Резерв времени 5 часов – отведен на обобщающие уроки по изученным темам
Требования к уровню подготовки.
Называть:
· Общие признаки животного организма
· Основные систематические категории
Характеризовать:
· Строение, функции клеток животных
· Строение и жизнедеятельность животных
· Размножение, рост и развитие животных
· Среды обитания животных
Обосновывать:
· Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов
· Родство млекопитающих животных
· Влияние деятельности человека на многообразие животных
Сравнивать:
· Строение и функции клеток растений и животных
· Семейства, классы, типы животных
Применять знания:
· О строении и жизнедеятельности животных
Делать выводы:
· О клеточном строении организмов всех царств живой природы
· О родстве и единстве органического мира
· Об усложнении животного мира в процессе эволюции
Наблюдать:
· Сезонные изменения в жизни животных, поведении
· Результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов
Соблюдать правила:
· Приготовления микропрепаратов и рассматривание их
· Наблюдения за сезонными изменениями животных
· Наблюдать за поведением животных
В программе предусмотрено:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Лабораторные работы Практические работы | ||||
Экскурсии | ||||
Контрольные работы | ||||
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | дата | № Урока п\п | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Формы контроля, Лабораторные, практические работы | д\з |
Введение. Общие сведения о животном мире | Введение. История развития зоологии | вводный | Зоология. Систематические категории | Заполнение таблицы, самостоятельная работа с учебником | |||
Современная зоология | Изучение нового материала | Экология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция животных | Самостоятельная работа с учебником | ||||
Многообразие животных | Простейшие: Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики ЛАБ.РАБ.№1 – 10 МИН | Изучение нового материла | Корненожки. Радиолярии. Солнечники. споровики | Лабораторная работа, заполнение таблицы | |||
Простейшие: жгутиконосцы, Инфузории | комбинированный | жгутиконосцы, Инфузории | Лабораторная работа, заполнение таблицы | ||||
Многоклеточные животные. Беспозвоночные | Тип Губки: Классы: Известковые. Стеклянные. Обыкновенные | Урок обозрение | Губки. Скелетные иглы | Тесты, самостоятельная работа со статьями из учебника, заполнение таблицы | |||
Тип Кишечнополостные | Урок практикум | Кишечная полость, симметрия лучевая, щупальца, эктодерма, эндодерма, клетки стрекательные, полип, медуза, коралл, регенерация | Самостоятельная работа, заполнение таблицы | ||||
Тип Плоские черви: ресничные, сосальщики, ленточные | Изучение нового матеиала | Кожно-мышечный мешок, гермафродит, хозяин промежуточный, хозяин окончательный | Индивидуальный опрос | Таблица | |||
Тип Круглые черви ЛАБ.РАБ№2 – 15 МИН | Урок практикум | Системы: пищеварительная, выделительная, половая, мускулатура, разнополость | Лабораторная работа | ||||
Тип Кольчатые черви Класс Многощетинковые | комбинированный | Параподии, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка | Фронтальная письменная работа лабораторная работа «многообразие кольчатых червей» | ||||
Класс малощетинковые, Пиявки ЛАБ.РАБ.№3 – 10 МИН | Изучение нового материала | Олигохеты, диапауза, защитная капсула, пиявки, гирудин, анабиоз | Лабораторная работа | Таблица | |||
Тип моллюски ЛАБ.РАБ. № 4 – 15 МИН | Урок практикум | Моллюск, раковина, мантия, жабры, сердце, терка, глаза, почки, железы: пищеварительная, слюнная | Лабораторная работа | ||||
Классы моллюсков: брюхоногие, головоногие, двустворчатые | Урок практикум | Моллюск, раковина, мантия, жабры, сердце, терка, глаза, почки, железы: пищеварительная, слюнная | Лабораторная работа | ||||
Тип иглокожие Классы: Морская лилия, Морские звезды, Морские ежи, офиуры | Изучение нового материала | Водно-сосудистая система, известковый скелет | сообщения | ||||
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные и Паукообразные ЛАБ.РАБ.№5 – 15 МИН | Изучение нового материала | Хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, паутина, легочные мешки и трахеи | Лабораторная работа «многообразие ракообразных» | ||||
Класс Насекомые ЛАБ.РАБ.№6 – 10 МИН | комбинированный | Развитие с полным и неполным превращением насекомых | Заполнение таблицы, изучение представителей отрядов | ||||
Отряды Насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки | Изучение нового материала | таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки | Самостоятельная работа с книгой | ||||
Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы | комбинированный | Стрекозы, жесткокрылые, полужесткокрылые или клопы | Самостоятельная работа с книгой | ||||
Отряды насекомых: чешуекрылые или бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи | комбинированный | Чешуекрылые или бабочки, гусеница, равнокрылые, двукрылые, блохи | Таблица сравнительных характеристика отрядов насекомых | ||||
Отряды перепончатокрылые | комбинированный | Перепончатокрылые, наездники, инстинкт, пчелы, матка, трутни, рабочие | Индивидуальный опрос | ||||
Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные» | Урок обобщение | Контрольные тесты | Повторить | ||||
Хордовые или позвоночные | Тип Хордовые. Подтипы: бесчерепные и черепные или позвоночные | Изучение нового материала | Подтип бесчерепные, ланцетник, подтип черепные, круглоротые | Заполнение таблиц | |||
Класс Рыбы: хрящевые, костистые ЛАБ.РАБ.№7 – 10 МИН | Изучение нового материала | Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия | Индивидуальный и фронтальный опрос, лабораторная работа: Строение и передвижение рыб» | ||||
Класс хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, скаты, химерообразные | Урок конференция | Хрящевые рыбы, химерообразные, покровительственная окраска | Сообщения учащихся, тесты | ||||
Костные рыбы. Отряды: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные | Урок конференция | Форма тела, окраска,, поведение, инстинкт, нерест, забота о потомстве | Сообщения учащихся, тесты | ||||
Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы» | Урок -Игра «Что? Где? Когда?» | ||||||
Класс земноводные или амфибии. Отряды безногие, хвостатые, бесхвостые | Изучение нового материала | Многообразие земноводных животных | Сообщения учащихся, тесты | ||||
Класс Пресмыкающиеся Отряд Чешуйчатые | Изучение нового материала | Ящерецы, змеи | Заполнение таблицы | ||||
Отряды Черепахи, Крокодилы | комбинированный | Черепахи, крокодилы | Сообщения учащихся | ||||
Обобщающий урок по теме «Класс Земноводные» | общающий | Тестовые задания | |||||
Класс Птицы отряд Пингвины ЛАБ.РАБ.№8 – 15 МИН | Изучение нового материала | Гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация | Самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа «Внешнее строение птицы» | ||||
Отряды птиц: страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные | Урок конференция | Страусы, нанду, казуары, гуси | Сообщения учащихся | ||||
Отряды птиц: дневные хищники, совы, куриные | Изучение нового материала | Самостоятельная работа с книгой | |||||
Отряды птиц: воробьинообразные, голенастые | комбинированный | Многообразие воробьинообразных, голенасты | Письменная работа по тестам | ||||
ЭКСКУРСИЯ «Изучение многообразия птиц» | экскурсия | Умение наблюдать, делать записи в тетради | Отчет об экскурсии | 28-30 | |||
Класс Млекопитающие или Звери | Изучение нового материала | Отряды: Однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые | , самостоятельная работа с книгой | ||||
Класс млекопитающие | комбинированный | Отряд грызуны, зайцеобразные | Заполнение таблицы, сообщения | ||||
Отряд китообразные, ластоногие, хоботные, хищные | комбинированный | Отряд китообразные, ластоногие, хоботные, хищные | Заполнение таблицы, сообщения | ||||
Отряд парнокопытные, непарнокопытные | Комбинированный | Отряды парнокопытные, непарнокопытные | Заполнение таблицы, сообщения, тесты | ||||
Отряд приматы | комбинированный | Отряд приматы | Тесты, индивидуальный опрос | ||||
Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие» | Обобщающий урок-игра | ||||||
Обобщающий урок по теме «Хордовые» | обобщающий | Тесты, письменный опрос | Повторить 30-35 | ||||
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | Покровы тела ЛАБ.РАБ. №9 – 20 МИН | Изучение нового материала | Плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа | Лабораторная работа «Особенности покровов тела» | 36 заполнить таблицу | ||
Опорно-двигательная система | Изучение нового материала | Наружний скелет, внутренний скелет, позвоночник, позвонок, скелет конечностей, конечности, суставы | Заполнение таблицы | ||||
Способы передвижения животных, Полости тела ЛАБ.РАБ.№10 – 10 МИН | Урок практикум | Движения: амебоиднеое за счет биения жгутиков, ресничек, с помощью мышц | Самостоятельная работа, лабораторная работа | вопросы | |||
Органы дыхания, Газообмен ЛАБ.РАБ. №11 – 10 МИН | комбинированный | Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки | Лабораторная работа «Наблюдение за дыханием», тесты | ||||
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | Изучение нового материала | Обмен веществ, превращении еэнергии, ферменты | Лабораторная работа, тесты | ||||
Кровеносная система, кровь | комбинированный | Сердце, капилляры, артерии, вены, круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, клетки крови, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, гемоглобин, кровь артериальная,венозная | Тесты, заполнение таблицы | ||||
Органы выделения | комбинированный | Канальцы, почки, моча, мочеточник, мочевой пузырь | Тесты, заполнение таблицы | ||||
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт ЛАБ.РАБ.№12 – 10МИН | Изучение нового материала | Раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное окльцо, нервы, головной мозг, спинной мозг, рефлекс, инстинкт | Заполнение таблицы | ||||
Органы чувств. Регуляция деятельности организма | Поисковая беседа | Простой глазок, сложный фасеточный глаз, монокулярное зрение, бинокулярное зрение, нервная регуляция | Лабораторный опыт, самостоятельная работа с книгой | ||||
Продление рода. Органы размножения | комбинированный | Размножение, половое и бесполое, половая система, гермафродизм, раздельнополость, яичники, семенники, плацента | Тесты, заполнения таблицы | ||||
Способы размножения животных. Оплодотворение | Изучение нового материала | Размножение, половое и бесполове, почкование, живорождение, оплодотворение, внешнее внутреннее | Самостоятельная работа с книгой | 45,46 | |||
Развитие животных с превращением и без превращения ЛАБ.РАБ.№14-10 МИН | Комбинированный | Метаморфоз, развитие без превращения, развитие с превращением | Заполнение таблицы, тесты | ||||
Периодизация и продолжительность жизни животных | Комбинированный | Половое созревание, периодизация онтогенеза | Тесты, самостоятельная работа | ||||
Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | Контроль знаний потеме | Тесты, письменный опрос | Повторить 40-48 | ||||
Развитие и закономерности размещения животных на Земле | Доказательства эволюции животных | Изучение нового материала | Доказательства, палеонтологические, эмбриологические., сравнительно-анатомические, гомологические органы, рудименты, атавизма | Заполнение таблицы, самостоятельная работа с книгой | |||
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | комбинированный | Наследственность, изменчивость определенная и неопределенная, борьба за существования, естественный отбор | тесты | ||||
Усложнение строения животных. Многообразие видов, как результат эволюции | Изучение нового материала | Дивергенция, разновидность, видообразие | Самостоятельная работа с книгой | ||||
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | Изучение нового материала | Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт, миграции: возрастная, периодические, непереодические | Самостоятельная работа с книгой | ||||
Биоценозы | Естественные и искусственные биоценозы | Изучение ново материала | Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты | Заполнение таблицы | |||
Факторы среды и их влияние на биоценозы | комбинированный | Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные | Тесты, самостоятельная работа с книгой | 54 повторить 53 | |||
Цепи питания. Поток энергии | Изучение нового материала | Цепи питания, пищевая пирамида, энергетическая пирамида | Самостоятельная работа | ||||
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу ЭКСКУРСИЯ «весенние явления в жизни живлтных» | комбинированный | Энергетическая группа, пищевые или трофические связи | Тесты, заполнение таблицы | ||||
ЭКСКУРСИЯ «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | экскурсия | Умение наблюдать , делать записи в тетради | Отчет об экскурсии | ||||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | Взаимодействия человека и его деятельности на животный мир | Изучение нового материала | Промысел, промысловые животные | тесты | |||
Одомашненные животные | конференция | Отбор, селекция, разведение | Сообщение учащихся | ||||
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | комбинированный | Мониторинг, биосферный заповедник | Индивидуальный опрос | ||||
Охрана и рациональное использование животного мира | обозрение | Заповедники, заказники, памятники природы, красная книга, акклиматизация | Индивидуальный опрос | ||||
Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле» | обобщающий | Письменная работа, тесты | |||||
Заключительный урок по курсу «Животные» летние задания | инструктаж |
Используемая литература:
Литература для учителя:
1. Программа для общеобразовательных школ «Биология» 6- 9 классы, Москва, «Просвещение» 2008 год
2. Учебник «Биология 7 Животные» В.В.Латюшин, А.Шапкин, Дрофа, 2002год
3. Тематическое и поурочное планирование «Биология Животные» В.В.Лалюшин, Г.А. Уфимцева, Дрофа, 2003 год
4. Тесты по биологии 7 класс к учебнику В.В,Латюшина и др. 2006 год, идательство «Экзамен»\
5. Тесты Биология 6- 11 классы Т.с.Сухова, Дрофа, 1997 год
Литература для учащихся:
- Учебник:» Биология. Животные 7 класс», В.В.Латюшин, А.В.Шапкин. Издательство «Дрофа» 2002год.
- Рабочая тетрадь «Биология Животные 7 класс», В.В. Латюшин, Издательство «Дрофа»
Дополнительная литература:
1. Книга для чтения по зоологии С.А.Молис, Просвещение, 1981 год
- Биология. Справочник школьника. АНК, 1995год
- Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Издательство «Мир», 1993 год
- Опорные конспекты по биологии. НГПУ, Новосибирск, 1996 год