Нормативно – правовое регулирование налогообложения в организации по налогу на прибыль
Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (банка, страховой компании и т.д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности организации минус сумма установленных вычетов и скидок.
В настоящее время порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
1) гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;
2) Методическими рекомендациями по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20 декабря 2015 г. № БГ-3-02/729;
3) Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, касающимися особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденными приказом МНС России от 28 марта 2015 г. № БГ-3-23/150;
4)иными нормативными правовыми актами. [2;15]
Налог на прибыль относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, налог на прибыль относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является организация, получившая прибыль.
На основании ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль составляется на основе обобщенных данных из аналитических регистров налогового учета.
По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации. Если налогоплательщиком является иностранная организация, которая работает в России через постоянное представительство, то прибылью для нее будет разница между доходами этого представительства и его расходами (п. 2 ст. 247 НК РФ). Если постоянного представительства у иностранной организации в России нет, то прибылью, с которой ей необходимо заплатить налог, будут являться доходы, которые она получила в России (п. 3 ст. 247, ст. 309 НК РФ).
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Но не всякая экономическая выгода будет признана доходом организации, а только та, которую можно оценить и определить по правилам гл. 25 НК РФ (ст. 41 НК РФ).
Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, которые организация понесла.
Расход - это тот показатель, на который организация может уменьшить свой доход (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, делятся также: на расходы, связанные с производством и реализацией; внереализационные расходы.
С 2017 по 2020 год в федеральный бюджет зачисляется 3%, 17% - в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).
В РФ плательщиками налога на прибыль являются (п. 1 ст. 246 НК РФ):
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Прибыль определяется как сумма доходов, уменьшенная на величину расходов (ст. 247 НК РФ). Все доходы организации делятся на облагаемые и необлагаемые налогом на прибыль. Перечень последних содержится в статье 251 НК РФ и является закрытым. Все доходы, которые там не упомянуты, автоматически облагаются налогом на прибыль. [11;5]
Затраты также подразделяются на расходы, которые уменьшают и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Формально перечень расходов, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, перечислен в статье 270 НК РФ. Однако это не означает, что все иные затраты автоматически уменьшают налогооблагаемую прибыль. Формирование налоговой базы отраженно на рисунке 1.
Рисунок 1- Формирование налоговой базы.
В таблице 1 ниже приведены актуальные ставки по налогу на прибыль на 2017 год.
Таблица 1 - Ставки налога на прибыль.
Виды полученных доходов (прибыли) | Ставка в федеральный бюджет | Ставка в региональный бюджет |
Доходы, кроме перечисленных ниже | 3% | 17% |
Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, выпущенным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года | 9% | 0% |
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам государств | 15% | 0% |
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам, полученным в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации и размещенным за пределами России | 15% | 0% |
Доходы по ценным бумагам российских организаций (за исключением дивидендов), права на которые учитываются на счетах депо иностранных держателей, уполномоченных держателей, а также депозитарных программ | 30% | 0% |
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках Доходы от международных перевозок (в т. ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) | 10% | 0% |
Доходы иностранной организации, полученные от распределения в ее пользу прибыли или имущества организаций | 20% | 0% |
Прибыль контролируемых иностранных компаний | 20% | 0% |
Прибыль организаций – участниц региональных инвестиционных проектов | 0% | 10% |
Прибыль организаций – участниц свободной экономической зоны | 0% | не более 12,5% |
Прибыль, полученная от деятельности в технико-внедренческих особых экономических зонах | 0% | не более 12,5% |
Таким образом, налог на прибыль организации регламентируется Налоговым Кодексом Российской Федерации и методическими рекомендациями, а так же другими нормативно – правовыми актами. Общая ставка налога на прибыль в 2017 году не изменится. Она останется на уровне 20 процентов. Однако в 2017 – 2020 годах организации должны будут перечислять:17 % (вместо 18%) – в региональный бюджет;3 % (вместо 2%) – в федеральный бюджет.