Для специальности: 051103 «Фармация»

Кафедра «Технология лекарств и ОЭФ»

Курс 5

Алматы, 2011.

I.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема №1 Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды с помощью микроорганизмов. Безотходная технология и перспективы ее внедрения.

Цели: пользоваться научной, методической и справочной литературой в области биотехнологии;

проводить взаимосвязь между достижениями в области биотехнологии, генной инженерии и культуры ткани с научными открытиями в других отраслях науки;

ставить задачи, решаемые именно в биотехнологии.

Задачи обучения:

определение биотехнологии как науки и отрасли народного хозяйства, ее цели и задачи, ее основное содержание;

- преимущества и недостатки биотехнологического производства целевых продуктов с заданными свойствами;

- объекты биотехнологии;

- методы биотехнологии;

- достижения биотехнологии в медицине и фармации;

- достижения биотехнологии в других областях науки и отраслях народного хозяйства;

- основные направления развития биотехнологии как науки и отрасли.

Основные вопросы темы:

1 Биотехнология как наука, ее определение. Краткая история становления биотехнологии как науки и отрасли народного хозяйства.

2 Основные цели и задачи биотехнологии, ее основное содержание.

3 Преимущества и недостатки биотехнологического производства целевых продуктов с заданными свойствами.

4 Объекты биотехнологии, их особенности.

5 Общая классификация объектов биотехнологии: бактерии, грибы, плазмиды и др.

6 Общая характеристика плазмид бактерий.

7 Вред от микроорганизмов и пути его преодоления.

8 Достижения биотехнологии в различных отраслях народного хозяйства.

9 Достижения биотехнологии в медицине и фармации.

10 Основные направления развития биотехнологии как науки и отрасли народного хозяйства.

Форма обучения:семинар

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

Литература:

Основная

1. Технология лекарственных форм.- (Под ред. Л.А.Ивановой) – Том 2. – 1991.

2. Лекционный материал.

3. Промышленная технология лекарств. – Учебник в 2-х томах - /Под ред. проф. В.И. Чуешова. – Харьков. – 2002.

4. Елинов Н.П. Химическая микробиология. – Учебник.- М.: Высшая школа. – 1989, 448 с.

5. Биотехнология: Принципы и применение. – Перевод с англ. - /Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж.Джонса. – М.: Мир. – 1988, 480 с.

Дополнительная

6. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. – Учебник, 2-е изд., исправл. – С-П.: СпецЛит. – 2000, 591 с.

7. Воробьева Л.И. Промышленная биотехнология. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. -1989, 294 с.

8. Вакула В.Л. Биотехнология: что это такое?– М.: Молодая гвардия.–1989, 303 с.

9. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980 г.

10. Елинов Н.П., Заикина Н.А., Соколова И.П. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. – М.: Медицина. – 1988. – 208 с.

11. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. /Под ред. Борисова Л.Б. – М.: Медицина. – 1984. – 256 с.

12. Никитин Г.А. – Биохимические основы микробиологических производств – Киев – 1981 г.

13. Перт С. Дж. Основы культивирования микроорганизмов. М., - 1979 г.

14. Попова Т.В. – Развитие биотехнологии в СССР – М., Наука - 1988 г.

15. Промышленная микробиология (Под ред. Егорова Н.С.) – М., 1989 г.

16. Березнеговская Л.Н., Гусев И.Ф., Дмитрук С.Е. и др. Культура тканей и клеток алкалоидных растений. – Томск: Изд-во Томского университета. – 1975, 196 с.

17. Березов Т.Т. , Коровкина Б.Ф. – Биологическая химия (Под ред. И.М.Ивановой) – М., Медицина – 1981 г.

18. Популяционные аспекты биотехнологии – Печуркин Н. С.- 1982.

19. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Процессы и аппараты химической технологии (Под ред. П. Г. Романкова). – Л.: Химия. – 1987, 576 с.

20. Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической технологии. 3-е изд., дополн. – Л.: Химия. – 1987, 540 с.

Журналы «Биотехнология», «Фармацевтический бюллетень», «Фармация Казахстана», РЖХ и др.

Контроль (вопросы)

1. Дайте определение биотехнологии как науки. Когда она была выделена в качестве самостоятельной науки и чем обусловлено ее выделение в отдельную отрасль науки и производства?

2. Каковы основные цели и задачи биотехнологии? Каково ее основное содержание?

3. Каковы преимущества и недостатки биотехнологического производства целевых продуктов с заданными свойствами?

4. Что являются объектами биотехнологии? Каковы их особенности?

5. Дайте краткую классификацию объектов биотехнологии.

6. Каковы главные отличия плазмид бактерий от вирусов?

7. Какие методы культивирования применяются в биотехнологии? В каких случаях? Каковы их масштабы и цели?

8. Перечислите основные достижения биотехнологии в различных отраслях народного хозяйства: в энергетике, в пищевой промышленности, в экологическом мониторинге (контроль окружающей среды), в сельском хозяйстве и др.

9. Каковы особенно значимые достижения биотехнологии в области молекулярной биологии?

10. Назовите наиболее значимые достижения биотехнологии в медицине, фармации и ветеринарии.

11. Каковы особенности получения этилового спирта микробным синтезом?

Тема №2 Краткая история развития биотехнологического производства биотехнологической системы.

Цели: Изучение микроорганизмов в природе которые не синтезируют целевые вещества с заданными свойствами в масштабах, когда их выделение стало бы рентабельным. Очевидным является необходимость осуществления физиологических подходов к направленному биосинтезу целевых продуктов – получение микроорганизмов-продуцентов. Таким образом, становится актуальным освоение студентами теоретических основ и методов расширения номенклатуры промышленных штаммов-продуцентов.

Задачи обучения:

- основные понятия и термины биотехнологии: культура микроорганизма, штамм, сверхпродуценты и др.;

- методы биотехнологии;

- основные компоненты питательных сред и критерии качества исходного сырья;

- технологию приготовления посевных (агарированных твердых и полутвердых) сред;

- технологию приготовления ферментационных (жидких) сред;

- стерилизацию и правила хранения посевных и агаризованных сред;

- правила введения необходимых компонентов в ходе культивирования микроорганизма;

- достижения биотехнологии в медицине и фармации;

основные направления развития биотехнологии как науки и отрасли

Основные вопросы темы:

1. Биотехнология как наука, ее определение. Основные цели и задачи биотехнологии, ее основное содержание.

2. Основные термины и понятия микробиологии и биотехнологии: микроорганизм, культура, штамм и др.

3. Методы расширения номенклатуры промышленных штаммов.

4. Индуцированный мутагенез и ступенчатый отбор.

5. Питательные среды и критерии качества исходного сырья.

6. Требования к питательным средам.

7. Категории питательных сред.

8. Основные пути получения новых штаммов и на их основе – новых продуцентов

9. Сохранение культуры.

Форма обучения:семинар

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

Литература:

Основная

1.Технология лекарственных форм.- (Под ред. Л.А.Ивановой) – Том 2. – 1991.

2. Лекционный материал.

3.Промышленная технология лекарств. – Учебник в 2-х томах - /Под ред. проф. В.И. Чуешова. – Харьков. – 2002.

4.Елинов Н.П. Химическая микробиология. – Учебник.- М.: Высшая школа. – 1989, 448 с.

5.Биотехнология: Принципы и применение. – Перевод с англ. - /Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж.Джонса. – М.: Мир. – 1988, 480 с.

Дополнительная

6.Биотехнология. /Под ред. академика А.А. Баева. – М.: Наука. – 1984, 310 с.

7.Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. – Учебник, 2-е изд., исправл. – С-П.: СпецЛит. – 2000, 591 с.

8.Воробьева Л.И. Промышленная биотехнология. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. -1989, 294 с.

9.Вакула В.Л. Биотехнология: что это такое?– М.: Молодая гвардия.–1989, 303 с.

10.Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980 г.

11.Елинов Н.П., Заикина Н.А., Соколова И.П. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. – М.: Медицина. – 1988. – 208 с.

12.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. /Под ред. Борисова Л.Б. – М.: Медицина. – 1984. – 256 с.

13.Никитин Г.А. – Биохимические основы микробиологических производств – Киев – 1981 г.

14.Перт С. Дж. Основы культивирования микроорганизмов. М., - 1979 г.

15.Попова Т.В. – Развитие биотехнологии в СССР – М., Наука - 1988 г.

16.Промышленная микробиология (Под ред. Егорова Н.С.) – М., 1989 г.

17.Березнеговская Л.Н., Гусев И.Ф., Дмитрук С.Е. и др. Культура тканей и клеток алкалоидных растений. – Томск: Изд-во Томского университета. – 1975, 196 с.

18.Березов Т.Т. , Коровкина Б.Ф. – Биологическая химия (Под ред. И.М.Ивановой) – М., Медицина – 1981 г.

19.Популяционные аспекты биотехнологии – Печуркин Н. С.- 1982.

20.Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Процессы и аппараты химической технологии (Под ред. П. Г. Романкова). – Л.: Химия. – 1987, 576 с.

21.Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической технологии. 3-е изд., дополн. – Л.: Химия. – 1987, 540 с.

22.Журналы «Биотехнология», «Фармацевтический бюллетень», «Фармация Казахстана», РЖХ и др.

Контроль (вопросы)

1. Дайте определение биотехнологии как науки и отрасли народного хозяйства.

2. Каковы основные цели и задачи биотехнологии? Каково ее основное содержание?

3. Каковы преимущества и недостатки биотехнологического производства целевых продуктов с заданными свойствами?

4. Дайте классификацию объектов биотехнологии. Каковы их особенности?

5. Дайте определение терминам: микроорганизм, культура, штамм и др.

6. Каковы методы расширения номенклатуры промышленных штаммов?

7. Как осуществляется индуцированный мутагенез и ступенчатый отбор?

8. Каковы основные пути получения новых штаммов и на их основе – новых продуктов?

9. Как проводится сохранение культуры микроорганизма?

10. На какие группы делятся питательные среды? Каковы критерии качества исходного сырья? Какие группы веществ вводятся в состав питательных сред?

11. Дайте характеристику источников углерода в составе питательных сред.

12. Дайте характеристику источников органического азота в составе питательных сред.

13. Каковы требования, предъявляемые к питательным средам?

14. На какие категории делятся питательные среды и в чем особенность каждой?

Дайте общую технологическую схему приготовления питательных сред.

Тема №3 Микроорганизмы – продуценты ценных биологически активных веществ с заданными свойствами. Общая характеристика. Классификация. Биоповреждения пути их предотвращения

Цель Изучение биотехнологии и генной инженерии стали одним из приоритетных направлений национальной экономики ведущих стран. Ряд открытий, сделанных в различных областях науки и имеющих прикладное значение во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в медицине, фармации и ветеринарии, способствовал выделению и развитию Биотехнологии как отдельной науки. Поэтому представляется актуальным ознакомить студентов с основами биотехнологии, основами генной инженерии и основами культуры ткани. Это позволит им лучше ориентироваться в фармацевтической продукции различного происхождения в будущей профессиональной деятельности и повысить качество обслуживания населения в аптечной службе. Для этого

Задачи обучения:

-определение биотехнологии как науки и отрасли народного хозяйства, ее цели и задачи, ее основное содержание;

- преимущества и недостатки биотехнологического производства целевых продуктов с заданными свойствами;

- объекты биотехнологии;

- методы биотехнологии;

- достижения биотехнологии в медицине и фармации;

- достижения биотехнологии в других областях науки и отраслях народного хозяйства;

- основные направления развития биотехнологии как науки и отрасли.

Основные вопросы темы:

1.Биотехнология как наука, ее определение. Краткая история становления биотехнологии как науки и отрасли народного хозяйства.

2.Основные цели и задачи биотехнологии, ее основное содержание.

3.Преимущества и недостатки биотехнологического производства целевых продуктов с заданными свойствами.

4.Объекты биотехнологии, их особенности.

5.Общая классификация объектов биотехнологии: бактерии, грибы, плазмиды и др.

6.Общая характеристика плазмид бактерий.

7.Вред от микроорганизмов и пути его преодоления.

8.Достижения биотехнологии в различных отраслях народного хозяйства.

9.Достижения биотехнологии в медицине и фармации.

10.Основные направления развития биотехнологии как науки и отрасли народного хозяйства.

Форма обучения:семинар

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

Литература:

Основная

1.Технология лекарственных форм.- (Под ред. Л.А.Ивановой) – Том 2. – 1991.

2. Лекционный материал.

3.Промышленная технология лекарств. – Учебник в 2-х томах - /Под ред. проф. В.И. Чуешова. – Харьков. – 2002.

4.Елинов Н.П. Химическая микробиология. – Учебник.- М.: Высшая школа. – 1989, 448 с.

5.Биотехнология: Принципы и применение. – Перевод с англ. - /Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж.Джонса. – М.: Мир. – 1988, 480 с.

Дополнительная

6.Биотехнология. /Под ред. академика А.А. Баева. – М.: Наука. – 1984, 310 с.

7.Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. – Учебник, 2-е изд., исправл. – С-П.: СпецЛит. – 2000, 591 с.

8.Воробьева Л.И. Промышленная биотехнология. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. -1989, 294 с.

9.Вакула В.Л. Биотехнология: что это такое?– М.: Молодая гвардия.–1989, 303 с.

10.Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980 г.

11.Елинов Н.П., Заикина Н.А., Соколова И.П. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. – М.: Медицина. – 1988. – 208 с.

12.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. /Под ред. Борисова Л.Б. – М.: Медицина. – 1984. – 256 с.

13.Никитин Г.А. – Биохимические основы микробиологических производств – Киев – 1981 г.

14.Перт С. Дж. Основы культивирования микроорганизмов. М., - 1979 г.

15.Попова Т.В. – Развитие биотехнологии в СССР – М., Наука - 1988 г.

16.Промышленная микробиология (Под ред. Егорова Н.С.) – М., 1989 г.

17.Березнеговская Л.Н., Гусев И.Ф., Дмитрук С.Е. и др. Культура тканей и клеток алкалоидных растений. – Томск: Изд-во Томского университета. – 1975, 196 с.

18.Березов Т.Т. , Коровкина Б.Ф. – Биологическая химия (Под ред. И.М.Ивановой) – М., Медицина – 1981 г.

19.Популяционные аспекты биотехнологии – Печуркин Н. С.- 1982.

20.Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Процессы и аппараты химической технологии (Под ред. П. Г. Романкова). – Л.: Химия. – 1987, 576 с.

21.Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической технологии. 3-е изд., дополн. – Л.: Химия. – 1987, 540 с.

22.Журналы «Биотехнология», «Фармацевтический бюллетень», «Фармация Казахстана», РЖХ и др.

Контроль (вопросы)

1.Дайте определение биотехнологии как науки. Когда она была выделена в качестве самостоятельной науки и чем обусловлено ее выделение в отдельную отрасль науки и производства?

2.Каковы основные цели и задачи биотехнологии? Каково ее основное содержание?

3.Каковы преимущества и недостатки биотехнологического производства целевых продуктов с заданными свойствами?

4.Что являются объектами биотехнологии? Каковы их особенности?

5.Дайте краткую классификацию объектов биотехнологии.

6.Каковы главные отличия плазмид бактерий от вирусов?

7.Какие методы культивирования применяются в биотехнологии? В каких случаях? Каковы их масштабы и цели?

8.Перечислите основные достижения биотехнологии в различных отраслях народного хозяйства: в энергетике, в пищевой промышленности, в экологическом мониторинге (контроль окружающей среды), в сельском хозяйстве и др.

9.Каковы особенно значимые достижения биотехнологии в области молекулярной биологии?

10.Назовите наиболее значимые достижения биотехнологии в медицине, фармации и ветеринарии.

11.Каковы особенности получения этилового спирта микробным синтезом?

Тема №4 Физиологические подходы направленного биосинтеза целевых продуктов. Питательные среды и критерии качества исходного сырья. Приготовление посевных (агаризованных) и ферментационных сред.

Цель:Микроорганизмы в природе не синтезируют целевые вещества с заданными свойствами в масштабах, когда их выделение стало бы рентабельным. Очевидным является необходимость осуществления физиологических подходов к направленному биосинтезу целевых продуктов – получение микроорганизмов-продуцентов. Таким образом, становится актуальным освоение студентами теоретических основ и методов расширения номенклатуры промышленных штаммов-продуцентов. Для этого

Задачи обучения:

- основные понятия и термины биотехнологии: культура микроорганизма, штамм, сверхпродуценты и др.;

- методы биотехнологии;

- основные компоненты питательных сред и критерии качества исходного сырья;

- технологию приготовления посевных (агарированных твердых и полутвердых) сред;

- технологию приготовления ферментационных (жидких) сред;

- стерилизацию и правила хранения посевных и агаризованных сред;

- правила введения необходимых компонентов в ходе культивирования микроорганизма;

- достижения биотехнологии в медицине и фармации;

основные направления развития биотехнологии как науки и отрасли

Основные вопросы темы:

1.Биотехнология как наука, ее определение. Основные цели и задачи биотехнологии, ее основное содержание.

2.Основные термины и понятия микробиологии и биотехнологии: микроорганизм, культура, штамм и др.

3.Методы расширения номенклатуры промышленных штаммов.

4.Индуцированный мутагенез и ступенчатый отбор.

5.Питательные среды и критерии качества исходного сырья.

6.Требования к питательным средам.

7.Категории питательных сред.

8.Основные пути получения новых штаммов и на их основе – новых продуцентов

9.Сохранение культуры.

Форма обучения:семинар

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

Литература:

Основная

1.Технология лекарственных форм.- (Под ред. Л.А.Ивановой) – Том 2. – 1991.

2. Лекционный материал.

3.Промышленная технология лекарств. – Учебник в 2-х томах - /Под ред. проф. В.И. Чуешова. – Харьков. – 2002.

4.Елинов Н.П. Химическая микробиология. – Учебник.- М.: Высшая школа. – 1989, 448 с.

5.Биотехнология: Принципы и применение. – Перевод с англ. - /Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж.Джонса. – М.: Мир. – 1988, 480 с.

Дополнительная

6.Биотехнология. /Под ред. академика А.А. Баева. – М.: Наука. – 1984, 310 с.

7.Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. – Учебник, 2-е изд., исправл. – С-П.: СпецЛит. – 2000, 591 с.

8.Воробьева Л.И. Промышленная биотехнология. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. -1989, 294 с.

9.Вакула В.Л. Биотехнология: что это такое?– М.: Молодая гвардия.–1989, 303 с.

10.Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980 г.

11.Елинов Н.П., Заикина Н.А., Соколова И.П. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. – М.: Медицина. – 1988. – 208 с.

12.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. /Под ред. Борисова Л.Б. – М.: Медицина. – 1984. – 256 с.

13.Никитин Г.А. – Биохимические основы микробиологических производств – Киев – 1981 г.

14.Перт С. Дж. Основы культивирования микроорганизмов. М., - 1979 г.

15.Попова Т.В. – Развитие биотехнологии в СССР – М., Наука - 1988 г.

16.Промышленная микробиология (Под ред. Егорова Н.С.) – М., 1989 г.

17.Березнеговская Л.Н., Гусев И.Ф., Дмитрук С.Е. и др. Культура тканей и клеток алкалоидных растений. – Томск: Изд-во Томского университета. – 1975, 196 с.

18.Березов Т.Т. , Коровкина Б.Ф. – Биологическая химия (Под ред. И.М.Ивановой) – М., Медицина – 1981 г.

19.Популяционные аспекты биотехнологии – Печуркин Н. С.- 1982.

20.Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Процессы и аппараты химической технологии (Под ред. П. Г. Романкова). – Л.: Химия. – 1987, 576 с.

21.Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической технологии. 3-е изд., дополн. – Л.: Химия. – 1987, 540 с.

22.Журналы «Биотехнология», «Фармацевтический бюллетень», «Фармация Казахстана», РЖХ и др.

Контроль (вопросы)

1.Дайте определение биотехнологии как науки и отрасли народного хозяйства.

2.Каковы основные цели и задачи биотехнологии? Каково ее основное содержание?

3.Каковы преимущества и недостатки биотехнологического производства целевых продуктов с заданными свойствами?

4.Дайте классификацию объектов биотехнологии. Каковы их особенности?

5.Дайте определение терминам: микроорганизм, культура, штамм и др.

6.Каковы методы расширения номенклатуры промышленных штаммов?

7.Как осуществляется индуцированный мутагенез и ступенчатый отбор?

8.Каковы основные пути получения новых штаммов и на их основе – новых продуктов?

9.Как проводится сохранение культуры микроорганизма?

10.На какие группы делятся питательные среды? Каковы критерии качества исходного сырья? Какие группы веществ вводятся в состав питательных сред?

11.Дайте характеристику источников углерода в составе питательных сред.

12.Дайте характеристику источников органического азота в составе питательных сред.

13.Каковы требования, предъявляемые к питательным средам?

14.На какие категории делятся питательные среды и в чем особенность каждой?

15.Дайте общую технологическую схему приготовления питательных сред.

Тема №5 Выделение чистых культур. Проведение биосинтеза. Динамика и кинетика роста биообъектов. Микроскопическое исследование.

Цель В промышленном биотехнологическом производстве ветеринарных, медицинских и пищевых продуктов обычно используют изолированные от других видов микроорганизмов чистые культуры. Знать технику выделения чистых культур, динамику и кинетику роста биообъектов, а также проводить их микроскопическое исследование является актуальным для применения приобретенных практических навыков в биотехнологическом производстве.

Задачи обучения:

- основные понятия и термины биотехнологии: культура микроорганизма, штамм, популяция, сверхпродуценты и др.;

- методы биотехнологии;

- основные компоненты питательных сред и критерии качества исходного сырья;

- технологию приготовления посевных (агарированных твердых и полутвердых) сред;

- технологию выделения чистых культур микроорганизмов;

- физиологические свойства микроорганизмов;

- морфологические признаки микроорганизмов;

- спорообразование;

- биохимические свойства микроорганизмов;

- динамику роста микроорганизмов.

Основные вопросы темы:

1. Основные термины и понятия микробиологии и биотехнологии: микроорганизм, культура, штамм и др.

2. Методы получения и выделения чистой культуры микроорганизмов.

3. Динамика роста биообъектов. Факторы, позволяющие регулировать рост микроорганизмов и других биообъектов

4. Питательные среды, их составы, типы, критерии качества исходного сырья.

5. Микроскопическое исследование культивированных биообъектов.

6. Сохранение культуры.

Форма обучения: семинар

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

Литература:

Основная

1. Технология лекарственных форм.- (Под ред. Л.А.Ивановой) – Том 2. – 1991.

2. Лекционный материал.

3. Промышленная технология лекарств. – Учебник в 2-х томах - /Под ред. проф. В.И. Чуешова. – Харьков. – 2002.

4. Елинов Н.П. Химическая микробиология. – Учебник.- М.: Высшая школа. – 1989, 448 с.

5. Биотехнология: Принципы и применение. – Перевод с англ. - /Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж.Джонса. – М.: Мир. – 1988, 480 с.

Дополнительная

6. Биотехнология. /Под ред. академика А.А. Баева. – М.: Наука. – 1984, 310 с.

7. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. – Учебник, 2-е изд., исправл. – С-П.: СпецЛит. – 2000, 591 с.

8. Воробьева Л.И. Промышленная биотехнология. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. -1989, 294 с.

9. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980 г.

10. Елинов Н.П., Заикина Н.А., Соколова И.П. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. – М.: Медицина. – 1988. – 208 с.

11. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. /Под ред. Борисова Л.Б. – М.: Медицина. – 1984. – 256 с.

12. Никитин Г.А. – Биохимические основы микробиологических производств – Киев – 1981 г.

13. Перт С. Дж. Основы культивирования микроорганизмов. М., - 1979 г.

14. Попова Т.В. – Развитие биотехнологии в СССР – М., Наука - 1988 г.

15. Промышленная микробиология (Под ред. Егорова Н.С.) – М., 1989 г.

16. Березнеговская Л.Н., Гусев И.Ф., Дмитрук С.Е. и др. Культура тканей и клеток алкалоидных растений. – Томск: Изд-во Томского университета. – 1975, 196 с.

17. Популяционные аспекты биотехнологии – Печуркин Н. С.- 1982.

18. Журналы «Биотехнология», «Фармацевтический бюллетень», «Фармация Казахстана», РЖХ и др.

Контроль (вопросы)

1. Дайте определение основным терминам: микроорганизм, культура и др.

2. Каковы методы получения и выделения чистой культуры микроорганизмов? Для чего это проводится?

3. Каковы динамика и кинетика роста биообъектов? Из каких периодов состоит рост биообъектов?

4. На каком этапе (в каком периоде) целесообразно остановить ферментационный процесс и начать выделение целевых продуктов?

5. Каковы факторы, позволяющие регулировать рост микроорганизмов и других биообъектов?

6. Какие вы знаете питательные среды, применяемые в промышленном биотехнологическом производстве? Каковы их составы?

7. Каковы критерии качества исходного сырья?

8. Как осуществляется микроскопическое исследование культивированных биообъектов? С какой целью?

9. Как проводится сохранение культуры микроорганизма?

Тема №6. Общая технологическая схема производства продуктов биотехнологического синтеза методом глубинного культивирования. Ферментационное оборудование. Контроль и управление технологическим процессом. Выделение и очистка целевых продуктов из биомассы и из культуральной жидкости.

Цель: Биотехнологический синтез в промышленном производстве ветеринарных, медицинских, пищевых и других продуктов обычно осуществляется по общей технологической схеме. Знание принципиальной технологической схемы производства целевых продуктов методом биосинтеза, ферментационного оборудования, контроля и управления технологическим процессом является актуальным для будущих специалистов биотехнологического производства

- Задачи обучения:

- методы биотехнологии;

- особенности твердофазного культивирования;

- особенности и преимущества глубинного культивирования;

- ферментационное оборудование, типы ферментаторов, их принцип работы;

- принципиальную технологическую схему производства целевых продуктов биотехнологическим синтезом, основные стадии и операции;

- организацию асептики биотехнологического производства;

- условия проведения ферментаций;

- основные показатели, характеризующие ферментационный процесс;

- возможности контроля, управления и оптимизации биотехнологических процессов

Основные вопросы темы:

1. Особенности твердофазного культивирования.

2. Особенности и преимущества глубинного культивирования.

3. Ферментационное оборудование, типы ферментаторов, их принцип работы.

4. Принципиальная технологическая схема производства целевых продуктов биотехнологическим синтезом, основные стадии и операции.

5. Организация асептики биотехнологического производства.

6. Условия проведения ферментаций.

7. Основные показатели, характеризующие ферментационный процесс.

8. Возможности контроля, управления и оптимизации биотехнологических процессов. Применяемое оборудование и приборы. Биодатчики и биосенсоры.

9. Регулирование роста биообъектов (микроорганизмов);

10. Выделение и очистка целевых продуктов из биомассы. Применяемое оборудование.

11. Выделение и очистка целевых продуктов из культуральной жидкости. Применяемое оборудование.

12. Методы биотехнологического культивирования биообъектов.

Форма обучения: семинар

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

Литература:

Основная

1. Технология лекарственных форм.- (Под ред. Л.А.Ивановой) – Том 2. – 1991.

2. Лекционный материал.

3. Промышленная технология лекарств. – Учебник в 2-х томах - /Под ред. проф. В.И. Чуешова. – Харьков. – 2002.

4. Елинов Н.П. Химическая микробиология. – Учебник.- М.: Высшая школа. – 1989, 448 с.

5. Биотехнология: Принципы и применение. – Перевод с англ. - /Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж.Джонса. – М.: Мир. – 1988, 480 с.

Дополнительная

6. Биотехнология. /Под ред. академика А.А. Баева. – М.: Наука. – 1984, 310 с.

7. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. – Учебник, 2-е изд., исправл. – С-П.: СпецЛит. – 2000, 591 с.

8. Воробьева Л.И. Промышленная биотехнология. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. -1989, 294 с.

9. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980 г.

10. Елинов Н.П., Заикина Н.А., Соколова И.П. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. – М.: Медицина. – 1988. – 208 с.

11. Перт С. Дж. Основы культивирования микроорганизмов. М., - 1979 г.

12. Попова Т.В. – Развитие биотехнологии в СССР – М., Наука - 1988 г.

13. Промышленная микробиология (Под ред. Егорова Н.С.) – М., 1989 г.

14. Популяционные аспекты биотехнологии – Печуркин Н. С.- 1982.

15. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Процессы и аппараты химической технологии (Под ред. П. Г. Романкова). – Л.: Химия. – 1987, 576 с.

16. Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической технологии. 3-е изд., дополн. – Л.: Химия. – 1987, 540 с.

17. Журналы «Биотехнология», «Фармацевтический бюллетень», «Фармация Казахстана», РЖХ и др.

  1. Контроль (вопросы)

1. Каковы методы биотехнологического культивирования биообъектов?

2. В чем заключаются особенности твердофазного культивирования?

3. В чем заключаются особенности и преимущества глубинного культивирования?

4. Какое ферментационное оборудование вы знаете? Какие типы ферментаторов применяются в биотехнологическом производстве, каков принцип их работы?

5. Каким путем осуществляется организация асептики биотехнологического производства?

6. Каковы основные условия проведения ферментаций?

7. Каковы основные показатели, характеризующие ферментационный процесс?

8. Каковы возможности контроля, управления и оптимизации биотехнологических процессов? Какое для этого применяется оборудование и приборы? Что такое биодатчики и биосенсоры?

9. Каковы возможности регулирования роста биообъектов (микроорганизмов)? С какой целью проводится регулирование роста биообъектов?

10. Дайте принципиальную технологическую схему производства целевых продуктов биотехнологическим синтезом. Покажите основные стадии и операции.

11. Как осуществляется выделение и очистка целевых продуктов из биомассы? Какое оборудование для этого применяется?

12. Как осуществляется выделение и очистка целевых продуктов из культуральной жидкости? Какое оборудование для этого применяется?

13. Какие виды лекарственных форм приготовляются из целевых продуктов биотехнологического производства?

Тема №7-8 : Основы генной инженерии. Первичная структура гена. Основные методы генной инженерии. Гибридизация. Получение и свойства поликлональных и монокональных антител. Генетическая перестройка в опытах «in vivo». Микробиологические источники липидов, фосфолипидов, простагландинов, эссенциальных высших жирных кислот. Их получение и применение.

Цель: В промышленном биотехнологическом производстве ветеринарных, медицинских и пищевых продуктов обычно используют изолированные от других видов микроорганизмов чистые культуры. Знать технику выделения чистых культур, динамику и кинетику роста биообъектов, а также проводить их микроскопическое исследование является актуальным для применения приобретенных практических навыков в биотехнологическом производстве.

Задачи обучения:

- общие понятия молекулярной генетики: первичная структура гена, регуляторные и структурные части генов, «молчащие гены»;

- перенос генетической информации, его механизм;

- методы генной инженерии: понятие о мутагенезе, виды мутагенов и механизм их действии, основные типы мутаций, преимущества и недостатки метода мутагенеза;

- метод отбора – скрининг мутантов, проблемы сохранения генетической стабильности ценных мутантов;

- сущность метода «клеточной» инженерии – гибридизации в селекции микроорганизмов;

- генетическую перестройку в опытах «in vivo»: методику проведения, преимущества и недостатки;

- общую характеристику плазмид, общее понятие о транспозонах;

- понятие о генной экспрессии;

- генетическую перестройку в опытах «in vitrо», возможности регуляции генной экспрессии;

- ферменты, применяемые в генной инженерии;

- достижения генной инженерии и молекулярной биологии в области медицины, фармации и ветеринарии для лечения и профилактики болезней человека и животных.

- состояние работ в области генной инженерии;

Основные вопросы темы:

1. Объекты биотехнологии, их особенности.

2. Основы генной инженерии: общие понятия молекулярной генетики. Первичная структура гена. Регуляторные и структурные части генов. «Молчащие» гены. Перенос генетической информации (трансформация, трансфекция, конъюгация, трансдукция).

3. Методы генной инженерии: мутагенез, метод отбора (скрининг мутантов). Виды мутагенов, механизм их действия. Основные типы мутаций. Проблемы сохранения генетической стабильности ценных мутантов.

4. Методы генетической перестройки в опытах и «in vivo»: метод слияния (гибридизация), его преимущества и недостатки. Общая характеристика плазмид. Общее понятие о транспозонах.

5. Понятие о генной экспрессии. Генетическая перестройка в опытах «in vitrо». Регуляция генной экспрессии.

6. Генетическая инженерия применительно к продуцентам лекарственных веществ. Ферменты, применяемые в генной инженерии.

7. Достижения генной инженерии и молекулярной биологии в области медицины, фармации и ветеринарии для лечения и профилактики болезней человека и животных.

8. Состояние работ в области генной инженерии.

Форма обучения: семинар

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

Литература:

Основная

1.Технология лекарственных форм.- (Под ред. Л.А.Ивановой) – Том 2. – 1991.

2.Лекционный материал.

3.Промышленная технология лекарств. – Учебник в 2-х томах - /Под ред. проф. В.И. Чуешова. – Харьков. – 2002.

4.Елинов Н.П. Химическая микробиология. – Учебник.- М.: Высшая школа. – 1989, 448 с.

5.Биотехнология: Принципы и применение. – Перевод с англ. - /Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста и Дж.Джонса. – М.: Мир. – 1988, 480 с.

Наши рекомендации