продукции (работ, услуг).
Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом продукции (работ, услуг).
На стадии реализации осуществляется процесс формирования отпускной цены. Причем субъекты хозяйствования при формировании отпускных цен и тарифов на вырабатываемую продукцию (товары, работы, услуг) и составляют плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат.
Планирование реализации начинается с обеспечения предприятия заказами. Заказы согласовываются с заказчиками продукции и поставщиками материалов. При этом указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчета, санкции за невыполнение договорных обязательств и т.д.
Для обобщения информации и процессе реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также выявления конечного финансового результата деятельности предприятия, указанными в уставе, за отчетный период (месяц) предназначен сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»