Цели и задачи бухгалтерского учета.
Цели и задачи бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет – это наука о сущности и структуре фактов хозяйственной деятельности, т.е. упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществах и обязательствах организации, а также их движении путем сплошного и документального учета всех хозяйственных операций.
Целью бух. учета является раскрытие содержание связи между экономическими и юридическими категориями, с помощью которых изучаются факты хоз. деятельности предприятия. Юридическая позволяет оценить их законность и целесообразность, а экономическая эффективность хоз. процессов.
Задачи бух. учета:
· Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внешних и внутренних пользователей.
· Обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям бух. отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ.
· Предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности организации и выявление внутренних резервов для ее обеспечения.
Функции учета в управлении.
1) Информационная
2) Контрольная
3) Аналитическая
Характеристика бухгалтерского учета.
Определение, цели и задачи.
Предмет бух. учета – это финансово хоз. деятельность предприятия.
Объекты бух. учета – имущества, обязательства, капитал, финансовые результаты, хозяйственные процессы и операции.
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России.
Осуществляется правительством РФ и министерством финансов РФ в соответствии с международными стандартами финансового учета и отчетности.
Нормативно- правовое регулирование в России состоит из 4 уровневой системы:
1 уровень: Законы, указы Президента РФ, постановления Правительства, закон № 402 ФЗ.
2 уровень: положения по бухгалтерскому учету.
3 уровень: методические указания, инструкции рекомендации.
4 уровень: относятся рабочие документы организации для внутреннего пользования, учетная политика организации.
Учетная политика организации.
Учетная политика организации - это совокупность способов ведения бух. учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хоз. деятельности.
В вопросах учетной политики организации должны разбираться:
· Руководитель, он утверждает учетную политику.
· Бухгалтер, формирует УП.
· Аудитор, проверяет УП.
· Налоговый инспектор, так как от УП зависит порядок формирования того или иного объекта обложения.
С помощью УП:
· осуществляется процесс реального расширения системы бух. учета.
· происходит совершенствование нормативной системы регулирования бух. учета.
В 2006 г. было утверждено ПБУ 1/2008 – Учетная политика организации.
Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления.
Утверждается:
· Рабочий план счетов
· Формы первичных учетных документов
· Порядок проведения инвентаризации
· Правила документооборота
· Порядок контроля за хоз. операциями.
Изменение УП:
· При изменении законодательства
· Разработки организацией новых способов ведения бух. учета.
· Изменение вида деятельности.
Изменения вводятся с 1 янв. следующего года.
Предмет и объекты бухгалтерского учета.
Предмет бух. учета – это финансово хоз. деятельность предприятия.
Объекты бух. учета – имущества, обязательства, капитал, финансовые результаты, хозяйственные процессы и операции.
Строение и структура бухгалтерского баланса.
Вопрос 8
Типы хозяйственных операций, их влияние на бухгалтерский баланс.
Существует 4 типа хоз. операций.
1 тип – изменяет состав имущества, т.е. изменения происходят только в активе баланса. Валюта актива не изменяется. (50 51)
2 тип – вызывает изменение в источниках формирования имущества, т.е. изменения происходят только в пассиве баланса. (84 80)
3 тип – активно-пассивное изменение в сторону увеличения. (51 66) (10 60)
4 тип – активно-пассивное изменение в сторону уменьшения. (50 70) (66 51)
Формы бухгалтерского учета.
Под формой понимают определенную систему построения и сочетания учетных регистров, а также последовательности и способы записи в них.
Признаки определяющие форму бух. учета:
· Виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними.
· Применение вычислительной техники.
· Последовательность и способы записи в учетных регистров.
Существует следующие формы:
1. Мемориально-ордерная.
2. Журнально-ордерная.
3. Упрощенная.
4. Автоматизированная.
Мемориально-ордерная форма учета получила свое название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных документов. При этой форме учета на каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Характерная особенность данной формы – поступающие в бухгалтерию документы накапливаются и регистрируются в накопительных ведомостях. На каждую группу документов составляется мемориальный ордер. К нему прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы, как первичные, так и сводные. В ордере указываются номер, краткое содержание операции, дебет, кредит, сумма.
Синтетический учет ведется в двух регистрах:
• регистрационном журнале;
• Главной книге.
Журнал применяется для регистрации проводок в хронологическом порядке. Затем мемориальные ордера записываются в Главную книгу, которая имеет двустороннюю форму.
Аналитический учет ведется преимущественно в карточках, записи в регистры аналитического учета производят непосредственно с первичных или сводных документов, прилагающихся к ордеру.
Журнально-ордерная форма
Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру – журналу-ордеру. При данной форме учета применяются два основных регистра:
Для облегчения работы по обобщению и группировке данных применяются специальные разработочные таблицы.
Журналы-ордера – это свободные листы, построенные по шахматному принципу. Записи производятся на основании поступления документов. Строятся журналы-ордера по кредитовому признаку. Они могут использоваться для одного счета (журнал-ордер № 1 – «Касса», журнал-ордер № 2 – «Расчетный счет») или для нескольких счетов (журнал-ордер № 10 – «Затраты на производство»).
Помимо журналов-ордеров открываются ведомости. Они используются, когда требуемые аналитические показатели сложно получить непосредственно из журналов-ордеров.
Кассовые операции, операции по расчетным и валютным счетам регистрируются как по дебету, так и по кредиту.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в главную книгу.
Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. На основании Главной книги и других регистров заполняются формы отчетности.
Автоматизированная форма возникла с применением компьютерной техники для обработки данных. Разработаны специальные программы по бухгалтерскому учету и программы финансовых вычислений, позволяющие формировать определенные показатели и производить расчеты. Использование электронной формы учета позволяет без вывода на печать:
• регистрировать и хранить данные;
• выполнять арифметические операции с данными;
• формировать показатели для бухгалтерской отчетности.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета отличается от традиционных форм скоростью выполнения арифметических операций и надежностью хранения данных.
Выбор формы ведения бухгалтерского учета отражается в приказе о выборе учетной политики.
Упрощенная форма используется на небольших предприятиях и предполагает применение книги учета хоз. операций, в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержание сразу отражается на счетах бух. учета. Данная книга является комбинированным регистром, которая содержит все бух. счета и позволяет вести учет хоз. операций на каждом из них. На ряду с книгой для учета можно применять регистры бух. учета, представляющие собой ведомости, каждая из которых применяется по одному конкретному бух учету.
Правила исправления ошибок.
Формы бухгалтерского учета.
Вопрос 19
Цели и задачи бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет – это наука о сущности и структуре фактов хозяйственной деятельности, т.е. упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществах и обязательствах организации, а также их движении путем сплошного и документального учета всех хозяйственных операций.
Целью бух. учета является раскрытие содержание связи между экономическими и юридическими категориями, с помощью которых изучаются факты хоз. деятельности предприятия. Юридическая позволяет оценить их законность и целесообразность, а экономическая эффективность хоз. процессов.
Задачи бух. учета:
· Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внешних и внутренних пользователей.
· Обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям бух. отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ.
· Предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности организации и выявление внутренних резервов для ее обеспечения.
Функции учета в управлении.
1) Информационная
2) Контрольная
3) Аналитическая