МСФО 38 «Нематериальные активы»

Нематериальный актив — это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, содержащийся для использования при производстве или предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим, или для административных целей.

Нематериальный актив должен признаваться только когда: (a) если вероятно, что будущие экономические выгоды, относящиеся к этому активу, будут поступать в компанию; и (b) стоимость актива может быть надежно оценена. Компания должна оценить вероятность будущих экономических выгод, используя обоснованные и подкрепляемые допущения, отражающие наилучшую оценку администрацией набора экономических условий, которые будут существовать на протяжении срока полезной службы актива.

Билет 13

1.Данный вопрос регулируется ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Кредитный договор действует с момента заключения договора, а договор займа – с момента получения денежных средств.

Кредит – это система экономических отношений, возникающая при передаче имущества в денежной форме или натуральной форме от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданного имущества с уплатой процентов за временное пользование переданным имуществом.

Аналитический учет задолженности по полученным займам и кредитам, включая выданные заемные обязательства, ведется по видам займов и кредитов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, отдельным займам и кредитам (видам заемных обязательств).

Возврат организацией-заемщиком полученного от заимодавца кредита, займа, включая размещенные заемные обязательства, отражается в бухгалтерском учете заемщика как уменьшение указанной в кредиторской задолженности.

Затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают: - проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам;

- проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям; - дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств; - курсовые разницы.

Затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они.

Для учета операций по получению и погашению кредитов и займов используют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Полученные ссуды и займы отражают по кредиту счетов в корреспонденции со счетами учета ден.средств и расчетов, погашенные ссуды и займы – по дебету счетов в корреспонденции со счетами ден.средств.

Дт 51 Кт 66 – зачисление на расчетный счет полученной КСРной ссуды;

Дт 66 Кт 51 – погашение КСРной ссуды с расчетного счета;

Дт 66 Кт 67 – перевод задолженности из КСРной в ДСРную;

Дт 76 Кт 91 – начислены проценты по договору займа;

Дт 50,51 Кт 66,67 – получен займ.

2. Термин "оборотный капитал" (его синоним в отечественном учете - оборотные средства) относится к текущим активам предприятия. Оборотные средства обеспечивают непрерывность производственного процесса.

Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них: меньше требуется запасов сырья, материалов, топлива, заделов незавершенного производства, и следовательно, ведет к снижению уровня затрат на их хранение, что способствует в конечном счете повышению рентабельности и улучшению финансового состояния предприятия. Замедление времени оборота приводят к увеличению необходимого количества оборотных средств и дополнительным затратам, а значит, к ухудшению финансового состояния предприятия. Скорость оборота средств - это комплексный показатель организационно-технического уровня производственно-хозяйственной деятельности. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства. На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера. К факторам внешнего характера относятся сфера деятельности предприятия, отраслевая принадлежность, масштабы предприятия, экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования предприятия. Внутренние факторы - ценовая политика предприятия, структура активов, методика оценки запасов.

Скорость оборачиваемости оборотного капитала оценивается по таким показателям, как: 1. Коэффициент оборачиваемости, или скорость оборота: Коб=выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.)/ средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.). Коэффициент оборачиваемости показывает количество полных оборотов (раз), совершаемых оборотным капиталом за анализируемый период времени. С увеличением показателя ускоряется оборачиваемость оборотных средств, а значит эффективность использования оборотных средств улучшается.

2. Длительность одного оборота: длительность одного оборота оборотного капитала (в днях)= средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.)* отчетный период (в днях)/ выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.). Сокращение времени оборота, как уже отмечалось, ведет к высвобождению средств из оборота, а его увеличение - к дополнительной потребности в оборотных средствах.

3.Сегмент означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации. Порядок ее составления для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2010.

Цель создания системы сегментарного учета – это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия управленческих решений. Постановка системы сегментарного учета предполагает:

1. Формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности, которые, в свою очередь, должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат. По центрам ответственности осуществляется управленческий учет и контроль.

2. Кодировку статей затрат центров ответственности для детального их отражения в системе управленческого учета и для составления сегментарной отчетности. Для контроля и оценки деятельности отдельных сегментов необходимо провести:

а) классификацию расходов на переменные, постоянные и условно-постоянные;

б) разделение затрат центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые.

3. Организация плановой и отчетной работы по каждому сегменту.

В основе составления отчетов по центрам затрат лежит принцип контролируемости, т.е. указываются отклонения фактических показателей от плановых. Это позволяет реализовать принцип управления по отклонениям.

Данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Ведь центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход.

На входе в центр ответственности — сырье, материалы, полуфабрикаты. Центр ответственности располагает необходимым для производственной деятельности имуществом — основными средствами. В процессе функционирования подразделение потребляет трудовые ресурсы, выполняя заданную ему работу, пользуется услугами сторонних организаций.

На выходе центра ответственности — полуфабрикат, продукция, услуга, которые либо поступают в следующий центр ответственности, либо реализуются на сторону.

Информация сегментарной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров.

Билет 14

1.Одним из объектов б/у являются вложения во внеоборотные активы (1й раздел бух. баланса). Это имущество вне оборота, т.к. многократно участвует в производственном процессе.

Кап. вложения (вложения во внеоб. активы) – это долгосрочные инвестиции, под которыми понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше 1 года), не предназначенные для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий.

Внеоборотные активы – это активы организации, которые используются больше 12 месяцев или больше 1 операционного цикла, если он превышает 1 год.

Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к б/у в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, НМА-вов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

По дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов. По кредиту происходит списание затрат по вводимым в эксплуатацию объектам.

Сальдо по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов.

Аналитический учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" ведется: по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств,

по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов, расходам, связанным с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - по видам работ, договорам (заказам).

2. Обеспеченность организации трудовыми ресурсами – численность работников, необходимая для производства и реализации продукции в определённом объёме в определённом ассортименте на определённый период; определяется:

Кобесп = Фактическая численность работников / Плановая численность работников

Фактическая численность работников = среднесписочная численность за период

Плановая численность работников = Трудоёмкость производственной программы за период / полезный фонд рабочего времени одного среднесписочного работника (берётся из баланса рабочего времени).

Для оценки движения рабочей силы применяют коэффициенты:

коэф-т обновления: Кобн = количество принятого на работу персонала / среднесписочная численность персонала

коэф-т выбытия: Квыб = количество уволившихся работников / среднесписочная численность персонала

коэф-т текучести кадров: Ктек = количество уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины / среднесписочная численность персонала

коэф-т постоянства состава персонала: Кпост = количество работников, проработавших весь год / среднесписочная численность персонала.

3. Существуют две основные концепции регулирования аудиторской деятельности: согласно первой концепции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами. На которые возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Согласно другой концепции аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других экономических субъектов.

В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

1. В правовом плане ее можно выстроить в порядке:

А) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.2001

Б) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановлением правительства РФ от 23.08.2002. №696 утверждено 6 стандартов

В)внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений.

Г) внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита.

2. Система регулирования аудиторской деятельности в организационном плане.

Министерство финансов РФ:

А)уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;

Б)Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

В)Департамент организации аудиторской деятельности

Г)акредитированные профессиональные объединения

Д)аудиторские организации, индивидуальные аудиторы

Правительство РФ тоже вправе принимать постановления, содержащие норму законодательства РФ об аудиторской деятельности.

Билет 15

1. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Остаточная стоимость =первоначальная - амортизация

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.

Текущая рыночная стоимость – сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.Переоценка проводится не чаще 1 раза в год.

Выбытие основных средств

Стоимость объекта основных средств, который подлежит списанию с бухгалтерского учета по остаточной стоимости. Остаточная стоимость ОС определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации ОС.

Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях: продажи; списания в случае морального и физического износа;

ликвидации при авариях, стихийных бедствиях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Приемка, передача ОСАкт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1)

Внутреннее перемещение ОСНакладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма N ОС-2)

Списание ОСАкт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4)

Аналитический учетИнвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6)

2.В основе годовой бух. отчетности лежит бух-ий баланс. Баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, показывает данные о хозяйственных средствах (актив) и источниках (пассив). Актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в денежную форму. Все обязательства организации делят между собственниками и третьими лицами. Обязательства перед собственниками состоят из капитала, кот. орг-ция получает от акционеров и пайщиков при учреждении или в виде дополнительных взносов, и из капитала. кот. орг-ция генерирует в процессе своей деят-ти. реинвестируя прибыль.

Внешние обязательства бывают долгосрочными, краткосрочными и представляют собой юридические права инвесторов или кредиторов на имущество орг-ции.

Статьи пассива группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств.

Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении.

К балансу предъявляются следующие требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность и развития. размер и структуру заемных средств и эффективность их привлечения.

Анализ бух. баланса дает возможность: 1) определить степень обеспеченности орг-ции собственными оборотными средствами; 2) установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; 3) оценить общее финн. состояние орг-ции даже без пересчета аналитических показателей.

Анализ финн. отч-ти осущ-ся по след. схеме:

1- проводится общая оценка стр-ры имущества и его источников, включая: анализ ликвидности средств и платежеспособности, ан. фин. устойчивости, ан. движения капитала, ан. потока ден. средств; 2- формируются общие итоги и выводы; 3- формируется финансовое прогнозирование.

Анализ баланса можно осуществить:

- рассмотрев баланс без предварительного изменения статей

- построив аналитический баланс путем агрегирования однородных по составу элементов балансовых статей.

3.Под аудитомпонимается независимая проверка.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринима­тельскую деятельность по проведению собственно аудита и ока­занию сопутствующих ему работ и услуг.

Цели и задачи аудита

- подтверждение достоверности отчетов или констатация их не­достоверности;

- контроль за соблюдением законодательства и нормативных до­кументов, регулирующих правила ведения учета и составления от­четности, методологии оценки активов, обязательств и собствен­ного капитала;

- подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности активов, обязательств, собственных средств, затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

- выявление резервов лучшего использования собственных ос­новных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Принципы проведения аудита

Независимость — это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтер.

Честность

Объективность — это обязательность непредвзятости, бесприст­растности и неподвластности.

Профессиональная компетентность — это обязательность владе­ния необходимым объемом знаний и навыков.

Конфиденциальность

Профессиональное.

Аудиторская организация обязана осуществлять профессио­нальную деятельность, т.е. проведение аудита и подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответ­ствии с национальными стандартами аудиторской деятельности.

Виды аудита

- По отношению к пользовате­лям информации: Внешний, Внутренний

- По отношению к требовани­ям законодательства: Обязательный, Инициативный

- По объектам аудита: Общий, Банковский, Аудит страховых организаций

- По назначению: Аудит финансовой отчетности, Налоговый, Аудит на соответствие требованиям, Аудит хозяйственной деятельности, Производственный аудит

- По времени осуществления: первоначальный, согласованный, оперативный.

Билет 16

1.ПБУ 6/01. Амортизация объектов ОС производится одним из следующих способов:линейный способ;способ уменьшаемого остатка;способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Один из способов применяется к группе однородных объектов ОС в течение всего срока их полезного использования. Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта ОС при отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя из:

- ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

- ожидаемого физического износа;

- нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срока аренды)

Не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Объекты ОС стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

Методы начисления амортизации:

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется: при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ; при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта; при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС.

Амортизационные отчисления по объектам ОС начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к БУ, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с БУ.

Для учета амортизации ОС используют пассивный счет 02 «Амортизация ОС». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов ОС.

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация ОС» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам ОС.

2. Отчет о прибылях и убытках характеризует порядок формирования финансового результата финансово-хозяйственной деятельности организации. На основе анализа финансового состояния организации и результатов ее деятельности формируется мнение о приемлемости в отношении организации принципа непрерывности деятельности, что означает способность организации продолжать деятельность и выполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.

Оценка эффективности хозяйственной деятельности должна осуществляться с использованием методик комплексного экономического анализа. Комплексный экономический анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов, приемов всестороннего изучения и оценки хозяйственной деятельности организации.

Методика комплексного экономического анализа- это совокупность специальных приемов, применяемых для обработки экономической информации о работе организаций. Методику комплексного экономического анализа подразделяют на общую и частную. Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли народного хозяйства. Частная методика конкретизирует общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу производства. Методика комплексного экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности предполагает:

• определение целей и задач;

• формирование совокупности показателей;

• разработку схемы и последовательности проведения анализа;

• установление периодичности и сроков проведения анализа;

• выбор способов получения информации и ее обработки;

• разработку методов анализа экономической информации;

• формирование перечня организационных этапов проведения анализа и распределения обязанностей между службами организации при проведении комплексного анализа;

• определение порядка оформления результатов анализа и их оценку.

Можно выделить следующие стандартные приемы анализа финансовых отчетов:

1) анализ абсолютных данных; 2) горизонтальный анализ; 3) вертикальный анализ; 4) трендовый анализ; 5) метод финансовых коэффициентов; 6) сравнительный (пространственный) анализ; 7) факторный анализ.

Комплексный анализ предполагает всестороннее изучение хозяйственной деятельности организации (снабжение, производство, продажа товаров и их потребление)

3. Существует несколько критериев отличия аудита от ревизии:

1. Направленность деятельности в аудите – оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление недостатков для их искоренения.

2. Аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия – административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.

3. В аудите управленческие связи добровольные, а при ревизии в порядке назначения

4. Задачи аудита – способствовать укреплению платежеспособности, а ревизии – сохранение активов, профилактика злоупотреблений.

5. В аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

6. Результаты аудиторской проверки – аудиторское заключение или рекомендация для клиента, результаты ревизии – акт ревизии, высказывания и указания.

Также аудит отличается и от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами гос. фин. контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с участием государства, организации, финансируемые из гос. бюджета. Субъектами аудита выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы (СБЭ) заключается в том, что аудит – независимая проверка, а СБЭ осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность СБЭ заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму.

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении СБЭ.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой положений по оптимизации хоз. деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

Билет 17

1.Восстановление объекта основных средств (ОС) может осуществляться посредством ремонта, модернизации, реконструкции. Ремонт основных средств может быть текущим, средним или капитальным. Ремонт не увеличивает первоначальную стоимость объектов ОС.

К текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.

При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата (п. 72 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).

Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ.

В целях контроля за своевременным получением основных средств из ремонта инвентарные карточки в картотеке переставляются в группу "Основные средства в ремонте". При поступлении основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарных карточек.

Обращаем внимание на то, что когда срок проведения ремонта объекта основных средств превышает 12 месяцев, начисление амортизационных отчислений по данному объекту в бухгалтерском учете приостанавливается (п. 23 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01)

Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:

1) сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов того периода, в котором они были произведены;

2) организация может создавать резерв на проведение ремонта ОС;

3) учет расходов на ремонт может вестись с применением счета расходов будущих периодов.

Д-т счета 20 (23, другие счета) К-т счета 60 - отражена стоимость выполненного ремонта;

Д-т счета 19 К-т счета 60 - отражена сумма НДС по выполненному ремонту;

Д-т счета 60 К-т счета 51 - оплачена подрядчику стоимость выполненных работ;

Д-т счета 68 К-т счета 19- сумма НДС по выполненному ремонту предъявлена к вычету.

2. Рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли к себестоимости продукции.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели: 1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС); 2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС); 3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС); 4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене. Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам. Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП) Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП) По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам. Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. рентабельность реализованной продукции (R). Существуют различные модели этого показателя. Для характеристики эффективности текущих затрат живого и прошлого труда рентабельность реализованной продукции определяют по формуле R = ПР : И, где ПР - прибыль от реализации продукции; И - издержки производства (полная себестоимость реализованной продукции). Для определения размера прибыли на рубль реализации рентабельность реализованной продукции определяют по формуле R=ЧП : ВР, где ВР - выручка от реализации продукции.

Наши рекомендации