Изменчивость – или постоянство сотворенных видов?
Теория эволюции утверждает, что одни виды животных и растений превращаются в другие, что одни виды предшествуют другим, что одни виды пораждают в своем развитии другие виды. Современное массовое сознание, пропитанное эволюционистскими псевдонаучными идеями, кажется, не подвергает сомнению этот якобы «доказанный» (непонятно, правда, кем и каким образом) «факт».
Однако православное вероучение принципиально иное.
Священное Писание не допускает возможности трансформации от одних видов к другим. Напротив, в Библии вполне определенно говорится о создании всей живой твари по роду их. Так было с растениями: И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, ему же семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако (Быт. 1, 11). Так распорядился Творец и с выходцами из воды: И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду(Быт. 1, 21). Так же точно сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их(Быт. 1, 25). Ни один вид не появился из другого путем «эволюции». Хотя жизнь появилась сперва в воде, а потом на суше, но рыба не мутировала ни в лягушку, ни в зверя.
Святитель Кирилл Иерусалимский:«Из одной земли пресмыкающиеся происходят, и звери, и скоты, и древа, и снеди, и золото, и сребро, и медь, и железо и камень... Одно естество воды, но из оного рождаются рыбы, и птицы; и как те плавают в водах, так и сии летают в воздухе» [68, с. 117].
Святитель Василий Великий:«Природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва – льву, орла – орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до окончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств животных» [19, с. 139].
«Отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян возрастает сродное им. И таким образом, что при первом сотворении возникло из земли, то наблюдается и доныне» [19, с. 70].
Святитель Афанасий Великий:«Каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает» [8, с. 287].
Блаженный Августин:«Не потому ли о животных сказано по роду, что они явились для того, дабы от них рождались и преемственно удерживали первоначальную формудругие, т. е. – для размножения потомства, для сохранения которого они и созданы?» [2, с. 218].
Святитель Амвросий Медиоланский: «Божие Слово проницает всякую тварь в составе мiра. Следовательно, как предопределил Бог, все роды живых существ были быстро произведены из земли. Согласно фиксированному закону все они следуют друг за другом из века в век в соответствии с их внешним видом и природой. Лев рождает льва, тигр – тигра, бык – быка, лебедь – лебедя, а орел – орла. Однажды приказанное стало во всей вселенной обыкновением на все времена. С этих пор земля не прекратила приносить дань своего служения. Начальный вид живых существ воспроизведен на будущее время последующими поколениями данной природы» [цит. по 119, с. 63].
«Нет угрозы, что заповедь Божия, к которой приучилась природа, может стать недействительной в будущем из-за прекращения размножения, коль скоро и ныне целость породы по-прежнему сохраняется в семенах. Мы знаем, что куколь и другие чуждые семена, которые часто рассыпаны среди плодов земных, в Евангелии называются “плевелами”. Сии, однако, принадлежат к особому виду, а не дегенерировали в другой вид через процесс мутации из семени пшеничного растения. Господь поведал нам, что это так, когда сказал: Уподобися Царствие Небесное человеку сеявшему доброе семя на селе своем; спящим же человеком прииде враг его и всея плевелы посреди пшеницы (Мф.13, 24–25). Мы заключаем из сего, что плевелы и пшеница безусловно представляются раздельными и по имени, и по роду. Отсюда, слуги тоже сказали Домовладыке: Господи, не доброе ли семя сеял на селе Твоем, откуду убо имать плевелы? (Мф. 13, 27). Одно есть семя диавола; другое – Христа, которое посеяно в согласии со справедливостью. Следовательно, Сын Человеческий посеял одно, а диавол посеял другое. По этой причине естество каждого раздельно, коль скоро сеятели противоположны» [119, с. 64–65].
Как видно из последней цитаты, святитель Амвросий видел в разграничении видов нравственный аспект – разграничение добра и зла, добродетели и порока. Напротив, допущение перехода одного вида в другой неизбежно ведет к нравственному релятивизму, ибо если предположить, что человек имел своими предками бессловесные твари, то необходимо заключить что и заповеди Божии имеют лишь временный и относительный характер.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:«Творец в начале создал только начатки рыб и птиц, роды их, а размножение их предоставил им самим, под охранением Своим, подобно тому, как и размножение рода человеческого. И до ныне все роды рыб и птиц, размножившись до бесконечности, сохраняют в точности вид, нравы и обычаи своих родов,ни мало не смешиваясь с другими. Всякая рыба и птица и всякий гад, какими были за несколько тысяч лет назад, такими и остаются и ныне с теми свойствами, какие получили они от Творца в начале» [58, с. 79]. (Отметим, между прочим, что святой праведный Иоанн Кронштадтский упоминает не «миллионы», а «тысячи» лет, ничуть не смущаясь тем, что эволюционистские идеи Лайеля и Дарвина уже весьма сильно прельстили умы его современников).
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):«Эволюционная гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида и не знает перехода даже от воробья к ласточке» [85, с. 40].
Другой богословски значимый аспект представления о целостности вида и постоянства природы твари состоит в том, что это представление служит залогом будущего воскресения мертвых в нетленных телах.
Святитель Амвросий Медиоланский: «Природа во всем, что она производит сообразна самой себе... Семена одного рода не могут быть изменены в другой родрастения, ни изнести плод, отличающийся от собственных семян, так чтобы люди появлялись из змей, а плоть из зубов, насколько же более, воистину, следует верить, что все, что бы ни было посеяно, восстает опять в собственной своей природе... Можете ли вы тогда, вы, язычники, способные утверждать перемену, отрицать воскресение естества?» [цит. по 119, с. 66].
Святитель Григорий Нисский: «В начале мiротворения, как познаем это из писания, сперва, как говорит слово, прорастила земля былие травное (Быт. 1, 12), потом из ростка произошло семя, от которого, когда пало на землю, взошел опять тот же самый род произросшего первоначально. Но сие, говорит Божественный Апостол, совершается и при воскресении. Не тому же только научаемся у него, что человечество пременится в большее велелепие..., но и что уповаемое не иное что есть, как то же самое, что было вначале» [цит. по 119, с. 67].
Главная идея эволюционизма заключается в полном противоположении церковному учению. Эволюционисты признают, будто одни виды, сменяясь, порождают возникновение других видов. Приведенное свидетельство Священного Писания и согласное с ним мнение Святых Отцов отрицает в принципе возможность такого эволюционного перехода от одних видов к другим.
Утверждение стабильности созданных Богом творений следует рассматривать как несомненный постулат православного вероучения, противополагающийся принципу эволюционизма.