Учет расходов на продажу, порядок их списания
Расходы на продажу - это расходы по доведению продукции до потребителя. Состав рх на продажу, отраженных в БУ, приведен в Плане счетов БУ в сч.44.
Рх на продажу в промыш предприятии - коммерческие расходы.
К ним относ-ся: расходы на тару и упаковку продукции на складе; рх по доставке продукции до пункта отправления и погрузке ее в траснп ср-ва; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовыми организациями; рх на рекламу; представительские рх и т.д.
Учет рх на продажу ведется на счете 44. Счет активный собирательно - распределит. Д-рх, связанные с реализацией продукции; К - списание этих рх по окончании месяца. В течение учетного периода по Д44 в корресп с кредитом различных счетов (10,41,60,70,69,71,76 и т.д) учитываются произв-ые рх. Выбор кредитуемого счета зависит от хар-ра рх, кот опред-ся соот-щим бухг-им док-ом.
Расходы на продажу ежемесячно списываются на с/сть отгруженной (проданной) продукции, что оформл-ся бух записью: Д90К44. Рх на продажу при их списании включ-ся с с/сть отгруженной (проданной) продукции прямым или косвенным путем.
Если прямое списание рх на продажу на с/сть каждого вида продукции невозможно, они распред-ся косвенным путем, т.е пропорционально избранной базе распределения.
В кач-ве базы распред-ия используются: нормативная (плановая) или фактич себестоимость отгруженной (проданной) продукции; объем отгруженной ГП; вес продукции; выручка от каждого вида продукции и т.д.
При исчислении «сокращенной» (ограниченной) с/сти расходы на продажу по мере их осуществления вкл-ся в с/сть проданной продукции, при этом дебетуется счет 90 и кредитуется счет 44.
Организация может не признавать рх на продажу в с/сти проданной продукции полностью в отчетном периоде в кач-ве рх на продажу по обычным видам деятельности. В этом случае на сч 44 остается сальдо в сумме не списанных организацией в установленном порядке расходов на упаковку и транспортировку, кот. внесистемным путем прибавляются к неотгруженной продукции и отражаются по статье «Прочие запасы и затраты»
К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции, оплачиваемые поставщиком.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, это расходы:
на затаривание и упаковку;
по доставке продукции, погрузке в транспортные средства;
комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
на рекламу;
на представительские расходы;
другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, это расходы:
на перевозку товаров;
на оплату труда;
на аренду;
на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
по хранению и подработке товаров;
на рекламу;
на представительские расходы;
другие аналогичные по назначению расходы.
Учет расходов на продажу ведется на счете 44 "Расходы на продажу". По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных расходов с кредита материальных, расчетных и денежных счетов.
Д44 К10 - учтена стоимость израсходованных на упаковку материалов
Учет продажи продукции
Продажа готовой продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями.
Продукция считается проданной, если право собственности на нее перешло к покупателю, работа считается выполненной, если её результаты приняты заказчиком, услуги считаются оказанными, если они потреблены.
Общий порядок перехода права собственности установлен п. 1 ст. 223 ГК РФ. У приобретателя право собственности на продукцию по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей продукции признается вручение её приобретателю, сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю.
Следовательно, если договором поставки момент перехода права собственности на готовую продукцию от продавца к покупателю не определен, то она считается переданной покупателю в момент отгрузки. Таким моментом является один из перечисленных в ст. 458 ГК РФ:
1) вручение готовой продукции покупателю в месте нахождения продавца;
2) вручение готовой продукции покупателю в месте нахождения покупателя, если по договору доставить готовую продукцию должен продавец;
3) вручение готовой продукции перевозчику либо иному лицу, указанному покупателем, в месте нахождения продавца, если по договору предоставить готовую продукцию должен покупатель.
Договором также может быть установлен особый момент перехода права собственности, отличный от общего. Это право сторон определено ст. 491 ГК РФ. Так, договор может предусматривать, что право собственности на готовую продукцию переходит к покупателю в момент полной или частичной оплаты её или в момент её доставки до франко-места.
Франко-место определяется договором и трактуется как место, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик, включая их в затраты на продажу или цену товара.
Продажа готовой продукции является обычным видом деятельности организации. Целью продажи является получение дохода и выявление финансового результата от продажи.
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с продажей и выявления финансового результата применяется счет 90 «Продажи». По дебету этого счета отражаются расходы, связанные с продажей продукции. По кредиту – доходы от продажи продукции.
К счету 90 «Продажи» открываются следующие субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-4 «Акцизы»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Записи по субсчетам производятся накопительно в течение года. Ежемесячно на основании записей по субсчетам определяется финансовый результат от продажи продукции за отчетный месяц следующим образом:
Оборот Ксч.90-1 – Оборот Дсч.90-2,3,4 = = ( + )прибыль/(–)убыток. (13.3)
Полученный результат ежемесячно отражается на субсчете 90-9 записью:
– Дт сч.90-9 «Прибыль от продаж» Кт сч. 99 «Прибыли и убытки» (прибыль);
– Дт сч.99 «Прибыли и убытки» Кт сч. 90-9 «Убыток от продаж» (убыток).
После этих записей синтетический счет 90 «Продажи» на конец отчетного периода (месяца) сальдо не имеет, в то время как все его субсчета имеют конечное сальдо. Закрытие субсчетов производится внутренними записями в конце года при реформации баланса.
В бухгалтерском учете продажа продукции отражается по-разному в зависимости от признания или непризнания выручки от продажи.
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка как доход от продажи признается в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:
– существует право на получение выручки, подтвержденное договором или иным документом;
– сумма выручки может быть определена;
– имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
– право собственности на продукцию перешло к покупателю или работа принята заказчиком;
– расходы, связанные с получением дохода, могут быть определены.
При признании выручки в бухгалтерском учете отгруженная покупателю продукция считается проданной, и в учете на счете 90 «Продажи» отражаются доход от продажи (выручка), расходы, связанные с продажей (себестоимость продукции, расходы на продажу, НДС) и выявляется финансовый результат от продажи.
При невыполнении хотя бы одного из этих условий, выручка не может быть признана в бухгалтерском учете, и отгруженная покупателю продукция не считается проданной и должна учитываться по дебету счета 45 «Товары отгруженные». На этом счете продукция учитывается до момента признания выручки в бухгалтерском учете. С наступлением этого момента отгруженная продукция считается проданной и списывается записью:
Дт сч. 90-2 «Продажи» Кт сч. 45 «Товары отгруженные».
Продажа продукции отражается бухгалтерскими записями, представленными в табл. 13.4.
Таблица 13.4
Операции по учету продажи продукции
№ п/п | Содержание операции | Дебет счета | Кредит счета | Оценка, руб. |
Выполняются условия признания выручки в бухгалтерском учете | ||||
Отгружена продукция покупателю, признана выручка | 90-1 | Выручка, в том числе НДС | ||
Списана фактическая производственная себестоимость проданной продукции | 90-2 | Фактическая себестоимость продукции | ||
Начислен НДС от продажной стоимости продукции | 90-3 | 68-2 | НДС | |
Списаны расходы на продажу | 90-2 | Расходы на продажу | ||
Отражен финансовый результат от продажи продукции: – прибыль – убыток | 90-9 | 90-9 | Доходы от продажи минус расходы | |
Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателя за проданную продукцию | Выручка, в т.ч. НДС | |||
Не выполняются условия признания выручки в бухгалтерском учете | ||||
Отгружена покупателям готовая продукция | Фактическая себестоимость продукции | |||
Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателя за проданную продукцию (право собственности перешло к покупателю) | Договорная стоимость продукции | |||
Признана выручка от продажи продукции | 90-1 | Выручка (в том числе НДС) | ||
Списана себестоимость проданной продукции | 90-2 | Фактическая себестоимость продукции | ||
Начислен НДС от продажной стоимости продукции | 90-3 | НДС | ||
Списаны расходы на продажу | 90-2 | Расходы на продажу | ||
Отражен финансовый результат от продажи продукции: – прибыль – убыток | 90-9 | 90-9 | Доходы от продажи минус расходы |