Общий порядок проведения инвентаризации

Инвентаризационная комиссия

Для проведения инвентаризации создается постоянно действую­щая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

При большом объеме работ для одновременного проведения ин­вентаризации имущества и финансовых обязательств во всех подраз­делениях организации и по всем объектам учета (материально ответ­ственным лицам, видам подлежащих инвентаризации обязательств и т.п.) создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвента­ризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать специалистов, обладающих необходимой квалификацией для прове­дения анализа правильности оценки имущества и финансовых обяза­тельств организации. Также в составе инвентаризационной комиссии необходимы сотрудники, имеющие специальные познания относи­тельно инвентаризируемых ценностей (например, способные отли­чить один вид древесины от другого, посредством обмера определить массу металла в зависимости от его марки или количество зерна оп­ределенного сорта в зернохранилище и т.п.). Присутствие в составе инвентаризационной комиссии таких специалистов позволит избе­жать ошибок при проведении инвентаризации, сокрытия фактов воз­никновения пересортицы продукции, хищений и злоупотреблений.

Именно поэтому п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации рекомендовано включать в состав инвентаризационной комиссии пред­ставителей администрации, работников бухгалтерской службы, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.). Помимо это­го в состав комиссии могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Согласно п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации доку­мент о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) ре­гистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Главная задача инвентаризационной комиссии при проведении ин­вентаризации - обеспечение полноты и точности внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров. Денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, пра­вильности и своевременности оформления материалов инвентаризации.

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Как известно, одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности орга­низации и ее имущественном положении. Такая информация необходима как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководите­лям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним пользователям — инвесторам, кредиторам и др.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны прово­дить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверя­ются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независи­мо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации). В частности, согласно п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации необходимо инвен­таризировать:

• основные средства;

• нематериальные активы;

• финансовые вложения;

• производственные запасы;

• готовую продукцию;

• товары;

• прочие запасы;

• денежные средства;

• прочие финансовые активы;

• кредиторскую задолженность;

• кредиты банков;

• займы;

• резервы.

Кроме того, инвентаризация проводится в отношении производ­ственных запасов и других видов имущества, не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете (находящегося на ответственном хранении, арендованного, полученного для перера­ботки), а также имущества, не учтенного по каким-либо причинам (п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).

Основными целями проведения инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты и обоснованности отражения в учете обяза­тельств (п. 1.4 Методических указаний по проведению инвентаризации).

В холе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценно­стей и денежных средств, но и проверить правильность их оценки (т.е. обоснованность определения стоимости, по которой они числятся в бух­галтерском учете). При проведении инвентаризации также должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погаше­ние которой маловероятно, а также долги, безнадежные ко взысканию.

Инвентаризация может проводиться не только по инициативе само­го предприятия. Налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения (производственные, складские, торговые и иные помещения и территории), проводить инвентаризацию принадлежаще­го налогоплательщику имущества (см. пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Проведение инвентаризации налоговыми органами производится в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации иму­щества налогоплательщиков при налоговой проверке (утверждено совме­стным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 № 20н, ГБ-3-04/39, далее - Положение о порядке проведения инвентаризации).

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39, должно­стные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержа­нием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и террито­рии, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (см. также письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411). На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удо­стоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.

Порядок проведения инвентаризации при налоговой проверке идентичен порядку проведения инвентаризации самими предприяти­ями. Единственное существенное различие связано с определением перечня инвентаризируемых объектов:

— в соответствии с Законом о бухгалтерском учете проводится инвентаризация активов и обязательств (т.е. имущества и финансо­вых обязательств) организации. Это означает, что инвентаризации под­лежат все статьи баланса организации без исключения;

- в соответствии с Налоговым кодексом РФ при налоговой проверке может проводиться инвентаризация только имущества организации, к ко­торому в соответствии с п. 2 ст. 38 НК РФ и ст. 128[1] ГК РФ относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество (за исклю­чением имущественных прав), работы и услуги, информация, результа­ты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Таким образом, в последнем случае формально не подлежат инвента­ризации имущественные права и обязательства организации (например, полученные авансы, задолженность по заработной плате, задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, задолженности по полу­ченным займам и кредитам и т.п.). Однако в п. 1.3 Положения о порядке проведения инвентаризации речь идет о возможности и необходимости инвентаризации не только имущества, но и обязательств организации. То есть в данном случае подзаконный нормативный акт вступает в про­тиворечие с законодательством. Теоретически такое противоречие в су­дебном порядке может быть решено в пользу налогоплательщика. Однако налогоплательщик может выиграть такой спор исключительно по фор­мальным обстоятельствам, которые все равно не будут препятствовать проверке сотрудниками налоговых органов любых статей баланса органи­зации. Ведь у работников ФНС России вполне достаточно различных инструментов для проверки имущественных прав и обязательств налого­плательщика и без составления инвентаризационных описей.

Наши рекомендации