Понятие бухгалтерского счета. структура бухгалтерских счетов

Счет бухгалтерского учета - это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет - это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей отчетности.

По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета - наименование объекта учета. Левая часть счета называется дебетом (Дт), а правая часть - кредитом (Кт). Следовательно, "дебет" и "кредит" счета соответствуют его сторонам. На счетах отражают хозяйственные операции как в количественном, так и в стоимостном выражении. Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином "сальдо" (остаток счета).

Каждая отраженная на счетах операция воздействует на бухгалтерский баланс в зависимости от ее типа. В начале отчетного периода на основе заключительного бухгалтерского баланса на конец предшествующего отчетного периода строится баланс на начало нового отчетного периода и открываются бухгалтерские счета, которые имеют в балансе показатели начального сальдо. Показатели, характеризующие состояние объектов бухгалтерского наблюдения (активы, капитал и пассивы) на конец предшествующего периода, переписываются в новый баланс и на бухгалтерские счета в виде данных, отражающих объект наблюдения на начало отчетного периода, т. е. в виде начального сальдо. При этом запись делается в той части счета (дебет или кредит), в которой показатель находится в балансе: на статьях актива (т. е. в левой стороне баланса) - сальдо указывается по дебету бухгалтерского счета; для статей капитала и пассивов - в балансе справа, сальдо на счете записывается по кредиту.

Бухгалтерские действия по выбору из баланса показателей, характеризующих объект наблюдения на начало отчетного периода, и переносу их как начальное сальдо на бухгалтерские счета называются открытием счета. Счета доходов и расходов, а также другие счета, характеризующие хозяйственные и финансовые процессы, накопленные обороты которых относятся только к отчетному периоду и в конце его закрываются (собранные на одной стороне счета обороты отражаются на противоположной и переносятся на соответствующие счета), считаются счетами без явно выраженного сальдо. Счета без явно выраженного сальдо называются также транзитными, переменными или временными. Открыть транзитный счет (в российском учете транзитные счета еще называют бессальдовыми) - значит отразить на нем данные хотя бы об одном хозяйственном факте. Заметим, подобный подход имеет место и в западном учете: нулевое начальное сальдо на счетах не записывается, а подразумевается.

Перечень бухгалтерских счетов, открываемых хозяйствующим субъектом в течение отчетного периода, называется Главной книгой. Совокупность бухгалтерских счетов составляет основу бухгалтерской информационной системы предприятия.

АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ СЧЕТА. Все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные, исходя из этого имеются две схемы записей на счетах. Активные - это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. Сальдо активных счетов только дебетовые. Пассивные - это счета бухучета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. На пассивных счетах остатки только кредитовые.

Кроме счетов с дебетовым или кредитовым (одним) сальдо в бухгалтерском учете применяются счета, у которых имеют место два сальдо: по дебету и кредиту одновременно. Такие счета называют активно-пассивными. На активно-пассивных счетах учитываются два объекта: один относится к активам, другой - к обязательствам (пассивам). Так, на счете "Расчеты с учредителями" сальдо по дебету отражает дебиторскую задолженность владельцев (вторых лиц) перед экономическим субъектом (первым лицом) по взносам в уставный капитал. Сальдо в кредите этого счета показывает задолженность хозяйственной единицы перед ее владельцами (учредителями) по выплате доходов (дивидендов).

На счете "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" дебетовое сальдо отражает актив предприятия - средства в расчетах (дебиторскую задолженность перед хозяйствующим субъектом), а сальдо в кредите счета - задолженность предприятия перед различными кредиторами.

Сальдо на активно-пассивных счетах "развернутое" (часто перечень дебиторов и кредиторов состоит из разных агентов и корреспондентов), и существуют особые правила вывода остатков на таких счетах.

Сальдо конечное дебетовое (СКД) определяется суммой начального сальдо по дебету (СНД) и дебетового оборота, относящегося к дебиторской задолженности (ДОДЗ), уменьшенной на величину кредитового оборота, включающего хозяйственные операции, отражающие уменьшение долгов дебиторов перед экономическим субъектом (КОДЗ):

СКД = СНД + ДОДЗ - КОДЗ.

Конечное сальдо кредитовое на таких счетах (СКК), наоборот, увеличивается за счет кредитового оборота по кредиторской задолженности (КОКЗ) и уменьшается на величину дебетового оборота по кредиторской задолженности (ДОКЗ):

СКК = СНК + КОКЗ - ДОКЗ.

Основные счета бухгалтерского учета - счета, которые применяются для контроля за наличием и движением имущества предприятия по составу, размещению и источникам его образования. Различают основные активные, основные пассивные и основные активно-пассивные счета. Основные активные счета - бухгалтерские счета, которые применяются для контроля и учета основных средств, нематериальных активов, материальных и денежных средств, а также расчетов с дебиторами. Основные пассивные счета - бухгалтерские счета, которые применяются для учета изменения капиталов, фондов, полученных дарений, кредитов, займов, обязательств предприятия и расчетов с кредиторами. Основные активно-пассивные счета - бухгалтерские счета, которые предназначены для учета расчетов со сторонними лицами. На этих счетах ведется учет расчетов одновременно с дебиторами и кредиторами. Регулирующий счет - счет бухгалтерского учета, предназначенный для уточнения и регулирования оценки отдельных объектов имущества и его источников, учитываемых на основном счете. Самостоятельного значения регулирующие счета не имеют и применяются только вместе с основным счетом. По способу уточнения оценки различают контрарные, дополнительные и контрарно-дополнительные счета.

Контрарный счет - счет, который уменьшает остаток имущества на основном счете на сумму своего остатка. Различают контрактивные и контрпассивные счета. Контрактивный счет - счет, который используется для уточнения остатка основного активного счета. Контрактивный счет уменьшает сальдо основного активного счета на сумму своего сальдо. Контрпассивный счет - счет, предназначенный для уточнения сумм источников имущества, учитываемых на пассивном счете. Остаток по контрпассивному счету уменьшает размер источника основного счета.

Дополнительные счета - регулирующие счета, которые увеличивают на сумму своего остатка имущества на основных счетах. Различают активные и пассивные дополнительные счета. Дополнительный активный счет - регулирующий счет, который на сумму своего остатка дополняет остаток основного активного счета. Дополнительный пассивный счет - регулирующий счет, который на сумму своего остатка дополняет остаток основного пассивного счета.

Контрарно-дополнительные счета - регулирующие счета, которые могут увеличивать и уменьшать оценку объектов, отраженную на основных счетах. Если на основном счете проводки делаются методом дополнительной записи, то контрарно-дополнительный счет выступает в качестве дополнительного регулирующего счета. Если на основном счете проводки делаются методом красного сторно, то контрарно-дополнительный счет выступает в качестве контрарного счета. Бюджетно-распределительный счет - распределительный счет, предназначенный для разделения расходов между отдельными отчетными периодами. С помощью этих счетов устраняется колебание себестоимости продукции по отчетным периодам. Различают активные и пассивные бюджетно-распределительные счета. Калькуляционные счета - счета бухгалтерского учета, предназначенные для исчисления себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг в отчетном периоде. По дебету калькуляционных счетов отражаются затраты на производство продукции, по кредиту - списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции. Операционно-результа-тивный счет - счет, на котором учитываются расходы и доходы по операциям, связанным с реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, выбытием основных фондов, материалов, нематериальных активов и ценных бумаг.

Распределительный счет бухгалтерского учета - счет, выполняющий контрольную функцию в формировании отдельных расходов и установленной по ним смете, а также используемый в целях обоснованного распределения затрат между отдельными видами работ для полного исчисления их фактической себестоимости. Различают собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные счета. Собирательно-распределительный счет - распределительный счет, используемый для учета расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести сразу на определенную произведенную или реализованную продукцию. В конце месяца эти расходы относят на конкретный вид продукции в соответствии с учетной политикой. Сопоставляющий счет бухгалтерского учета - счет, предназначенный для исчисления финансового результата отдельных хозяйственных процессов и предприятия в целом. На этих счетах один и тот же объект учета отражается в двух разных оценках: в одной - по дебету, а в другой - по кредиту счета. Различают операционно-результативные и финансово-результативные сопоставляющие счета. Финансово-результативный счет - счет, по кредиту которого отражается прибыль от реализации различных объектов имущества и прочих операций, а по дебету - убытки и прочие внереализационные расходы. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении и т. п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе

6 Структура и характеристика плана счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

С 1 января 2001 г. в России действуют новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. ? 94н. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счётов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению, в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов.

Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми ив этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов. В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета.

Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II— «Производственные запасы»). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (III-VI разделы). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности —от труднореализуемого к легкореализуемому.

В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (VII, VIII разделы). Обязательства организации отражены в VI разделе.

В новом Плане счетов предусмотрено 20 счетов для отражения операций по исключенным счетам. Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых счетов

7 Бухгалтерский баланс, его строение и содержание

Для управления производственной и финансовой деятельностью предприятия необходимо иметь обобщенные сведения о составе средств предприятия и источников их формирования. Данные сведения должны быть представлены на определенную дату в денежном измерении.

Баланс – бух. баланс, учетный документ в котором на определенную дату в денежном выражении показаны хоз. средства и их использование сопоставления с источниками их использования и получения. Внешне бух.баланс – таблица, которая состоит из актива и пассива.

Наши рекомендации