Учет доходов от обычных видов деятельности. Определение выручки от продажи.

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. По дебету счета 90 отражаются расходы, а по кредиту – доходы.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90. Одновременно в дебет счета 90 списываются:

• с кредита счета 43 «Готовая продукция» (41 «Товары») – себестоимость проданной продукции (товаров), если переход права собственности на продукцию совпадает с ее отгрузкой;

• с кредита счета 40 «Выпуск продукции» – если продукция учитывается на счете 43 по нормативной (плановой) себестоимости;

• с кредита счета 45 «Товары отгруженные» – себестоимость проданной продукции (товаров), если переход права собственности на продукцию отличается от обычного (т. е. не в момент ее отгрузки);

• с кредита счета 20 «Основное производство» – себестоимость реализованных работ, услуг;

• с кредита счета 44 «Расходы на продажу» – расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг;

• с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» – управленческие расходы, если в соответствии с учетной политикой эти расходы включаются в себестоимость реализованной продукции;

• с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – НДС, находящийся в составе выручки и подлежащий начислению в бюджет (если для целей налогообложения выручка определяется «по отгрузке»);

• с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – НДС, находящийся в составе выручки и подлежащий начислению в бюджет (если для целей налогообложения выручка определяется «по оплате»).

Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 90, т. е. путем сравнения доходов и расходов, определяется финансовый результат от основной деятельности за месяц – прибыль или убыток.

Финансовый результат списывается проводкой: Дебетсчета 90 Кредитсчета 99«Прибыли и убытки» – прибыль;

Дебетсчета 99 Кредитсчета 90 – убыток.

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на окончание месяца не имеет.

Особенности учета на субсчетах счета 90 «Продажи». Закрытие субсчетов по окончании отчетного года.К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка» – поступления, признаваемые выручкой;

90-2 «Себестоимость продаж» – себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 признана выручка;

90-3 «НДС» – суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);

90-4 «Акцизы» – суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);

90-9 «Прибыль/убыток от продаж» – предназначен для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3 и 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 на счет 99. Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на конец месяца не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9:

Дебетсчета 90-1 Кредитсчета 90-9;

Дебетсчета 90-9 Кредитсчета 90-2;

Дебетсчета 90-9 Кредитсчета 90-3;

Дебетсчета 90-9 Кредитсчета 90-4.

Порядок определения финансового результата по прочим видам деятельностиСчет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных и внереализационных) отчетного периода (за исключением чрезвычайных), а также для определения финансового результата по ним. По кредиту счета 91 отражаются прочие доходы, а по дебету – прочие расходы.

К счету 91 могут быть открыты субсчета:

• 91-1 «Прочие доходы»;

• 91-2 «Прочие расходы»;

• 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91-1 учитываются поступления активов, признаваемых прочими доходами (за исключением чрезвычайных), на субсчете 91-2 учитываются прочие расходы (за исключением чрезвычайных).

На субсчете 91-9 выявляется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Понятие хозяйственного учёта, его виды. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту.

Хозяйственный учет можно определить как систему хозяйственного наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации о фактах и явлениях хозяйственной жизни, необходимую для анализа, контроля и управления.

В России в зависимости от характера учетных сведений и способах их получения хозяйственный учет включает три взаимосвязанных учета: оперативный, статистический,бухгалтерский.

1.Оперативный учет содержит данные об отдельных однородных хозяйственных операциях и процессах. Источниками информации для получения таких сведений могут быть как документы, так

и данные, полученные по телефону, телетайпу, факсу, Интернету, в устной форме, в виде справок, служебных записок и т.п. Оперативно-технический учет может прерываться во времени, надобность

в нем появляется по мере необходимости для оперативного анализа, управления и контроля.

2.Статистический учет применяется при изучении массовых социально-экономических явлений. На базе статистических данных государственными органами управления разрабатываются прогнозы, принимаются решения в области экономической политики, определяются конкретные меры в сфере оперативного управления экономикой страны.

3.Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщении информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций с целью представления необходимой информации ее пользователям для принятия управленческих решений.

Бухгалтерский учет должен удовлетворять определенным требованиям:

• единообразие учетных и плановых показателей – при сопоставимости плановых и учетных показателей можно сравнивать фактические данные с планом, выявлять всякого рода отклонения и ненормальности в ходе его выполнения;

• унификация методов ведения учета – необходима для правильного отражения хозяйственных процессов, происходящих в отдельных организациях, для сводки учетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе;

• своевременность и действенность – учет должен вовремя давать необходимые для управления и контроля сведения;

• точность и объективность – учет должен верно отражать действительность. Небрежность и невнимательность в учетной работе приводят к искажению учетных показателей, к запутанности учета;

• ясность и доступность учета – учет должен быть простым, ясным и свободным от излишеств;

• экономичность и рациональность – издержки на ведение учета должны быть минимальными.

12. Бухгалтерский учет затрат на производство. Расчет фактической производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Правильность организации и ведения учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени предопределяет достоверность и

полноту информации о финансовых результатах организации, а следовательно, и точность, объективность выводов по результатам анализа и эффективность управленческих решений, базирующихся на них.

При учете затрат необходимо правильно отражать хозяйственные операции, связанные с движением имущества и обязательств, приводящих к возникновению расходов. Это зависит от точности классификации расходов и, в частности, деления их на расходы текущего характера (по обычным видам деятельности) и расходы капитального характера. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Расходы капитального характера – это расходы,

связанные с долгосрочными инвестициями во внеоборотные активы.

Важным представляется выбор признаков классификации затрат и объектов учета затрат.

По роли в процессе производства затраты делятся на основные – затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции (работ, услуг), и накладные – затраты на организацию, обслуживание производства и управления предприятием.

Группировка затрат по местам возникновения: основное производство –подразделения, специализирующиеся на выпуске продукции, выполнении работ, оказании услуг, соответствующих цели создания данной организации; вспомогательные (подсобные) производства – предназначены для обслуживания основного производства организации (транспортное обслуживание, обслуживание различными видами энергии, ремонт основных средств и т.п.); обслуживающие производства и хозяйства – это состоящие на балансе организации подразделения, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг (жилищно-коммунальные хозяйства, столовые и буфеты, детские сады, дома отдыха, санатории).

Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов, контракты или другие учетные единицы, по которым собираются данные о затратах и измеряется стоимость процессов, продукции, работ и т.д. Объектами калькулирования (носителями затрат) являются виды выпускаемой в организации

продукции (работ, услуг) или их однородные группы.

Фактическая производственная себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается по следующей формуле:

Сф = НЗПн + З – НЗПк – О, где

Сф – фактическая производственная себестоимость готовой продукции;

НЗПн – величина незавершенного производства на начало отчетного периода;

НЗПк – величина незавершенного производства на конец отчетного периода;

З – валовые затраты за отчетный период (дебетовый оборот по сч. 20 «Основное производство»);

О – отходы.

Сальдо по сч. 20 «Основное производство» представляет собой незавершенное производство.

Наши рекомендации