Организация бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ведется бухгалтерскими службами, возглавляемыми главным бухгалтером. Применяется централизованная система бухгалтерского учета.

Бухгалтерия предприятия наделена полномочиями по формированию бухгалтерской отчетности предприятия, ведению налогового учета, обеспечению взаимодействия с контролирующими и проверяющими государственными органами.

Структура бухгалтерии предприятия, численность сотрудников, распределение полномочий определяются внутренними организационно-распорядительными документами, Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии, оформленные в виде справок, форма которых утверждена приказом.

Бухгалтерский учет осуществляется использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы 1С «Бухгалтерия» и «1С Торговля и склад», 1С «Заработная плата и Кадры».

Основными регистрами бухгалтерского учета являются отчеты «Анализ счета» и оборотно-сальдовые ведомости. Сформированные регистры хранятся в электронном виде и распечатываются на бумажном носителе не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Допускается для выполнения различных расчетов дополнительное применение редактора «MS EXEL». При этом полученные с его помощью результаты, подлежащие занесению в бухгалтерскую программу оформляются в виде бухгалтерской справки, форма которой утверждена приказом.

В работе используются первичные учетные документы, которые представлены в альбомах унифицированных форм первичной документации, разработанных Госкомстатом РФ, а такжеутверждены формы первичных учетных документов, которые не предусмотрены постановлениями Госкомстата, и разработаны как необходимые для работы предприятия.

Книга учета денежных документов ведется в электронном виде и распечатывается по мере необходимости, не реже 1 раза в год.

Кассовая книга ведется автоматизированным способом.

Движение первичных учетных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет, а также сроки составления документов, их согласования, и утверждения и передачи на обработку в бухгалтерскую службу предприятия регламентируются графиком документооборота компании.

Для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в компании существует система внутрихозяйственного контроля: предусматривается, что лица, распоряжающиеся денежными средствами и материальными ценностями, не ведут бухгалтерский учет по операциям с этими активами и не имеют доступа к учетным регистрам, кроме кассира, который ведет кассовую книгу.

Обработку приходных документов на поступившие материальные ценности, обработку расчетных счетов, учет продажи товаров, учетные регистры ведут специалисты бухгалтерии.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества в соответствии с действующим законодательством по утвержденным срокам с применением унифицированных форм первичной документации.

Разработан и на основании приказа утвержден график инвентаризаций. В связи с этим создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой определяется организационно-распорядительной документацией. Также определены случаи проведения внеплановых ревизий.

Установлена периодичность проведения инвентаризации наличных денежных средств не реже 1 раза в квартал.

Учет денежных средств

Практически во всех случаях (за редким исключением) торговые организации имеют дело с наличными денежными средствами.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия предназначен счет 50 «Касса». В Плане счетов бухгалтерского учета рекомендуется использование следующих субсчетов к этому счету:

субсчет 1 «Касса организации»;

субсчет 2 «Операционная касса»;

субсчет 3 «Денежные документы».

При необходимости, разумеется, организация вправе открывать и другие субсчета, способствующие наглядности и удобству ведения учета по счету 50 «Касса». Так, если предприятие производит операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открываются соответствующие субсчета для учета операций по каждому виду валюты обособленно.

За сохранность денежных средств и документов в кассе несет ответственность кассир (на небольших торговых предприятиях, не предусматривающих штата бухгалтерии, его функции выполняет бухгалтер). При приеме на работу с кассиром (бухгалтером) должен быть заключен соответствующий договор о полной материальной ответственности.

Основными документами, подтверждающими поступление или выбытие денежных средств из кассы предприятия, являются приходный кассовый ордер и расходный кассовый ордер (платежная ведомость).

Наши рекомендации