Критерии оценки знаний студентов
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПРИ РАБОТЕ В ЛАБОРАТОРИЯХ
1. К работе в лабораториях допускаются студенты, прошедшие инструктаж по работе с реактивами и биопсийными материалами.
2. В лабораториях кафедры разрешается работать только в халате с длинными рукавами. Длинные волосы должны быть подобраны.
3. Все процедуры при выполнении работ по приготовлению препаратов, отмериванию реактивов (их переливание) должны проводиться только на своём рабочем месте на столе (или в вытяжном шкафу). Нагревание реактивов открытым огнём производится в специально оборудованном вытяжном шкафу. Запрещается проводить какие-либо манипуляции с реактивами над полом.
4. Необходимо соблюдать большую осторожность при работе с крепкими кислотами и щелочами (10% и выше). Особая аккуратность и осторожность необходимы при работе с концентрированными кислотами и щелочами, а также с другими агрессивными веществами (уксусный ангидрид, фенол, пергидроль и др.). Запрещается отмеривать такие реактивы путём подсасывания их ртом во избежание химического ожога полости рта. Отмеривание таких реактивов необходимо производить с помощью сифона или пипетки. Следует остерегаться попадания указанных реактивов на кожу (ожоги) и на одежду (разъедание тканей). Работу с этими веществами следует проводить в резиновых перчатках. При разбавлении крепких кислот для предупреждения разбрызгивания следует добавлять кислоту в воду, а не наоборот.
5. Пролитую щелочь надо засыпать песком или опилками. Затем песок или опилки убрать и это место залить сильно разбавленной кислотой (соляной, уксусной).
Пролитую кислоту следует засыпать песком (опилками нельзя), затем песок убрать лопатой и засыпать содой, потом удалить соду и промыть это место большим количеством воды (в резиновых перчатках).
6. При нагревании пробирок в пламени горелки возможно бурное вскипание и выброс содержимого на расстояние до 2-3 м, что особенно опасно в случае попадания кипящих брызг в лицо и глаза. Для предупреждения подобных случаев нагревание пробирок следует проводить у мениска жидкости, а не у дна, непрерывно вращая их и периодически вынимая из пламени. Надо следить, чтобы отверстие пробирки не было направлено на себя или на кого-нибудь из находящихся в лаборатории. Нельзя закрывать горячий раствор пробкой до полного остывания.
7. При сжигании (минерализации) органических веществ в колбах Къельдаля, при гидролизе белка, при анализе мочи, при работе с фенолом, уксусным ангидридом, хлористым бензолом, нитробензолом, анилином и другими подобными веществами в воздухе накапливаются раздражающие пары. Все указанные работы необходимо проводить в вытяжном шкафу.
9. Нельзя оставлять без присмотра горящие спиртовки. Запрещается держать вблизи открытого огня вату, марлю, спирт и другие легко воспламеняющиеся вещества.
10. При работе с центрифугой необходимо плотно закрывать крышку и запирать её на замок. Увеличивать скорость вращения можно лишь постепенно. Открывать крышку разрешается только после полной остановки ротора.
11. К работе на электромедицинской аппаратуре допускаются лица, изучившие инструкцию по безопасным приёмам работы, приложенную к аппарату.
Запрещается работать на аппаратуре, имеющей электрический пробой, нарушенную проводку, не имеющую заземления (кроме гальванической доски и низковольтной аппаратуры - 24-вольтовой сети).
При прекращении подачи электрического тока необходимо выключить все электроприборы.
12. Все вопросы по технике безопасности, возникающие в процессе работы, следует немедленно выяснить у преподавателя или лаборанта.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
I. Теоретическая часть.
I.1.Контроль исходного уровня знаний.
I.2.Обсуждение основных вопросов темы.
I.3.Тестовый контроль.
II. Практическая часть.
II.1.Выполнение лабораторных работ.
II.2.Самостоятельная работа с методическим
материалом.
II.3.Оформление результатов работы.
III. Заключительная часть.
III.1.Анализ полученных результатов.
III.2.Индивидуальный отчет по лабораторной работе.
III.3.Задание к следующему занятию.
III.4.Индивидуальная работа преподавателя со
студентами.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
I. ЛИТЕРАТУРА
А) обязательная
1. Т.Т.Березов, Б.Ф.Коровкин //Биологическая химия. М.: Медицина, 2002.
Б) дополнительная
1. Т.Л.Алейникова, Г.В.Рубцова, Н.А.Павлова //Руковод-ство к практическим занятиям по биохимии.М.:Медицина, 2000.-126с.
2. Биохимия. //Под ред. Е.С.Северина. М.,Геотар-мед, 2003.-779с.
3. Горбунова В.Н., Баранов В.С. //Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. С.-Петербург:«Спец. лит-ра», 1997.-286с.
4. Климов А.Н., Никульчева Н.Г. //Обмен липидов и липопротеидов и его нарушения. С.-Петербург:«Питер», 1999.-505с.
5. Кольман Я., Рем К.-Г. //Наглядная биохимия. М.: Мир, 2000.-470с.
6. Крю Ж. // Биохимия. Медицинские и биохимические аспекты. М.: Медицина, 1979.
7. Ленинджер А. //Основы биохимии. М.: Мир, 1985.- т.I - III.
8. Марри Р. и др. //Биохимия человека. М.: Мир, 1993.-тт.I, II.
9. Молекулярная клиническая диагностика. Методы. //Под ред.С.Херрингтона и Дж.Макги.М.: Мир, 1999.-560с.
10. Мецлер Д. //Биохимия. М.: Мир, 1980.- тт.I - III.
11. Николаев А.Я. //Биологическая химия. М.:Высшая школа, 1998.
12. Пустовалова Л.М.//Практикум по биохимии. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 1999.-544с.
13. Сборник тестов и задач по биохимии. //Под ред. акад. И.П.Ашмарина. М.: Изд-во МГУ, 1996.234с.
14. Страйер Л. //Биохимия. М.: Мир, 1984.-тт.I - III.
15. Строев Е.А. //Биологическая химия. М.: Высшая школа,1989.
16. Уайт А. и др. //Основы биохимии. М.: Мир, 1981.-тт.I - III.
17. Щербак И.Г. //Биологическая химия. С-Пб.: Изд-во СПбГМУ, 2005.-480с.
18. Элементы патологической физиологии и биохимии. //Под ред акад. И.П.Ашмарина. М.:Изд-во МГУ, 1997. – 237с.
19. Эллиот В., Эллиот Д. //Биохимия и молекулярная биология. М.:Изд-во НИИ Биомед.химии РАМН, 1999.-373с.
II. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
III. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: тематические папки,
таблицы, плакаты и пр.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Студенту выставляется оценка:
ОТЛИЧНО - при глубоком знании программного материала, продемонстрированном: а) исчерпывающим ответом;
б) грамотным свободным владением теорией при решении логических задач и практических заданий; в) знакомством с дополнительной литературой.
ХОРОШО - при твердом знании и грамотном изложении программного материала, отсутствии существенных неточностей в ответе, правильном применении теоретических положений в решении практических вопросов и задач.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - при знании только основных положений программного материала и недостаточном усвоении его деталей, характеризующимся неточностями формулировок, недостаточно грамотным и последовательным ответом, затруднением в решении задач.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - при отсутствии знаний по значительной части программного материала, при существенных ошибках в ответе, неумении использовать теоретический материал при решении логических задач.
Ч А С Т Ь П Е Р В А Я
ОБЩИЕ БИОХИМИЧЕСКИЕ