Три принципа Рокфеллера: приоритеты, данные, ритм
Три принципа Рокфеллера: приоритеты, данные, ритм
«Три принципа Рокфеллера — приоритеты, данные и ритм — являются ключевыми механизмами, позволяющими преодолевать барьеры в процессе роста компании и сохранять слаженность ее работы».
Применение этих принципов направлено на достижение трех главных целей: мотивировать команду зарабатывать деньги (а не просто получать зарплату), удвоить объем денежного потока, в несколько раз повысить прибыльность всего бизнеса.
Приоритеты: начинайте с главного
В соответствии с первым принципом Рокфеллера (и по мнению Харниша) новой или растущей компании прежде всего необходимо выработать пять основных объективных приоритетов (Top-5): на год, на квартал и на месяц. Из них необходимо выбрать четкий главный приоритет (Top-1-из-5).
Кроме того, у каждого сотрудника должен быть собственный список приоритетов, согласующихся с приоритетами компании.
Тема правильного выбора приоритетов и способов их достижения настолько важна, что ей посвящены четыре из десяти глав, входящих в книгу.
«Если у организации слишком много приоритетов — у нее вообще нет приоритетов.
Организация, в которой понимают, каковы ее пять основных приоритетов Top-5 и один главный приоритет Top-1-из-5, и действуют в соответствии с ними, — растет и побеждает».
Определить и расставить приоритеты помогает одностраничный стратегический план.
Этот простой, но мощный инструмент помогает свести всю бизнес-стратегию к одной странице, полностью ориентированной на применение в реальной жизни.
Такой план наглядно поясняет, как различные части управления бизнесом — ценности, смысл, цели, задачи, действия, графики работы и ответственность — сочетаются друг с другом. В книге есть образец такого стратегического плана.
ВАЖНО:
Главная задача при составлении стратегического плана — собрать на одном листе бумаги всю информацию о вашей компании (представить ее можно в любом виде). Сверяться с планом следует каждый день; это необходимое условие для того, чтобы он начал работать на благо компании.
Как определить главный приоритет? Примеры из практики
1. История игрока в гольф Тайгера Вудса — один из наиболее ярких примеров того, как тяжело определить главный приоритет и достичь его.
После того как Тайгер выиграл турнир «Мастерс», его назвали «золотым мальчиком гольфа». Он заключал огромные контракты на рекламу и постоянно упоминался в прессе. А затем начал проигрывать — и его прозвали «кумиром на час». Более года он по непонятной причине не выигрывал ни одного соревнования. Но затем череда побед возобновилась, и Вудс поведал миру, что с ним произошло.
Оказалось, что Тайгер Вудс провел долгий и мучительный год за отработкой удара. Он понял, что никогда не добьется своей цели — стать величайшим игроком в гольф за всю историю игры, — если не усовершенствует свою технику удара. Это стало его главным и наиболее трудным для достижения приоритетом.
Некоторое время результаты были ужасны. Но объективный взгляд на себя помог Вудсу понять, чего ему не хватает, какие физические характеристики необходимо усилить, какие дополнительные навыки развить. Таким образом, он определил свой главный приоритет и сделал все необходимое, чтобы преодолеть существующие ограничения.
2. Пример из истории крупной ипотечной компании. В течение первых лет деятельности генеральный директор считал своим приоритетом Top-1-из-5 быстрый рост. Это означало: больше рынков, больше ипотечных продуктов, больше отделений в различных городах, больше сотрудников. А затем в один прекрасный день обширный сегмент этой сферы бизнеса «обвалился» в результате кризиса. Доходы резко упали, рост прекратился.
Компании удалось выжить и добиться устойчивого прироста прибыли только потому, что в момент кризиса генеральный директор правильно определил главный приоритет: сокращение расходов любой ценой. Затем он быстро принял болезненное решение — уволил 240 из 300 своих сотрудников. Некоторое время казалось, что компания умерла. Однако готовность генерального директора сэкономить, сократив расходы, помогла ему вернуться сперва к точке безубыточности (нулевой прибыли), а затем продержаться до того момента, когда на рынке кредитования вновь начался подъем.
ВАЖНО:
Зачастую генеральные директора не готовы провести необходимые, значительные и быстрые сокращения. Результатом этого может стать медленная и мучительная смерть всего бизнеса.
«Достижение главного приоритета — скорее всего, наиболее неприятное, раздражающее и, возможно, убивающее всякое желание дело, с которым вам когда-либо придется столкнуться, — пишет Верн Харниш. — Приступить к нему нелегко, и не стоит делать это в одиночку. Вам понадобятся мудрость и поддержка наставника, например влиятельного человека в совете директоров. Но потом вы будете рады приложенным усилиям. А сотрудников и инвесторов восхитит ваша решительность».
Пример из практики
В сети отелей Ritz-Carlton, дважды получившей Национальную премию качества Малколма Болдриджа за выдающееся качество работы и обслуживание, от персонала требуют вести учет всех случаев, когда возникают сложности при взаимодействии с клиентами или другими сотрудниками. Эти данные каждый день передают главному управляющему. На основании полученных сведений менеджмент ищет возможности для усовершенствований, которые сэкономят время, улучшат условия труда и повысят степень удовлетворенности клиентов.
Помимо опросов необходимо разработать систему ежедневных и еженедельных показателей эффективности для компании. На основании этой системы каждый сотрудник и каждый отдел получат свои индивидуальные показатели, по которым будет оцениваться их работа.
Верн Харниш рекомендует представлять эти показатели в графической форме, на больших листах, и размещать в тех местах, где их может видеть весь персонал компании. Полезно указывать на графике динамику показателей: например, финансовые результаты за прошлый год — плановые показатели на текущий год — прогнозируемые на следующий год.
Пример из практики
В начале 1980-х годов на сцене неожиданно появилась компания Federal Express. Что превратило новую компанию Фреда Смита в сенсацию? Ответ прост: они доставляли почту по месту назначения за одну ночь, без всяких «но» и «если».
Отправив посылку через FedEx, клиент знал, что адресат получит ее к 10 часам утра на следующий день. «Доставка к 10 утра» — таково было призывное обращение компании Federal Express к миру, в котором раньше знали лишь государственную почтовую службу. Именно точный срок доставки был измеримым брендовым обещанием FedEx.
Пример из практики
На заре занятий своим нефтяным бизнесом Рокфеллер понял, что на самом деле промышленности не хватает не нефти (она просто хлестала из земли) и не нефтеперегонных заводов (их за короткое время появилось больше тысячи). Промышленности не хватало дубовых бочек, чтобы хранить нефть, а еще точнее — железных обручей, скреплявших дубовые клепки, из которых были изготовлены эти бочки. Дефицит обручей и был главным узким местом. И потому одной из первых фирм, которые приобрел Рокфеллер, была ведущая компания, производившая эти крайне важные железные обручи.
Как утверждает Харниш, следование стратегии контроля над узкими местами позволяет каждой растущей компании найти индивидуальные приемы, которые помогут ей занять господствующее положение на нужном рынке.
Но ни одна компания не может успешно расти и развиваться без устойчивого финансирования и привлечения инвестиций. Как получить от банков деньги на развитие? Этому вопросу Харниш посвящает отдельную главу с подробными рекомендациями.
Шаг 2. Разработка стратегии
На этом этапе нужно провести исследование, подготовить финансовые отчеты, назначить встречи, начертить графики, собрать документы об истории компании, составить краткие биографии ее руководителей, подготовить презентации.
Шаг 3. Подготовка пакета документов на предоставление кредита
«Высококачественный пакет документов на предоставление кредита в несколько раз повышает шанс на получение финансирования и потому стоит потраченного времени, самоотдачи и средств».
Что должен включать в себя идеальный пакет документов на предоставление кредита:
1. Основные положения: краткая характеристика отрасли и компании.
2. Информация о менеджменте и владельцах.
3. Финансовая информация / прогнозы.
4. Цель кредита / заявка на получение кредита.
5. Приложения.
Три принципа Рокфеллера: приоритеты, данные, ритм
«Три принципа Рокфеллера — приоритеты, данные и ритм — являются ключевыми механизмами, позволяющими преодолевать барьеры в процессе роста компании и сохранять слаженность ее работы».
Применение этих принципов направлено на достижение трех главных целей: мотивировать команду зарабатывать деньги (а не просто получать зарплату), удвоить объем денежного потока, в несколько раз повысить прибыльность всего бизнеса.