Рабочие определения человека

Существует множество определений человека. В каждом из них акцент делается на тех или иных сторонах человека: божественность и греховность (Библия), структурность(Маркс) и т.д.

Наиболее важные черты человека нашли своё отражение в мифах, народном творчестве, эпосе.

Каждое из предлагаемых определений человека, в зависимости от отрасли знания, в котором оно выработано, ограничено. Так в биологии преувеличена роль материальных процессов, в психологии – роль психической составляющей человека.

В настоящее время изучение человека как единого целостного образования рассеяно по множеству отраслей знаний, где существуют свои специфические определения человека. Появилась необходимость в интегративном определении. Сложность такого определения заключается в том, что в его рамках должны быть отражены качественно различные слои явлений, которые представлены в человеке – от материально-вещественных до высших проявлений духа.

Каждой эпохе в истории человечества свойственны свои определения человека. Просвещение: человек - духовно-рациональное существо; кон.19-нач.20: абсолютизация духовного в человеке.

Человек:

· Живая система, единство физического и духовного,природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого

· Фокус, в котором сходятся все слои бытия

· Субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с др.формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием, нравственно-этическими качествами.

· Мост между двумя мирами, материальным и духовным(экзистенциалистская философия)

Человек – развитая динамическая система, открытая для взаиможействия с внешней средой и себе подобными, способная к отражению себя, к преобразованию и осознаванию среды, обладающая различными потребностями(эмоции, чувства, ценности)


6. Составляющие понятия человек

Для дальнейшего изучения человека необходимо выявить те признаки, которые определяют само понятие «человек». Итак, характерные признаки(составляющие)

1. Материальные и вещественные процессы(обмен веществ, перенос энергии)

2. Эмоционально-оценочные процессы(высший слой, уровень побудителей человеческой активности)

3. Процессы самоосознания, самоотражения, различения «Я» и «не Я»(без принадлежности к определённому «Я» любые эмоции, когнитивные процессы теряют смысл, т.к. теряют адресата.

4. Когнитивные процессы (мышление, память, восприятие)

5. Некоторые исполнительные возможности(движения, действия, смособность контактировать со средой)

6. Саморегуляционный комплекс(соединение отражений себя, эмоций, когнитивных процессов, исполнительных возможностей для самостоятельного достижения в единое целое, в которое входят побуждения и способы их достижения)

7. Определённая социальная среда (только в ней он и может формироваться и функционировать)

Механизм взаимосвязи материального и духовного начал в человеке.(непрояснённый)

Основа всего происходящего в человеке – материальные процессы, над которыми надстраивается аппарат отражения в виде эмоционально-оценочных процессов.


7. Человек как биопсихосоциальная целостность

· Целостность характеризуется наличием принципиально различеых слоёв явления – от материальных до явлений духа. Центром её активности является отражение себя, преломлённое через чувства и ценностные ориентиры. В итоге образуется саморегуляционный комплекс, порождающий активность целостности. Её развитие осуществляетя на протяжении всего жизненного пути человека начиная от рождения и кончая разрушением и смертью.

· Механизмы связи разных слоёв явлений – процесс совмещения. Человек как целостность включён в определённую социальную среду, является её компонентом, и без такого включения невозможно его развитие, нормальное функционирование.

Целостность предполагает процесс совмещения, который порождает новые качества, обогащает целостность, что ведёт к преобразованиям. Таким образом, путём совмещения, целостность самообогащается.

Характеристики БПС целостности:

1. Наличие в целостности принципиально различных слоёв явлений – «нижнего»(материального) и «верхнего»(сфера субъективного).

2. Наличие механизма связи «нижнего» и «верхнего» слоёв явлений в виде тенденции к совмещению, вытекающей из вхождения в целое

3. Разнообразие компонент живого, на которое воздействует тенденция к совмещению

4. Влияние тенденции к совмещению на разнообразие компонентов, составляющих живую целостность.

5. новые качества, порождаемые в итоге совмещения. Качества, возникающие над миром материальных процессов, представляют собой субъективное, условное в целостности. Выступают в роли функции преобразования, установления общего, эмоций, оценок.

6. обратное влияние новых качеств, складывающихся в единый саморегуляционный комплекс, на исполнительные возможности целостности(её движения, действия, способность влиять на среду)

7. Самоизменения целостности – те реальные процессы, которые происходят в результате обратного влияния новых качеств на возможности целостности, функционирования саморегуляционного комплекса.

8. Включённость целостности в определённую среду, из которой она черпает ресурсы для своего функционирования.

· Необходимость в явлениях субъективного, над материально-вещественных процессах заключается в невозможности разрешения возникающих проблем средствами одного материального уровня. Такими средствами, дополняющими материальные, являются формы психики.

· Внутренняя среда живого отягощена недостаточностью сугубо материальных средств.

· Таким образом, человек как биопсихосоциальная целостность может быть представлен на новом уровне, не в одном каком-либо плане или «срезе», а в координатах, учитывающих и биологическое , и сложные проявления психических и духовных качеств, процессов включения в соц.среду.


8.Рациональное и иррациональное в человеке

Рациональное знание о человеке, сконцентрированное в современной европейской науке, ориентировано преимущественно на изучение определенных материальных объектов, закономерностей их функционирования с целью их изменения в соответствии с интересами человека. Нерациональное, или вненаучное, знание носит преимущественно интуитивный характер и охватывает целостные, интегративные характеристики мира и человека, хотя за ним стоит опыт многих народов и поколений различных цивилизаций.

В настоящее время все чаще приходят к выводу, что научное и вненаучное знание должны взаимно дополнять друг друга. Однако формы, в которых это может реализоваться, пока не ясны. Тем не менее, наука не может не замечать проблем взаимопроникновения научного и вненаучного знания, особенно в разделах, изучающих человека как целого.

К рациональному знанию относятся представления о человеке в русле:

1) естествознания. Успехи таких наук, как биология, медицина, физика, химия и других в познании человека общеизвестны. Среди их достижений можно отметить такие выдающиеся открытия, как расшифровка генетического кода, установление факта ассиметрии полушарий головного мозга, успешное лечение ряда тяжелых заболеваний, создание генной инженерии и пр. Сейчас в контексте естественнонаучного знания человек оказался «расчленённым» на множество компонент, каждая из которых «представлена» отдельной дисциплиной. Реальная целостность человека оказалась оттеснённой на задний план. Естественнонаучное знание изучает материальные процессы, но помимо них есть еще и явления духовного мира, которыми традиционно занималось гуманитарное знание. Поэтому наиболее полно изучать человека можно только на основе синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания.

2) философии. Философия изначально стремится дать целостное представление о человеке. Одной из важнейших задач философии является целостное познание человека, и в силу этого его целостные характеристики выступают как более фундаментальные. К ним прежде всего можно отнести такие проблемы, как смысл жизни, субъективность человека, рассмотрение его как биопсихосоциальной целостности, закономерности связей духовного и телесного начал, принципы формирования комплексного подхода к человеку, интеграция знаний о нём. Философия занимается также рассмотрением общечеловеческих ценностей, таких как добро и зло, свобода, этические и эстетические нормы, взаимосвязи естественного и искусственного в человеке, изменяющиеся взаимоотношения человека и общества. Ответы на теоретические вопросы позволяют выявить перспективы развития человека в современном обществе.

3) социологии. С точки зрения социологии, человек и общество образуют бинарную систему, элементы которой соответствуют друг другу. В социологии существуют следующие концепции человека: позитивизм; представления о человеке в русской дореволюционной социологии; представления марксизма; неомарксистская концепция; бихевиоризм; психоаналитические концепции; антропологическая трактовка человека; структурно-функциональная концепция; нормативная, маргинальная и контрекультурная модели человека. Социологические концепции человека демонстрируют по большей части две крайности. Первая крайность – растворение человека в социальных отношениях, вторая крайность – преимущественное внимание к личности человека и игнорирование социального контекста. Попытки органического описания бинарной системы «человек-общество» именно в её целостности пока не привели к ожидаемым результатам.

Сложившуюся социальную среду российского общества характеризуют:

- повышенная нестабильность, труднопрогнозируемость, неопределенность

- обесценивание прежних внутренних регуляторов поведения

- резкое расширение степени свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля, что многими стало восприниматься как вседозволенность

- широкомасштабная ломка самых различных стереотипов, привычных форм взаимодействия человека со средой

- доминирование борьбы над согласием в российском обществе, в силу чего имеет место агрессивность социальной среды

- альтернативногсть социальной среды (множество исключающих друг друга мнений, точек зрения и пр.)

- разрыв власти и населения, закрытость власти

Такая среда порождает у человека следующие качества:

- хаос внешней среды вызывает хаос внутри человека, человек жаждет стабильности, а получает ощущение неопределенности

- человек занят заботой о проживании, ориентируется на собственное выживание

4) психологии. В психологии существует ряд подходов к человеку:

а) бихевиористский (Торндай, Скиннер и др.) Поведение человека управляется внешними символами. Изучение взаимосвязи между символами и реакцией – задача этого подхода

б) психоаналитическая концепция (Фрейд). Человек- некая динамическая система. По мнению Фрейда, человеческая психика делится на «оно», «я» и «сверх-я». Между «оно» и «я» происходят постоянные столкновения.

в) гуманистическая психология (Роджерс, Маслоу). Выделяются 2 подсистемы: «Я» и «организма», которые образуют единое целое. Ведущей тенденцией, определяющей характер действий человека, является стремление к самореализации. В рамках данного направления сформулировано 5 постулатов: 1) человек является целью, а не средством изучения, как в бихевиоризме 2) в качестве основополагающих следует рассматривать такие сугубо человеческие свойства и отношения, как любовь, свобода, ответственность, вера 3) гуманистическая психология становится не биологической, а гуманитарной наукой 4) истинная, глубинная сущность человека – в его добре 5) гуманистическая психология и её метод опираются на положение о саморазвитии личности.

Когнитивная психология (Пиаже) – поведение человека опосредуется познавательными процессами (восприятие, внимание, память и др.). Акцент – на интеллекте. Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта человека.

Ананьев – идея о целостности человека как сложного биопсихосоциального образования – междисциплинарный подход к изучению человека.

5) экологии. Экологические проблемы стали особо актуальным в наши дни. Теплеет климат, уровень воды в океане растет, появляются цунами и ураганы, парниковый эффукт и т.д. Человечество, разрушая природу, движется к самоуничтожению, не осознавая этого.

Концепция Печчеи – для решения экологических проблем должен измениться сам человек. Необходим переход от антропоцентрического сознания (человек – хозяин природы) к экоцентрическому (человек – союзник природы).

«Нетрадиционное», т.е. вненаучное, знаниеносит преимущественно интуитивный характер и охватывает целостные, интегративные характеристики мира и человека. Основная трудность здесь – довести такие характеристики до уровня проверки.

Так же, как и научное, вненаучное знание характеризуется вподне определенной дифференциацией и структурой. Прежде всего, его можно дифференцировать по степени близости/удаленности от научного знания. Наиболее близки к науке такие области вненаучного знания, как астрология, алхимия, графология, хиромантия, а также знания, касающиеся посмертного существования человека (Моуди), еще не оформившиеся в самостоятельную сферу. В этих областях в той или иной степени используются рационалистические методы и представления.

Во вненаучном знании есть такие области, которые очень далеки от науки и в которых невозможно использовать рационалистические принципы: ясновидение, левитация, телекинез, высшие ступени йоги и др. «Ненаучные науки» можно классифицировать следующим образом:

1) полностью отвергаемые современной наукой (например, френология)

2) частично признаваемые( например, физиономика, графология, астрономия)

3) более или менее полно подтвердившиеся на уровне основных посылок.

Существуют также целые отрасли вненаучного знания, относительно которых современная наука пока не может высказать определенного мнения, истинны или ложны их постулаты. К такой области знания относится, например, уфология. Явления, описываемые уфологией принципиально отличаются от тех объектов, с которыми она сталкивалась до сих пор. Поэтому она не располагает методами их анализа и интерпретации.

В наши дни любые формы «нетрадиционного знания» становятся широко доступными, что формирует у значительной части населения ошибочные, деформированные представления о самом себе, обществе и природе. В результате возрастает число психических заболеваний.

Религия также относится к вненаучному знанию. От поколения к поколению передаются знания о человечестве, природе и, главное, нравственности. Нравственные начала являются общими для всех мировых религий. Религия помогает человеку ответить на вопросы о смысле жизни, предназначении человека, счастье и т.д.

К недостаткам вненачного знания относятся: размытость критериев, воспроизводимость, неясность механизмов влияния на человека, ограниченность применения, трудность трансляции от одного человека к другому и т.д.

9. Понятие «человеческой ситуации», двойственность природы человека

(Э. Фромм)

Человек, согласно Ф., есть существо, вышедшее в процессе эволюции за рамки инстинктивного приспособления к окружающему миру и обретшее сознание, самосознание, разум. Новые адаптивные механизмы компенсируют биологическую слабость человека и становятся основой специфически человеческих качеств:

1. осознания себя как отдельного существа,

2. способности помнить прошлое и предвидеть будущее,

3. использовать символы для обозначения предметов и действий,

4. разума для постижения и понимания мира, воображения.

Тем самым задается специфически человеческая ситуация, общая для всего человеческого рода и предзаданная каждому человеку. Её характеристиками являются отделенность и противоречивость человеческого существования.

Отделенность человека, отчуждение от природы, от людей, от себя, осознание этой отделенности и собственной беспомощности перед силами природы и общества становятся, по мысли Ф., источником стыда, тревоги, чувства вины, к-рые человек стремится преодолеть в своем индивидуальном существовании. Ф. считает, что человеческое существование и свобода изначально неразделимы, поскольку исходят из факта утраты принудительного, задаваемого врожденными механизмами приспособления к природе. Разрыв «первичных уз», связывающих биологическое существо с природой, порождает неизбывные экзистенциальные дихотомии, обусловленные противоречивостью и проблемностью человеческой природы. Основная экзистенциальная дихотомия, по Ф., - дихотомия жизни и смерти. Смертность человека ведет к другой дихотомии - между огромными человеческими потенциями и невозможностью их реализации в краткой жизни. Кроме того, человек живет в условиях исторических дихотомий - исторически сложившихся противоречий между человеческой природой и наличными формами существования общества. В отличие от экзистенциальных, исторические дихотомии не являются неизбывными для человеческого существования и могут быть разрешены. Ф., т.обр., стремится преодолеть фрейдовский биопсихологизм в трактовке человека с позиций эволюционного социобиологического принципа историзма, которые связывают человеческие страсти не с инстинктивной, а с социальной природой человека. Ф. считает, что инстинкты являются ответом на физиологические потребности человека; страсти же и влечения, обладающие не меньшей, а иногда и большей мотивационной силой, чем инстинкты, расцениваются им как обладающие биосоциальной, исторической природой.

Отказываясь признавать источником специфических человеческих потребностей биологические процессы в конституции человека Эрих Фромм, заявлял, что «как самые прекрасные, так и самые отвратительные склонности человека являются не частью неизменной, биологически данной природы, а результатом социального процесса, который создает человека. Человек – существо двойственное потому, что принадлежит к животному миру, но в то же время имен человеческий, духовный мир (то, что связано с социальным опытом). Этим и определяется, по мнению Фромма, человеческая ситуация.

Каково же содержание неофрейдистского понятия «человеческой ситуации», которое является одним из исходных в антропологической философии Э. Фромма и анализ которого открывает путь к пониманию и уяснению ее сущности?
Э. Фромм начинает исследовать проблему человеческой природы с анализа «человеческой ситуации», с изложения своей теории антропогенеза. С его точки зрения, генетической предпосылкой появления человека был возникший на определенной стадии эволюции природы процесс ослабления биологической приспособляемости животного к окружающей среде. Факт появления человека, по его мнению, является следствием негативного процесса естественной эволюции. Чем менее совершенным становится биологический аппарат инстинктивного приспособления животного к миру, тем более развивается его мозг и способность к мышлению, к сознательной ориентации в мире. Э. Фромм полагает, что «все страсти и желания человека являются не чем иным, как результатом попытки решить проблему человеческого существования», что «понимание человеческой психики должно быть основано на анализе потребностей человека, возникающих из условий его существования». В основании теории о «человеческой ситуации» лежит представление не о биологической, а об антропологической природе инстинктов и потребностей человека. У Э. Фромма неизменные потребности человеческой природы выступают в виде позитивных стремлений.
Содержание человеческой природы, являющейся, с точки зрения Э. Фромма, «результатом неодолимого побуждения человека восстановить единство и равновесие между самим собой и природой» , представляет своеобразную систему потребностей, включающую в себя: 1) потребность в человеческих связях, 2) потребность в самоутверждении, 3) потребность в привязанности, 4) потребность в самосознании, 5) потребность в системе ориентации и объекте поклонения. Следует заметить, что три из пяти названных Э. Фроммом основных потребностей человеческой природы: потребность в человеческих связях, в привязанности и в системе ориентации и объекте поклонения — имеют много общего. По мнению Э. Фромма, в процессе развития человека удовлетворение его природных потребностей, предопределяемых антропологической «человеческой ситуацией», осуществляется двумя противоположными способами. Один из них помогает развитию и становлению человека, другой — нет. Каждый из способов удовлетворения человеческих потребностей представляет собой своеобразный ответ на проблему человеческого существования: в одном случае — это прогрессивный ответ, в другом — регрессивный. С точки зрения Э. Фромма, каждый человек в своих попытках решить экзистенциальную проблему человеческого существования «может или вернуться к архаическому, способу решения, или прогрессировать, развивая свою человечность» . Если человек, желая вновь обрести утраченное единство с природой и освободиться от страха одиночества и неуверенности, пытается уничтожить то, что делает его человеком и вместе с тем мучает его, —
свой разум и самосознание, он становится на регрессивный путь решения проблемы человеческого существования. Если человек ищет новую гармонию с миром на основе полного и всестороннего развития заложенных в нем человеческих способностей, он выбирает прогрессивный способ решения экзистенциальной проблемы. Согласно Э. Фромму, прогрессивное решение проблемы человеческого существования способствует психическому здоровью и развитию человека, соответствует потребностям человеческой природы; регрессивное решение, напротив, вызывает в человеке психическое расстройство и ведет к внутренней деградации. С его точки зрения, и психически здорового человека, и невротика к жизнедеятельности побуждает неодолимая потребность найти решение проблемы человеческого существования и выйти из того состояния неопределенности, в которое повергает их сам факт отделения от природы. Именно поэтому, считает он, поведение человека никогда нельзя объяснить следствием вытеснения сублимирования биологических потребностей индивида, как это делал 3. Фрейд. «Для того, чтобы понять, — пишет Э. Фромм, — индивидуального пациента или вообще какого-либо человека, необходимо прежде всего знать — каков его ответ на проблему существования».


10. Включение (исключение) человека в социальную среду

Проблема включения человека в социум и его отдельные струк­туры является исключительно актуальной. Это связано с тем, что от результативности такого включения зависят весь процесс раз­вития человека, его дальнейшая судьба, самочувствие, призвание, успешность деятельности. Становление человека осуществляется только посредством включения в те или иные типы социальных структур.

Социальная структура представляет собой некоторую целост­ность. Человек включается в это целое как часть. Такое включение неизбежно приводит к определенным изменениям в социуме и в самом человеке. Социальное целое предъявляет к человеку весьма жесткие требования. Процесс совмещения, в идеале, должен привести к адаптации че­ловека и его ориентации на то, что ему следует выполнять (функции, обеспечивающие нормальное функционирование социума и его сохранение). Качества человека, те или иные его стороны, особенности должны отвечать требовани­ям других компонентов целого (других людей, групп, социальных институтов и т.д.). Для этого он должен обладать определенным запасом знаний, подняться на более высокий уровень, выработать новые качества. Помимо знаний на процесс включения человека в структуру деятельности большое влияние оказывают его задатки, склонности, способности, предрасположенности.

Между социумом и человеком начинается определенное взаимо­действие, направленное на приобретение, выработку новых качеств, как человеком, так и обществом, в результате чего порождаются но­вые продукты.

Человек и социум — открытые системы, активно ищущие друг дру­га. Так, человек уже с раннего детства ищет эффективные способы включения в окружающую социальную среду (ребенок стремится понравиться взрослым, затем озабочен проблемами подготовки к поступлению в школу, в вуз и т.д.). Такое включение — условие его самореализации, которая не может состояться вне рамок социальной структуры. Скажем, человек может иметь выдающиеся предпосылки (гуманитарные, математические, вокальные и т.п.), но они останутся нереализованными в полной мере, если он не по­лучит соответствующего образования. Но, с другой стороны, и са­ма социальная структура для собственного самосохранения актив­но ищет людей, способных обеспечить устойчивое развитие социу­ма. Для этого требуются люди разного плана, от простых испол­нителей до нестандартно мыслящих творцов. Скажем, вуз ищет талантливых студентов, фирмы и предприятия — опытных специ­алистов и.т. д.

В каждом обществе можно встретить ряд различных типов включения человека в социум. Механизмами включения могут выступать семейные традиции, процессы образования, личная устремленность челове­ка, требования лидеров научных школ и др. Все типы включения варьируют между двумя полюсами: от жесткого до нежесткого (мягкого).

В основе жесткого включения лежат различные типы внеш­него принуждения. Одним из типов такого принуждения являет­ся принуждение со стороны родителей — их социального статуса, профессиональной деятельности. Недостатки: отсутствие у человека сво­боды выбора, известная принудительность, возможность несовпа­дения способностей и задатков с требованиями структуры, ограничение активности человека. Преимущества: передача наиболее тонких приемов мастерства, профессии, элементов творчества от отца к сыну; максимально раннее приобщение к конкретным видам дея­тельности; расширенные возможности ранней самореализации человека; востребованность человека социальной структурой; создание оснований для достижения высоких результатов как итог перечисленных позитивных моментов.

Жесткий способ включения обеспечивает социальной структу­ре, а тем самым и социуму, высокий уровень стабильности и устой­чивости. Другие примеры жесткого включения - «номенклатура» (практика внед­рения определенными политическими партиями своих членов в наиболее социально значимые структуры с целью сохранения доми­нирующего положения в обществе и экспансии на различные сферы жизнедеятельности общества); армия, исправительные учреждения, налоговая инспекция.

Общим недостатком для всех типов жесткого включения является недоста­точный учет индивидуальных качеств человека, его способностей, склонностей. Но иногда жесткое включение оказывается полезным, ибо на ранних стадиях развития человек часто оказывается не в состоя­нии оценить свои способности и возможности, тогда как со стороны они видны гораздо лучше.

Альтернативой жесткому включению является нежесткое (мягкое) включение. В данном случае решение о включении в ту или иную социальную структуру исходит от самого человека. Девиз такого включения — «От человека к социальной структуре» (а не наобо­рот). Чтобы подобное включе­ние было эффективным, человек должен учитывать именно свои личные склонности, личностные особенности и возможности. Нежесткое включение должно базироваться на учете специфики социальных структур, окружающих человека. Эти структуры могут различаться:

· по длительности процесса включения : инженерная, научная деятельность требуют длительной предварительной подготовки, а стать членом поли­тической партии, религиозной секты, добровольного объединения можно стать достаточно быстро

· мера активности соц структур по отношению к человеку: активные - секты, кри­минальные группы, партии, организации; препятствующие включению - элитарные группы, некоторые властные структуры; нейтральные - наука в современной России, некоторые экономические структуры.

Понятно, что описанные полярные типы жесткого и мягко­го включения в действительности встречаются достаточно редко. Чаще мы имеем дело с промежуточными, когда детерминантами включения выступают как элементы принуждения человека, так и его личные интересы, склонности, способности. Это справедливо и для включения в основные сферы жизнедеятельности.


11.Детерминанты включения (исключния)

Акт включения человека в социальную среду и исключения из нее определяется значительным количеством детерминант, среди которых можно выделить четыре наиболее существенные, которые зависят:

— от человека;

— от состояния социальной среды;

— от процессов взаимодействия человека и социальной среды и регуляторов этих взаимодействий;

— от этапов социогенеза (от фазы развития общества).

К детерминантам включения, зависящим от челове­ка, относятся прежде всего его потребности (низшие и высшие). Среда должна предоставлять человеку возможности для удовлетворения и тех, и других. На включение влияют также и здоровье человека (духовное и физическое), его возраст, социальная компетентность, степень при­общенности к культуре, менталитет, мировоззрение, творческий потенциал и пр. Идеальным для взрослого человека может считаться такое включение, при котором все эти зависящие от человека детер­минанты соответствуют требованиям социальной среды и способ­ствуют ее устойчивому функционированию.

Большая группа детерминант исключения связана с физиче­ским здоровьем или нездоровьем человека: инвалидность, как физическая, так и нервно-психическая. Другая группа возникает в случае отказа человека от личных интересов и мотивов под давлением внеш­них обстоятельств (выше оплата труда и т.д.)

Говоря о детерминантах включения, зависящих от со­стояния социальной среды, следует выделить пять типов вклю­чения.

1. Наиболее массовый тип включения — это тип, когда среда для поддержания своего существования должна искать людей, способ­ных поддерживать ее функционирование. Специфика состоит в том, что человека часто не интересуют ценности, домини­рующие в ней, личные интересы отступают на задний план, на передний выходит материальное вознаграждение. Этот тип распространен среди представителей среднего класса.

Такой тип включения может быть как мягким, так и жестким. Мягким он будет в том случае, когда человек с малых лет воспи­тывается в духе готовности к добровольному включению в нужные обществу структуры (лозунг «Всякий труд почетен» в доперестроечный период). Жесткий характер: человек принудительно включается в среду под воздействием необхо­димости зарабатывать себе на жизнь или под влиянием предубеждений, предрассудков, моды, стереотипов о престижности деятельности и т. п.

2. Формальное включение под действием запроса среды — чисто формальное включение, порождающее раздвоенность человека: с одной стороны, он продолжает придерживаться своих собственных интересов и ценностей, с дру­гой — вынужден приспосабливаться к людям и ближайшей среде, в которой господствуют совершенно иные ценности и представления. Такое включение всегда является жестким и приводит к различным формам социального нездоровья, деформациям лич­ности.

3. Неформальное включение под воздействием запроса среды — такой тип включения, когда требования совпадают с ценностными ориентациями личности, максимально способствует формированию полноценного социального здоровья. Именно этот тип включения создает больше возможно­стей для проявления инициативы, личностного роста, становления профессиональных качеств человека. Такая социальная среда наи­более привлекательна для человека.

4. Включение под воздействием запроса среды, представляю­щее непосредственную опасность для человека (мафи­озно-криминальные структуры, экстремистские группы, сексуаль­ные меньшинства, всякого рода сомнительные сообщества, секты и т.д.). В процессах включения человека в такие среды нередко про­исходят быстрый распад личности, ее деградация. Факторы, препятствующие включению человека в подобные структуры: высокий уровень образования, со­циальная компетентность, приобщенность к полноценной культуре, менталитет, уровень сформированности мировоззрения и т. п.

5. Включение под воздействием запроса дестабилизированных и переходных социальных структур. Переходная социальная среда может требовать особого типа людей, способных быстро разрушать существующие структуры, традиции, нормы; резко воз­растает потребность в экстремистах, радикалах, пассионариях.

Включение в одни среды часто предполагает исключение че­ловека из других социальных сред. Можно выделить следующие формы социального исключения вследствие:

• глубоких внутренних изменений в таких средах, как государ­ство, общество, семья;

• изменения базовых ценностей социальных сред;

• воздействия широкомасштабных внешних факторов (войны, природные катастрофы и т.д.);

• интенсивной технологизации современного общества;

• низкого уровня и качества жизни;

• слишком большой дифференциации общества

Как человек, так и среда ориентированы на собственное самосохранение: человек желает получить от социальной среды максимум благ за счет минималь­ных усилий, а среда стремится получить от человека все возмож­ное для своего сохранения и процветания. В процессе такого обмена всегда должен сохраняться известный баланс, нарушение которого неизбежно приводит к разнообразным формам исключения.

Таким образом, и среда может исключать из своего состава значительное число людей, и человек зачастую разрушает ее вме­сто того, чтобы сохранять. Поэтому большое значение приобрета­ют регуляторы взаимодействия человека и среды, которые должны поддерживать баланс их взаимодействия. В роли регуляторов могут выступать право, принципы справед­ливости, гуманизм, толерантность, соответствующие обычаи, тра­диции, моральные нормы, религиозные заповеди и т.д.

Возможны следующие типы взаимоотно­шений человека и среды.

1. Более или менее полное соответствие (гармония) человека и среды. Среда развивает потенциал человека, у него формируется ощущение полноты жизни и хорошее социальное самочувствие.

2. Локальное нарушение гармонии взаимоотношений человека и среды порождает частичное соответствие человека и среды (например, человек не в состоянии выполнить требо­вания среды в полном объеме или среда не в состоянии использовать весь потенциал человека, в силу чего у него возникает чувство ненужности, отчужденности).

3. Полная дисгармония взаимоотношений человека и среды (полное несоответствие человека и среды, отсутствие их взаимных запросов, взаимной нужности, чуждость их друг другу).

Самореализация может происходить в условиях как стабильной, так и нестабильной социальной среды. Социальная среда современ­ного российского общества явно не стабильна. Это означает, что в ней пока не сложились критерии жизненного успеха, смысла жиз­ни, этических и правовых норм, признаваемых большинством насе­ления, не достигнут необходимый уровень общественного согласия и т. д. В условиях нестабильности очень важна ориентация на общечеловеческие ценности, такие как раскрытие человеком себя в образовании, труде, формирование собственной многосторонности, толерантности, творческого мышления.


12.Самореализация как системообразующий фактор учения о человеке

Под самореализацией понимается наиболее полное использо­вание способностей, талантов, потенций и возможностей человека, осуществляемых путем его включения в социальные структуры.

Самореализация человека может развертываться одновремен­но в нескольких направлениях: по линии выполнения требований социальных структур, свободного развертывания способностей, по линии реализации ценностных установок.

Через включение в социальные структуры человек должен удовлетворять естественную потребность в самореализации. Че­ловек считает, что его жизнь состоялась, если ему максимально удалось проявить свои способности и таланты. Факт признания самореализации личности со стороны социальных структур называется самоутверждением человека. Признание социальной значимо­сти результатов деятельности может исходить как от социального окружения, так и от самого человека.

На процесс самореализации оказывают влияние две группы условий: 1) внутренние и 2) внешние. Под внутренними условиями принято понимать степень развитости способностей, качества ха­рактера, воли, привычки человека, гибкость мыш­ления. Процесс самореализации может быть ограничен негативным влиянием прошлого опыта и приобретенными дурными привычка­ми (излиш­няя агрессивность, стремление доминировать в общении, расчет на «авось», нежелание развивать самосознание).

Под внешними условиями понимается наличие или отсутствие социального заказа на способности, потенции, мера востребованности их со сто­роны социальных структур. Создавать внешние условия для самореализации всех членов общества призвана разумная социальная политика.

Говоря о самореализации, следу­ет иметь в виду не только ее истинные формы, ведущие к росту, развитию человека, но и ложные формы, ведущие к деструкции, деградации человека. Например, наркомания, раннее материнство, гэмблинг, алкоголизм, суицид, табакокурение. Мифы о наркотиках: 1) есть безвредные наркотики 2) наркоманию можно вылечить на любой стадии 3) употребление наркотиков не влияет на продолжительность жизни 4) все «крутые» и «тусовщики» употребляют наркотики.

Процесс самореализации выражает наиболее глубокую сущност­ную сторону человека. Именно под углом зрения самореализации можно рассматривать различные подхо­ды к человеку (психологический, философский, социологический, представления о человеке в сфере «нетрадиционных наук» и т.п.). Самые разнообразные и внешне плохо стыкующиеся знания о человеке могут быть синтезированы на основе идеи самореализации, в соответствии с которой человек – это развивающаяся динамическая целостность, стремящаяся к развертыванию своих глубинных потенций, к под­тверждению своей собственной значимости и ценности.

Наши рекомендации