Бухгалтерские проводки по движению основных средств
Учет амортизационных отчислений основных средств
Постановлением Министерства экономики РБ, Министерства финансов РБ, Министерства статистики и анализа РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18 утверждено Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Постановлением соответственно от 24.01.2003 г. № 33/10/15/1 внесены изменения в выше названное постановление.
Целью утвержденного Положения является совершенствование процессов начисления амортизации при осуществлении хозяйственной деятельности коммерческих, некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также для обеспечения условий перехода на новый порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.
Амортизация- это процесс перенесения стоимости объектов основных средств или их части и нематериальных активов на стоимость продукции (работ, услуг), вырабатываемой с их использованием в процессе хозяйственной деятельности.
Для учета амортизации износа основных средств предусмотрен пассивный счет 02 «Амортизация основных средств», по которому сумма износа в течение года накапливается.
Начисление амортизации основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания его сбухгалтерского учета.
Таблица 4.3
Бухгалтерские проводки по начислению амортизации основных средств
Содержание хозяйственных операций | Дебет | Кредит | |
А | Б | 2 | |
1. | Начисление амортизации по производственным основным средствам, а также по столовым и медпунктам | 20,23,25, 26,29,44 | |
2. | Начисление амортизации по непроизводственным основным средствам, находящихся на консервации | ||
3. | Начисление амортизации по основным средствам, используемым в процессе капитального строительства (капитальных вложений) | ||
4. | Начисление амортизации по основным средствам, сданным в краткосрочную аренду (у арендодателя) | ||
5. | Списание амортизация по выбывшим основным средствам | ||
6. | Увеличение амортизации при переоценке объекта и индексации основных средств | ||
7. | Начисление амортизации на арендованные ОС | 90,91 |
Аналитический учет амортизации основных средств следует вести по каждому объектуосновных средств.
4.5. Учет ремонта основных средств
Для поддержания основных средств в технически исправном состоянии в течение срока службы их необходимо ремонтировать.
Сроки и порядок проведения ремонтов зависит от условий и интенсивности эксплуатации основных средств.
Фактические затраты по всем видам ремонтов (текущий, средний, капитальный) относятся на издержки производства (себестоимость продукции, работ, услуг).
Ремонт может производиться подрядным или хозяйственным способом.
Хозяйственные операции по ремонту основных средств рассмотрим в таблице 4.4.
Таблица 4.4
Бухгалтерские проводки по учету ремонта основных средств
Содержание хозяйственных операций | Дебет | Кредит | Сумма тыс.руб. | |
А | Б | 2 | ||
1. | Подрядный способ ремонта На стоимость ремонта, выполненного подрядным способом, на основании счетов подрядчиков, при наличии резерва предстоящих расходов (в т.ч. НДС) | 18/1 | 208 330 41 670 | |
2. | Перечислено подрядчику | 250 00 | ||
Если резервный фонд не сформирован | 20,18/1 | - | ||
1. | Хозяйственный способ ремонта (условно) | |||
Расход материалов на ремонт (вспомогательное производство) | 100 000 | |||
2. | Заработная плата рабочим цеха | 20 000 | ||
3. | Начислено в фонд социальной защиты 35% | 7 000 | ||
4. | Единичный платеж 5% | 1 000 | ||
5. | После определения стоимости ремонта: при наличии ремонтного фонда при небольшом объеме работ если ремонтный фонд не сформировался | 128 000 |
Затраты по капитальному ремонту основных средств в аналитическом учете учитываются в разрезе отдельных объектов и элементов затрат.
Бухгалтерские проводки по движению основных средств
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Дебет | Кредит | Сумма тыс.руб. |
А | Б | 2 | ||
Построено здание хозяйственным способом: стоимость израсходованных стройматериалов, конструкций и деталей начислена зарплата рабочим начислено в фонд социальной защиты населения 35% начислен единый платеж оприходован объект согласно акту приемки | 10 000 5 000 1 750 17 000 | |||
При возведении объекта подрядным способом: акцептован счет подрядной организации за выполненный объем работ по монтажу акцептован счет проектной организации за выполненные работы оприходован объект по акту приемки | 16 000 4 000 20 000 | |||
При покупке оборудования, не требующего монтажа: акцептован счет-фактура поставщика; станок - 200 000 тыс. руб. транспортные расходы включенные в счет поставщика - 40 000 тыс. руб. перечислено поставщику уплачено ж/д за подачу вагона для разгрузки - чеком оприходовано оборудование | 240 000 240 000 26 000 266 000 | |||
Внесено учредителями в уставный фонд: на сумму, оговоренную в учредительных документах уставного фонда оценочная стоимость новых ОС остаточная сумма поступает в уставный фонд | 01,08 | 75, 08 | 5 000 1 000 4 000 | |
Увеличение стоимости ОС при переоценки | 2 100 |
С баланса списываются основные средства е случаях морального и физического износа, аварий, стихийных бедствий и др. причинам. В этих случаях комиссией, назначенной руководителем организации, составляются «Акты на списание основных средств» (форма № ОС-4, ОС-4а, ОС-46). В акте указываются наименование объекта, год изготовления (постройки), дата поступления на предприятие и ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, место эксплуатации, первоначальная (восстановительная) стоимость, сумма амортизации и обоснование, необходимости списания с баланса основных средств, а также срок полезного использования.
Акт подписывается всеми членами комиссии, главным бухгалтером и утверждается руководителем организации, после чего передается в бухгалтерию для отражения в учете соответствующих записей.
Разборка и демонтаж списываемого с баланса объекта основных средств до утверждения акта не допускается.
Выбытие основных средств(независимо от вида выбытия)
отражается на счетах.
Таблица 4.2
№ п/п | Содержание операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
А | Б | ||
а) Выбытие ОС па ветхости и износу | |||
Списание суммы амортизации ОС | |||
Списание остаточной стоимости выбывшего объект?) ОС (реализация, дарение, списание) | |||
Расходы по демонтажу и другие расходы: - услуги подрядным организациям; - использование тары и тарных материалов, в связи с выбытием ОС; - начисление заработной платы рабочим за демонтаж и перевозку и т.п.; - начисление налогов и отчислений на заработную плату; - оприходование материальных ценностей от ликвидации объекта ОС; - начисление налога на НДС (из выручки от реализации) за вычетом отходов. | 68,69 68/2 | ||
Определяется результат от выбытия ОС -прибыли или убытков | |||
б) Выбытие ОС в результате продажи | |||
Уменьшается первоначальная стоимость на сумму износа | |||
Поступила сума от покупателя в порядке предоплаты | |||
Списание остаточной стоимости объекта на ОС | |||
Начисление НДС от реализации | |||
Списание материалов на демонтаж | |||
Отражение стоимости перевозки с включением НДС в стоимость перевозки | 91, 18/1 | ||
Передача ОС покупателю на основании акта ОС-1 по договорной цене | 62 (76) | ||
Результат от продажи: Прибыль Убыток | |||
в) Выбытие в результате безвозмездной передачи ОС | |||
Списание износа на уменьшение первоначальной стоимости объекта основных средств | |||
Списание остаточной стоимости объектов основных средств | |||
Расход материалов при демонтаже | 10/6 | ||
Начисление заработной платы рабочим за демонтаж ОС | |||
Произведены отчисления на начисленную заработную плату и налоги, удержанные из зарплаты | 68, 69 | ||
Начислен НДС на остаточную стоимость выбывающего объекта ОС | |||
Выявляется результат от передачи основных средств: Прибыль Убытки |
Пример:
В результате инвентаризации выявлена недостача объекта ОС. первоначальная стоимость которого 230000 руб. Сумма износа, начисленная на момент проведения инвентаризации - 180000 руб. На основании действующего законодательства РБ НДС рассчитывается в размере 20% от остаточной стоимости. По решению суда недостача в размере 45000 руб. взымается с материально-ответственного лица. Оставшуюся сумму списывают за счет финансовых результатов.
Операции отразим на счетах:
1. Д-т 02 - К-т 01 - 180000 руб. - списание начисленного износа по объекту недостающего при проведении инвентаризации.
2. Д-т 94 - К-т 01 - 50000 руб. - списание остаточной стоимости объекта.
3. Д-т 94 - К-т 68 - 10000 руб. - начисление НДС в бюджет, рассчитанного от остаточной стоимости недостающего объекта.
4. Д-т 73/2 - К-т 94 - 45000 руб - списание недостачи, подлежащей взысканию.
5. Д-т 92 - К-т 94 - 15000 руб. - списание недостачи, по которой конкретный виновник не установлен, на финансовый результат.
В случае необходимости объекты ОС перемещаются из одного структурного подразделения в другое. В этих случаях бухгалтерские проводки не составляются, а лишь инвентарные карточки переносятся из одной картотеки в другую, а материальная ответственность оформляется в зависимости от условий перемещения ОС. Перемещение может оформляться накладной (форма № ОС-2) выписанной в двух экземплярах, один остается у сдатчика объекта, второй - в бухгалтерии.