Инвентаризация расходов будущих периодов

При инвентаризации расходов будущих периодов проверяют счет 97.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета затра­ты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балан­се в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подле­жат списанию в порядке, установленном для списания стоимости ак­тивов данного вида, в течение периода, к которому они относятся.

Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сум­му, подлежащую отражению на счете учета расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответ­ствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с утвержденными в организации расчетами и учетной политикой (п. 3.35 Методических указаний по ин­вентаризации).

При инвентаризации расходов будущих периодов применяется Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма № ИНВ-11). Акт составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвен­таризационной комиссии на основании выявления по документам ос­татков сумм, числящихся на соответствующем счете, затем акт под­писывается, один экземпляр передается в бухгалтерию, второй — ос­тается в комиссии.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации расходов будущих периодов форма № ИНВ-11 фор­мируется средствами вычислительной техники на бумажных и ма­шинных носителях информации.

Задание. Инвентаризация расходов будущих периодов

1 октября 2012 г. на основании приказа генерального директора ООО «Звук» г-на Диезова Г. П. от 27 сен­тября 2012 г. № 16 была проведена инвентаризация рас­ходов будущих периодов - страховки автомобиля на пе­риод с 01.06.2012 по 30.11.2012.

Сумма страхового платежа — 3600 руб.

Экономист Синкопов Т. С. является лицом, отвечающим за ведение учета расходов будущих периодов.

Инвентаризацию проводит согласно вышеупомянутому приказу инвентаризационная комиссия в составе: глав­ный бухгалтер Камертонова Надежда Дмитриевна (председатель комиссии), коммерческий директор Литавров Константин Константинович и бухгалтер Скрипкин Тимофей Николаевич.

При проведении инвентаризации излишков или недостач обнаружено не было. Данные и расчеты проведения ин­вентаризации проверила бухгалтер Онколева И. С.

Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавли­ваются сроки ее поведения и состав инвентаризационной комиссии.

Действие второе. Проведение инвентаризации.

Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами проведения инвентаризации,

Действие третье. Составление акта инвентаризации.

В шапке инвентаризационного акта необходимо указать:

-полное наименование организации;

-код по ОКПО;

-наименование и код структурного подразделения;

- код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;

- наименование, дату и номер документа, служащего основанием для проведения инвентаризации;

- дату начала и дату окончания инвентаризации;

-код операции;

-номер и дату самого акта.

В следующей строке необходимо указать дату, на которую произ­ведена инвентаризация расходов будущих периодов.

В графе 1 «Номер по порядку» указывается порядковый номер ин­вентаризируемых расходов будущих периодов.

Графы 2 и 3 объединены под общим названием «Вид расходов».

В графе 2 «наименование» необходимо записать наименование рас­ходов будущих периодов.

В графе 3 «код» указывается соответствующий код, который при­сваивается расходам будущих периодов системе кодирования, разра­ботанной в организации.

В графе 4 «Общая (первоначальная) сумма расходов будущих перио­дов, руб. коп.» указывается общая величина затрат (расходов), произве­денных в данном отчетном периоде или не списанных до конца в пре­дыдущих периодах, но относящихся к будущим отчетным периодам.

В графе 5 «Дата возникновения» указывается дата, когда фактичес­ки произведены расходы в случае, если они являются единовремен­ными (разовыми), или дата окончания работ, если они связаны с ра­ботами по освоению новой техники, производственными и другими работами, осуществляемыми в течение определенного периода.

В графе 6 «Срок погашения расходов в месяцах» необходимо ука­зать соответствующий срок.

В графе 7 «Расчетная сумма к списанию» указывают сумму к спи­санию с кредита счета 97 в дебет счетов учета затрат, определенную расчетным путем.

В графе 8 «Списано (погашено) расходов до начала инвентаризации, руб. коп.» необходимо записать соответствующие суммы по данным бухгалтерского учета.

В графу 9 «Остаток расходов на начала инвентаризации по данным учета, руб. коп.» записывают соответствующую сумму по данным бух­галтерского учета.

В графе 10 «Количество месяцев со дня возникновения расходов»

необходимо указать соответствующее количество месяцев.

В следующих двух графах указывают сумму, подлежащую списанию на себестоимость продукции, в графе 11 «за месяц» - соответственно за месяц, в графе 12 «с начала года» - соответственно с начала года.

В графе 13 «Расчетный остаток расходов, подлежащих погашению в будущем периоде, руб. коп.» необходимо указать остаток расходов будущих периодов, полученный расчетным путем. Графы 14 и 15, объединенные заголовком «Результаты инвентари­зации, руб. коп.», заполняют, если при проведении инвентаризации обнаружены отклонения данных бухгалтерского учета от расчетных.

В графу 14 «подлежит досписанию» записывают суммы, которые необходимо дополнительно списать на себестоимость.

В графу 15 «излишне списано (подлежит восстановлению)» записы­вают суммы, которые необходимо восстановить, так как они были необоснованно списаны на себестоимость.

Итоговые суммы по графе 4 и по графам с 7 по 9 и с 11 по 15 заносятся в специально предусмотренную строку.

Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.

Члены комиссии и материально ответственное лицо подписывают акт. Рядом указывают их должности, расшифровки подписи (иници­алы и фамилии). Затем ставят дату, когда акт был заверен.

Действие пятое. Бухгалтерское оформление.

После составления акта его проверяет сотрудник бухгалтерии и ста­вит свою подпись в самом конце акта.

В случае выявления расхождений между данными бухгалтерского учета и результатами инвентаризации необходимо сделать следующие проводки:

Дебет счета 20, 26, 44 Кредит счета 97 - отражена сумма расходов будущих периодов, которые должны быть списаны на себестоимость в текущем году;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 97 — отра­жена сумма расходов будущих периодов, которые должны быть спи­саны на себестоимость в предыдущие годы.

Кроме того, в этом случае необходимо уточнить расчеты по налогу на прибыль, а возможно, и по другим налогам (НДС, налогу на иму­щество) и подать в налоговую инспекцию декларацию с изменениями.

Выявленные суммы расходов будущих периодов, излишне списанных на издержки производства или обращения, необходимо восстановить сле­дующей проводкой: Дебет счета 20, 26, 44 Кредит счета 97 - сторно

При этом также следует уточнить расчеты по налогу на прибыль И другим налогам, при необходимости доплатить налоги в бюджет и подать в налоговую инспекцию декларацию с изменениями.
Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

Согласно п. 3.49 Методических указаний по инвентаризации при ин­вентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов:

- на предстоящую оплату отпусков работникам;

- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год;

- на ремонт основных средств;

- производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

- предстоящих затрат по ремонту' предметов проката;

- на другие цели, предусмотренные законодательством Российс­кой Федерации, нормативными актами Минфина России и отрасле­выми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке (например, предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществ­ление иных природоохранных мероприятий).

Предприятие также может создавать резервы:

- под снижение стоимости материальных ценностей;

- под обесценение финансовых вложений;

- по сомнительным долгам.

Для учета резервов Планом счетов, утвержденным приказом Мин­фина России от 31.10.2000 № 94н предусмотрены следующие счета:

14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;

63 «Резервы по сомнительным долгам»;

96 «Резервы предстоящих расходов».

При расчете налога на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ предприятие может учитывать в составе расходов отчисления на со­здание следующих видов резервов:

- по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);

- по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст. 267 НК РФ);

- предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);

- предстоящих расходов на научные исследования и (или) опыт­но-конструкторские разработки (ст. 267.2 НК РФ);

- предстоящих расходов налогоплательщика — некоммерческой организации, зарегистрированной в соответствии с Федеральным за­коном «О некоммерческих организациях» (ст. 267.3 НК РФ);

- предстоящих расходов на ремонт (ст. 324 НК РФ);

- предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ);

- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);

- на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год г (ст. 324.1 НК РФ);

- под обесценение ценных бумаг (ст. 300 НК РФ);

- резервы банков (ст. 292 НК РФ);

- на обеспечение безопасности для особо опасных производств и объектов (ст. 264 НК РФ). Например, отчисления предприятий и орга­низаций, эксплуатирующих особо радиационноопасные и ядерноопас­ные производства и объекты, для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии и в порядке, установленном Правительством РФ (пп. ЗЗ п. 1 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, перед расчетом налога на прибыль в конце налогового периода в соответствии с п. 2 ст. 324.1 НК РФ организация обязана провести инвентаризацию резерва на предстоящую оплату отпусков работникам. При проведении инвентаризации в соответствии с п. 3.50 Методических указаний по инвентаризации резерв на предстоящую оплату предусмотренных законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам, отражаемый в годовом ба­лансе, должен быть уточнен исходя из:

- количества дней неиспользованного отпуска;

- среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка);

- страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в т.ч. по обязательному социальному страхованию от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Для отражения результатов инвентаризации резерва на предстоящую оплату предусмотренных законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 «Об утверждении унифицированных форм пер­вичной учетной документации по учету результатов инвентаризации» никаких актов и описей не предусмотрено.

Задание. Инвентаризация резервов на предстоящею шииту от­пусков работникам

В 2012 г. в ООО «Звук» среднедневная зарплата работни­ков Флюгельгорнова К.Ф. и Челестова А. С. составляет 150,51 руб. и 285,10 руб. соответственно. Первому предо­ставляется отпуск на 24 дня, второму — на 36 дней.

Действие первое. Издание приказа и формирование инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ (постановление, распоряжение), в котором устанавли­ваются сроки ее поведения и состав инвентаризационной комиссии.

Действие второе. Проведение инвентаризации.

Инвентаризация проводится в соответствии с общими правилами проведения инвентаризации.

Действие третье. Составление акта инвентаризации.

В шапке инвентаризационного акта необходимо указать:

— полное наименование организации;

— код по ОКПО;

— наименование и код структурного подразделения;

— код вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг О К 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17;

— код операции;

— номер и дату самого акта.

Заполнение таблицы акта

В графе 1 указывают порядковый номер записи.

В графе 2 «ФИО работника» необходимо записать фамилию и ини­циалы работника предприятия.

В графах 3 и 4 «Количество, причитающихся данному работнику дней отпуска» указывают, сколько дней отпуска причиталось работнику и сколько дней отпуска фактически было им использовано.

В графе 5 «Среднедневной заработок руб., кон. - в начале года» записывают сумму среднедневного заработка работника, рассчитан­ную в соответствии со ст. 139 ТК РФ в начале года, в котором про­водится инвентаризация.

В графе 6 «Среднедневной заработок руб., коп. — перед предоставлением отпуска» записывают сумму среднедневного заработка, рассчитанную в соответствии со ст. 139 ТК РФ перед предоставлением отпуска работнику-

В графе 7 и 8 «Сумма расхода на оплату отпуска руб., коп.» указы­вают сумму начисленного резерва и фактические расходы на оплату отпусков работников.

Графу 7 рассчитывают как произведение граф 3 «Количество, при­читающееся данному работнику дней отпуска — план» и 5 «Среднеднев­ной заработок руб., коп. - в начале года».

Графу 8 рассчитывают как произведение граф 4 «Количество, при­читающееся данному работнику дней отпуска — факт» и 6 «Среднеднев­ной заработок руб., кои. - пред предоставлением отпуска».

В графе 9 «Перерасход руб., коп.» указывают сумму недостаточно­сти фактически начисленного резерва (если сумма подтвержденного инвентаризацией расчета превышает сумму созданного резерва).

В графе 10 «Излишек руб., коп.» записывают сумму превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного ин­вентаризацией расчета.

Действие четвертое. Составленный акт подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо.

Составленный акт заверяют своими подписями, указывая также свои должности, расшифровки подписи, члены комиссии и матери­ально ответственное лицо, затем ставят дату, когда акт был заверен.

Действие пятое. Бухгалтерское и налоговое оформление.

После составления акта его проверяет сотрудник бухгалтерии.

В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнировочная запись издержек производства и обращения:

Дебет счета 20 (23, 25, 26, 29, 44 и др.) Кредит счета 96 - сторно -скорректирован резерв на оплату отпусков.

В случае недостаточности начисленного резерва делается допол­нительная запись по включению дополнительных отчислений в из­держки производства и обращения:

Дебет счета 20 (23, 25, 26, 29, 44 и др.) Кредит счета 69, 70 -доначислены расходы на оплату отпусков.

В налоговом учете согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ недоиспользован­ные на последний день текущего налогового периода суммы указанно­го резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. При недостаточности средств фактичес­ки начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на после­дний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственную сумму страховых взносов в государственные вне­бюджетные фонды, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Также при исчислении налога на прибыль согласно п. 4 ст. 324.1 НК РФ следует учитывать, что если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднеднев­ной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованно­го отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользо­ванного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включе­нию в состав расходов на оплату труда. Если же по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из сред­недневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неис­пользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактическо­го остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов. При этом, если резерв на сумму неначисленных вознаграждений, относящих­ся к завершенному налоговому периоду, переносится на следующий на­логовый период, то в состав внереализационных доходов (расходов) вклю­чается сумма резерва, уточненного в порядке, установленном и. 4 ст. 284.1 НК РФ (письмо Минфина России от 20.03.2012 № 03-03-06/1/131). Если налогоплательщиком принято решение не формировать резерв на следу­ющий налоговый период, то весь фактический остаток резерва включает­ся в доходы (расходы) на 31 декабря текущего года.

* * *

Согласно п. 3.51 Методических указаний по инвентаризации ре­зервы, созданные на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет

и по итогам работы за год, уточняются в том же порядке, что и резер­вы на предстоящую оплату отпусков работникам. В балансе по состо­янию на 1 января следующего за отчетным года данных о резерве на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет может не быть, если эта выплата производится до истечения отчетного года.

В соответствии с п. 3.52 Методических указаний по инвентариза­ции при инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) следует иметь в виду, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

В случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), когда

окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансо­вые результаты отчетного периода.

В тех случаях, когда в организации с сезонным характером произ­водства сумма расходов на обслуживание производства и управление им, включенная в фактическую себестоимость выпущенной продук­ции по установленным в организации нормам, превышает фактичес­кие затраты, образовавшаяся разница резервируется как предстоящие расходы. Инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность расчета и при необходимости может предложить скорректировать нормы затрат. Остатка на конец года по этому резерву не должно быть (п. 3.53 Методических указаний по инвентаризации).

Инвентаризация резерва сомнительных долгов, созданного в органи­зации, применяющей метод определения выручки от реализации про­дукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующи­ми гарантиями (п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации).

Согласно п. 3.55 Методических указаний по инвентаризации при образовании других разрешенных в установленном порядке резервов на покрытие каких-либо других предполагаемых расходов и убытков инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность на конец отчетного года.

Как и в случае инвентаризации резервов на оплату отпусков работни­кам, для отражения результатов инвентаризации других видов резервов постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету ре­зультатов инвентаризации» никаких документов не предусмотрено. Орга­низации необходимо самостоятельно разработать такой документ. Заме­тим, что принципы его составления похожи на принципы составления акта инвентаризации резервов на оплату предстоящих отпусков, поэто­му за основу вы вполне можете взять акт, приведенный на с. 207.

Акт или опись должны содержать следующие сведения:

— сведения о расчете резерва;

— сумму начисленного резерва;

— фактически понесенные расходы, на покрытие которых созда­вался резерв;

— сумму превышения фактически начисленного резерва над по­несенными расходами или сумму недоначисленную в резерв по срав­нению с понесенными расходами.



Наши рекомендации