На страже интересов бухгалтера

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Интеллектуальный полигон

На выставке "Бухгалтерский учет и аудит - 2003"

Выставка "Бухгалтерский учет и аудит" проводится один раз в год в январе, как раз в то время, когда вступают в силу многие изменения в законодательной базе, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность. Для многих компаний это время выбора учетной политики, подготовки к годовому отчету...

Профессия номер один

Последние несколько лет бухгалтер в России - пожалуй, наиболее востребованная, популярная и уважаемая фигура на деловом и рабочем поле. Его деятельность несет в себе не только весомую учетно-финансовую составляющую, но и важнейшую социальную функцию: от профессионализма бухгалтера, его опыта, знаний и ответственности напрямую зависит пополнение государственного и местных бюджетов, а также правильность и своевременность выплаты заработной платы работникам предприятий, учреждений, организаций, фондов и пр. Кому еще как не бухгалтеру оказывают столь пристальное внимание российские Минфин и МНС, Государственная дума и законотворческие организации на местах.

Бухгалтер же в ответ вынужден в обязательном порядке не только уметь расшифровывать то, что порой далеко не всегда удается однозначно и доходчиво объяснить и самим авторам, не говоря уже про их коллег, но и выполнять предписания прежних нормативных документов, а также все несовместимые требования свежеиспеченных, порой носящие характер труднообъяснимых капризов.

И несмотря на все изменения, порой кардинальные, происшедшие в нашей стране за последнее десятилетие, труд бухгалтера почему-то только усложняется, становится все более напряженным и нервным. Попробуйте-ка в таких условиях уследить за всем, разобраться, что кому и когда нужно, кто чего хочет, соблюсти интересы всех сторон, да и о своем не забыть!

На страже интересов бухгалтера

Проходящая ежегодно начиная с 1994 г. национальная по форме и уникальная по сути (нигде в мире не представлены экспозиции по этой тематике) выставка "Бухгалтерский учет и аудит" снискала большую популярность среди специалистов в области учета и аудита, у бухгалтеров-практиков и работников финансовых служб, отделов ИТ и АСУ, разработчиков программ, менеджеров различного уровня, работников консалтинговых фирм и пр.

Одна из важных целей, которую поставили перед собой организаторы выставки "Бухгалтерский учет и аудит", - попытаться объединить специалистов различных отраслей знания вокруг этой общей тематики, создать для бухгалтера доброжелательную среду заинтересованного общения с аудиторами, консультантами, налоговыми службами, разработчиками программного обеспечения и т. п.

Из наиболее важных задач выставки - донести до всех заинтересованных сторон и по возможности прокомментировать последние изменения в законодательстве, методологии ведения бухгалтерского и налогового учета, ознакомить их с достижениями в области автоматизации финансово-экономической деятельности предприятий, оказать практическую помощь в подготовке отчетных документов и обратить внимание на новые методические материалы и литературу.

Большую роль в популяризации выставки и пропаганде ее концепции играют руководство федеральных министерств (Минфина, МНС), специализированные издания и общественные объединения специалистов. И сама экспозиция, и проходящие в дни работы выставки семинары, консультации и презентации подчинены главным задачам. Только раз в год бухгалтеры могут бесплатно получить из первых рук комментарии и разъяснения к новым законам и нормативным документам, подобрать надежного аудитора и налогового консультанта, обсудить здесь свои проблемы с ведущими разработчиками финансово-экономических программ, аналитических, информационно-правовых и справочных систем, представляющих большую часть участников российского рынка этих продуктов, ознакомиться с новинками специализированных изданий и финансовой периодики.

Бухгалтерия и управление

Нельзя сказать, что представленные на выставке компьютерные программы и комплексы были исключительно "бухгалтерскими", но им уделялось основное внимание. Одни названия говорят сами за себя: "1С:Бухгалтерия", "Алеф-Бухгалтерия", "Инотек Бухгалтер", "ИНФИН-Бухгалтерия", "Инфо-Бухгалтер", "Комплексная бухгалтерия КомТех", "ТБ. Бухгалтерия", "Турбо Бухгалтер", "Флагман: Бухгалтерский учет", "ФРЕГАТ-БУХГАЛТЕРИЯ" и др.

Все эти программы, подсистемы, модули, комплексы относятся к классу учетных. Они позволяют регистрировать данные о фактах финансово-хозяйственной деятельности и в своих базах аккумулируют информацию, обычно достаточную не только для ведения бухгалтерского и налогового учета, но и для принятия определенного круга управленческих решений.

Каждый бухгалтер может подобрать здесь компьютерный инструмент, адекватный размерам своего предприятия, специфике, характеру и объему выполняемых операций. Следует отметить, что все большее значение приобретает возможность использования имеющегося инструмента не только бухгалтерией, но и другими службами предприятия.

Диапазон представленных программ довольно широк. Казалось бы, зачем в них вникать, ведь их функции в части бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям закона, а с налоговым учетом не разобрались пока даже сами его инициаторы.

Однако в различных системах по-разному организуется цепочка действий, в них разная степень технологичности. Можно приводить множество факторов "одинаковости" и "отличия". Важно другое.

Вспомните, почему в вашей программе появились те или иные настройки: это предложение разработчика или ваше требование? Привычка, как известно, вторая натура, самая короткая дорога, которую знаешь. Но, может быть, не следует добираться из Питера в Москву через Владивосток?

Полезно посмотреть и другие программы и сравнить их с возможностями своей, поговорить с разработчиками. Но не для того, чтобы отказаться от своей и начать осваивать новую (хотя и такое бывает). Цель в данном случае - достичь более полного взаимопонимания со своим разработчиком, т. е. более грамотно формулировать свои требования по совершенствованию используемого вами инструмента. Поэтому есть смысл все-таки смотреть.

Программы системы "1С:Предприятие" решают различные задачи бухгалтерского и налогового учета, включая нововведенную упрощенную схему для малых предприятий и предпринимателей, позволяют строить управленческий учет в различных отраслях финансово-экономической деятельности и в основном ориентированы на малый и средний бизнес.

Компания "Алеф Консалтинг энд Софт", напротив, разрабатывает свои решения в основном для предприятий и холдингов со сложной организационной и хозяйственной структурой, в том числе промышленных предприятий и объединений. Об этом говорит и название системы "ТЯЖЕЛАЯ БУХГАЛТЕРИЯ". Она используется там, где нужно вести сложные, специфические отраслевые бухгалтерский учет, расчет себестоимости и расчеты с филиалами, а также формировать различные своды и консолидированную корпоративную отчетность.

Комплексные информационные системы, среди которых можно назвать системы серии "Альфа" (компания "Информконтакт"), "БЭСТ" ("Интеллект-Сервис"), Abacus ("Омега"), "Флагман" ("Инфософт") и др., которые позиционируются как управленческие, концептуально построены на "бухгалтерском" ядре. Иначе говоря, любая операция, зарегистрированная в системе, рано или поздно отражается в виде бухгалтерских проводок в соответствии с Планом счетов.

Такие системы имеют, как правило, модульную структуру, формируемую в соответствии с операциями, выполняемыми на определенных участках. Поэтому их функциональное наполнение может изменяться в соответствии с требованиями, предъявляемыми со стороны пользователя.

Как правило, выделяются обычно такие модули или подсистемы, как "склад" или, в более расширенном варианте, "снабжение, склад, сбыт", "основные средства", "зарплата и кадры", "документы и (или) договоры" и т. п. Все чаще комплексные системы дополняются возможностями построения различного вида бюджетов (что придает им свойства, характерные для управления финансами), а также подсистемами, регистрирующими различные факты взаимодействия с клиентами.

Обязательной составной частью таких программ являются различные встроенные или интегрированные механизмы и подсистемы, повышающие технологичность их использования и диапазон решаемых задач. К ним относятся конструкторы, дизайнеры, генераторы форм документов, механизмы контроля и построения графиков и пр. Они позволяют менять конфигурацию системы или ее отдельных частей, изменять их настройку в соответствии с возможностями или полномочиями того или иного пользователя, в разном виде представлять имеющуюся в базах данных информацию, вносить отраслевую специфику и пр.

Однако термин "управленческие" говорит в большей степени о том, что в базах данных систем аккумулируется информация, которая дает руководителям разного уровня возможность принимать те или иные решения.

Но эти решения в большой степени зависят не только или даже не столько от самой системы и ее возможностей, сколько от способности того или иного пользователя анализировать имеющиеся у него данные и на основе такого анализа делать правильные выводы.

Справки и консультации

Информационно-справочные и правовые системы - еще один класс программ из представленных на выставке, который, в частности, необходим и бухгалтеру. В первую очередь это правовые системы. Они содержат не только тексты законодательных документов, но и комментарии к ним, рекомендации по правильному использованию, ответы на часто встречающиеся в бухгалтерской практике вопросы и пр. Для пользователя таких систем большую актуальность приобретает не столько компания-производитель и ее возможности по отслеживанию всех законодательных изменений и актуализации правовых документов, сколько ее партнеры и то, насколько быстро они предоставляют обновления информационных баз.

Среди наиболее известных поставщиков справочных правовых систем первые позиции занимают три компании, конкурируя между собой за пользовательский "электорат", расширяя свои услуги и базы консультациями и комментариями ведущих специалистов и актуальными дополнительными материалами разных компаний. Это "Консультант Плюс", "Гарант" и "Кодекс".

В качестве информационно-справочного инструмента широко используются сайты этих и других компаний, где, например, можно найти консультацию практически по любому вопросу бухгалтерского и налогового учета. Также выпускаются специализированные справочные электронные базы по различным отраслевым нормативным документам ("Кодекс", "ТЕРМИКА") или специальные печатные издания ("Гарант", "Консультант Плюс"). На выставке прошла презентация совместного проекта некоммерческого партнерства информационно-правового консорциума "Кодекс" и корпорации "Парус" для работников бюджетной сферы. Информация подготовлена корпорацией "Парус" на основе разъяснений специалистов федерального казначейства, структурирована на платформе "Кодекс Internet/Intranet" и представлена в интернете в виде консультационного раздела.

В числе программных и информационных решений, презентация которых прошла на выставке, можно отметить автоматизированную систему "ЭкспрессАудит" (консалтинговая компания "ТЕРМИКА"). Это не только инструмент автоматизации аудиторских процедур, удобный для работы "на выезде к клиенту", он позволяет создавать специализированные варианты, которые могут содержать более расширенную методическую основу системы, включающую в себя группу дополнительных вопросов, сформированных заказчиком.

Кроме того, система может интегрироваться с различными "электронными архивами", иначе говоря - системами хранения электронных документов, что обеспечивает не только автоматизацию аудиторских процедур, но и систематизированное и упорядоченное хранение всей рабочей документации. Следует заметить, что система "ЭкспрессАудит" может использоваться самими бухгалтерами для проведения внутреннего аудита, что очень актуально накануне формирования годового отчета, а также для практического обучения начинающих бухгалтеров и студентов.

Представляет интерес информационно-справочная система "1С:Консалтинг. Стандарт" (совместная разработка фирм "1С" и "Инфорас"). Она построена на основе экспертных заключений юристов и аудиторов по конкретным вопросам хозяйственной деятельности, при этом каждый вопрос рассматривается с точки зрения различных аспектов: правового, налогового, бухгалтерского, порядка оформления документов.

Каждая справка в системе снабжена закладками: "документы", "аналитика", "налоги", "учет", "образцы документов". Набор закладок может варьироваться в зависимости от темы. Одно из основных достоинств системы в том, что на момент выхода очередной версии актуализируются все включенные в нее материалы - как нормативно-правовые акты, так и экспертные заключения, аналитические статьи и образцы документов.

Иностранцы в России

Из 140 участников выставки три компании демонстрировали западные системы.

Корпорация Business Management Systems (BMS) представила системы:

· управления производством класса MRP II-MFG/Pro (QAD);

· управления торговыми предприятиеми различного масштаба R2000 (BMS);

· составления корпоративных финансовых планов и бюджетов CPBS (Minerva).

Они обеспечивают управление материальными, финансовыми и информационными ресурсами по всей логистической цепочке предприятия. По заявлению представителей корпорации, в России ими пользуются более 40 организаций.

К сожалению, эти программные продукты вообще "не знают" ни бухгалтерского учета, ни тем более налогового, поэтому российскому бухгалтеру целесообразно еще побеспокоиться об отечественном программном инструменте и всю свою работу вести на нем. Например - с помощью "1С:Бухгалтерии" или бухгалтерского модуля системы "Парус", в которые программные продукты BMS "умеют" передавать часть информации, аккумулируемой в своих базах данных.

Компания Microsoft Business Solutions (MBS), образованная в результате приобретения корпорацией Microsoft компании Navision a/s., предлагала для малых и средних предприятий бизнес-приложения. Они позволяют оптимизировать и более эффективно развивать отношения с клиентами, партнерами, поставщиками и сотрудниками, а также автоматизировать сквозные бизнес-процессы в области финансов, дистрибуции, электронной коммерции, управления проектами, персоналом, производством, цепочками поставок, знаниями, продажами и маркетингом, обслуживания и поддержки клиентов.

На выставке "Бухгалтерский учет и аудит - 2003" были представлены интегрированная система управления для небольших и средних компаний Microsoft Business Solutions-Navision, а также Microsoft Business Solutions-Axapta - интегрированная система класса ERP, дающая возможность "повысить эффективность бизнеса и получить новые конкурентные преимущества".

Компания VDEL Ltd. является официальным дистрибьютором продуктов ACCPAC в России и странах СНГ. Это, пожалуй, наиболее распространенная система в мире. В России у нее уже около 50 клиентов. Система имеет модульную структуру, построенную на общепринятом разделении бизнес-процессов и соответствующих им участков учета.

По мнению специалистов VDEL Ltd., система ACCPAC, имеющая "продуманную бизнес-логику и соответствующая международным стандартам управленческого учета, может стать востребованной и в России".

Отдавая должное достоинствам названных выше систем в части подготовки данных для управленческих решений и маркетинговой активности компаний в рекламных акциях, заметим, что с чисто российскими "бухгалтерскими проблемами" все же лучше справляются отечественные системы.

Работа на перспективу

Выставка потому играет столь важную роль в деятельности бухгалтеров, что поставляет им не только актуальную и разностороннюю информацию, позволяет улучшить качество своей работы и овладеть тонкостями профессии. Она дает возможность в одном месте получить ответы практически на все вопросы по бухгалтерской тематике: к вашим услугам обучение, консультации, справки, деловая литература, методические пособия, периодические издания, программное обеспечение, средства автоматизации и пр.

Сайт выставки www.expos.ru заранее информирует, кто принимает в ней участие и на каких стендах, содержит перечень компаний и направления их деятельности. Поэтому к выставке можно основательно подготовиться, организовать ее коллективное посещение, которое будет полезно многим различным специалистам предприятия.

Как отметил в своем приветствии участникам и посетителям выставки первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, выставка "Бухгалтерский учет и аудит" "служила своеобразным зеркалом, в котором отражались новации бухгалтерского учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности органов территориального управления, предприятий и организаций. На выставке проходили апробацию новые методики, программные продукты, необходимые бухгалтерам и аудиторам, работникам налоговых органов".

Выставка объективно отражает процессы, происходящие на отечественном рынке финансово-экономических услуг. Сегодня в России уже сложился и активно функционирует самостоятельный сегмент национальной экономики - рынок финансово-экономических программ и аудиторских и консалтинговых услуг. И в этом тоже есть заслуга выставки "Бухгалтерский учет и аудит".

Выставка отметила свое десятилетие. Оно ознаменовалось четким пониманием той роли, которую играет выставка, ее места в общем процессе развития всех представленных на ней направлений, структуризацией ее деятельности и комплексностью предоставляемых услуг. Все для бухгалтера (и даже более), все в помощь его деятельности, все для практического освоения новых и модифицированных методик, технологий, инструментов. Это своего рода самый "интеллектуальный полигон", на котором отрабатывается бухгалтерский профессионализм. Иди, обсуждай, сравнивай, принимай решение!

И пока есть такая возможность, используйте "экспериментальную лабораторию" и "интеллектуальный полигон" - выставку "Бухгалтерский учет и аудит", очередная встреча на которой состоится в январе 2004 г.

Бухгалтерская Мекка

10 лет с выставкой "Бухгалтерский учет и аудит"

Сегодня этот международный форум называют самым крупным и представительным мероприятием в жизни бухгалтерской общественности, выставкой года. Она занимает лидирующие позиции в рейтинге специализированных выставок финансово-экономического направления.

Выставка "Бухгалтерский учет и аудит" - это сегодня и витрина, и центр знаний, и профессиональный клуб со своей средой общения, и ярмарка-магазин, т. е. срез определенной ветви древа нашей сегодняшней российской деловой жизни, его своеобразный индикатор и зеркало нашего времени.

Продолжая начатую тему, мы предлагаем более детальное знакомство с некоторыми аспектами, касающимися истории развития самой выставки этого периода и формирования сферы информационных технологий, их прошлого и настоящего.

Вот уже который год подряд в конце января со всех уголков России и прилегающих земель стекаются в своего рода бухгалтерскую Мекку "паломники", так или иначе связанные с этой сферой деятельности, дисциплиной, областью науки и практики. Именно здесь приверженцы и последователи древнего бухгалтерского Учения могут наиболее полно погрузиться в атмосферу действа и припасть к щедрому источнику бухгалтерских и сопутствующих знаний, принять непосредственное участие в различных "церемониях", процедурах и мероприятиях.

Десять лет прошло с тех пор, как впервые в Москве открылась выставка "Бухгалтерский учет и аудит". Много это или мало? По историческим меркам и возрасту самой бухгалтерии - это миг, по делам - уже есть о чем говорить, что показать.

Какая была техника

По большей части на тот период уровень технической оснащенности для бухгалтерских систем представлял собой в основном компьютерный парк IBM-совместимых ПК с процессорами 386-й и 486-й серий, редко встречались Pentium 100-120. Средний объем оперативной памяти - 4, редко 8 Мб, а объем жесткого диска - 120-340 Мб. Основной операционной системой являлась MS DOS. Самыми любимыми СУБД у разработчиков тех лет были Clipper и Fox.

Нередко один персональный компьютер приходилось "делить" нескольким специалистам, работникам одной небольшой фирмы. Если более крупная компания могла себе позволить автоматизацию учета с использованием нескольких компьютеров, скажем, в бухгалтерии, то программа устанавливалась на несколько компьютеров, при этом единство и целостность баз данных, справочной информации и т. д. поддерживалась специально разработанной технологией (синхронизация данных). Обмен данными между компьютерами в основном осуществлялся посредством дискет.

Локальные вычислительные сети были редкостью, а если и встречались, то в подавляющем большинстве использовались простые файл-серверные варианты ЛВС, зачастую одноранговой структуры.

Составляющие успеха

Слагаемых успеха у той или другой фирмы немало. И все эти компоненты должны работать синхронно, четко, слаженно и продолжительное время. Если в таком "часовом" механизме что-то разлаживается, сбоит, ломается, "часы" отстанут, а то и вовсе остановятся. К примеру, если у фирмы, добившейся определенного успеха на рынке, начинает "хромать" разработка и новые версии не поступают своевременно к пользователям, а законодательство изменилось - к примеру, иными стали требования к формам документов и (или) алгоритмы расчета их показателей и пр., то прежняя замечательная программа быстро становится просто обузой. Ее пользователи, немного помучавшись, непременно станут искать замену либо ей, либо обслуживающей их фирме. Иначе говоря, очень важными компонентами являются качество, гибкость и открытость продукта, качество обслуживания, надежность самой фирмы.

Разумеется, без взвешенной, продуманной и своевременной рекламной кампании не обойтись. Сейчас трудно поверить в то, что, когда в начале 1990-х "Хакерс Дизайн" или "1С" проводили свои первые рекламные акции в СМИ, вкладывая значительные суммы в данную составляющую бизнеса, это у многих разработчиков вызывало по крайней мере недоумение: зачем? Однако можно встретить и другую крайность. Бывает, что продукт еще только-только начали разрабатывать, а уже появляется сильно опережающая его агрессивная реклама, обещающая пользователю сплошное "райское наслаждение". Пользователь "разогрелся", заинтересовался, откладывает деньги, ищет, спрашивает: "Где? Когда?" А "рая" все нет и нет. Ну, горемыка и подается разочарованный и "подогретый" к конкуренту. У того продукт, конечно, не "райский" и дороговатый, но реальный, и работать на нем в принципе можно.

Одно время пошла мода на броские, и даже прозападные имена. Смотрит наш простой российский бухгалтер на название такой программы (или фирмы), выведенное импортными буквами, и не понимает, чья это программа (фирма) - наша или "басурманская". И на всякий случай отходит: "чур, чур меня".

Краткое и запоминающееся, удачно подобранное сочное имя (название программы) - это одно из слагаемых успеха (но, как оказалось, не главное). Например, кто бы мог подумать, что "БЭСТ" - созвучное с английским "лучший", - расшифровывается всего лишь как "Бухгалтерия-Экономика-Склад-Торговля"!

Имена некоторых программ оказались столь удачными и популярными, что их законные "родители" не захотели оставаться в тени своих детищ, не устояли перед соблазном пойти навстречу успеху и известности, сменив названия своих фирм на уже привычные для публики имена программ (систем). Другие, усмотрев причину успеха только в этом, также начали менять фирменные "фамилии", что, впрочем, не добавило их изделиям веса и новых клиентов. Было время, когда подобное увлечение оказалось довольно распространенным, и многие фирмы поддались этому "ветру перемен", видимо, для того, чтобы пользователи не мучились долго, вспоминая название фирмы, которую нужно ругать за их плохо работающее "чудо". Вообще, "имена" - это отдельная тема...

Однако стоит обратить внимание на то, что современные программные комплексы или даже некоторые системы, сохранившие свое первоначальное название, ничего общего (кроме имени) с прежней программой давно уже не имеют.

Недостающее звено

Развитие инфраструктуры идет по всем направлениям, а не только в сфере автоматизации. Таким образом, вокруг бухгалтерского основания постепенно начинает складываться и развиваться сопутствующая инфраструктура. В условиях переходного периода и ломки в государственном устройстве, экономической системе, при нестабильности, частой смене законов, несовершенстве нормативных актов, правил и методов ведения учета профессия бухгалтера становится все более непростой и в то же время востребованной, заметной, уважаемой, а его роль и значимость в структуре предприятия и даже государственном масштабе - все более осязаемой. Развитие этой профессии, этого вида деятельности шло своим, не слишком прямым и не самым легким путем, но в общем процессе развития и инфраструктуре этого направления не хватало некоего звена, отражающего весь спектр задач, проблем и достижений.

Потребность в подобного рода "зеркале", витрине рынка, общей территории для регулярных встреч и общения, обмена опытом, получения новых знаний была воспринята, и тогда эта идея материализовалась в форме регулярно проводимой выставки. Но она не сразу стала той, которую мы знаем теперь. Предтечей ее была совсем небольшая выставка "Бухгалтерский учет", проводившаяся в Московском авиационном институте. Тогда она ограничивалась только полутора десятками разработчиков с их программами да парой изданий с лотками книжно-журнальной специализированной литературы.

Первая выставка "Бухгалтерский учет и аудит" состоялась в Москве в павильоне N 69 Всероссийского выставочного центра в конце января 1994 г. С тех пор она каждый год на том же самом месте растет, ширится и все так же знакомит участников и посетителей с достижениями в этой сфере.

Вообще, тот год был необычным... Вся бухгалтерская общественность готовилась отметить тогда 500-летие со дня выхода в свет "Трактата о счетах и записях" Луки Пачоли - итальянского ученого, автора первой бухгалтерской книги о системе двойной записи, международно признанного основоположника современной системы бухгалтерского учета. В мае того же года в России в Санкт-Петербурге прошел международный конгресс, посвященный этому событию.

О кризисе

На этот же десятилетний период приходится и кризис 1998 г., который нанес мощный удар по российской экономике. Анализ активности участников выставки показал, что наиболее уязвимым оказался сектор аудиторских услуг, который ощутимо "упал" после кризиса на два-три года. По сектору разработчиков ПО кризисные трудности никого не миновали, многим пришлось свернуть некоторые долгосрочные проекты и сократить персонал. Однако в целом ведущие фирмы выстояли, довольно быстро справились с неблагоприятными последствиями кризиса и продолжают развиваться. Кстати, в этом им помог сам... кризис: почти пятикратное падение курса рубля к доллару дало российским производственникам определенные конкурентные преимущества перед западными товарами. Началось наращивание производства, у предприятий появились деньги на автоматизацию. В последние годы на выставке заметно усилилось присутствие внедренческих фирм и так называемых системных интеграторов, а также фирм, оказывающих консалтинговые услуги.

Так называемый дефолт 1998 г., с одной стороны, отбросил экономику страны на несколько лет назад, но, с другой стороны, стал серьезной проверкой надежности фирм, прочности позиций отечественной индустрии ИТ, дал некоторую передышку российским разработчикам ПО в борьбе с западными конкурентами и время для повышения общего уровня наших разработок и технологий, подготовки отечественных ИТ-специалистов.

Естественно, кризис сказался на количестве экспонентов и их составе, но период выхода из кризисного шока и реабилитации в этом секторе прошел примерно за 2-3 года и позволил выставке вернуться в прежнее русло.

Предварительные итоги

Итак, за рассмотренный нами временной промежуток сменилось несколько поколений техники и программных средств, существенно изменились концепции и подходы к автоматизации. Пройден гигантский путь - от примитивных, кустарных ненадежных программ, автоматизирующих лишь отдельные задачи или участки учета и предназначенных для работы в основном на одном персональном компьютере, жестко ориентированных на определенную техническую базу, отрасль или сферу деятельности, до современных мощных сетевых тиражируемых информационных систем международного уровня, гибких и универсальных, корпоративных или специализированных.

Эти системы могут эффективно использоваться во многих отраслях и сферах деятельности и работать на самых разнообразных платформах в реальном масштабе времени с единой информационной и распределенной базами данных.

Формирование данного сектора рынка происходило в этот же 10-летний период, и в настоящее время он в основном сложился: его ведущие игроки уже по нескольку лет занимают определенные ниши и довольно стабильные позиции.

Путевку в жизнь сегодняшним лидерам и многим ведущим фирмам дала выставка "Бухгалтерский учет и аудит". Она вместе со СМИ сыграла не последнюю роль в том, что этих разработчиков узнали, их продукция вышла на рынок и завоевала на нем определенные позиции.

В те же годы (в июне 1993 г.) зародилась некоммерческая Ассоциация разработчиков ПО в области экономики (АРЭП), которая способствовала объединению отечественных разработчиков и зарождению и становлению полноценной ИТ-отрасли. Необходимо подчеркнуть, что до последнего времени государственные структуры практически не принимали участия в этом процессе.

Бухгалтерские университеты - 2003

Видимо, не стоит долго задерживаться на том, что вся выставка, демонстрирующая передовые компьютерные технологии ведения бизнеса, аудиторские и бухгалтерские услуги, сервис в области бизнес-консультирования и оптимизации процессов управления предприятием и пр., была выстроена с целью оказания максимальной помощи бухгалтеру, т. е. во благо посетителя.

Заметим, что за итогами этой крупнейшей в России профильной выставки внимательно наблюдают участники рынка во многих регионах России и других стран.

Приведем некоторые цифры, полученные в результате различных опросов, проводимых на 10-й, юбилейной выставке 2003 г. Методика проведения опросов различна, поэтому некоторые данные, взятые из разных источников, могут несколько отличаться друг от друга. По информации фирмы "Экспосервис-1" (организатора выставки) и ЦИЭС "Бизнес-Программы-Сервис", а также из наших собственных опросов можно вывести следующую картину.

Общее количество участников - 135, в том числе и зарубежные экспоненты.

Географический состав посетителей выставки в последние годы достаточно стабилен. На нынешнем "Бухгалтерском учете и аудите" из числа ответивших на вопросы анкет москвичей побывало 76 %, Московскую область представляли 13 %, гостей из регионов и зарубежья оказалось 11 %. Всего выставку посетили около 26 тыс. человек.

Из общего числа посетителей 34 % работают в сфере торговли, представителей промышленности - 14 %, аудита и консалтинга - 14 %, строительной индустрии - 11 %, в сфере науки и образования работают 10 % и в компьютерном бизнесе заняты 6 %.

В этот раз бухгалтеры, финансисты и экономисты составили 59 %, директора и руководители предприятий - 15 %, технические специалисты - 23 %. 67 % посетителей работают на малых предприятиях численностью до 50 человек.

Некоторые статистические данные, собранные на стендах фирм-участниц, будут дополнительно приведены в соответствующих разделах обзора.

Центром выставки, ее стержнем являются деловое программное обеспечение для учета и управления, программные продукты финансово-экономического назначения, информационные правовые и справочные системы, на которых мы в основном и сосредоточим наше внимание.

Современные системы автоматизации за 10 лет ушли настолько далеко вперед, настолько усложнились и выросли, что отыскать в этих громадных комплексах бухгалтерский модуль порой оказывается трудновато.

Предлагаемые сегодня системы и услуги далеко перешагнули рамки бухгалтерского учета, хотя он, бесспорно, остается важнейшей составляющей для любого комплекса и деятельности любого предприятия. В практику работы российских бухгалтерий стали широко внедряться новые информационные технологии, автоматизированные финансово-экономические системы и блоки комплексных систем управления предприятиями и территориями. Наш опрос посетителей выставки показывает, что уже 85 % фирм и бухгалтеров используют в своей работе компьютерные программы. Этот показатель был существенно ниже еще пять лет назад.

Посмотрим, что в этот раз демонстрировали на выставке некоторые ведущие фирмы ИТ-отрасли. Более подробно остановимся на тех из них, которые не попали в авторский обзор предыдущего номера журнала. Используемое далее обозначение разделов весьма условно, так как описание идет по фирмам в целом, имеющим в большинстве своем множество различных продуктов, в том числе и выходящих за рамки раздела, к которому причислена какая-либо фирма.

Производство

Бухгалтерская Мекка

Не только для бухгалтера

Комплексные системы

Фирма "Бухгалтерия КомТех" (в прошлом "КомТех") участвовала во всех 10 выставках "Бухгалтерский учет и аудит" и соответственно была награждена Золотым дипломом выставки.

В этот раз фирмой были представлены новые программные продукты, которые существенно расширяют представление о системе "КомТех" как только бухгалтерской. Продемонстрированные модули "Бюджетирование", "Управление персоналом", "Управление снабжением" предназначаются для организации и ведения управленческого учета. С их появлением система "КомТех" получила дальнейшее развитие в сторону корпоративной, стала более полно соответствовать статусу комплексной, рассчитанной на многие категории пользователей и службы предприятия.

Отличительной особенностью системы "КомТех" является так называемый табличный интерфейс представления информации с возможностью групповых преобразований данных и наличием разнообразных расчетных механизмов. Особо следует отметить, что их настройка доступна не только квалифицированному программисту, но и обычному пользователю. Новые модули имеют единый для системы дружественный пользовательский интерфейс.

Модуль "Бюджетирование" представляет собой по сути генератор отчетов, в котором пользователь может самостоятельно настроить нужные бюджеты и производить расчеты их фактических показателей на основе данных не только бухгалтерского учета, но и различных отчетов по учету ОС <

Наши рекомендации