Специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России)

Кафедра философии и истории

И С Т О Р И Я

Методические указания

для самостоятельной подготовки студентов

Специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ

(уровень специалитета)

Тюмень – 2016

История: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов специальности33.05.01 Фармация (уровень специалитета) / А.Э.Волков. – Тюмень: Тюм.ГМУ, 2016. 55 с.

Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюменский.ГМУпо дисциплине «История» для студентов фармацевтического факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-2).

Авторы – составители:

Волков А.Э., к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)

Рецензенты:

Утверждено на заседании кафедры философии и истории Тюм.ГМУ

21 декабря 2015 г., протокол №.

Утверждено на заседании

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4

Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя и Московская Русь. Российская империя в XVIII в..………………………………………………………….......................................5

Тематический план ......………………..…………………………………5

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности …………………5

Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. ………………….6

Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8

Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..10

Тема 5. Формирование Российского централизованного государства

в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12

Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 14

Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….16

Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .……………………………17

Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 20

Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 22

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 24

Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 26

Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………28

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности

план

1. Предмет и функции истории, источники, основные теории исторического процесса.

2. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйственные занятия, общественные отношения, верования.

Литература основная

1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Е.А. Сивохина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. С. 3-6; 15-21.

Литература дополнительная

1. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004.

2. Бычков А. Происхождение славян. М., 2007.

3. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.

4. Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XIX-XX вв. / Отв. ред. О.В. Воробьёва, З.А. Чеканцева. М., 2012.

5. Рыбаков С.В. О смысловой структуре понятия «история» // Вопросы истории. 2015. № 4.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое история? Для чего её изучают?

2. Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников?

3. В чем состоит принцип историзма? Какие существуют методы исторических исследований?

4. В чем отличие эволюционного (формационного) и цивилизационного подходов к познанию исторического процесса?

5. Какие историки внесли выдающийся вклад в изучение истории России?

6. Какие существуют теории генезиса славян? Где расселялись восточные славяне в I тыс. н.э.?

7. Какими были хозяйственные занятия, быт и общественные отношения восточных славян?

8. В чем состояли язычество восточных славян? Каким богам они поклонялись?

Исторические портреты первых русских князей: Олег, Игорь,

Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый (по выбору)

Литература

1. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 3.

2. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

3. Карпов А. Владимир Святой. Изд. 2. М., 2004.

4. Карпов А. Ярослав Мудрый. Изд. 2. М., 2005.

5. Кожинов В. Ольга и Святослав // Родина. 1993. № 4.

6. Королев А.С. Загадки первых русских князей. М., 2002.

7. Кузьмин А.Г. Владимир Святой. Ярослав Мудрый // Великие государственные деятели России. М., 1996.

8. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. М., 2001.

9. Яманов В.Е. Рюрик Ютландский и летописный Рюрик // Вопросы истории. 2002. № 4.

Тема 5. Формирование Российского централизованного

Тема 9. Пётр I и его время

план

1. Внешняя политика. Северная война: причины, основные сражения, результаты.

2. Петровские преобразования, их роль в российской истории.

Источники

Ништадтский мирный договор 30 августа 1721 г.; Указ о покупке к заводам деревень; Устав о наследии престола; Учреждение Сената. Табель о рангах 1722 г.; Генеральный регламент; Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.164-166, 171-174, 180-185.

Литература основная

1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Е.А. Сивохина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. С. 128-143.

Литература дополнительная

1. Алексеев С.П. Петр Первый. М., 1995.

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

3. Водарский Я. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

4. Гуськов А.Г. Петр I / Имя Россия: исторический выбор. М., 2008.

5. Молчанов Н. Петр I. М., 2003.

6. Нефедов С.А. Происхождение регулярного государства Петра Великого // Вопросы истории. 2013. № 12; 2014. № 1, 2, 4, 5.

7. Павленко Н.И. Петр I. М., 2007.

Рефераты (учебные сообщения):

«Птенцы гнезда Петрова»: Исторические портреты Б.Шереметева,

П.Толстого, А.Меншикова(по выбору).

Литература:

1. Агранов И. Александр Меншиков. Царевич без трона. СПб., 2005.

2. Беспятых Ю.Н. Александр Данилович Меншиков: мифы и реальность. СПб., 2005.

3. Заозерный А.И. Фельдмаршал Б.П.Шереметев. М., 1989.

4. Павленко Н.И. Полудержавный властелин (А.Д.Меншиков). М., 1991.

5. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 2000.

6. Павленко Н.. Дроздова О., Колкина И. Соратники Петра. М., 2001.

7. Серов Д. Администрация Петра I. М., 2008.

Вопросы к коллоквиуму № 1

1. Проблема происхождения Древнерусского государства. Первые русские князья и их деятельность.

2. Экономика и социально-политический строй Киевской Руси. Принятие христианства.

3. Феодальная раздробленность на Руси: причины, признаки, и последствия. Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля.

4. Нашествие Батыя: установление ордынского владычества над Русью.

5. Борьба русского народа против немецких и шведских феодалов в XIII в. Александр Невский: полководец и государственный деятель.

6. Предпосылки объединения Северо-Восточной Руси. Политическое соперничество Москвы и Твери в ХIV в.

7. Иван III и социально-политические перемены второй половины XV в. Судебник 1497 г. Освобождение от ордынской зависимости.

8. Иван IV – первый русский царь. Начало правления. Избранная Рада и ее реформы. Судебник 1550 г.

9. Опричнина: цели проведения, сущность и последствия.

10. Внешняя политика Ивана Грозного: присоединение Поволжья, Ливонская война. Поход Ермака в Сибирь.

11. Смутное время в России в начале ХVII века: предпосылки, периодизация, социально-политический характер, последствия.

12. Россия при первых Романовых: утверждение самодержавно-крепостнического строя. Соборное Уложение 1649 г.

13. Реформа патриарха Никона и раскол русской православной церкви.

14. Преобразования Петра I: предпосылки, содержание, историческое значение.

15. Внешняя политика Петра I. Северная война и её последствия.

16. Эпоха дворцовых переворотов: причины, признаки, последствия.Борьба за власть после смерти Петра I. Царствование Екатерины I и Петра II.

17. Особенности правления Анны Ивановны, Елизаветы Петровны, Петра III

18. Правление Екатерины II: Сущность и противоречия политики «просвещенного абсолютизма». Золотой век дворянства.

19. Казацко-крестьянская война под предводительством Е.Пугачева.

20. Павел I и политический режим в России на исходе ХVIIIв.

Исторические портреты:Рюрик; Олег Вещий; Святослав Игоревич; Владимир I Креститель; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Юрий Долгорукий; Бату (Батый); Александр Невский; Иван I Калита; Дмитрий Донской; Василий II Темный; Иван III; А.Ф.Адашев; Сильвестр; А.М. Курбский; Б.Ф.Годунов; В.И.Шуйский; К.Минин; Д.М.Пожарский; Алексей Михайлович (Романов); Никон; Аввакум; С.Т.Разин; А.Д.Меньшиков; АннаИвановна; Э.И.Бирон; Елизавета Петровна: Г.А.Потемкин; Е.И.Пугачев; А.И.Радищев; А.В.Суворов; Ф.Ф.Ушаков

Модуль 2.XIX-XX века в отечественной истории. Россия на современном этапе модернизации.

Тематический план

Лекции

5. Российская империя в XIX в.

6. Буржуазная модернизация на рубеже XIX-XX в. 1905-1917 гг.: революция и реформы.

7. Россия в 1917-1921 гг.: революция и гражданская война.

8. Советская страна в 1920-1930-е гг. Формирование тоталитаризма. СССР во Второй мировой войне.

9. СССР во второй половине ХХ в. Кризис советской системы.

10. «Перестройка» в СССР. Современная Россия.

Семинары

11. Россия в первой половине ХIХ в.

12. Эпоха великих реформ.

13. Внешняя политика России в XIX в. (для самостоятельного изучения).

14. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Особенности буржуазной модернизации.

17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.).

18. Россия в системе межимпериалистических противоречий начала XX в.(для самостоятельного изучения).

19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.).

20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма.

21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

22. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма.

23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г.(для самостоятельного изучения).

Гг.

план

1. Революция 1905-1907 гг. и её последствия.

2. Столыпинская аграрная реформа.

3. Первая мировая война и нарастание общенационального кризиса в стране.

Источники

Из петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николая II в день 9 января 1905 г. Из Манифеста об учреждении Государственной думы. Из Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. Манифест об отречении государя императора Николая II и о сложении с себя верховной власти // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.351-354, 366-368, 390-391.

Литература основная

1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Е.А. Сивохина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. С. 293-309; 328-330.

Литература дополнительная

1. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. М., 1991.

2. Искандеров А.А. Закат империи. М., 2002.

3. История России XIX – начала XX века: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Федорова. Изд.4. М., 2006.

4. Нефёдов С.А. Истоки 1905 года: «Революция извне»? // Вопросы истории. 2008. № 1.

5. Первая революция в России: взгляд через столетие / Отв. ред. А.П.Карелин, С.В.Тютюкин М., 2004.

6. Пушкарев С.Г. Россия. 1801-1917: власть и общество. Учебное пособие. М., 2001.

Рефераты (учебные сообщения):

Гг.

план

1. Россия в 1917 г.: двоевластие, кризисы Временного правительства, корниловщина.

2. Октябрьское вооруженное восстание, II съезд Советов и становление большевистской власти.

3. Гражданская война: причины, основные периоды, результаты.

Источники

Из декларации Временного правительства о программе его деятельности 3 марта 1917 г. Из статьи В.И.Ленина «О задачах пролетариата в данной революции» («Апрельские тезисы»). Из радиограммы А.Ф.Керенского к населению России о попытке генерала Л.Г.Корнилова захватить государственную власть; Из декрета о мире 26 октября 1917 г.; Из декрета о земле 26 октября 1917 г.; Декрет Совета народных комиссаров о красном терроре 5 сентября 1918 г.; Из речи генерала А.И.Деникина памяти генерала С.Л.Маркова о причинах победы большевиков в гражданской войне // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.393-395, 398-399, 410-413, 431, 446.

Литература основная

1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Е.А. Сивохина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. С. 330-351.

Литература дополнительная

1. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2006.

2. Герасименко Г.А. Народ и власть. 1917. М., 2004.

3. Искандеров А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия // Вопросы истории. 1999. № 10; 2002. № 5; 2003. № 2, 10.

4. Кара-Мурза С. Гражданская война 1918-1921: Урок для XXI века. М., 2003.

5. Миронов Б.Н. Страсти по революции. М., 2013.

6. Миронов С.С. Гражданская война в России. М., 2006.

7. Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. М., 2003.

Рефераты (учебные сообщения):

Формирование тоталитаризма

план

1. НЭП: сущность, значение, причины свёртывания.

2. CCCР на пути ускоренного строительства социализма. Индустриализация и коллективизация.

3. Советская политическая система в 1920-1930-е гг. Массовые репрессии и возникновение культа личности.

Источники

Резолюция общего собрания 1-й и 2-й бригады кораблей, дислоцированных в Кронштадте 10 марта 1921 г. Из декрета ВЦИК о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Из резолюции XIV съезда ВКП(б) «По отчету центрального комитета»; Из информационной сводки Колхозцентра СССР и РСФСР о перегибах и раскулачивании, февраль 1930 г. // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.447-449, 456-458, 463-464.

Литература основная

1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Е.А. Сивохина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. С. 352-380.

Литература дополнительная

1. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2006.

2. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

3. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-х годах М., 1989.

4. Кожинов В. Россия. Век XX: 1901-1939. М., 2005.

5. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990.

6. НЭП в контексте исторического развития России XX века / Под ред. А.К.Соколова. М., 2001.

Рефераты (учебные сообщения):

СССР и Россия после 1985 г.

план

1. «Перестройка» в СССР 1985-1991 гг.

2. Современная Россия: на путях радикальной модернизации.

Источники

Из доклада генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева на пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 г.; Из выступления М.С.Горбачева в Организации Объединенных Наций 7 декабря 1988 г.; Из указа президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» 3 декабря 1991 г.; Из Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.540-541, 554, 547-548, 556-558.

Литература основная

1. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Е.А. Сивохина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. С. 452-510.

Литература дополнительная

1. Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР – Россия: От М.С.Горбачева до В.В.Путина. М., 2003.

2. Кривогуз И.Л. Либерализация России: Начало долгого пути. М., 2005.

3. Печенов В. «Смутное время» в новейшей истории России. 1985-2003. М., 2004.

4. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

5. Согрин В.В. Три превращения современной России // Отечественная история. 2005. № 3.

6. Соколов А.К., Тяжельникова А.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 2006.

Рефераты (учебные сообщения):

И их последствия.

Литература:

1. Веретин А.И. Противостояние. Хроника трех дней и ночей. 19-21 августа 1991 г. СПб., 1992.

2. Горбачев М.С., Славин Б.Ф. Неоконченная история. Три цвета времени. М., 2005.

3. Зенькович Н. 1985 – 1991: что это было? М., 2005.

4. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. 2001. № 8.

5. Путч: Хроника тревожных дней. М., 1991.

Объясните значение терминов:

«перестройка», гласность, ускорение социально-экономического развития, новое политическое мышление, августовский путч 1991 г., Беловежские соглашения, Содружество независимых государств (СНГ), приватизация, октябрьский кризис 1993 г.. правовое государство, гражданское общество.

Оцените деятельность следующих личностей:

М.С.Горбачёв, Н.И.Рыжков, В.С.Павлов, Г.И.Янаев, Б.Н.Ельцин, Г.А.Явлинский, А.В.Руцкой, Г.А.Зюганов, Е.Т.Гайдар, В.В.Жириновский, Е.В.Примаков, В.В.Путин.

Обратите внимание на даты событий:

1985 г. – избрание М.С.Горбачева Генеральным секретарем КПСС, начало «перестройки»; 1989 г. – I съезд народных депутатов СССР, вывод советских войск из Афганистана; 1990 г. 12 июня – принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР; 1991 г. – избрание Б.Н.Ельцина президентом РСФСР; 1991 г. август – антигосударственный путч в Москве; 1991 г. декабрь – Беловежские соглашения, распад СССР;1992 г. – начало радикальной экономической реформы; 1993 г. – вооруженное выступление оппозиционных сил в Москве, принятие Конституции РФ; 1994-1996 гг. – война в Чечне; 1998 г. – финансовый кризис; 1999 г. – начало второй чеченской войны; 2000 г. – избрание В.В.Путина президентом РФ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими факторами была обусловлена «перестройка» 1985-1991 гг? В чём она заключалась? К каким последствиям привела?

2. В чем причины политических кризисов августа 1991 г. и осени1993 г.? Каковы их последствия?

3. В чём причины краха «перестройки» и распада СССР? Как происходило становление новой российской государственности?

4. Какими были основные положения и результаты «шокового» варианта перехода к рынку?

5. Какие изменения произошли в экономике и социальной структуре России после 1991 г? Почему процесс реформирования оказался долгим и сложным?

6. Когда в России возникла многопартийность? Какие партия являются ведущими в политической жизни страны после КПСС?

7. В чём проявилось «новое мышление» во внешней политике СССР? Каковы реалии внешней политики современной России?

8. В чём заключаются особенности общественно-политических и культурных процессов в современной России?

Вопросы к коллоквиуму № 2

1. Внутренняя политика Александра I: проекты либеральных реформ, «аракчеевщина».

2. Международное положение России в началеXIXв. Отечественная война 1812 г.

3. Идейно-политическая программа движения декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. и его историческое значение.

4. Николай I и его время: особенности внутренней и внешней политики. Крымская война 1853 – 1856 гг.

5. Крестьянская реформа 1861 г.: предпосылки, основные положения, ход реализации, последствия.

6. Буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг., их историческое значение.

7. Контрреформы Александра III.

8. Революция 1905 – 1907 гг.: характер, основные этапы, итоги. Образование политических партий.

9. Столыпинская аграрная реформа.

10. Первая мировая война и нарастание в России революционного кризиса. Февральская революция 1917 г.: падение самодержавия.

11. Россия между Февралем и Октябрем 1917 г.: двоевластие, кризисы власти, корниловщина. Октябрьское вооруженное восстание.

12. Гражданская война в России: причины, основные этапы, результаты.«Военный коммунизм».

13. Новая экономическая политика: обстоятельства введения, сущность, результаты, причины свертывания.

14. СССР на пути форсированного строительства социализма. Индустриализация и коллективизация. Создание тоталитарного режима.

15. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Начальный период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: масштабы и причины поражений Красной армии, первые победы.

16. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: коренной перелом и завершение. Разгром Японии. Источники и цена Победы.

17. СССР в 1945–1953 гг.: восстановление экономики, социально-политические процессы.

18. Н.С. Хрущев и его время. Политическая «оттепель».

19. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1960 – начале 1980-х гг.: стабилизация и кризис социализма.

20. Внешняя политика СССР в 1945 – начале 1980-х гг. «Холодная война».

Исторические портреты:М.М.Сперанский; А.А.Аракчеев; М.И.Кутузов; Н.М.Муравьев; П.И.Пестель; Николай I; С.С.Уваров; Н.А.Милютин; Александр II;АлександрIII;С.Ю.Витте;П.А.Столыпин;Г.Е.Распутин;А.А.Брусилов;П.Н.Милюков;А.И.Гучков;А.Ф.Керенский;Л.Г.Корнилов;В.И.Ленин;Л.Д.Троцкий;А.В.Колчак;А.И.Деникин;И.В.Сталин;В.М.Молотов;Г.К.Жуков; С.А.Ковпак; Л.П.Берия; Н.С.Хрущев; Л.И.Брежнев; А.Н.Косыгин; А.Д.Сахаров; М.С.Горбачев

-------

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России)

Кафедра философии и истории

И С Т О Р И Я

Методические указания

для самостоятельной подготовки студентов

специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ

(уровень специалитета)

Тюмень – 2016

История: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов специальности33.05.01 Фармация (уровень специалитета) / А.Э.Волков. – Тюмень: Тюм.ГМУ, 2016. 55 с.

Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюменский.ГМУпо дисциплине «История» для студентов фармацевтического факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-2).

Авторы – составители:

Волков А.Э., к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)

Рецензенты:

Утверждено на заседании кафедры философии и истории Тюм.ГМУ

21 декабря 2015 г., протокол №.

Утверждено на заседании

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4

Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя и Московская Русь. Российская империя в XVIII в..………………………………………………………….......................................5

Тематический план ......………………..…………………………………5

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности …………………5

Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. ………………….6

Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8

Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..10

Тема 5. Формирование Российского централизованного государства

в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12

Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 14

Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….16

Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .……………………………17

Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 20

Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 22

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 24

Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 26

Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………28

Наши рекомендации