Теория методов обучения биологии. Понятие «метод обучения биологии». Классификация методов обучения Методические приемы и их применение в процессе обучения биологии
Метод – (путь, способ) – совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения дей-ти, подчиненных решению конкретных задач.
МО процесс двусторонний, д-ть взаимосвязана. Взаимосвязь преподавания и учения. В дидактике различают аспекты понятия МО 1-внешнее проявлениеметода-форма. Обусловлена источником знания 2-Внутренняя сторона, связана с мыслит д-ю учащихся.
Метод обучения имеет свою специфику, это способ передачи знаний учителя и способ усвоения этих знаний уч-ся. (Верзилин).
Классификация. Разные подходы
1 Учет деятельности учителя и учащихся Сесвяцкий
-методы изложения нового материала
-методы самостоятельной работы учащихся
2 По дидактическим задачям Данилов
-приобретения знаний
-формирование умений и навыков
-творческой деятельности
-закрепления и проверки знаний
3. по уровням самостоятельной активности учащихся Скаткин, Лернин
-объяснительно-иллюстративный
-репродуктивный
-проблемного изложения материала
-эвристический
-исследовательский
4. Бинарная классификация Райкова
Словесные, наглядные, моторные: открывающие (иллюстративный), утверждающий (исследовательский) При иллюстративном –учащиеся пассивны при исследовательском – активны.
5. Классификация Верзилина
-Источник знаний
-Характер деятельности учителя
-Характер деятельности учащихся в процессе обучения
Словесные – источник знания – слово; учитель передает - ученик воспринимает;
Наглядные – источник знания – объект; учитель демонстрирует, ученик наблюдает
Практические – источник знания – практическая работа, учитель – инструктирует, ученик - выполняет
Методический прием – элементы методов, выражающие отдельные действия учителя и уч-ся в процессе обучения. Введены Верзилином. Один и тот же мп может быть элементами разных методов
Логические – используются для всех методов: постановка проблемы, выявление признаков, сравнение, выводы, обобщения
Организационные: направляют внимание учащихся на восприятие учебной инфо словесные – запись под диктовку,
Наглядные: демонстрация со стола,
Практические: работа индивидуальная, групповая, фронтальная
Технические: использование различного оборудования, дидактические карточки, на доске, на экране, наглядные –демонстрация результатов опыта на различных фонах Практические – инструкционные таблицы, карточки
Методы
Словесные: беседа, расскз, объяснение, лекция
Форма: монологичная, диалогичная, игровая
Наглядные: демонстрация опытов, натуральных объектов, изобразительных средств, аудиовизуальных средств, рисунок учителя на доске
Практические: распознание и определение объектов, наблюдение, эксперимент, самонаблюдение
Методики зависят от:
1. содержания урока
2. возраста уч-ся
3. возможности школы
4. личности учителя
Выбор методов зависит от содержания
–анатом и морф: практические, наглядные, словесные
–физиологические: наглядные словесные практические
-эволюционные: словесные, наглядные, практические
-экологические: наглядные и словесные, практические
Урок как основная форма обучения биологии. Структура урока по биологии. Функции урока.
Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом уч-ся – по определённой программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.
Функции урока.
1 Урок, как определенный этап в процессе обучения, воспитания, и развития личности ученика.
2 структурная единица процесса изучения содержания курса биологии.
3 средство интеграции ест-н и гумм-х знаний, как средство становления межпредметных и внутрипредметных связей.
4. Урок как этап проверки оценки, контроля достижений учащихся.
5 Урок, как показатель пед мастерства и творчества учителя.
Каждый урок биологии может быть рассмотрен как отдельное звено в системе уроков. Связь между ними осуществляется уч восп задачами.
Классификация уроков.
В дидактике и моб для классиф приняты критерии:
-место урока в отдельной теме: вводный., заключительный
-дидактические задачи: обобщающий, контрольный, изучения нового материала
-формулируемое на уроках понятие
-ведущим методам обучения: кино урок
-характер познавательной д-ти уч-ся (урок семинар, урок игра)
Зверев виды уроков
-объяснительный
-лабораторный
-зачетный
-киноурок
-урок-семинар
Зверев типы урокв
- вводный урок
- урок изучения нового материала
- обобщающий
- учетно-провер.урок (контрольный).
Типы урока по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме (Верзилин,Корсунская):
· Вводный урок.
· Урок, раскрывающий содержание темы.
· Обобщающий урок.
По содержанию ведущих понятий, рассматриваемых на уроках (Верзилин):
· Урок морфологического содержания
· Урок анатомического содержания
· Урок физиологического содержания
Структура урока
Основные этапы урокая: контроль ЗУ, изучение нового материала, закрепление н.м., домашнее задание.
Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, от используемых средств наглядности, от уровня подготовки учащихся, от места урока в образовательном процессе.
Подготовка к организации урока:
-необходимо правильно определить уч-вос задачи урока и выявить место урока в системе уроков биологии
-выявить значение данного урока для достижения целей биолог о-я
-целесообразно определить тип и вид урокаи обосновать его структуры т.е. этапы, продолжительность.
-установить связь данного урока с последующим и предыдущим