Учет операций по валютному счету организации
Для осуществления операций в валюте предприятие открывает валютные счета в кредитных организациях, уполномоченные ЦБ РФ.
Российская организация может открыть валютный счет на территории РФ в любом банке, уполномоченном ЦБ РФ на проведение операций в иностранной валюте.
Уполномоченный банк может открыть организации только один валютный счет в любой свободной конвертируемой валюте или открыть несколько валютных счетов по отдельным видам иностранных валют.
Используются следующие формы расчетов по экспортно-импортным операциям:
Банковские переводы.
Расчеты по инкассо.
Расчеты аккредитивами.
Расчеты по открытому счету.
(характеристику смотреть самостоятельно)
Для учета валютных операций планом счетов предусмотрен счет 52 «Валютный счет»:
ü счет активный, денежный.
ü сальдо счета показывает остатки валютных средств на валютных счетах организации на начало месяца.
ü оборот по дебету показывает сумму валютной выручки, поступившей на валютный счет в отчетном периоде.
ü оборот по кредиту показывает сумму платежа, осуществленного в иностранной валюте в отчетном периоде.
К счету 52 могут быть открыты субсчета 52/1 «Транзитный валютный счет», 52/2 «Текущий валютный счет».
Остатки средств на валютных счетах при составлении бухгалтерской отчетности (баланса) пересчитываются в рубли по курсу, действовавшему на последнее число месяца отчетного периода.
В связи с изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам могут возникать положительные и отрицательные курсовые разницы.
Положительные разницы возникают:
^ При росте курса иностранной валюты по отношению к российской валюте.
^ При падении курса иностранной валюты, когда у организации имеется кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядными и кредитными организациями, а также покупателями и заказчиками по выданным авансам
Отрицательные возникают:
^ При падении курса иностранной валюты по отношению к российской валюте.
^ При росте курса иностранной валюты, когда у организации имеется кредиторская задолженность перед поставщиками, подрядными и кредитными организациями, а также покупателями и заказчиками по выданным авансам.
В соответствии ПБУ 3/2006 курсовые разницы подлежат отнесению в состав прочих доходов и расходов организации, т.е. на счет 91.
Положительная курсовая разница отражена в учете следующими записями: Д 52/2 – К 91/1
Отрицательная курсовая разница отражена в учете следующими записями: Д 91/2 – К 52/2
Для учета денежных средств, числящихся на специальных счетах, используют счет 55. К данному счету могут быть открыты субсчета: 55/1 «Аккредитивы», 55/2 «Чековые книжки», 55/3 «Депозитные счета», 55/4 «Специальные счета в иностранной валюте».
На субсчёте 55/1 учитывается движение денежных средств, находящихся на аккредитивах, открытых в банке поставщика.
Основные типовые проводки:
^ Д 55/1 – К 51- открыт аккредитив в банке поставщика.
^ Д 60 – К 55/1 - оплачены счета поставщиков за счет ранее выставленного аккредитива.
^ Д 51 – К 55/1 - возвращен на расчетный счет плательщика неизрасходованный остаток денежных средств по аккредитиву.
Вопрос 3.
Начисленные налоги и сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.
Относятся на счета продажи и прочих доходов и расходов (90, 91) – НДС, акцизы, налог на имущество организаций.
Включается в себестоимость работ и услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 26, 29, 97,44) – транспортный налог, земельный налог, водный налог, платеж за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и др.
Уплачивается из прибыли налог на прибыль (Д 99 – К 68).
По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым. В связи с эти счет 68 может иметь развёрнутое сальдо на конец месяца, то есть дебетовое или кредитовое.
Для каждого налога на счёте 68 открывается отдельный субсчет.
Начисленные налоги отражают следующими проводками:
· Д 90/3, 91/2 – К 68 – начислен НДС.
· Д 90/4 – К 68 – начислены акцизы.
· Д 90/5 – К 68 – начислены экспортные пошлины.
· Д 90/6– К 68 – начислен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
· Д 20, 26, 44 – К 68 – начислены земельный налог; транспортный налог; платежи за загрязнение окружающей среды; сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов; единый налог на вменённый доход; водный налог.
· Д 91/2 – К 68 – начислен налог на имущество организаций.
· Д 99 – К 68 – начислен налог на прибыль.
· Д 70, 75/2, 76/3 – К 68 – начислен НДФЛ.
· Д 07, 08, 10, 41 – К 68 – начислены импортные таможенные пошлины, государственные пошлины.
· Д 68 – К 51, 52, 55 – перечислены суммы налога в бюджет.
Вопрос 4.
Для обобщения информации о расчётах с покупателями и заказчиками предназначен активно-пассивный счёт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счёт 62 дебетуется со счётами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчётные документы.
Счёт 62 кредитуется в корреспонденции со счётами учета денежных средств на сумму поступивших платежей.
На счёте 62 отражаются суммы полученных авансов. При получении авансов в учёте производятся записи:
Д 50, 51 – К 62.
По дебету счета 62 у предприятия возникает дебиторская задолженность за отгружённую и не оплаченную покупателями и заказчиками продукцию (работу, услуги).
В соответствии с пунктом 12 ПБУ 10 / 99 сумма дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, включается в состав внереализационных расходов.
Организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчётам с другими организациями. На сумму создаваемых резервов делаются записи. По дебету счета 91 и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Аналитический учёт по счёту 62 ведётся по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счётом.
Синтетический учёт по расчёту с покупателями и заказчиками ведётся в ведомости № 5.
Вопрос 5.
В зависимости от срока предоставления кредиты и займы могут быть:
· Краткосрочными со сроком предоставления не более 1 года.
· Долгосрочными со сроком предоставления свыше года.
В зависимости от форм предоставления кредиты и займы бывают:
1. В денежной форме.
2. В натуральной форме.
Бухгалтерский учет кредитов и займов регулируется нормами ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам».
Сумма долга отражается в учёте в момент фактического получения денежных средств или товаров, если заём получен в натуральной форме.
К счётам 66 и 67 могут быть открыты субсчета:
· 66/1 – «Краткосрочные кредиты».
· 66/2 – «Краткосрочные займы».
· 67/1 – «Долгосрочные кредиты».
· 67/2 – «Долгосрочные займы».
Аналитический учёт задолженности по кредитам и займам должен вестись по видам кредитов и займов и в зависимости от целей, на которые они получены.
Долгосрочные кредиты и займы могут учитываться одним из двух способов:
Ø На счёте 67 до истечения срока их погашения.
Ø На счёте 67 до тех пор, пока до срока их погашения останется 365 дней. После этого срока сумма кредита и займа переводится на счёт 66 в составе краткосрочной задолженности.
Выбранный вариант должен быть отражён в учётной политике. Задолженность по кредитам и займам, полученным в валюте, учитывается заемщиком в рублях по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату получения заёмных средств.
Поступление и возврат кредита, займа отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
· Д 51, 50, 52, 55 – К 66, 67 – получение кредита/ займа в денежной форме.
· Д 07, 08, 10, 41 – К 66, 67 - получение заёмных средств в натуральной форме.
· Д 67- К 66 – перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную за 365 дней до окончания срока кредита или займа в соответствии с учётной политикой.
· Д 66, 67 – К 01, 07, 10, 41 - отражён возврат кредита/ займа в натуральной форме.
Непогашенная в срок задолженность по кредитам и займам переводится в просроченную на следующий день после истечения срока возврата долга. Для этого на счётах 66, 67 открывается отдельный субсчет «Просроченная задолженность».
Затраты на уплату процентов по кредитам и займам в общем случае учитываются в составе прочих расходов, что отражается записью Д 91/2 – К 66, 67.
Учёт затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным для приобретения или строительства основных средств, зависит от того, начисляется по ним амортизация или нет (пункт 13 ПБУ 15/2008).
Если амортизация по основному средству не начисляется, то отражаются следующие проводки:
Д 91/2 – К 66,67.
Если амортизация по основному средству начисляется, то в бухгалтерском учете делаются проводки:
Д 08 – К 66,67.
Вопрос 6.
В процессефинансово-хозяйственной деятельности у организации возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчёту, но и за наличные деньги.
Подотчетными суммами называют денежные авансы, выдаваемые работникам организации на командировочные и административно-хоз. расходы.
Подотчётными лицами считаются работники организации, получившие авансом денежные средства из кассы предприятия.
Наличные деньги выдаются под отчёт:
1. На хозяйственно-операционные расходы:
· Канцелярские.
· Почтово-телеграфные и т.д.
· Приобретение горюче-смазочных материалов.
· Расходы, связанные с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле.
2. Для предстоящих командированных расходов.
3. На представительские расходы.
Основанием для заполнения сводных регистров по учёту расчётов с подотчетными лицами являются:
· Расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчёт.
· Авансовые отчёты (на израсходованные суммы).
· Новые проходные и расходные кассовые ордера (на расхождения в суммах, полученных и израсходованных).
Денежные средства под отчёт выдаются по расходным кассовым ордерам и должны расходоваться строго по назначению. По полученным денежным средствам подотчетные лица должны составить авансовый отчёт с приложением оправдательных документов (товарные чеки за купленный товар, проездные документы) и представить их бухгалтерию.
В бухгалтерии проверяется целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведённые расходы, правильность их оформления и подсчёта сумм, а также на оборотной стороне формы указывают: суммы расходов, принятые к учёту и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы.
Проверенный авансовый отчёт утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учёту. Остаток неиспользованного аванса сдаётся подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру. Перерасход по авансовому отчету выдуется подотчётному лицу по расходному кассовому ордеру.
Учёт расчётов с подотчетными лицами ведётся на активно-пассивном счёте 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету возникает задолженность работника перед предприятием, по кредиту погашается задолженность работнике перед предприятием. По кредиту возникает задолженность работнику предприятия, по дебету она погашается.
Рассмотрим типовые проводки:
· Д 71– К 50 (выдана в подотчёт на хозяйственные нужды и командировочные расходы из кассы).
· Д 71 – К 50 (выдано в возмещение допущенного перерасхода).
· Д 10 – К 71 (оприходованы материалы, приобретённые через подотчетных лиц).
· Д 26 – К 71 (списаны командировочные расходы (представительские)).
· Д 50– К 71 (возвращены в кассу не израсходованные подотчетные суммы)
· Д 94 – К 71 (невозвращенные в срок подотчетные суммы отражены как недостача).
Аналитический учёт по счёту 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведётся по каждой сумме, выданной под отчёт.