Методические указания по проведению производственной (преддипломной) практики и составлению отчета
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Направление подготовки
Экономика»
Профиль
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Уровень образования
Бакалавриат
Ростов-на-Дону
2015 г.
Содержание
1.Общие положения ………………………………………………. 2.Содержание производственной (преддипломной) практики… 2.1. Материалы по бухгалтерскому финансовому учету и отчетности, по внутреннему контролю на базовом предприятии… 2.2. Информация о применяемых на предприятии методических основах экономического анализа …......................................... 2.3. Практикуемые на предприятии методические основы аудита (если базовое предприятие аудируемое лицо) и внутреннего контроля (если базовое предприятие не подлежит обязательному аудиту)……………………………………… 2.4. Выявление недостатков в системе учетно – аналитического обеспечения на базовом предприятии и мероприятия по их устранению………………………………………………….. 3.Требования к отчету о производственной (преддипломной) практике и его защите.......................................................... Рекомендуемый список литературы…………………………… Приложение 1. Образец титульного листа отчета о производственной (преддипломной) практике …………… | |||
Общие положения
Производственная (преддипломная) практика обеспечивает завершение преемственности и последовательности в изучении теоретического и практического материала, в приобретении необходимых навыков в вопросах совершенствования учетно-аналитической работы на предприятии и предусматривает комплексный подход к предмету изучения. Охватывает все основные объекты финансово-хозяйственной деятельности предприятий, отраженные в программах по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту и включенные в утвержденную кафедрой тематику выпускных квалификационных работ.
Производственная (преддипломная) практика проводится в течение срока, устанавливаемого графиком учебного процесса, и является завершающим этапом перед защитой выпускной квалификационной работы, позволяя углубить, систематизировать и закрепить полученные студентами в процессе обучения в университете теоретические знания.
Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом, на основе ФГОСа по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» и на основании учебного плана подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль 38.03.01.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», одобренного Ученым советом вуза 24.02.2015 г. протокол №8, и завершается составлением отчета о практике и его защитой у руководителя.
Производственная (преддипломная) практика проводится в течение двух недель и является (в соответствии с ФГОСом) продолжением получения практических навыков студентами.
В ходе прохождения производственной (преддипломной) практики и защиты отчета в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 080100 «Экономика» профиля подготовки 38.03.01 «Экономика», профиль 38.03.01.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» завершается формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-5, ПК-4, ПК-5.
Цель производственной (преддипломной) практики:
-обеспечение непрерывности и последовательности в овладении студентами профессиональной деятельности согласно требованиям к уровню подготовки бакалавров в области бухгалтерского учета и аудита;
-закрепление, расширение и углубление полученных студентом теоретических и практических знаний по бухгалтерскому финансовому и управленческому учету, экономическому анализу, аудиту;
-приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработка умения применять полученные знания при решении конкретных вопросов по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль 38.03.01.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;
-сбор и подготовка материалов на базовом предприятии для выполнения выпускной квалификационной работы.
Основные задачи практики:
-изучение нормативных и методических материалов, специальной и периодической литературы по различным вопросам поставленными перед студентом при прохождении производственной (преддипломной) практики и написании выпускной квалификационной работы;
-углубление знаний, полученных в период обучения;
-приобретение и закрепление практических навыков в области бухгалтерского учета и отчетности, экономического анализа и аудита с применением современных автоматизированных систем обработки экономической информации;
-сбор, систематизация и обобщение практического материала для написания отчета по практике и последующего применения при работе над выпускной квалификационной работой;
-оценка действующей в организации системы учета, внутреннего контроля, анализа, аудита, с целью выявления проблемных, «узких» мест.
Место практики: бухгалтерия, подразделения организации, осуществляющие функции анализа и внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности различных организационно-правовых форм, аудиторские организации.
Обязанности кафедры
1. Обеспечение студентов программой и методическими указаниями для прохождения практики.
2. Закрепление руководителей практики согласно приказу по университету.
3. Ознакомление руководителей от организации (базы практики) с программой практики и требованиями, предъявляемыми к оформлению отчета, организацией защиты отчета.
4. Ознакомление студентов с графиком прохождения производственной (преддипломной) практики, написания отчета, сдачи его на проверку и защитой.
5. Консультирование по написанию отчета.
Руководство и контроль за прохождением практики осуществляется преподавателем кафедры (основным руководителем по выпускной квалификационной работе и специалистом-практиком от предприятия.
Руководитель практики от Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) сообщения назначается выпускающими кафедрами и является одновременно основным руководителем выпускной квалификационной работы. Календарно-тематический план прохождения практики отражается в дневнике практики.
В период прохождения практики проводятся индивидуальные консультации с руководителями практики от университета и от предприятия. Результаты практики оформляются письменно в виде отчета и подлежат защите на кафедре (отчет о производственной (преддипломной) практике принимает основной руководитель).
Руководитель практики от университета выполняет следующее:
-согласование календарно-тематического плана прохождения практики;
-текущий контроль за выполнением утвержденных заданий согласно программе производственной (преддипломной) практики;
-консультирование студента по вопросам, изучаемым в ходе практики;
-проверку и оценку оформленного студентом отчета по практике с учетом его содержания и защиты.
Студент-практикант обязан:
-явиться своевременно на предприятие (в организацию) – на базу прохождения практики и соблюдать установленные в ней правила внутреннего распорядка, дисциплину труда;
-систематически заполнять дневник практики и регулярно предъявлять его для проверки и подписания руководителю практики от организации;
-предъявлять для проверки дневник практики, собранные материалы для написания отчета о практике руководителю практики от университета;
-подготовить и своевременно сдать руководителю практики от кафедры календарно-тематический план практики, оформленный дневник практики и отчет о практике.
К производственной (преддипломной) практике допускаются только студенты, не имеющие академической задолженности.
В процессе прохождения практики студенты должны:
1. Ознакомиться с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами, составить краткую технико-экономическую характеристику предприятия.
2. Ознакомиться с учетной политикой предприятия и внутренними нормативными документами, изучить организацию бухгалтерского учета: построение учетного аппарата; формы бухгалтерского учета; первичный учет и документооборот; взаимосвязь аналитического и синтетического учета.
3. Ознакомиться с формами контроля, существующими на предприятии и оценить систему внутреннего контроля, с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности,
4. Участвовать в работе бухгалтерии непосредственно в структурных подразделениях – материального учета, учета труда и его оплаты, учета основных средств и нематериальных активов, учета затрат на производство, учета готовой продукции и ее продаж, учета денежных средств, расчетных и кредитных операций, учета капитала, резервов и финансовых результатов, сводного учета и составления отчетности ( в зависимости от избранной темы выпускной квалификационной работы). При изучении различных сторон деятельности организации необходимо использовать материалы всех ее отделов и служб.
5. Ознакомиться с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок, ранее осуществлявшихся в организации, и работой внутренних аудиторов (при их наличии), с результатами проверок налоговых органов.
6. Изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации.
7. Изучить порядок составления бизнес-плана организации, а также опыт оперативного контроля и анализа его выполнения по основным показателям деятельности, проверить обоснованность и увязку основных показателей деятельности организации.
8. По результатам работы организации за год составить краткое аналитическое заключение, характеризующее эффективность его деятельности, и дать рекомендации по совершенствованию работы в будущем и на перспективу.
9. Подробно изучить одно из направлений анализа хозяйственной деятельности (желательно, соответствующее теме выпускной квалификационной работы студента), по данному разделу провести углубленный анализ с привлечением максимально возможной информации, имеющейся на предприятии.
10. Изучить степень автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии и ее организацию.
11. Изучить организацию внутреннего контроля на предприятии.
12. Исследовать аспекты, связанные с внешним и внутренним аудитом.
В результате прохождения практики студент должен:
- знать:
1. Рыночные методы хозяйствования, экономику, организацию труда и управления;
2. Законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности;
3. Формы и методы бухгалтерского учета в организации;
4. План и корреспонденцию счетов;
5. Организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета, налоговое законодательство РФ, формы и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности и контрольно-ревизионной работы;
6. Компьютерное обеспечение бухгалтерской деятельности;
- уметь:
1. Документально оформлять и отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и т.д.;
2. Составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность;
3. Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность в организации;
4. Оценивать ликвидность и платежеспособность организации;
5. Пользоваться нормативными документами и инструкциями Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы России и других государственных органов, регулирующими порядок бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения;
6. Использовать вычислительную технику для обработки учетно-финансовой информации.
Содержание производственной (преддипломной) практики
Разделы производственной (преддипломной) практики:
-изучение систем бухгалтерского финансового учета, внутреннего контроля;
-исследование применяемых методик экономического анализа;
-исследование методических основ аудита, если это аудиторская организация, если аудируемое лицо – исследование методики аудита и внутреннего контроля отдельных сегментов отчетности и оформления результатов проведенного аудита;
-выявление недостатков на базовом предприятии по теме выпускной квалификационной работы,
-разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в системе учетно – аналитического обеспечения и в системе внутреннего контроля на базовом предприятии.
В ходе практики должны быть установлены источники информации для подготовки отчета о производственной (преддипломной) практике и для выпускной квалификационной работы (законодательные акты, нормативные документы, учебники и учебные пособия, монографии и другие научные издания, статьи теоретико-методологического профиля в периодических изданиях и др. источники). Нормативная база должна быть связана с темой выпускной квалификационной работы и иметь документы в редакции, действующей в период прохождения практики с учетом возможного уточнения при написании выпускной квалификационной работы.
Изучение деятельности предприятия в предшествующие периоды может потребовать ознакомления с не действующими в настоящее время законодательными и нормативными документами, а также правовыми актами и не вступивших в силу. При выявлении противоречий в действующих нормативных документах, пробелов в правовом регулировании рекомендуется представление рекомендаций, разработанных на основе обобщения практики преодоления указанных проблем.
Особое внимание следует уделять монографическим исследованиям, учебно-методическим пособиям, материалам научно-практических конференций и семинаров, опубликованным в последние годы, т.е. учитывать текущие изменения и рекомендации.
Работа по сбору и обработке практических информационных данных осуществляется непосредственно по материалам объекта исследования (по базовому предприятию).
При этом определяются объекты информации в зависимости от утвержденной темы выпускной квалификационной работы и источники получения информации (первичные документы, учетные регистры, внутренняя или сводная отчетность и т.д.).
Требования к отчету о производственной (преддипломной) практике и к его защите
Отчет о производственной (преддипломной) практике – основной документ, характеризующий работу студента во время практики. Структура отчета зависит от утвержденной темы ВКР. Объем отчета – не менее 25 страниц (без приложений). Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан через 1,5 интервала шрифтом 14TNR с соблюдением правил оформления работ, (предусмотренных ГОСТом).
Состав отчета о производственной (преддипломной) практике:
– титульный лист с подписью руководителя практики от организации и печатью (Приложение 1);
– содержание;
– текстовая часть;
– приложения.
Текстовая часть включает в себя следующее:
– Введение; (1-2 стр.)
– 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ; (6-7 стр.)
– 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ; (6-7 стр. количество страниц варьируется в зависимости от раздела выбранной темы)
– 3. АУДИТ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ; (6-7 стр. количество страниц варьируется в зависимости от раздела выбранной темы)
– 4. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ; (2-3 стр.)
– Заключение. (2-3 стр.)
К отчету необходимо приложить дневник по практике и отзыв руководителя практики от предприятия в свободной форме (с печатью).
Во введении дается характеристика базового предприятия, объекта исследования (по теме выпускной квалификационной работы), следует остановиться на особенностях, влияющих на организацию учета, анализа и контроля (с акцентом на тему выпускной квалификационной работы).
В текстовой части отчета следует, прежде всего, дать критическую оценку системы учета, аудита и анализа, действующей в базовой организации, отразив ее особенности, положительные и отрицательные стороны, недостатки и пути их устранения. В обязательном порядке при этом необходимо делать сноски на все представленные и описываемые в отчете учетные регистры, тесты, рабочие документы аудитора и т.п.
Заключение – завершающая часть работы, в которой компактно отражаются выводы и предложения, направленные на совершенствование учетной, контрольной и аналитической работы в исследуемой организации. Заключение должно быть связано с основной частью и вытекать из нее. Не допускается излагать заключение, как продолжение исследуемых в работе вопросов, использовать таблицы, рисунки и т.п.
В состав приложений должны быть включены копии первичных документов, учетных регистров, форм бухгалтерской и внутренней отчетности, аудиторских заключений и отчетной информации, подготавливаемой внутренними ревизорами и аудиторами (особенно обратить внимание на наличие документов, связанных с темой выпускной квалификационной работы).
Защита отчета о производственной (преддипломной) практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений студента. На защите студент должен хорошо ориентироваться в методах расчетов, источниках цифровых данных, отвечать на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета связанных с базовым предприятием.
Для итогового контроля на кафедру представляются проверенные и подписанные руководителями практики от базового предприятия и от выпускающей кафедры (от университета) отчет о практике и дневник практики.
Отчет с учетом его содержания и защиты оценивается по 100-балльной системе. Студент, не сдавший или не защитивший отчет по практике в установленный учебным планом срок, считается имеющим академическую задолженность и к последующему прохождению ГЭКа не допускается.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
4.1.Отчет о производственной (преддипломной) практике должен быть выполнен в компьютерном наборе на белой бумаге, на одной стороне, формата А 4 (210х297 мм). Допускается применение двойных листов формата А 3 (420х297 мм) для представления отдельных таблиц и иллюстрации. Текст печатается 14 шрифтом Times New Roman, через 1,5 интервала. Исключение составляют таблицы, где при необходимости можно применять 14 или 12 шрифт Times New Roman с одинарным интервалом.
При подготовке текста отчета о производственной (преддипломной) практике, иллюстраций и таблиц необходимо обеспечивать равномерную контрастность и четкость их изображения независимо от способов выполнения.
4.2. Размеры полей. Все листы работы (текстовые, табличные) должны быть выполнены с соблюдением следующих минимальных размеров полей: с левой стороны - 30 мм; правой - не менее 10 мм; сверху - и снизу - 20 мм. При этом текст рамкой не очерчивается.
4.3. Нумерация страниц.Нумерация страниц должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения. Номер страницы ставится вверху посредине листа арабскими цифрами или в правом углу, начиная с текстовой части «Введения», со страницы под номером 3. Первой страницей считается "титульный лист", за ним прилагается "Содержание" или "Оглавление" работы - на этих листах не проставляется номер страницы, но они включаются в общую нумерацию работы, далее начало текста "Введения". Поэтому указание страниц начинается не раньше 3-го номера.
Распечатки с ЭВМ и другие приложения должны соответствовать формату А4, т.е. могут разрезаться в пределах указанного формата. Помещают их в раздел "ПРИЛОЖЕНИЯ" и включают в общую нумерацию страниц работы.
4.4.Титульный лист.Титульный лист выполняется на белой бумаге формата А 4. чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304-81 или на компьютере. Используется шрифт 7 и 5 мм.
Шрифт 5 мм - для всех остальных надписей.
Размеры полей титульного листа общепринятые.
Перенос слов на титульном листе не разрешается и точка в конце заголовков и названий не ставится.
В самом нижнем поле титульного листа по центру указывается место (город) выполнения работы и год ее завершения.
Образец оформления ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА отчета о практике приведен в Приложении 1.
4.5. Содержание (оглавление). Содержание (оглавление) дается в виде перечня основных вопросов содержащихся в выпускной квалификационной работе. «Содержание» включает наименования всех заголовков, глав, параграфов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номера страниц, на которых размещается начало материала раздела, главы, параграфы, пункта.
Слова: «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» служат заголовками соответствующих разделов и не нумеруются, используется шрифт 7 мм.
Названия заголовков соответствующих разделов или глав, а также слово «ГЛАВА» пишутся шрифтом 7 мм (заглавными буквами, 14 шрифтом). Остальные названия - строчными буквами. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Образец составления «СОДЕРЖАНИЯ» дан в Приложении 3.
4.6. Перечень условных обозначений.Если в работе используется специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения или новые символы, обозначения и т.п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят сокращение, а справа - расшифровку. Образец оформления ПЕРЕЧНЯ дан в Приложении 4.
Если в работе сокращения или специальные термины повторяются менее трех раз, то можно не составлять специальный ПЕРЕЧЕНЬ, а дать расшифровку сокращений непосредственно в тексте при первом их употреблении в круглых скобках.
4.7. Текстовая часть. Текст основной части отчета о производственной (преддипломной) практике можно делить на разделы, главы, параграфы и пункты (если есть необходимость).
Название разделов например, ВВЕДЕНИЕ, слово "ГЛАВА", ее номер и название в тексте пишутся печатными буквами, а название параграфов и пунктов - строчными буквами (кроме первой прописной).
Главы нумеруются в пределах всей работы, а параграфы - в пределах главы, при этом ее номер состоит из номера главы и порядкового номера параграфа. Например "2.3" - это означает "Третий параграф второй главы".
Не допускается перенос слов в заголовках, подчеркивать заголовки и ставить точку в конце названия заголовка.
В тексте номер и название заголовков, а также страницы их начального текста должны соответствовать указателю "СОДЕРЖАНИЕ".
Расстояние между названием главы и параграфа, а также между заголовками и текстом работы (нижним и верхним) должно составлять 2 интервала.
Каждая глава должна начинаться с нового листа (страницы), но это не относится к параграфам и пунктам. Параграфы не следует начинать с новой страницы. При написании их названия достаточно немного (15-20 мм) отступить от предыдущего текста.
В тексте работы должны использоваться абзацы (красная строка), которые делаются вначале первой строки текста, в пределах 2 см.
Абзацами надо выделять примерно равные и обособленные по смыслу части текста, тесно связанные между собой. Считается неправильным деление текста на абзацы после каждого предложения или написание текста без абзацев на одну и более страниц, т.к. это затрудняет проверку и восприятие текста.
Вписывать пропущенные слова в текст допускается пастой того же цвета, что и цвет основного текста. При этом плотность дописываемого слова (текста) должна соответствовать плотности основного текста.
Ошибки или опечатки могут быть исправлены с помощью белил типа «штрих». Ошибки можно исправлять путем заклеивания неправильных слов и выражений правильным словом (выражениями), напечатанными на отдельных листочках бумаги.
Текст на иностранных языках может быть целиком напечатан или вписан от руки (смешивание частично напечатанных букв (цифр) и написанных от руки не допускается).
Типичные ошибки при описании основного содержания отчета:
- отсутствует или плохо прослеживается логика изложения, неубедительность выводов и приводимых доводов;
- приводится текст из различных источников без ссылки на них;
- приводятся формулы, таблицы, графики и т.п., заимствованные из других источников, с отсутствием ссылки на них;
- нарушается нумерация формул, таблиц;
- таблицы и графики приводятся статистически безграмотно (отсутствие названия таблицы, графика периода, объекта);
- приводятся таблицы, графики без ссылок на них в тексте;
- данные таблиц, графиков охватывают устаревшие данные.
Текстовая часть отчета о производственной (преддипломной) практике заканчивается заключением. В заключении отражаются результаты, выводы и предложения по проведенному исследованию.
Типичные ошибки:
- из заключения не видно, в чем заключаются выводы и результаты (предложения) исследования
- заключение излишне громоздко или излишне кратко.
4.8. Сокращения. В тексте следует применять только общепринятые сокращения. Если в текст вводятся малоизвестные сокращения, то они должны быть оформлены в виде списка "ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ" (см. п. 4.9.).
Замена слов в тексте цифрами и символами не допускается, за исключением случаев, когда при этих словах имеется числовое значение. Например, нельзя писать: "во-1-х", или «...в % отношении...", или '"...получено 40 процентов прибыли". Все слова надо писать полностью, но в случаях сочетания их с цифрами - указывать символ.
4.9. Ссылки.Ссылки в тексте на цитируемый материал из использованных источников можно давать по одному из двух допустимых вариантов: либо в подстрочном примечании в конце страницы, либо непосредственно в тексте после окончания цитаты путем выделения ее в тексте двумя косыми чертами или в круглых скобках.
Порядок оформления ссылок в подстрочном примечании оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5–2008 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА Общие требования и правила составления».
При оформлении ссылок возможно использовать подстрочные библиографические ссылки либо затекстовые библиографические ссылки.
Вариант оформления затекстовых библиографических ссылок (непосредственно в тексте) предусматривает, после цитаты указание в квадратных или круглых скобках порядкового номера цитируемого произведения по "СПИСКУ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ" и номера страницы, откуда выписана цитата, разделенных запятой.
Например: как отмечает автор "...в связи с отсутствием процесса производства, предприятия сферы обращения имеют более простую организацию бухгалтерского учета" /27, с. 114/.
Расшифровка данной ссылки будет следующая: цитата была расположена на странице 114 из книги Богрова Е.Г., которая, допустим, в списке использованных источников значилась под номером 27.
Ссылки на иллюстрации и таблицы указывают их порядковыми номерами в пределах главы, например: ". ..рис.1.2...", "...в табл. 2.3...".
Ссылки на формулы дают в скобках, например: "...из расчета, сделанного по формуле (3.1) видно…».
4.10. Иллюстрации. К иллюстрациям относятся схемы, графики, фотографии. Иллюстрации, занимающие менее 1/2 страницы, могут располагаться в тексте работы после первой ссылки на них и обозначается словом "Рисунок".
Иллюстрации, занимающие более 1 страницы, выносятся из текста, т.к. их целесообразно выполнять на отдельном листе и давать их надо в разделе "ПРИЛОЖЕНИЯ". В этом случае они обозначаются не как рисунок - "Рисунок", а как "Приложение" под соответствующим номером.
Располагать иллюстрации надо так, чтобы было удобно их рассматривать: или без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Иллюстрации должны иметь наименование, которое помещается под рисунком. Номер иллюстрации помещается внизу и состоит из арабских цифр, определяющих номер главы и порядковый номер иллюстрации в пределах главы, разделенных точкой. Например: "Рисунок.1.2" означает, что в первой главе дана вторая иллюстрация, а "Рисунок 3.1" означает, что в" третьей главе помещена первая иллюстрация.
При необходимости иллюстрации снабжают пояснительным текстом, в котором указывают справочные и пояснительные данные, в виде "Примечание", которое располагают после номера рисунка.
Образцы оформления иллюстраций приведены в Приложении 6.
4.11. Таблицы.Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который пишется после слова "Таблица". Название заголовка и слово "Таблица" начинают с прописной буквы, а остальные - строчные. Заголовок не подчеркивают. Перенос слов в заголовках не допускается.
Название заголовка размещается симметрично таблице. В заголовке таблицы желательно указывать: наименование организации (структурного подразделения); начальный и конечный период времени, за который приводятся данные. Единица измерения в таблицах обязательна. В зависимости от содержания текста указывать ее можно либо непосредственно в названии таблицы, либо в соответствующих графах, либо самостоятельной графой в таблице. Варианты размещения единицы измерения смотри в образцах оформления таблиц. Единицу измерения (сокращенно или символом), если она едина для всех показателей таблицы, отделяют от названия заголовка запятой. Если единицы измерения в таблице разные, то выделяется для них отдельная графа (колонка). Образцы оформления таблиц представлены в Приложении 7 образец 1, 2, 3.
Нельзя заголовок таблицы и ее "шапку" помещать на одной странице текста, а форму - на следующей странице. "Шапка" таблицы и ее форма должны быть полностью расположены на одной стороне листа (см. п. 4.13 абзац 2, 3).
Таблицы нумеруют также, как и иллюстрации, т.е. последовательно арабскими цифрами в пределах главы, но в отличии от иллюстрации слово "Таблица" и ее номер помещают над названием таблицы в правом верхнем углу.
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Если подзаголовки самостоятельные, то они начинаются с прописных букв.
Делить заголовки таблиц по диагонали не допускается. Высота строк в таблице должна быть не менее 5 мм. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не следует.
Повторяющийся текст в графе таблицы допускается заменять кавычками, если текст состоит из одного слова. Если же текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словом "То же", а далее - кавычками.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке или графе таблицы не приводятся, то в них ставят прочерк, а не оставляют пустыми.
В аналитических таблицах, где используется фактический материал за несколько лет, годы указываются цифрами, а не словами "отчетный", "плановый" и т.п. Если в таблице приводятся данные за один год, то он указывается в заголовке (см. образцы Приложения 7).
Таблицу, также как и иллюстрацию, размещают после первого упоминания о ней в тексте, если она занимает объем менее 1/2 страницы. Таблицы, выполненные на отдельном листе или нескольких листах, помещают в раздел "ПРИЛОЖЕНИЯ", чтобы не загромождать текст работы.
Если таблица не может поместиться на странице текста, где на нее делается ссылка, то в этом случае таблицу можно переносить на следующую страницу после текста. При этом на текстовой странице в ссылке указывается номер страницы, где расположена таблица. Чтобы не было пустой незаполненной части на текстовой странице в связи с вынесением таблицы на соседнюю страниц, на этом пробеле может располагаться очередной текстовой материал.
При оформлении таблицы следует соблюдать размеры полей, предусмотренные для работы (см. п. 4.4). Таблицу желательно очерчивать рамкой. Строки таблицы можно разграничивать линией.
Если таблица содержит более четырех граф или в таблице указывается методика расчета показателей, то графы нумеруются, причем текстовые графы обозначаются прописными буквами, а цифровые графы - арабскими цифрами (см. образец 2.3 Приложения 7).
4.12. Формулы. Формулы следует вписывать разборчиво. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели степени и индексы – 2-3 мм.
Формулы располагаются симметрично тексту на отдельной строке. После формулы, ставится запятая и дается в последовательности записи формулы расшифровка значений символов и числовых коэффициентов со слова "где", которое помещается в подстрочном тексте на первой строке. После слова "где" двоеточие не ставится. В расшифровке указывается единица измерения, отделенная запятой от текста расшифровки. Значение каждого символа дается с новой строки. Например: "...для расчета оборачиваемости используется следующая формула":
(4.1)
где Об - оборачиваемость, дн.;
С - средние остатки оборотных средств, тыс. руб.;
Р - сумма оборота по реализации, тыс. руб.;
Д - количество дней в периоде, дн.
После расшифровки каждого обозначения формулы ставится точка с запятой, а в последней расшифровке точка.
Формулы в работе нумеруются арабскими цифрами в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и ее порядкового номера в главе, разделенных точкой. Номер указывается с правой стороны листа в конце строки на уровне приведенной формулы в круглых скобках.
В тексте работы ссылка на формулу оформляется в соответствии с требованиями.
4.13. Список использованных источников.Список должен содержать перечень всех источников, которые использовались по выбранной теме выпускной квалификационной работы.
Библиографические записи в списке литературы оформляют согласно ГОСТ 7.1.
Список составляется в следующей последовательности:
-законы, концепции и программы Правительства, по общим вопросам организации бухгалтерского учета (кроме, нормативных);
- нормативные материалы, ПБУ (Инструкции, указания, письма и т.п.);
- монографическая и учебная литература, статьи из газет и журналов;
- материалы исследуемой организации (отчеты, пояснительные записки, выписки и т.д.).
Положения по учету, инструктивный материал и материалы организаций даются в хронологической последовательности.
Монографическая и периодическая литература дается в алфавитном порядке по фамилии авторов или по первой букве названия работы.
В библиографических ссылках должны использоваться следующие разделительные знаки:
/ - (косая черта)ставится перед сведениями об авторах или редакторе книги:
.- - (точка и тире) ставится перед сведениями об издании, в котором опубликована статья;
: - (двоеточие) ставится перед другим заглавием или перед наименованием издательства;
// - (две косые черты)ставятся в случаях, если в книге (или журнале, газете) содержится несколько самостоятельных работ (статей).
Местонахождение разделительных знаков.
а) Если в книге (журнале) содержится несколько самостоя