Порядок отражения хозяйственных операций
Для проведения анализа были представлены следующие документы:
Организационно-распорядительные:
- устав Товарищества;
- свидетельство о регистрации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- свидетельства о постановке на учет в фондах социального страхования;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- решения, протоколы собрания членов Правления Товарищества;
- прочие документы.
Налоговая отчетность за 2008 год:
- налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН);
- расчеты по обязательным платежам во внебюджетные фонды.
Регистры бухгалтерского учета и первичные документы:
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам;
- ведомости, журналы-ордера по счетам;
- выписки по движению средств на расчетных счетах, по кассе;
- первичные учетные документы, счета-фактуры.
Прочие документы:
- хозяйственные договоры на поставку МПЗ, выполнение работ, оказание услуг;
- прочие документы.
Анализ проведен выборочным методом, на основании представленных документов.
Соблюдение требований к оформлению и ведению документации, наличие специальных форм, правильность и полнота заполнения реквизитов, полномочия подписавших лиц, подлинность документов будет указана в каждом разделе Письменной информации в зависимости от специфики выявленных замечаний.
Анализ учетной политики
Для проведения анализа не был представлен Приказ «Об учетной политике» для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета на 2008 год.
Разъяснения:
В соответствии с п.3 ст.5 федерального закона от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ) организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, должны самостоятельно сформировать свою учетную политику.
Под учетной политикой организации согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина от 09.12.98 № 60н, (далее - ПБУ 1/98) понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
ПБУ 1/98 распространяется:
в части формирования учетной политики - на организации, независимо от организационно - правовых форм;
в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Согласно пунктам 5,8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденной приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н (далее - Приказ № 34н), принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.
При этом утверждаются:
· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
· методы оценки активов и обязательств;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за хозяйственными операциями;
· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Согласно п.10 ПБУ 1/98 принятая учетная политика применяется с 01 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.
Рекомендации:
В обязательном порядке разработать и утвердить приказ об учетной политике на 2008 г.
Имущество Товарищества
Основные средства
Основные задачи анализа:
- определение полноты и правильности проведенных инвентаризаций основных средств и отражения их результатов в учете;
- определение своевременности, целесообразности проведения капитального и текущего ремонта основных средств и правильности их отражения в учете;
- определение правильности определения балансовой стоимости основных средств;
- определение правильности отнесения основных средств к соответствующим амортизационным группам;
- определение правильности и обоснованности начисления амортизации по объектам основных средств;
- определение законности и правильности отражения в учете операций поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств.
Аудиторами исследованы следующие документы:
- товаросопроводительные документы и договоры на приобретение основных средств, оборудования к установке;
- первичные учётные документы унифицированных форм: ОС-1 «Акт (накладная) приемки-передачи основных средств»;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учёта 01 «Основные средства» , 08 «Вложения во внеоборотные активы».
В ходе выборочного анализа установлено:
1. В состав основных средств Товарищества включены: электронно-вычислительная, офисная техника, снегоуборочная машина, и прочие.
2. Объекты основных средств, стоимостью не более 20 000 рублей за единицу учитывались в составе МПЗ (как для целей бухгалтерского, так и налогового учета) и списывались на затраты по мере передачи их в эксплуатацию.
3. Переоценка основных средств за анализируемый период не производилась.
Нарушения:
1. В ходе проведения анализа аудиторам не представлены данные инвентаризации объектов основных средств.
2. Товариществом не ведется внесистемный учет малоценных основных средств, например, мебели, телефонов, вычислительной техники и пр.
3. Товарищество не включило в состав основных средств подземный накопитель для мусора, поставленный и установленный ООО «Петро-Васт-Эко» в соответствии с договором от 15.05.2008 № К-П-71-05, общей стоимостью 115000 руб. Поставка оборудования произведена в соответствии с накладной от 25.06.2008 №165, установка и монтаж оборудования – в соответствии с актом от 25.06.2008 №2.
Указанные расходы были включены Товариществом в состав расходов, связанных с целевым финансированием и учтены по Дебету счета 86 «Целевое финансирование».
4. Товарищество не ведет учет работы снегоуборщика, числящегося в составе основных средств. При данных обстоятельствах, встает вопрос об использовании данного основного средства в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации и, как следствие, о целевом использовании средств на его приобретение.
Разъяснения:
По пункту 1:
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ), а также п.26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. №34н) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года.
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ от 13.06.1995 г. №49) основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
определение полноты отражения в учете обязательств.
По пункту 2:
В соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 20000 руб. за единицу (малоценные ОС) могут списываться на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
По пункту 3:
В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, ПБУ 6/01 некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также, если выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.
В соответствии с п.8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.
По пункту 4:
В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, ПБУ 6/01 некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации.
Пунктом 1 и 4 ст.9 Закона №129-ФЗ установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Пунктом 2 статьи 9 вышеуказанного закона определено содержание первичного учетного документа:
первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Аналогичное требование содержится в п.5 раздела II Приказа Минфина РФ от 9.12.98 г. №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.
В отношении документального оформления работы спецтехники аудиторы рекомендуют разработать первичный документ, в котором будет учитываться время работы снегоуборщика, количество израсходованного бензина и другие необходимые данные. Кроме того, можно применить унифицированную форму первичной учетной документации, например, рапорт о работе строительной машины (механизма), утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Рекомендации:
1. Провести инвентаризацию основных средств, оформить результаты инвентаризации в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
2. Наладить внесистемный учет малоценных основных средств.
3. Включить в состав основных средств подземный накопитель для мусора.
4. Наладить учет работы снегоуборочной машины.