Тема 4. Виды ферментеров. Выделение, концентрирование и очистка биотехнологических продуктов. Требования GMP к биотехнологическому производству
Цель: сформировать у студентов знания по выделению, концентрированию и очистке биотехнологических продуктов. Требования GMP к биотехнологическому производству.
Задачи обучения:
- углубить и закрепить знания по теме занятия;
- сформировать у студентов практические навыки
- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Основные вопросы темы:
1. Технологические особенности процессов ферментации
2. Конструкции ферментеров (биореакторов)
3. Основные факторы среды, определяющие рост и биосинтетическую активность продуцентов
4. методы выделения и очистки целевых продуктов в процессе культивирования микроорганизмов
5. основы технологии выделения, концентрирования и очистки белковых и ферментных препаратов
6. основы технологии сушки белковых и ферментных препаратов
7. типовые примеры выделения и очистки ферментных препаратов
8. Требования GMP к биотехнологическому производству.
Форма проведения: практическое занятие
Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.
2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.
3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.
5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.
6. Фармацевтическая биотехнология : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / С.Н. орехов ; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.
б) Дополнительная:
5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.
6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.
Вопросы для самоконтроля.
- Что является критерием при выборе методов разрушения клеточных оболочек?
- Чем вызвана необходимость предварительной коагуляции микробных клеток перед фильтрованием?
- Назовите основные способы концентрирования микробных суспензий. Какие физические принципы лежат в их основе?
- Почему в процессе экстракции бензилпенициллина бутилацетатом из нативного раствора необходимо строго поддерживать:
а. значение рН в пределах – 2,8 – 3 ?
б. значение температуры в пределах 10 – 120С ?
5. Какие основные подходы используются для интенсификации процесса
упаривания растворов белковых препаратов?
6. Какие основные подходы используются для интенсификации процесса
ультрафильтрации и диализа растворов белковых препаратов?
- Почему для процесса высаливания белков нельзя использовать соли
тяжелых металлов, например сульфат меди?
- Почему для высаливания белков из концентрированного раствора нужно
меньшее количество соли?
- Какие требования предъявляются к органическим растворителям,
используемым для обратимого высаждения белков.
Тема 5. Клеточная инженерия и генная инженерия
Цель: сформировать у студентов знания по основам генной и клеточной инженерии.
Задачи обучения:
- углубить и закрепить знания по теме занятия;
- сформировать у студентов практические навыки
- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.
Основные вопросы темы:
1.Понятия ДНК, Транскрипция, Трансляция, Репликация, Гены, Пульс – электрофорез, ДНК-футпринтинг, Денатурация, Ренатурация, Генотип, Фенотип, Сайты, Экзоны, Интроны, Сплайсинг, Антикодон, Кодон, Оперон.
2.Синтез ДНК.
3.Универсальные аминокислоты.
4.ДНК, РНК; типы РНК.
5.Генетическая информация, методы ее получения, Геном человека.
6.Генная и клеточная инженерия , задачи.
7.Клонирование, этапы.
8.Ферменты рестрикции, плазмиды, бактериофаги, бакмиды, косимды, фазмиды
Форма проведения: практическое занятие
Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.
2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.
3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.
5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.
6. Фармацевтическая биотехнология : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / С.Н. орехов ; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.
б) Дополнительная:
5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.
6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.
Вопросы для самоконтроля. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Азотистые основания соответствуют ДНК:
а) аденин
б) гуанин
в) тимин
г) цитозин
д) урацил
2. Азотистые основания соответствуют РНК:
а) аденин
б) гуанин
в) тимин
г) цитозин
д) урацил
3. Структурные гены, которые разделены кодирующими областями называются:
а) интроны
б) экзоны
в) кодоны
4. Уникальная пространственная структура молекулы РНК определяет:
а) процесс репликации
б) генотип
в) фенотип
г) характер взаимодействия с другими молекулами и внешними условиями
д) локализацию молекулы РНК
5. Сплайсинг:
а) вырезание из предшественников мРНК экзонов и ковалентное соединение интронов с образованием зрелых молекул мРНК
б) вырезание из предшественников мРНК интронов и ковалентное соединение экзонов с образованием зрелых молекул мРНК
в) синтез зрелых молекул тРНК путем сшивки отдельных нуклеотидов «торец в торец»
г) вырезание из предшественников мРНК интронов и их ковалентное соединение с образованием зрелых молекул мРНК
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме (выполнить письменно):
1. Завершите определения:
ДНК – это _______________Транскрипция – _______________Трансляция – _______________Репликация – _______________Гены –
Пульс – электрофорез –_______________
Денатурация – _______________
Ренатурация – _______________
Генотип – _______________
Фенотип – _______________
Сайты – _______________
Экзоны – _______________
Интроны – _______________
Сплайсинг – _______________
Антикодон – _______________
Кодон – _______________
Оперон – _______________
2. Ответьте на вопросы (в рабочих тетрадях):
2.1. Чем РНК отличается от ДНК?
2.2. Почему РНК существует в вид одной цепи?
2.3. Какие азотистые основания соответствуют ДНК и РНК и какие пары они образуют?