Понятие точности учета. Виды точности учета.
23.2.1. Объектная точность – это величина, показывающая максимально допустимое отклонение отражения в отчетах состояния объектов от их реальных состояний.
Операционная точность – это величина, показывающая максимально допустимое отклонение отражения в отчетах течения процессов от реального течения процессов.
23.2.2. Как видно из приведенных определений, степень точности характеризуется величиной допустимого отклонения. Чем меньше величина допустимого отклонения – тем выше степень точности учета (тем точнее учет).
Например, для объекта учета «Расчеты с поставщиками» установлена точность учета +/- 100 рублей по каждому контрагенту, а по объекту учета «Расчеты с покупателями» - +/- 5 рублей по каждому контрагенту. Это значит, что установленная степень точности для объекта «Расчеты с покупателями» (+/- 5) выше, чем установленная степень точности для объекта «Расчеты с поставщиками» (+/- 100).
23.2.3. Если по отношению к некоторому объекту или процессу установлена величина точности учета, то обнаруженные ошибки, размер которых меньше установленной величины точности, не подлежат исправлению.
23.2.4. Если обнаруженная ошибка подлежит исправлению, то исправить ее можно либо путем доведения оставшегося после исправления ошибки отклонения до установленной величины точности, либо – до нуля. Если у обоих этих вариантов объем трудозатрат одинаков, то целесообразно исправить ошибку таким образом, что бы после ее исправления отклонение оказалось бы равным нулю.
23.2.5. Чем выше установленная степень точности учета, тем больше объем трудозатрат.
Это легко понять исходя из следующего. Чем выше установленная степень точности учета, тем большее количество обнаруженных ошибок необходимо исправлять.
Мероприятия, направленные на поддержание (контроль) точности.
23.3.1. Контроль зарегистрированной информации.
Контроль зарегистрированной информации – это сравнение информации, содержащейся на носителях, с информацией, зарегистрированной в базе данных.
Контроль может проводиться сплошным или выборочным методом. Сплошной метод – такой, при котором контролируется каждая зарегистрированная порция информации. Выборочный метод – такой, при котором зарегистрированная информация контролируется выборочно (например – каждая 10-ая строка). Сплошной метод дает более точные результаты, но и приводит к большему объему трудозатрат.
Контроль может проводиться как самим регистратором, так и другими лицами. Контроль, проводимый другими лицами, дает более точные результаты, но и приводит к большему объему трудозатрат.
Контроль может быть однократным, двукратным и так далее. Большее количество мероприятий по контролю дает более точные результаты, но и приводит к большему объему трудозатрат.
23.3.2. Инвентаризации.
Инвентаризация – это установление реального состояния объекта и сравнение этого состояния с отражением состояния этого объекта в отчетах.
В бухгалтерском учете инвентаризация является основным методом контроля точности информации.
23.3.3. Мероприятия, направленные на контроль точности, не увеличивают фактически имеющуюся точность учета. Они увеличивают вероятность того, что степень точности учета находится в пределах установленных значений.
Таким образом, положительными последствиями проведения мероприятий по контролю точности является увеличение вероятности того, что фактическая точность учета находится в пределах установленных значений точности,
Отрицательными последствиями проведения мероприятий по контролю точности является увеличение трудозатрат.
Инвентаризация имущества.
23.4.1. В результате проведения инвентаризации имущества устанавливаются: А) Фактическое состояние объекта учета; Б) Величина расхождения между фактическим состоянием объекта учета и его отражением в отчетах.
23.4.2. Фактическое количество и общая стоимость имущества могут быть установлены, в частности, путем проведения следующих мероприятий:
А) Физический пересчет и последующая оценка;
Б) Юридический аудит прав на имущество и последующая оценка.
Инвентаризация имущества в форме физического пересчета характерна для таких видов имущества, как МПЗ, товары, наличные денежные средства, основные средства (кроме недвижимости).
Инвентаризация имущества в форме аудита характерна для таких видов имущества, как недвижимое имущество и нематериальные активы.
Инвентаризация расчетов.
23.5.1. По объектам учета, которые представляют собой денежную оценку обязательств или прав требований («Расчеты»), инвентаризация проводится в виде сверки расчетов. Сверка расчетов – это сверка информации об отражении состояния объекта учета в отчетах с информацией некоторого лица о состоянии того же объекта, полученной на основании альтернативных данных.
23.5.2. В результате проведения сверки расчетов устанавливаются: А) Состояние объекта учета по мнению лица, с которым проводилась сверка; Б) Величина расхождения между состоянием объекта учета по мнению лица, расчеты с которым проводилась сверка, и отражением состояния этого объекта в отчетах.
23.5.3. Можно выделить внутренние и внешние сверки расчетов.
Внутренняя сверка расчетов – это сверка с представителем этого же Предприятия. Например, на многих предприятиях менеджеры по сбыту ведут учет расчетов с покупателями независимо от бухгалтерии. В этом случае возникает возможность провести сверку расчетов по некоторому покупателю между сотрудником бухгалтерии и менеджеров по сбыту.
Внешняя сверка расчетов – это сверка с представителем того лица, расчеты по которому сверяются. Внешняя сверка является основной формой проведения сверок расчетов в бухгалтерском учете.
Внешняя сверка расчетов.
23.6.1. Целью проведения внешней сверки расчетов является достижение одного из двух следующих состояний:
А) Установление факта отсутствия разногласий между сторонами по состоянию расчетов применительно к некоторому периоду и подписание сторонами акта сверки;
Б) Выявление и фиксация фактов разногласий между сторонами по состоянию расчетов применительно к некоторому периоду.
Внесудебные или судебные процедуры урегулирования разногласий между сторонами не являются целью или составной частью процесса проведения внешней сверки расчетов.
23.6.2. Объем обязательств, применительно к которому проводится сверка.
Полный объем неисполненных обязательств в общем случае состоит из объема неисполненных обязательств, срок исполнения которых еще не наступил, и из объема неисполненных обязательств, срок исполнения которых уже наступил (просроченные обязательства).
Т.о., можно говорить о сверке расчетов по полному объему неисполненных обязательств, о сверке расчетов по просроченным обязательствам, о сверке расчетов по обязательствам, срок исполнения которых еще не наступил.
23.6.3. Если в процессе проведения сверки противоположная сторона представляет сведения, и эти сведения не совпадают с информацией, имеющейся у Предприятия, то возникает выбор одного из следующих действий:
А) Согласиться с информацией, полученной от противоположной стороны;
Б) Потребовать от противоположной стороны продолжения мероприятий по сверке.
Решение об отношении к информации, полученной от противоположной стороны, может зависеть от того, в какую сторону информация, полученная от контрагента, отличается от информации, имеющейся на Предприятии. Это отличие может быть: А) В пользу Предприятия; Б) В пользу противоположной стороны.
23.6.4. Структура и принципиальная последовательность процесса проведения внешней сверки.
А) Формирование и представление противоположной стороне и получение от нее проектов итоговых документов сверки – актов сверок;
Б) Сравнение данных, полученных от противоположной стороны, с данными, имеющимися на Предприятии. Выявление учетных ошибок и разногласий.
В) Принятие решений по вопросам отношения к сведениям, представленным противоположной стороной;
Г) Устранение выявленных учетных ошибок;
Д) Представление противоположной стороне и получение от нее документов, доказывающих (подтверждающих) данные, являющиеся предметом разногласий;
Е) Подписание сторонами акта сверки (при отсутствии разногласий) или формирование перечня разногласий (при их наличии).