Понятие о методе бухгалтерского учета. Основные методические приемы и правила
Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которые включают специфические приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.
Метод состоит из следующих основных элементов:
1) документация и инвентаризация;
2) оценка и калькуляция;
3) бухгалтерские счета и двойная запись;
4) бухгалтерский баланс и финансовая отчетность.
1. Документация
Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции, право на ее совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.
С документами тесно связаны такие понятия, как документация (первичный учет), унификация, стандартизация и документооборот.
Документация - это способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документами. Правильное и своевременное оформление всех хозяйственных операций документами является начальной стадией бухгалтерского учета.
Документация является первым свидетелем совершения хозяйственной операции, бухгалтерские документы являются свидетельством, имеющим юридическую силу. Документы необходимы для управления предприятием, контроля за хозяйственной деятельностью и для проведения анализа.
Унификация документов - это разработка типовых форм документов для использования их при оформлении однородных операций в различных организациях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Унифицированные формы первичной документации утверждаются постановлениями Госкомстата России.
Стандартизация – это установление одинаковых (стандартных) размеров бланков однотипных документов, которые позволяют более эффективно использовать бумагу при печати документов, уменьшают ее отходы.
Документооборот – это путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив. В каждой организации документооборот разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Отсутствие документооборота или нечеткая его организация приводят к запущенности учета и различным злоупотреблениям.
2. Инвентаризация
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация – это проверка наличия хозяйственных средств в натуральном выражении и выявление расхождений фактических данных от тех, которые зафиксированы в учетных регистрах. По полноте охвата инвентаризации подразделяются на сплошные и выборочные, по характеру проведения - на обязательные и необязательные.
3. Счета бухгалтерского учета
Бухгалтерские счета – это элемент метода бухгалтерского учета. Они открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников и используются для накопления информации об их состоянии и движении.
Счет бухгалтерского учета - это специальный способ группировки, текущего отражения и контроля изменений отдельных однородных объектов бухгалтерского учета.
Счет представляет собой двустороннюю таблицу: левая сторона - Дебет, правая - Кредит.В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на:
- активные - предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;
- пассивные - отражают учет имущества по источникам его образования.
4. Двойная запись
Двойная запись – является способом взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: по дебету одного счета и кредиту другого взаимосвязанного с ним счета.
С методом двойной записи связаны такие понятия, как «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка».
Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи.
Бухгалтерская проводка - это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму совершенной хозяйственной операции.
5. Оценка
Оценка – это денежное выражение стоимости объекта в бухгалтерском учете, т.е. та сумма, в которой объект признается в учете и отчетности.
Выделяется оценка обязательств, доходов и расходов организации, а также средств производства и материально-производственных запасов.
Дебиторская задолженность, как правило, оценивается исходя из условий, установленных договором между организацией и должником. Эти же принципы относятся и к оценке доходов организации. Кредиторская задолженность оценивается исходя из условий возникновения. Расходы признаются в бухгалтерском учете в фактических суммах.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного самой организацией, - по стоимости его изготовления.
6. Калькуляция
Калькулирование - исчисление в денежной форме стоимости единицы продукции, работ, услуг.
В процессе производства с помощью калькулирования определяется производственная себестоимость различных видов продукции. В процессе продаж исчисляется полная себестоимость проданной продукции и выручка от нее.
7. Бухгалтерская отчетность
Состав, порядок оформления и представления бухгалтерской отчетности регламентируется ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).
Бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за определенный период.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это система экономических показателей, сведенных в ряд таблиц и характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, год).
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех ее филиалов, представительств и иных подразделений.
Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала года. При этом месячная и квартальная отчетность являются промежуточными.
8. Бухгалтерский баланс
Порядок составления и требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу, закрепляются ПБУ 4/99 и приказом Минфина России от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Бухгалтерский баланс – это основной документ бухгалтерского учета, в котором сгруппированы и отражены в денежной оценке все хозяйственные средства и источники их образования.
Бухгалтерский баланс – это свод конечных сальдо всех счетов. В обобщенном виде он представляет собой двустороннюю таблицу: левая часть называется Актив, правая - Пассив. В Активе баланса собираются сведения о величине активов (имущества) организации, в Пассиве - об источниках образования этого имущества. Итог баланса иначе называется валютой баланса.
Итог Актива равен итогу Пассива. (Данное равенство принято называть общим балансовым уравнением.)
В действующем балансе два раздела в Активе и три – в Пассиве. Каждый раздел состоит из статей. Каждая статья имеет порядковый номер и содержит информацию об одном или нескольких объектах бухгалтерского учета.
Контрольные вопросы
1. Как происходит кругооборот хозяйственных процессов на предприятии?
2. Что понимается под «предметом» и «объектом» бухгалтерского учета?
3. Что называют активами предприятия, в чем отличие оборотных и внеоборотных активов?
4. Как классифицируются активы предприятия по их размещению?
5. Что называют в бухгалтерском учете источниками образования хозяйственных средств, каков их состав?
6. Поясните значение документации в управлении организацией.
7. Сущность инвентаризации как элемента контроля
8. Что представляют собой счета бухгалтерского учета. Их предназначение.
9. Сущность двойной записи
10. Что понимают в учете под «оценкой»?
11. Поясните значение калькуляции в бухгалтерском учете.
12. Дайте определение «Бухгалтерскому балансу» и «Бухгалтерской отчетности».