Два определения человека
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Содержание:
Введение
Актуальность данной Концепции для общества и читателя
Два определения человека
Обсуждаем сущность человека и его процветания
Знакомьтесь: маргинал Творения
У биологического человека трудное будущее, ему надо меняться
3. «Архитектурный план материализма» или самоуправление?
Устаревшая информационно-финансовая власть уступит место самоуправлению
Главные определения: пять кодов влияния
Излагаем основу Концепции
Что такое сверх-общественная идеология?
Маски сброшены: принимаем одну из двух идеологий
Почему провалилась попытка жить по человечески?
Наше недавнее прошлое с позиции знания о кодах
Пять типов общественного устройства
Смотрим на разные способы организации жизни, их плюсы и минусы
Ловушка «правового» общества
Свернув «на право», повернули «налево»
О собственности и экономике
Правда ли что процветание обходится без совести?
Родина – она для всех или только для «своих»?
Откуда приходит Родина и куда она уходит
Возможно ли «помирить» веру со знанием?
Почему у человечества разделились два «полушария»: наука и религия
О детях и образовании
Почему дети вдруг стали «обузой» и что с этим делать
О сакральности полового союза
Мужчина и женщина – это физические тела или нечто большее?
Фабрики грез»
Аватары бывают не только в кино
Большие новости» о времени
Деволюция от Человека к обезьяне
Система управления высшего типа
Мудрость плюс управление - творят чудеса
Нечеловечная необходимость и Человеческие отношения
О том как необходимость разрушает мир и как любовь его спасает
Духовно-нравственный кодекс коллегиального общества
Берем практические инструменты для претворения в жизнь Концепции
Заключение
Три общих тезиса
Введение
В эпоху коммуникаций, когда Интернет, средства связи, масс-медиа и взаимозависимый рынок труда помещают в общее пространство людей разных вер, наций и культур, назрела необходимость сформулировать и согласовать общую ценностную платформу для цивилизации. Различные религии мира, культуры планеты на протяжении многих столетий формировались вдали друг от друга, когда не было больших возможностей для путешествий, контакта с другой культурой. Теперь, когда в командировку и в отпуск люди летают во все точки мира, когда представители разных обществ, культур и народов работают на одном предприятии и живут в одном доме, возникла потребность в универсальной цивилизационной Концепции, которая бы отражала суть всех духовных учений мира и находилась в гармонии с современной наукой. Игнорирование этой потребности приведет к тому, что в мире в целом и каждом регионе в отдельности с каждым годом будет нарастать напряжение и отчуждение, у которого, в силу невозможности возвращения к замкнутости, будет только один выход – конфликт и разрушение.
Однако такая Концепция не сможет выполнять общечеловеческую цивилизационную функцию, если не будет способствовать также объединению и возрождению национальных общностей,которые, включаясь процессы глобализации, а, следовательно и стандартизации, объективно обрекают свою культурно - историческую самобытность на вымирание.
И наконец третья задача универсальной цивилизационной Концепции в том, чтобы способствовать воссоединению внешнего человека с внутренним Человеком: в каждом из нас живет потребность реализовать свою уникальность, сделав что-то настоящее для этого мира, но мы отворачиваемся от Человека в себе, оправдывая это тем, что материалистическое общество не заинтересовано в нашей духовной само-актуализации и втягивает нас во внешний режим выживания и конкуренции. Когда наш внутренний Человек обретет силу, он сможет изменить свое окружение, сделать его лучше.
Опираясь на фундаментальные принципы мироустройства и суть мировых духовных учений, универсальная цивилизационная Концепция должна быть интуитивно понятной (самоочевидной) и воодушевляющей. Обеспечивая условия для устойчивого развития каждой личности она даст практическую альтернативу существующей цивилизационной программе развития, которая устарела и не позволяет ответить на вызовы Нового времени. Такая Концепция не может возникнуть как продукт чисто теоретических изысканий, она родится через осмысление опыта возрождения конкретных обществ на духовной основе. Данный текст является попыткой изложить это осмысление. Насколько эта попытка удачна покажет время.
Два определения человека
Самое главное – правильно начать. Если при решении математической задачи в начале допускается ошибка, то все остальные вычисления, даже если они верны – являются ложными и пустой тратой времени. Поэтому мы начнем с главного - с антропологического определения: кто такой человек?
С биологической точки зрения человек – существо, похожее на обезьяну, но обладающее более сложными нервными функциями, обеспечивающими иной уровень мышления. Из этой антропологической предпосылки возникла общеизвестная гипотеза Дарвина о происхождении человека «от обезьяны», которая до сих пор не получила фактических доказательств. Напротив, имеются серьезные свидетельства в пользу того, что развитый человек действовал на планете десятки и даже сотни тысяч лет назад[1].
Однако на этой предпосылке материализма и атеизма (родства человека с обезьяной) уже во многом выстроена жизнь современной цивилизации: культура, образование, политика, взаимоотношения между людьми. Потребности биологического человека действительно те же, что и у животных: еда, сон, секс и оборона. То, что животное строит для сна и размножения примитивное жилье, а человек – из бетона и стекла, или что оно обороняется и нападает с помощью когтей и клыков, а человек – посредством ножа или даже с помощью атомной бомбы – не делает человека чем-то по Смыслу иным: это та же обезьяна, только, можно сказать, более рафинированная и «масштабная».
Но в человеке есть нечто над-биологическое. Поэтому всегда существовала иная антропологическая предпосылка, определяющая человека как существо отличное от остального животного мира. Человек – это тот, кто способен постигать Смыслы Творения, и потому может жертвовать биологическим человеком в себе, точнее превосходить его.Эта способность заложена в нас потому, что мы произошли не из животной природы, а созданы по образу Творца, т.е. связаны с высшим миром. В данном понимании биологический человек не отвергается, но ставится на службу Человеку духовному и становится его воплощением.
В рамках первой, атеистической антропологической парадигмы, культура предлагает нам в качестве идеала (а именно культура отвечает за формирование идеалов) поведение чисто биологического индивида, у которого имеется сильное тело, вызывающее страх у представителей своего пола, и сексуальное влечение у представительниц противоположного. Умные и способные особи признаются лидерами в стае, и мы видим также в человеческой культуре, что люди, способные, например, красиво изъясняться и влиять на других, или быстрее других соображать, получают значительные преимущества и положение. Именно на это опирается цивилизационная модель, привычная всем, но ставшая тупиковой и источником главных угроз для человеческого рода: «Прав не тот кто прав, а тот кто превосходит других». Разумеется, соревновательность всегда будет важным фактором сохранения тонуса и выживания любого биологического вида, однако в формирующихся новых цивилизационных условиях взаимозависимости, соревновательность должна и может быть избавлена от негативной энергии (нацеленности против других).
Попытки поставить в центр общественной жизни нечто более высокое, чем завистливые интересы индивидов и обществ предпринимались всегда, однако они не шли дальше создания утопических моделей «всеобщего братства». Теперь же само Время не оставляет человечеству иной возможности выживания, кроме как превзойти свою животную природу и обратиться к Человеческой, к духовной. Понимая тенденции развития цивилизации, ученые и политические лидеры в двадцатом веке сделали глобальные войны самоубийственными посредством ядерного оружия. Однако сейчас становится понятным, что это была лишь отсрочка. Когда негативная энергия не преобразуется в духовной культуре взаимоотношений, тогда она непременно находит себе разрушительный выход. Если ее остановить на глобальном уровне, то она выйдет на уровне локальном. Если ее блокировать на физическом уровне, то она начинает действовать на психоэмоциональном уровне, делая людей к неудовлетворенными и отчужденными. Возможно уже настал тот момент, когда мы, наконец, способны осознать, что невозможно материальными методами решать нематериальные проблемы, созданные нереализованностью человека как существа над-биологического, которое предназначено и способно строить взаимоотношения на основе духовных ценностей.
В любом биологическом обществе (стае) тоже присутствуют, конечно же, взаимоотношения, наиболее тесными из которых является половой союз и его расширение – дети. Животные нежны к своим детенышам - так уж устроено природой. Их общественная жизнь предполагает, как и у нас, наличие языка общения, который выражает определенные потребности и эмоции. Присутствует и образование, поскольку детенышей обучают соответствовать культурному коду, принятому в данной стае. Но чем отличается Человек от человека биологического? Например, если человек сделает что-то нехорошее другому, себе подобному, тот даст отпор, чтобы неповадно было, либо смирится с этим, как более слабый. Так работает биологический культурный код и таковы требования материалистичного общества. Но Человек спросит: «Почему ты так со мной поступил?», т.е. с его стороны будет не реакция, а обращение к Смыслу действия, к внутреннему Человеку в человеке. Если человек склонен обращаться к Человеческому в себе, то он задумается, почувствует голос совести, сделает выводы и извинится. Если же он находится еще под полным контролем биологического культурного кода, то есть является материалистом, то тогда вопрос не возымеет действия. В этом случае нужны уже будут ответные меры на понятном «родственнику обезьяны» языке. Однако в любом случае, настоящий Человек видит в другом потенциал его духа, и старается пробудить его.
Все существа имеют потребность в социально - биологическом половом союзе, однако потенциальный Человек создает семью с целью стать в ней таковым поистине, и дать своим детям не одно, но два рождения: биологическое и духовное. Обществу, в котором не разделяются эти семейные ценности – не суждено войти в будущее.
Материя нашего тела и ума находится под влиянием среды и ее установок, но дух (сознание) человека потенциально независим от материи. Однако до тех пор, пока дух не пробужден, мы отождествляем себя с телом и умом и тоже находимся под влиянием среды, будучи не способными сами на нее влиять. Общественная среда подавляет дух человека, но она же способна и пробуждать его. Все взаимоотношения в обществе, вся социально-экономическая жизнь, должны быть выстроены с целью пробуждения в человеке Человека –таково, по сути дела, основное положение данной Концепции.О том, что это значит и какими средствами может достигаться эта цель, и пойдет речь далее. Именно присутствие людей духовного склада и их деятельность является главным активом общества,залогом его безопасности и процветания, а не дутые показатели экономического роста, которые сами по себе не говорят ни о чем. Цивилизация, ориентирующаяся в своей самооценке и оценке действующих в ней субъектов на достижения(в разных областях, в первую очередь - в экономике), исчерпала себя. Необходимо начать последовательно закладывать в систему образования, в существующие общественные институты следующую цивилизационную формулу: пробуждение Человека порождает высокое качество отношений, из которых проистекает экологичное процветание[2] общества во всех сферах. Последнее утверждение является обратной формулировкой основного положения данной Концепции, которое дано выше. Позже мы поймем, что обе формулировки одинаково важны и имеют разный смысл.