Интеграция учетных моделей в единую общемировую систему учета.
Концепция общемировых стандартов БУ и отчетности не нова- история ее появления уходит в 1904 г, кода в Сент-Луисе была проведена первая конференция по БУ.
В 1970 году был создан комитет по разработке учетных стандартов В великобритании. Позднее в 1973 г – группа проф бухгалтеров пр поддержке фин менеджеров и ученых создала Комитет по МСФО (КМСФО-IASC). В первые 15 лет IASCзанималась разработкой и внедрение стандартов, которые систематизировали бы бух правила.
1978- совет Европ сообщества принял 4 директиву с целью осуществления мероприятий по согласовнию БУ и отчетности в странах ЕС.
В 1990-х многие компании стали готовить отчетность по МСФо, это сильно сблизило регулирующие сстемы разных стран.
Но исключением является США и Канада. Они соблюдают в своей отчетности GAAPСша и требует от всех, если они хотят получить котировку на америк фондовой бирже, то они тоже должны это дедлать и сопровождать показатели ЧП подробным перечнем поправок GAAP/
Современный этап развития экономики в общемировом масштабе характеризуется интернационализацией бизнеса. Большинство крупнейших корпораций являются мультинациональными, активно развивается международный фондовый рынок, происходит разделение производства отдельных компонентов товаров и вспомогательных промышленных производств и мест окончательной сборки готовых изделий.
В этих условиях формирование и развитие международного учета происходит по двум направлениям. Первое - это гармонизация различных систем бухгалтерского учета, второе - стандартизация учетных процедур.
В основу гармонизации положена идея о том, что в каждой стране существует своя собственная модель организации бухгалтерского учета и система норм и правил ее регулирующая. Главное условие - национальные стандарты не должны противоречить аналогичным стандартам других стран и должны находиться в гармонии друг с другом.
Стандартизация заключается в разработке унифицированных общепринятых стандартов бухгалтерского учета и отчетности, возможности их применения в любой стране.
Развитие этих двух направлений связано с деятельностью большого количества международных организаций, среди которых «пальму первенства» удерживает Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности и СОВЕТ ПО СТАНДАРТАМ ФИН УЧЕТА сша, который является сторонником стандартизации учетных процедур и разрабатывает Международные стандарты финансовой отчетности.
МСФО являются на сегодня наиболее универсальной системой учета, отвечающей интересам изапросам представителей разных стран в отношении качества предоставления ФО
Разрабатываемые Международные стандарты предназначены для любых организаций, но, прежде всего, они должны использоваться международными мультинациональными компаниями, являющимися национальными по капиталу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями.
. Влияние международных профессиональных и межправительственных организаций на развитие международного учета и отчетности постоянно возрастает, возникает объективная необходимость создания общемировой системы учета.
Под влиянием множества факторов происходит процесс создания международной системы бухгалтерского учета и интегрирования региональных учетных систем в единую международную систему учета и отчетности. Иными словами, международный учет - это система норм и стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности, позволяющая унифицировать особенности национальных и региональных моделей учета с целью представления финансовой информации об определенном хозяйствующем субъекте.
На формирование международного учета оказывает влияние расширение и углубление межнациональных экономических связей. Современные средства коммуникации, уровень развития передовых технологий предопределяют не только возможность, но и экономическую целесообразность международной специализации и кооперации производства. Наличие мультинациональных корпораций приводит к углублению международной экономической специализации, транснациональному перемещению капитала.
Однако окончательное формирование единой системы бухгалтерского учета еще не произошло.
Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.
1. Должна быть полезной пользователям.
Она должна быть уместной, надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации.
2. Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
2.1. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.
3. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок.
3.1. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.
3.2. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
3.3. Должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
3.4. При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.
3.5. Должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).
4. Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
4.1. Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
4.2. Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива.
5. Должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность этой информации.
5.1. Своевременность информации. Чрезмерная отсрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям.
5.2. Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.
5.3. На практике часто необходим выбор между разными требованиями. Как правило, задача состоит в достижении соответствующего баланса между требованиями, с тем чтобы реализовать цель бухгалтерского учета. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.